Пояснительная записка.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника.
Дополнительное образование учащихся предполагает развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности. Именно в детском возрасте закладываются основы мотивации деятельности, проявляется любознательность, сопровождающая активностью и желанием заниматься любимым делом. Иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал. Многие ребята имеют активную мотивацию к изучению предмета, но есть противоречия:
Во-первых, неоднородность классного коллектива и необходимость усвоения базового уровня всеми учащимися;
Второе противоречие состоит в том, что немецкий язык изучается в искусственной среде. Для преодоления этих противоречий необходим курс дополнительных занятий, составленных на принципиально новых подходах к обучению в интерактивном режиме работы, с учётом индивидуальных способностей детей в рамках личностно-ориентированного обучения.
Общение на иностранном языке в неформальной обстановке способствует погружению в мир языка, а значит, естественному общению. Кроме того коллектив единомышленников сплачивает ребят в их деятельности, усиливает мотивацию, создаёт комфортную среду для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и стимулирует речевое творчество. Ответственность за выполнение заданий способствует воспитанию самостоятельности, дает детям возможность планировать свою работу, определять цели и задачи, запрашивать дополнительную информацию у учителя или добывать её самостоятельно из других источников, взаимодействовать с партнёрами из группы. Использование ролевых игр поможет учащимся проявит себя, «примерить» взрослую жизнь, выразить свои чувства, отношение к действительности. Играя, учащиеся переносят свои знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную. Таким образом, игра является социальной практикой личности школьника, средой его обогащения. Это одна из возможностей создания личностно-ориентированной ситуации развития учащихся. В основу программы положена концепция модернизации образования и принципы личностно-ориентированного подхода.
На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время.
Кружок готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы кружка дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению, предусматривают связь с жизнью учащихся и стимулируют их потребность в общении.
Предлагаемый школьный курс «Немецкий с удовольствием» направлен на активизацию познавательных интересов обучающихся. Данная программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по немецкому языку. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года из расчета 1 час в неделю. Актуальность программы не подлежит сомнению, поскольку она отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению иностранным языком благодаря коммуникативной направленности, личностно- ориентированному и занимательному характеру учебного материала. Необходимость введения внеурочной деятельности по немецкому языку для обучающихся 5-9 классов продиктована потребностью ребят. Опрос обучающихся среднего звена показал, что, с одной стороны, дети имеют слабое представление о странах изучаемого языка, с другой стороны, обучающиеся имеют не очень высокую мотивацию к изучению иностранного языка. Последующая конкретизация показала, что жизнь и творчество известных людей стран изучаемого языка представляет интерес для многих школьников. В связи с этим возникла необходимость создания дополнительного курса, позволяющего подросткам 12-16 лет реализовать свой интерес к предмету, расширить кругозор, углубить знания немецкого языка. Тематика, обозначенная в курсе, соответствует содержанию программы основного общего образования по немецкому языку. Это позволяет использовать его параллельно с любым УМК, входящим в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к применению Министерством образования и науки РФ в общеобразовательной школе.
Программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. Участники программы – учащиеся 5-9 классов.
Цель и задачи программы
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка, развитие творческих способностей детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном языке, научить детей понимать и выражать свои мысли на иностранном языке, применение информационных технологий при формировании социокультурной компетенции, то есть способность понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
В связи с социальным заказом цель обучения детей иностранному языку может быть определена следующим образом:
развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
создание благоприятных условий для развития учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Обогащение социального опыта школьников;
Помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании
Формирование готовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Создание условий для укрепления здоровья учащихся;
Расширение возможностей для участия школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Основными характеристиками курса «Немецкий с удовольствием» являются его вариативность, долгосрочность, деятельностный и творческий подход, и оригинальность содержания. Курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию.
Курс «Немецкий с удовольствием» имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
развитие способностей учащихся использовать немецкий язык как средство общения и образования в области лингвострановедения;
расширение кругозора и эрудиции;
развитие навыков познавательных интересов и исследовательской работы.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
обучение лексическим единицам в соответствии с выбранными темами;
развитие навыков оперирования лексическими единицами в коммуникативных целях;
совершенствование умений учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – обучать, аргументировано выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проводить презентации;
в области письма – обучать выделять ключевую информацию, делать выписки (тезисы), кратко излагать или расширять текст, уметь написать поздравительную открытку;
в области аудирования – совершенствовать умение воспринимать на слух аутентичные тексты с пониманием общей идеи и детальным пониманием;
в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с извлечением полной или детальной информации.
В результате прохождения курса учащиеся
овладеют лексическими единицами в соответствии с тематикой курса;
научатся пользоваться разговорными клише адекватно ситуации общения;
смогут выполнять групповые и индивидуальные задания и выступать с отчетами по ним;
научатся кратко излагать письменно или устно предложенную информацию;
смогут работать со справочными материалами на немецком и русском языках;
могут воспользоваться сайтами сети Интернет при работе над проектами;
научатся готовить презентации на немецком языке.
узнают национальные особенности Германии в соответствии с изучаемыми темами;
научатся обобщать и систематизировать найденную информацию и представлять ее в виде коллективных проектов, викторин.
Текущий контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. Особенный акцент делается на умении самостоятельно, осознанно, правильно фонетически и грамматически строить устную речь.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом реализации программы должны стать:
создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
созданию условий для укрепления здоровья обучающихся;
повышению качества образования и воспитания школьников;
создание благоприятных условий для развития способностей на всех ступенях обучения;
сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка;
формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;
формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность.
Основные мероприятия программы
Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований.
Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Содержание программы
В 5-9 классах усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Поэтому в своей работе я широко применяю метод проектов, и в соответствии с Примерными Программами по немецкому языку на заключительном уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить проект. Работа над проектом способствует развитию критического и творческого мышления учащихся, ориентирует их на самостоятельную деятельность. Тема проектов, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уровнем языковой подготовки детей. Работа над проектной методикой начинается с 5 класса.
В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по немецкому языку, но и по экологии, биологии, информатике. Работая над проектом, дети учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.
Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 9 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Моё родное село», «Москва», «Майкоп», «Достопримечательности Города Майкопа», в 8 классе – «Путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а затем все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».
Презентация проектов проходит в виде постеров, докладов или ролевой игры на занятиях – защита знаний по немецкому языку.
Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:
самоопределенческая – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
коммуникативная – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
имитационного моделирования (игровая) – способность решать жизненно важные проблемы;
проблемно-поисковая – способность решать проблемы и проблемные ситуации;
деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.
Формы работы с учащимися:
групповые занятия с учащимися;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
интеллектуальные марафоны.
Пояснительная записка.
5-6 классы
В последние годы в связи с преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества изменился статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника.
Занятия в кружке немецкого языка помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводить свое свободное время.
Кружок предназначен готовить их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы кружка спланированы так, чтобы дополнить и углубить материалы урока, способствовать их более прочному усвоению, предусматривать связь с жизнью учащихся и стимулировать их потребность в общении.
Цель программы:
● овладение учащимися способностью обмена информацией на английском языке в ситуациях повседневного общения, читать несложные тексты о стране изучаемого языка, их культуре и быте и изложить содержание прочитанного без помощи словаря.
Задачи программы:
● расширить коммуникативные умения учащихся в устной (говорение и понимание на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения;
● стимулировать интерес учащихся к изучению предмета через игру,
● способствовать всестороннему развитию личности;
● постоянно формировать у детей потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком;
● максимально использовать способности детей в овладении языком.
Формы работы кружка:
- беседы,
- игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические),
- конкурсы,
- викторины
- урочные занятия,
- контрольные занятия,
- тестирование.
Особенностью данной программы является широкое использование игр для обучения иностранному языку. Каждое занятие строится как занятие общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях немаловажную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка.
При составлении данной программы были учтены возрастные особенности учащихся, а также как увеличение занятости детей в свободное время, развитие личности.
Объем программы 170 часов для учащихся 5- 9 классов ( 1 час в неделю). Занятия проводятся в кабинете иностранного языка.