Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 38 хутора Беликов
муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокола № 1
от «31» августа 2015 года
Председатель педсовета
________________В.Н. Немиря
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку «Ономастика» в рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО
Уровень образования: основное общее образование
5 класс
Количество часов: 34
Учитель: Николаева Елена Владимировна
Программа разработана на основе учебно-методического пособия «Ономастика: элективный курс», / М. Ю. Беляева; Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт. − Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011. − 172 с.
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями учащихся по ономастике (разделу языкознания, изучающему собственные имена) невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие происхождения имен собственных. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Ономастика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Ономастике”.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир имен собственных. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения ономастики школьники могут увидеть “волшебство знакомых имен собственных”; понять, что обычные имена и фамилии, прозвища, клички домашних животных достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Ономастике” должно пробуждать у учащихся стремление заниматься исследовательской деятельностью.
Цель программы состоит в расширении знаний учащихся по русскому языку, повторении основных понятий и навыков анализа языковых единиц.
К содержательным задачам программы относятся следующие:
· дать обучаемым системное знание об ономастике и ее предмете − именах собственных;
· научить школьников определять вид собственных имен;
· обратить внимание на особенности значения, структуры, фонемного и морфемного состава собственных имен;
· показать специфику использования имен разных типов в устной и письменной речи, в художественной литературе.
В практические задачи программы входят следующие:
· Актуализация навыков фонетического, морфемного, словообразовательного видов анализа структуры слова;
· Актуализация понятий, полученных ранее по лексикологии и стилистике: значение слова, исконные и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектная лексика, стили речи и др.;
· Передача знаний о специфике использования видов собственных имен в устной и письменной, литературной и диалектной речи.
В воспитательные задачи программы включается привитие уважения к традициям и истории "большой" и "малой" родины. Собственные имена обладают способностью аккумулировать самую разностороннюю информацию о территории проживания и о людях, ее населяющих. Ономастика дает новый и качественный материал, позволяющий по-новому увидеть русский характер и образ жизни, во многом обусловленный спецификой территории проживания. Краснодарский край относится к многонациональным районам, и ономастика Кубани призвана воспитывать толерантность к этносам, их традициям и языкам.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, лекции, дидактический и раздаточный материал, экскурсии, работа со словарями и справочниками, элементы исследовательской работы. Все это открывает для детей прекрасный мир имен собственных, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое об их собственных именах, фамилиях, названиях населенного пункта.
2. Общая характеристика учебного предмета
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа по работе с разнообразными словарями;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
III. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-го класса.
IV. Планируемые результаты.
5-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
осознать интерес к изучению имен собственных;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Таблица тематического распределения часов
«Россиеведческое направление в изучении ономастики»
№ занятия | Тема занятия | Практические задачи |
| | |
1 | Имена собственные как предмет изучения ономастики. Особенности значения собственных имен | Различение собственных и нарицательных имен, выявление их грамматических различий; правописание прописной буквы в собственных именах |
2. | Типы собственных имен по соотношению с называемым объектом. Геонимы. Гидронимы | Различение собственных и нарицательных имен, выявление их грамматических различий; правописание прописной буквы в собственных именах |
3. | Направления изучения собственных имен. Россиеведческая и региональная ономастика. Выдающиеся отечественные ономасты | Накопление знаний по теме "русский язык и его значение"; |
4. | Россиеведческая и региональная ономастика. Выдающиеся отечественные ономасты | Изучение местных реалий и их истории через языковые единицы |
5. | Ономастические словари, их цели и структура | Приобретение навыков работы со словарями разных типов, анализ словарных статей |
6. | . Словари собственных имен разных типов | Приобретение навыков работы со словарями разных типов, анализ словарных статей |
| II. Виды собственных имен (22 час.) | |
7. | Теонимы и мифонимы. | Навыки правописания и толкования значений фразеологизмов, в т.ч. библеизмов |
8. | Теонимы и мифонимы как объект изучения ономастики | Навыки правописания и толкования значений фразеологизмов, в т.ч. библеизмов |
9. | Астронимы. Народная и официальная астрономия. | Изучение устаревшей лексики. Определение архаизмов, историзмов |
10. | Принципы номинации в народной астронимии | Изучение устаревшей лексики. Определение архаизмов, историзмов |
11. | Антропонимы. Виды антропонимов. Национальные антропонимические модели. Личные имена. Языческие и христианские имена | Навыки выделения обращения. Усвоения основ речевого этикета. Фонетический анализ христианских имен, изменения количества звуков при заимствовании; Морфемный анализ имен, выделение суффиксов субъективной оценки |
12. | Официальные и неофициальные формы имен. Суффиксы субъективной оценки в русских личных именах | Фонетический анализ христианских имен, изменения количества звуков при заимствовании; Морфемный анализ имен, выделение суффиксов субъективной оценки |
13. | Отчества. История возникновения и развития отчеств на Руси. | Выработка навыков произношения отчеств; морфемный анализ отчеств; навыки речевого этикета в сфере отчеств |
14. | Понятие таутонима, его исторические корни. | Выработка навыков произношения отчеств; морфемный анализ отчеств; навыки речевого этикета в сфере отчеств |
15. | Прозвища. Виды прозвищ (от имен и от реалий). | Определение типов переносных значений (метафора, метонимия, синекдоха). |
16. | Индивидуальные и групповые (коллективные) прозвища | Знакомство с диалектной лексикой, просторечием, жаргонами |
17. | Фамилии как часть антропонимии. Классификация фамилий (от личных имен и от реалий).. | Выработка навыков склонения фамилий, в т.ч. заимствованных; словообразовательный анализ фамилий; |
18. | Происхождение и география русских фамилий. Типовые суффиксы русских и иноязычных фамилий | Знакомство со словообразовательными гнездами, их анализ. Знакомство с диалектной и устаревшей лексикой |
19. | Псевдонимы. Их значение и структурные особенности. Псевдонимы русских и зарубежных писателей. | Знакомство с неологизмами индивидуально-авторскими словами; |
20. | Ники (компьютерные имена) как вид антропонимов | Изучение особенностей графики (шрифты, сокращения, символы) |
21. | Зоонимы. Россиеведческий аспект изучения именования животных. | Навыки морфологических и неморфологических способов словообразования |
22. | Виды зоонимов. Традиции называния животных. | Навыки морфологических и неморфологических способов словообразования |
23. | Топонимы. Виды топонимов. Геонимы, их разновидности. | Знакомство с исконной и заимствованной лексикой; с этимологическими словарями |
24. | Гидронимы, их разновидности. Этимология топонимов | Знакомство с исконной и заимствованной лексикой; с этимологическими словарями |
25. | Этнонимы. Происхождение названий племен, наций, народностей. Принципы называния в этнонимии. | Знакомство с исконной и заимствованной лексикой; с типичными суффиксами этнонимов |
26. | Этнонимы национальностей, проживающих в России | Знакомство с исконной и заимствованной лексикой; с типичными суффиксами этнонимов |
27. | Эргонимы. Виды эргонимов. | Знакомство с нейтральной и стилистически окрашенной лексикой; анализ сложносокращенных слов |
28. | Названия объединений, партий, организаций, кружков. | Знакомство с нейтральной и стилистически окрашенной лексикой; анализ сложносокращенных слов |
| III. Литературная ономастика (6 час.) | |
29. | Собственные имена в классической русской литературе 19 века | Подготовка сообщений учащихся; написание мини-сочинений |
30. | Онимы в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.) | Подготовка сообщений учащихся; написание мини-сочинений |
31. | Зоонимы в классической русской литературе | Описание как речевой жанр; навыки описания животного |
32. | Зоонимы в классической русской литературе (по произведениям А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.) | Описание как речевой жанр; навыки описания животного |
33. | Собственные имена разных типов в русской литературе 20 в. | Подготовка сообщений учащихся; написание сочинений-рассуждений |
34. | Собственные имена разных типов в русской литературе 20 в. (произведения по выбору учащихся) | Подготовка сообщений учащихся; написание сочинений-рассуждений |
5. Содержание обучения
I. Введение (6 час.)
Имена собственные как предмет изучения ономастики. Особенности значения собственных имен.Типы собственных имен по соотношению с называемым объектом. Геонимы. Гидронимы.
Направления изучения собственных имен. Выдающиеся отечественные ономасты. Россиеведческая и региональная ономастика.
Ономастические словари, их цели и структура. Словари собственных имен разных типов.
II. Виды собственных имен (22 час.)
Теонимы и мифонимы как объект изучения ономастики.
Астронимы. Народная и официальная астрономия. Принципы номинации в народной астрономии
Антропонимы. Виды антропонимов. Национальные антропонимические модели.
Личные имена. Языческие и христианские имена. Официальные и неофициальные формы имен. Суффиксы субъективной оценки в русских личных именах.
Отчества. Прозвища. История развития отчеств на Руси. Виды прозвищ (от имен и от реалий; индивидуальные и групповые // коллективные)
Фамилии. Происхождение и география русских фамилий. Типовые суффиксы русских и иноязычных фамилий. Классификация фамилий (отантропонимические, прозвищные, оттопонимические)
Псевдонимы. Их значение и структурные особенности. Псевдонимы русских и зарубежных писателей. Ники (компьютерные имена) как вид антропонимов
Зоонимы. Россиеведческий аспект изучения зонимов. Виды зоонимов. Традиции именования животных.Топонимы. Виды топонимов. Геонимы, их разновидности. Гидронимы, их разновидности. Этимология топонимов.
Этнонимы. Происхождение названий племен, наций, народностей. Принципы называния в этнонимии. Автоэтнонимы и аллоэтнонимы.
Эргонимы. Виды эргонимов. Названия объединений, партий, организаций, кружков. Способы образования и функции эргонимов.
III. Литературная ономастика (6 час.)
Собственные имена в классической русской литературе XIX в. Собственные имена в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Зоонимы в классической русской литературе (по произведениям А.П.Чехова, А.И. Куприна и др.)
Cобственные имена разных типов в русской литературе XX в. (произведения по выбору учащихся).
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные издания
Учебно-методическое пособие «Ономастика: элективный курс», / М. Ю. Беляева; Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт. − Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011. − 172 с.
И.А. Ковешников. Очерки по топонимике Кубани.
Технические средства обучения
1. Ноутбук.
2. Переносной экран.
3. Переносной проектор.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
http: // familii.info/ ru.
http://www.imena.org
http://name.ehh.ru/imena5.html
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ANTROPONIMIKA.html
http: // gramota.ru/mag_rub.html?id=69
www. onomastica. ru.
http: // sb.by/ article.php? article/D = 59674
Рассмотрено Согласовано
на МО учителей-предметников Зам. директора по УВР
Протокол №1 от ________Е.И. Вакуленко
«24» августа 2015 г. «____»________ 2015 г.
__________Н.П. Остапенко
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________Е.И. Вакуленко
_____________ 20__ года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Ономастика»
Класс: 5
Учитель: Николаева Елена Владимировна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Е.В. Николаевой, протокол от 31.08.2015 года № 1.
Планирование составлено на основе учебно-методического пособия «Ономастика: элективный курс», / М. Ю. Беляева; Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт. − Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011. − 172 с.
№ № п/п | Тема | Дата проведения |
план | факт |
|
1 | Имена собственные как предмет изучения ономастики. Особенности значения собственных имен | 02.09.2015 | |
2 | Типы собственных имен по соотношению с называемым объектом. Геонимы. Гидронимы | 09.09 | |
3 | Направления изучения собственных имен. Россиеведческая и региональная ономастика. Выдающиеся отечественные ономасты | 16.09 | |
4 | Россиеведческая и региональная ономастика. Выдающиеся отечественные ономасты | 23.09 | |
5 | Ономастические словари, их цели и структура | 30.09 | |
6 | Словари собственных имен разных типов | 07.10 | |
II. Виды собственных имен (22 час.) |
7 | Теонимы и мифонимы. | 14.10 | |
8 | Теонимы и мифонимы как объект изучения ономастики | 21.10 | |
9 | Астронимы. Народная и официальная астрономия. | 28.10 | |
10 | Принципы номинации в народной астронимии | 04.11 | |
11 | Антропонимы. Виды антропонимов. Национальные антропонимические модели. Личные имена. Языческие и христианские имена | 11.11 | |
12 | Официальные и неофициальные формы имен. Суффиксы субъективной оценки в русских личных именах | 18.11 | |
13 | Отчества. История возникновения и развития отчеств на Руси. | 25.11 | |
14 | Понятие таутонима, его исторические корни. | 02.12 | |
15 | Прозвища. Виды прозвищ (от имен и от реалий). | 09.12 | |
16 | Индивидуальные и групповые (коллективные) прозвища | 16.12 | |
17 | Фамилии как часть антропонимии. Классификация фамилий (от личных имен и от реалий).. | 23.12 | |
18 | Происхождение и география русских фамилий. Типовые суффиксы русских и иноязычных фамилий | 13.01 | |
19 | Псевдонимы. Их значение и структурные особенности. Псевдонимы русских и зарубежных писателей. | 20.01 | |
20 | Ники (компьютерные имена) как вид антропонимов | 27.01 | |
21 | Зоонимы. Россиеведческий аспект изучения именования животных. | 03.02 | |
22 | Виды зоонимов. Традиции называния животных. | 10.02 | |
23 | Топонимы. Виды топонимов. Геонимы, их разновидности. | 17.02 | |
24 | Гидронимы, их разновидности. Этимология топонимов | 24.02 | |
25 | Этнонимы. Происхождение названий племен, наций, народностей. Принципы называния в этнонимии. | 02.03 | |
26 | Этнонимы национальностей, проживающих в России | 09.03 | |
27 | Эргонимы. Виды эргонимов. | 16.03 | |
28 | Названия объединений, партий, организаций, кружков. | 23.03 | |
III. Литературная ономастика (6 час.) |
29 | Собственные имена в классической русской литературе 19 века | 30.03 | |
30 | Онимы в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.) | 06.04 | |
31 | Зоонимы в классической русской литературе | 13.04 | |
32 | Зоонимы в классической русской литературе (по произведениям А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.) | 20.04 | |
33 | Собственные имена разных типов в русской литературе 20 в. | 27.04 | |
34 | Собственные имена разных типов в русской литературе 20 в. (произведения по выбору учащихся) | 04.05 | |
ИТОГО | 34 часа |