Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №2 поселка имени Карла Либкнехта»
Курчатовского района Курской области
Согласована с заместителем директора по УВР( ВР) Малышева Т.Н./______________ Принята педагогическим советом Протокол № 1 от «__» августа 201__ г. | | Утверждаю Директор школы ________ Т.Н. Исаева. приказ № ___от ___________ 201__г. |
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
ЭКООКО
для _6__ класса
Составитель(и): учитель географии Рудакова И.П.
Поселок имени Карла Либкнехта
2016 г.
Данная программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в экологию и биологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» объясняются на конкретных примерах растений.
Познание учащимися экологии растений начинается с понятия экологии растений, как учебного предмета, далее влияние абиотических и биотических, антропогенных факторов. И как следствие сезонные изменения, измениения в течение жизни, жизненные формы, растительные сообщества, в итоге охрана растительного мира.Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об экологии, но и формирует целостное представление о экологии растений на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: среда обитания и условия существования, группы растений по отношению к свету, к воде, к свойствам почв, жизненные формы и охраняемые растения.
Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса экологии для основной школы.
Цель программы: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;
о месте экологии растений в ботанической науке;
об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.
Задачи курса:
изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;
изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;
познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации; познакомить с периодическими явлениями в жизни растений.
Образовательные:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействи
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Согласно учебному образовательному плану школы на изучение экологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Курс экологии в 6 классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, , которые способствуют формированию УУД.
Результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
смоделировать экологическую ситуацию;
приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
взаимодействовать в группах;
находить необходимую информацию на различных носителях;
демонстрировать результаты своей работы;
соблюдать правила поведения в природе.
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
Учебно-тематический план программы "ЭКООКО".
Тема | Всего часов | В том числе |
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии |
1.Вводное занятие « Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания» | 2 | 1 | 1 | | |
2.Природа Курского края | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3.Гербарий растительности | 6 | 1 | 3 | 2 | |
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области. | 8 | 3 | 3 | 1 | 1 |
5.Особо охраняемые территории родного края. | 8 | 2 | 2 | 2 | |
6.Экологические проблемы Курской области | 4 | | | | |
7.Отчет о результатах | 4 | | | | |
8.Экологические факторы и среды жизни организмов. | 8 | 3 | 2 | 2 | 1 |
9.КАЭС влияние на экологию области. | 4 | 2 | | | |
10.Выполнение компьютерных презентаций: -«Экологические проблемы Курской области»; -«Экологические проблемы нашей местности» | 6 | | | | |
11.Природоохранная деятельность: -изготовление охранных знаков, природоохранных щитов; -Благоустройство природных объектов; -Оформление выставок; | 8 | | | | |
12.Поход по родному краю | 2 | | | | |
13.Подведение итогов
работы кружка; | 2 | | | | |
ИТОГО: | 34 | 11 | 12 | 8 | 3 |
Содержание программы «ЭКООКО»
1.Вводное занятие - 2 ч.
Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Экология как наука о взаимодействии между живыми организмами и окружающей средой. Географические последствия антропогенных изменений природы. Роль географической науки в решении экологических проблем. Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты окружающей природы. Экологические проблемы региона и своей местности, последствия и причины их возникновения, пути решения.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Природа Курского края– 6 ч.
Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
3. Гербарий растительности - 6 ч.
Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
4. Редкие и исчезающие виды флоры Курской области. - 8 ч.
Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Самарской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Самарской области.
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Самарской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области".
5. Особо охраняемые территории родного края. - 8 ч.
Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Курской области.
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна заповедника имени Алехина ). Написание реферата "Флора и фауна заповедника"., создание презентации.
6.Экологические проблемы Курской области- 4 ч.
Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
7.Отчет о результатах работы
8.Экологические факторы и среды жизни организмов – 8 часов
9.КАЭС влияние на экологию области.4 часа (+2)
Поездка в информационный аналитический центр курской АЭС г. Курчатов
10.Выполнение компьютерных презентаций- 6 часов
Создание презентаций на выбранную тему .
Технология проектирования. Цели и задачи проектирования. Основные требования к проекту. Ожидаемые результаты. Типичные ошибки проектирования.
11.Природоохранная деятельность- 8 часов
-изготовление охранных знаков, природоохранных щитов;
-Благоустройство природных объектов;
-Оформление выставок;
-«Экологические проблемы Курской области»;
-«Экологические проблемы нашей местности»
12.Поход по родному краю – 2часа
Учащиеся занимаются конкретной природоохранной деятельностью по благоустройству и охране природных объектов своей местности.
13.Подведение итогов работы кружка– 4 часа
Тематическое планирование «ЭКООКО»
| Тема | Всего часов | В том числе | Формы организации | Дата |
| теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | | план | факт |
| Раздел 1..Вводное занятие « Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания» | 2 | 1 | 1 | | | | | |
1 | Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания» | 2 | | | | | Выделить особенности экологии | | |
| Раздел. 2. Природа Курского края | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | |
2 | Экскурсия в лес | 2 | | | | | Наблюдать за компонентами ПК лес | | |
3 | Экскурсия на реку | 2 | | | | | Наблюдать за компонентами ПК река | | |
4 | Экскурсия в парк | 2 | | | | | Наблюдать за компонентами ПК парк, выделять особенности ПК | | |
| Раздел 3.Гербарий растительности | 6 | 1 | 3 | 2 | | | | |
5 | Сбор листового материала | 2 | | | | | Собрать листовой материал для гербария | | |
6 | Обработка гербарного материала | 2 | | | | | Обработать листовой материал | | |
7 | Оформление гербария | 2 | | | | | Оформить гербарий | | |
| Раздел 4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области. | 8 | 3 | 3 | 1 | 1 | | | |
8 | Сбор информации о растениях ,занесенных в красную книгу области | 2 | | | | | Установить растения, занесенные в красную книгу области | | |
9 | Анализ работ ШНОО по теме | 2 | | | | | Проанализировать работы ШНОО по теме | | |
10-11 | ЦЧ заповедник | 4 | | | | | Изучить особенности ЦЧ биосферного заповедника | | |
| Раздел 5.Особо охраняемые территории родного края. | 8 | 2 | 2 | 2 | | | | |
12 | Природные объекты, относящиеся к статусу охраняемых объектов | 2 | | | | | Составить список особоохраняемых объектов области | | |
13-14 | Природные объекты области. | 4 | | | | | Определить природные объекты области | | |
15 | Природные объекты , в будущем. | 2 | | | | | Составить список объектов природы в будущем | | |
| Раздел 6.Экологические проблемы Курской области | 4 | | | | | | | |
16 | Анализ экологических проблем области | 2 | | | | | Проанализировать экологические отчеты АЭС области | | |
17 | Создание презентации по теме | 2 | | | | | Сделать презентации по теме | | |
| Раздел 7.Отчет о результатах | 4 | | | | | | | |
18-19 | Защита презентации. отчетов | 4 | | | | | Защитить работы по теме | | |
| Раздел 8.Экологические факторы и среды жизни организмов. | 8 | 3 | 2 | 2 | 1 | | | |
20 | Экологические законы | 2 | 2 | | | | Узнать и описать экологические законы | | |
21 | Нарисовать плакат « Экологические законы» | | 2 | | | | Нарисовать плакат | | |
22 | Сделать листовки «Законы экологии» | | 2 | | | | Оформить листовки | | |
23 | Распространение листовок | | 2 | | | | Раздать листовки | | |
| Раздел 9.КАЭС влияние на экологию области. | 4 | 2 | | | | | | |
24-25 | Анализ отчета о состоянии окружающей среды | | 4 | | | | Сделать выводы о экологическом состоянии окружающей среды | | |
| Раздел 10.Выполнение компьютерных презентаций: | 6 | | | | | | | |
26 | -«Экологические проблемы Курской области»; | 2 | | | | | Выделить экологические проблемы области | | |
27 | -«Экологические проблемы нашей местности | 2 | | | | | Выделить экологические проблемы нашего поселка | | |
28 | Защита презентаций | 2 | | | | | | | |
| Раздел 11.Природоохранная деятельность: - | 8 | | | | | | | |
29-30 | изготовление охранных знаков, природоохранных щитов; | 4 | | | | | Изготовить природоохранные знаки | | |
31 | -Благоустройство природных объектов; | 2 | | | | | Привести в порядок родник в поселке | | |
32 | -Оформление выставок; | 2 | | | | | Оформить выставку | | |
| Раздел 12.Поход по родному краю | 2 | | | | | | |
33-34 | Раздел 13.Подведение итогов
Итоги работы кружка; | 4 | | | | | Подвести итоги работы кружка | | |
| ИТОГО: | 34 | 11 | 12 | 8 | 3 | | | |
16