СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности (по ФГОС) Художественно-эстетического направления «Бумажные вещицы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Бумажные вещицы» разработана для внеурочных занятий с учащимися 3 классов .

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;формировать прикладные умения и навыки;воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительноеотношение к труду.

          Программа внеурочной деятельности    «Бумажные вещицы »  разработана  для занятий с учащимися 3-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями  ФГОС начального общего образования второго поколения  и является общекультурной  программой художественно-эстетической  направленности. Занятия с бумагой  позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ.

          Программой предусматривается организация работы, направленная  на формирование   творческих отношений внутри коллектива,  осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.

                             В соответствии с учебным планом лицея на кружок «Бумажные вещицы»  отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). По факту будет проведено 68 часов

1 четверть – 16 часов,

\2 четверть – 16 часов,

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 16 часов.

  Значение данной работы  для развития ребенка

-  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

-  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

-  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

-  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления

-  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

-  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

                                                                  Цели работы

1.Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую  

               художественную культуру

2. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

3.Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

4. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и  не забываю,

Я вижу -     и запоминаю,

Я делаю –   и понимаю.

 5.Творческая самореализация  обучающихся.

 

                                           Задачи

-Развивать творческую активность  личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд.

-Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.

-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,      пространственного воображения.

-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 -Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

-Обучение различным приемам работы с бумагой.

-Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций .

-Учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.

-Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

-Формирование  художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

-Привитие  навыков работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение  друг к другу.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

-Расширение коммуникативных способностей детей.

-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых  навыков.

-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладноготворчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, даннаяпрограмма развивает интеллектуально-творческий потенциалучащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровнепредметного содержания создаются условия для воспитания:патриотизмачерез активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;трудолюбияпривитие детям уважительного отношенияк труду, трудовых навыков и умений самостоятельногоконструирования и моделирования изделий, навыковтворческого оформления результатов своего труда и др.;творческого отношения к учению, труду, жизни;формирования представлений об эстетических ценностях(восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикойтруда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);бережного отношения к природе, окружающей среде(в процессе работы с природным материалом, созданияиз различного материала образов картин природы, животных и др.);ценностного отношения к здоровью (освоение приемовбезопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов,организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс  «Бумажные вещицы» выделяет и другие приоритетныенаправления, среди которых:интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебныхдействий;формирование информационной грамотности современного школьника;развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направленына личностное развитие учащихся, воспитание у них интересак различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программапозволяет ребенку как можно более полно представить себеместо, роль, значение и применение того или иного материалав окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметампозволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязимежду изучаемыми явлениями, повышает качество освоенияпрограммного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (созданиеобразов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающиезадания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменитьпредлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходитна основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информациив книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия(работа в парах, в малых группах, коллективный творческийпроект, инсценировки, презентации своих работ, коллективныеигры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояниевдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми,невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализироватьи определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задачоказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из какихматериалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинствеслучаев основные этапы работы показаны в пособиях в видесхем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагатьсвои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

Задача каждого занятия-освоениенового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаютсяварианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, вносяв него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественныепризнаки для данной работы.

Работа по программе основана на рабочей тетради Н.А. Цирулик,  Г.Э. Цирулик,  С.И. Хлебникова «Бумажные вещицы» (3  класс).  Курс  «Бумажные вещицы»  является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обученияЛ.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.

Рабочие тетради «Бумажные вещицы» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:

1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

2) в конце каждой темы имеется раздел «Проверь себя», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;

3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;

4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные прописи по труду. Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.Многие задания в учебных пособиях предполагают разныевиды коллективного творчества: работа в парах, в малыхи больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.