СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по геграфии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по геграфии 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по геграфии 7 класс»



7 класс

Этнография

Планируемые результаты изучения курса «Удьяновская обдасть глазами географа-краеведа»

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей.

Ученик получит возможность научиться:

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения географии

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных принципов и норм поведения и включающие:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.


которые формируются и развиваются посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.


результаты освоения

• умение работать с

разными источниками

географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные

признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять

приборы и инструменты

для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения

за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять

географические знания в повседневной жизни для объяснения и

оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания наопределенной территории,

самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как

сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты по географии направлены на:

1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях

как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8. формирование представлений об особенностях деятельности людей

ведущей к возникновению и

развитию или решению

экологических проблем на

различных территориях и

акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Содержание программы учебного курса «Удьяновская обдасть глазами географа-краеведа»


Введение

(2 часа)


Структура курса, его содержание, формы и виды самостоятельных и творческих работ.

Физико-географическое положение Ульяновской области и изучаемого района.

Практическая работа.

Оценка физико-географического положения по картам и типовому плану.


Тема 1. Население области и своего края

(5 часов)


Численность населения Ульяновской области (города, своего населенного пункта) ее динамика. Половозрастной и этнический состав населения. Особенности расселения жителей. Трудовые ресурсы. Города и поселки городского типа, история города его геральдика. Демографические и этнологические проблемы населенных пунктов.

Практическая работа.

  1. Нанесение на контурную карту области наиболее густо населенных районов.

  2. Составление физико-географической характеристики города (по выбору) по плану.

  3. Презентация «Мой город самый лучший».


Тема 2. Этнография области и своего района

(10 часов)


История заселения края: древнемордовские племена, финно-угорские племена, булгарские, кыпчакские племена, славянские племена. Расселение на территории Ульяновской области и своего района. Основные этнографические группы: мордва, чуваши, татары, русские. Краткая антропологическая характеристика. История своей семьи. Народы своего района. Традиционные занятия населения. Кустарные промыслы населения. Обычаи, традиции народов.


Практикум.

  1. Составление схемы «Моя родословная».

  2. Обозначение на контурной карте области и своего района расселения русских, татар, чувашей, мордвы.

  3. Экскурсия в краеведческий (или этнографический) музей.


Тема 3. География населённого пункта

(5 часов)


Архитектура и градостроительство своего населённого пункта. Мой населённый пункт - это рекреационный объект.

Экскурсия-практикум.

  1. Экскурсия в музей «Архитектура и градостроительство» (или краеведческий)».

Практикум.

1. Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности.





Тема 4. Качество жизни населения своего района

(10 часов)


Понятие о качестве жизни населения. Региональная демографическая ситуация как основной критерий качества жизни. Возрастная структура населения. Брачное состояние. Демографические показатели качества жизни изучаемого района. Трудовые ресурсы изучаемого района. Расселение и типы населённых пунктов изучаемого района. Демографические проблемы изучаемого района. Социальная инфраструктура и сервис как показатели культурной составляющей качества жизни населения. Культурный уровень жизни населения изучаемого района. Медицинские критерии качества жизни населения изучаемого района. Экологические критерии качества жизни населения изучаемого района.

Практикум.

  1. Определение демографических показателей качества жизни. Составление рекомендаций по корректировке демографической ситуации.

  2. Анализ состава трудовых ресурсов. Определение обеспеченности трудовыми ресурсами.

  3. Анализ городских и сельских поселений.

  4. Определение социально-экономических критериев качества жизни.

  5. Определение медицинских критериев качества жизни».

  6. Определение экологических критериев качества жизни».

Экскурсия-практикум.

1. Составление базы данных об объектах социальной инфраструктуры и сервиса изучаемого района или населённого пункта. Определение показателей: коэффициентов обеспеченности, плотности объектов.


Обобщающее повторение

(2 часа)


Тема конференции: «Населённый пункт, в котором я живу».


Тематический план курса «Удьяновская обдасть глазами географа-краеведа»



Наименование тем


Всего, час


Лек


Практ


Сем.


Форма контроля




1



2






3





4





5


6



7





8




9






10

11

12

13



14



15

16


17





18


19


20

21


22







23




24




25


26



27




28




29



30


31


32







33

34

Введение


Структура курса, его содержание, формы и виды самостоятельных и творческих работ.

Оценка физико-географического положения по картам и типовому плану.


Население области и своего края


Численность населения Ульяновской области (города, своего населенного пункта) ее динамика.

Нанесение на контурную карту области наиболее густо населенных районов.

Трудовые ресурсы. Города и поселки городского типа, история города его геральдика.

Анализ состава трудовых ресурсов.

Определение обеспеченности трудовыми ресурсами. Демографические и этнологические проблемы населенных пунктов.

Составление физико-географической характеристики города (по выбору) по плану.

Презентация «Мой город самый лучший».


Этнография области и своего района


История заселения края: древнемордовские племена, финно-угорские племена, булгарские, кыпчакские племена, славянские племена.

Обозначение на контурной карте области и своего района расселения русских, татар, чувашей, мордвы.

Основные этнографические группы:

  • мордва,

  • чуваши,

  • татары,

  • русские.

Краткая антропологическая характеристика.

История своей семьи.

Составление схемы «Моя родословная».

Народы своего района

Кустарные промыслы населения. Обычаи, традиции народов.

Экскурсия в краеведческий (или этнографический) музей.


География населённого пункта


Архитектура и градостроительство своего населённого пункта.

Мой населённый пункт - это рекреационный объект.

Экскурсия в музей «Архитектура и градостроительство» (или краеведческий).

Оценка потенциала населённого пункта для туристско-рекреационной деятельности».


Качество жизни населения своего района


Понятие о качестве жизни населения. Региональная демографическая ситуация как основной критерий качества жизни.

Возрастная структура населения. Брачное состояние. Демографические показатели качества жизни изучаемого района.

Демографические проблемы изучаемого района.

Социальная инфраструктура и сервис как показатели культурной составляющей качества жизни населения.

Культурный уровень жизни населения изучаемого района. Определение социально-экономических критериев качества жизни.

Медицинские критерии качества жизни населения изучаемого района. Определение медицинских критериев качества жизни.

Экологические критерии качества жизни населения изучаемого района. Определение экологических критериев качества жизни.

Экология города.

Определение демографических показателей качества жизни.

Составление базы данных об объектах социальной инфраструктуры и сервиса изучаемого района или населённого пункта. Определение показателей: коэффициентов обеспеченности, плотности объектов.


Обобщающее повторение


Итого

2









5





















10
























5














10







































2


34



1








1






1






1









1




1






1

1

1

1


1




1







1


1





1









1





1



1

1














1












20






1


















1



1

























1








2

























1





1



1





1



1









11




















































1































































2


3





Результаты практической работы






Результаты работа с контурной картой


Тестирование





Результаты практической работы


Отчёт по презентации

















Тестирование







Отчет по экскурсии








Отчет по экскурсии

















Тестирование











Результаты практической работы









Результаты практической работы




Участие в конференции



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!