СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Занимательная математика"»

Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание настойчивости, инициативы;

  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.



  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.



  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).



  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.



  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.



  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.



  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.



Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

  • — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • — освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором

  • стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • — формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • —формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного

  • общения на занятиях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • — развитие любознательности, сообразительности при выполнении

  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,

  • умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • — воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • - сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • - применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • - анализировать правила игры;

  • - действовать в соответствии с заданными правилами;

  • - включать в групповую работу;

  • - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;

  • - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • - сопоставлять полученный результат с заданным условием;

  • - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

  • - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • - моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;

  • - использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • - конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;

  • - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • - воспроизводить способ решения задачи;

  • - сопоставлять полученный результат с заданным условием;

  • - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • - выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • - конструировать несложные задачи;

  • - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1- 1/ т др, указывающие направления движения;

  • - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • - анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

  • - составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;

  • - выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • - сопоставлять полученный результат с заданным условием;

  • - объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • - анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • - моделировать объемные фигуры из различных материалов и из разверток;

  • - осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Предметные результаты отражены в содержании программы.


Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, в учебно-исследовательских конференциях, выпуск математических газет.

  • проведение рефлексии самими воспитанниками. Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

занятия

Определение уровня трудности занятия


Настроение

Самооценка работы на занятии


легкое

среднее

трудное






Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы

  • экскурсия



Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах

  • Выпуск математических газет

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3 класс

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.


Структура занятия математического кружка:

  • Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).

  • Решение задач, в том числе и повышенной сложности.

  • Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.

  • Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.

  • Ответы на разные вопросы учащихся.


Основные формы проведения кружковой работы:


  1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или кружковца;

  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;

  • Разбор решения задач;

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;

  • Ответы на вопросы учащихся;

  • Домашнее задание.


2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Математическая карусель.

  • Математический бой, хоккей, футбол.

  • Математические турниры, эстафеты.

  • Математические викторины.

  • Устные или письменные олимпиады.


3. Заслушивание рефератов учащихся;

4. Коллективный выпуск математической газеты:

5. Разбор заданий городской(районной) олимпиады, анализ ошибок.

  1. Решение задач на разные темы.

7. Разбор задач, заданных домой.

8. Изготовление моделей для уроков математики.

9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.




Содержание программы

1. Математика – царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Математические ребусы. - 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

6. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

7. Числовые головоломки. - 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

8. Логические задачи. - 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

9. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

10. Загадки - смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

11. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.



12. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

13. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

14. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

15. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

16. Нестандартные задачи. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

17. Олимпиадные задачи. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

18. Конструирование предметов из геометрических фигур. – 1 час.

Решение задач на развитие пространственного мышления.

19. Математический КВН. – 1 час

Решение задач повышенной трудности.

20. Интеллектуальный марафон. – 1 час

Составление и решение магических квадратов.

21. Математические горки. – 1 час.

Решение задач на преобразование неравенств.

22. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

23. Математическая грамматика “Думай, считай, отгадывай”. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

24. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

25. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

26. Задачи с многовариантными решениями. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

27. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

30. Геометрия вокруг нас.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

31. Математические узоры.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

32. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

33. Математический КВН.- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Список литературы


  1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007

  2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008

  4. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.

  5. Быкова Т. П., Нестандартные задачи по математике: 3 класс/. – М.: Экзамен, 2012

  6. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис – пресс, 2009

  7. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб.пособие / Л.И. Гриценко. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

  8. Гришина Л.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие МГИУ 2007.

  9. Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007

  10. Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2008

  11. Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.

  12. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.

  13. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением. – М.: 5 за знания, 2007

  14. Клепинина З.А. Итоговая аттестация за курс начальной школы. М.: ЭКСМО,2010

  15. Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.

  16. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.

  17. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.

  18. Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007.

  19. Монтессори М. "Впитывающий разум ребенка" Скрытые возможности человека. Благотворительный фонд "Волонтеры", 2009 г.

  20. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008.

  21. Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.

  22. Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.

  23. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008

  24. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009

  25. Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.

  26. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008

  27. Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. Центрполиграф, 2008.

  28. Чаус Е. А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

  29. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.

  30. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога /Н.Е. Щуркова. – М.: Аркти, 2007.

  31. Языканова Е. В.. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/– М.: Экзамен, 2012

  32. Ярошевская Я. Викторины для 4-классников. Зарядка для ума. Сибирское университетское издательство, 2008.



Интернет – ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  2. Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html

  3. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru

  4. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195

  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

  6. Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm





Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование тем курса

Все-го ча-сов

В том числе


Виды деятельности

Форма контроля

Дата проведения

По плану

Фак-тически

Лек-ция

П/ р

С/ р

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1



Определение интересов, склонностей учащихся.




Как люди научились считать.

1


1


выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию







Интересные приемы устного счёта.

1




устный счёт

математи-ческий диктант



Решение занимательных задач в стихах.

1



1

работа в группах: инсценирова-ние загадок, решение задач

тестирование



Математические ребусы.

1



1

составление математичес-ких ребусов

конкурс на лучший мате-матический ребус




Числа-великаны. Коллективный счёт.

1



1

решение теста -кроссворда

проверочный тест




Числовые головоломки.

1


1


работа с алгоритмом

контрольный тест




Логические задачи.

1



1

самостоятель-ная работа

мини-олимпиада




Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1


1


составление схем, диаграмм

тестирование




Загадки- смекалки.

1


1


составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку




Игра «Знай свой разряд».

1



1

работа с таблицей разрядов

тест




Обратные задачи.

1



1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»




Практикум «Подумай и реши».

1


1


самостоятель-ное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование




Задачи с изменением вопроса.

1




инсценирова-ния задач

конкурс на лучшее инсценирова-ние математи-ческой задачи




«Газета для любознатель-ных»

1

1


1

проектная деятельность

конкурс на лучшую мате-матическую газету



Нестандартные задачи.

1


1


решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование



Олимпиадные задания.

1



1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада



Конструирование предметов из геометрических фигур

1


1


работа с палочками

тестирование



Математический КВН.

1



1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада



Интеллектуаль-ный марафон.

1


1


составление и решение магических квадратов

конкурс



Математические горки.

1


1


решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»



Наглядная алгебра.

1



1

работа в группах: инсценирова-ние

тестирование



“Математичес-кая грамматика “Думай, считай, отгадывай”

1


1


схематическое изображение задач

тестирование



Игра «У кого

какая цифра»

1



1

творческая работа

тестирование



Знакомьтесь: Архимед!

1



1

работа с энциклопедия-ми и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации



Задачи с многовариантными решениями.

1




работа над созданием проблемных ситуаций

тестирование



Знакомьтесь: Пифагор!

1

1



работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина



Задачи с многовариантными решениями.

1


1


Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада



Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1


1


составление знаковых систем

тест



Геометрия вокруг нас.

1


1


Работа в парах по решению задач

тестирование



Математические узоры.

1


1


Построение собственного рисунка и описание его шагов

тестирование



Задачи с многовариантными решениями.

1




Решение задач с многовариантными решениями.

тест



Математический КВН

1


1


работа в группах

школьная олимпиада



Круглый стол «Подведем итоги»

1




коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!