Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры;
- действовать в соответствии с заданными правилами;
- включать в групповую работу;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
- использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи;
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1- 1/ т др, указывающие направления движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объемные фигуры из различных материалов и из разверток;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, в учебно-исследовательских конференциях, выпуск математических газет.
проведение рефлексии самими воспитанниками. Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятии |
| легкое | среднее | трудное | | |
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
Выпуск математических газет
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3 класс
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.
Структура занятия математического кружка:
Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
Комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя или кружковца;
Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
Разбор решения задач;
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
Ответы на вопросы учащихся;
Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5. Разбор заданий городской(районной) олимпиады, анализ ошибок.
Решение задач на разные темы.
7. Разбор задач, заданных домой.
8. Изготовление моделей для уроков математики.
9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.
10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
11. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.
Содержание программы
1. Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Математические ребусы. - 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
6. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
7. Числовые головоломки. - 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
8. Логические задачи. - 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
9. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
10. Загадки - смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
11. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
12. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
13. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
14. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
15. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
16. Нестандартные задачи. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
17. Олимпиадные задачи. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
18. Конструирование предметов из геометрических фигур. – 1 час.
Решение задач на развитие пространственного мышления.
19. Математический КВН. – 1 час
Решение задач повышенной трудности.
20. Интеллектуальный марафон. – 1 час
Составление и решение магических квадратов.
21. Математические горки. – 1 час.
Решение задач на преобразование неравенств.
22. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
23. Математическая грамматика “Думай, считай, отгадывай”. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
24. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
25. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
26. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
27. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
30. Геометрия вокруг нас.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
31. Математические узоры.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
32. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
33. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Список литературы
Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
Быкова Т. П., Нестандартные задачи по математике: 3 класс/. – М.: Экзамен, 2012
Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис – пресс, 2009
Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб.пособие / Л.И. Гриценко. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
Гришина Л.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие МГИУ 2007.
Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007
Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2008
Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.
Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением. – М.: 5 за знания, 2007
Клепинина З.А. Итоговая аттестация за курс начальной школы. М.: ЭКСМО,2010
Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.
Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007.
Монтессори М. "Впитывающий разум ребенка" Скрытые возможности человека. Благотворительный фонд "Волонтеры", 2009 г.
Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008.
Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.
Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008
Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009
Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.
Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. Центрполиграф, 2008.
Чаус Е. А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога /Н.Е. Щуркова. – М.: Аркти, 2007.
Языканова Е. В.. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/– М.: Экзамен, 2012
Ярошевская Я. Викторины для 4-классников. Зарядка для ума. Сибирское университетское издательство, 2008.
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Все-го ча-сов | В том числе | Виды деятельности | Форма контроля | Дата проведения |
По плану | Фак-тически |
Лек-ция | П/ р | С/ р |
-
| Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | | Определение интересов, склонностей учащихся. | | | |
-
| Как люди научились считать. | 1 | | 1 | | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | конкурс на лучшую презентацию |
|
|
-
| Интересные приемы устного счёта. | 1 | | | | устный счёт | математи-ческий диктант | | |
-
| Решение занимательных задач в стихах. | 1 | | | 1 | работа в группах: инсценирова-ние загадок, решение задач | тестирование | | |
-
| Математические ребусы. | 1 | | | 1 | составление математичес-ких ребусов | конкурс на лучший мате-матический ребус | | | |
-
| Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | | | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест | | | |
-
| Числовые головоломки. | 1 | | 1 | | работа с алгоритмом | контрольный тест | | | |
-
| Логические задачи. | 1 | | | 1 | самостоятель-ная работа | мини-олимпиада | | | |
-
| Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | | 1 | | составление схем, диаграмм | тестирование | | | |
-
| Загадки- смекалки. | 1 | | 1 | | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | | | |
-
| Игра «Знай свой разряд». | 1 | | | 1 | работа с таблицей разрядов | тест | | | |
-
| Обратные задачи. | 1 | | | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | | | |
-
| Практикум «Подумай и реши». | 1 | | 1 | | самостоятель-ное решение задач с одинаковыми цифрами | тестирование | | | |
-
| Задачи с изменением вопроса. | 1 | | | | инсценирова-ния задач | конкурс на лучшее инсценирова-ние математи-ческой задачи | | | |
-
| «Газета для любознатель-ных» | 1 | 1 | | 1 | проектная деятельность | конкурс на лучшую мате-матическую газету | | |
-
| Нестандартные задачи. | 1 | | 1 | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | тестирование | | |
-
| Олимпиадные задания. | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | | |
-
| Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | | 1 | | работа с палочками | тестирование | | |
-
| Математический КВН. | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | | |
-
| Интеллектуаль-ный марафон. | 1 | | 1 | | составление и решение магических квадратов | конкурс | | |
-
| Математические горки. | 1 | | 1 | | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | | |
-
| Наглядная алгебра. | 1 | | | 1 | работа в группах: инсценирова-ние | тестирование | | |
-
| “Математичес-кая грамматика “Думай, считай, отгадывай” | 1 | | 1 | | схематическое изображение задач | тестирование | | |
-
| Игра «У кого какая цифра» | 1 | | | 1 | творческая работа | тестирование | | |
-
| Знакомьтесь: Архимед! | 1 | | | 1 | работа с энциклопедия-ми и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | | |
-
| Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | | | работа над созданием проблемных ситуаций | тестирование | | |
-
| Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | | | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | | |
-
| Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | 1 | | Работа в парах по решению задач | школьная олимпиада | | |
-
| Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | | 1 | | составление знаковых систем | тест | | |
-
| Геометрия вокруг нас. | 1 | | 1 | | Работа в парах по решению задач | тестирование | | |
-
| Математические узоры. | 1 | | 1 | | Построение собственного рисунка и описание его шагов | тестирование | | |
-
| Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | | | Решение задач с многовариантными решениями. | тест | | |
-
| Математический КВН | 1 | | 1 | | работа в группах | школьная олимпиада | | |
-
| Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | | | | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование | | |