СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления " Занимательная математика" .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" .»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»

Г.о. Подольск Московская область



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Гимназия №7»

_____________ /Е.В. Назарова/

«31» августа 2018 г.








Рабочая программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

на 2018-2019 учебный год



Васильева Татьяна Алексеевна

Ф.И.О. преподавателя

« Занимательная математика»

Название кружка

3 Ж класс / 1 час в неделю

Классы / количество часов в неделю

3 Ж класс/ 34 часа в год

Классы / количество часов в год




















Г.о. Подольск

2018-2019 учебный год

Планируемые результаты освоения программы кружка

Личностными результатами изучения данного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


Метапредметные результаты

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Предметные результаты

- знать названия и последовательность чисел от 1 до 1000, складывать и вычитать числа в пределах 1000, использовать знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

- решать числовые головоломки, кроссворды, последовательно выполнять арифметические действия в числовых выражениях;

анализировать задачи, допускающие несколько способов решения, задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

-применять последовательность шагов (алгоритм) решения задачи, рассматривать задачи, имеющие несколько решений, обратные задачи и задания;

- решать старинные задачи, логические задачи, нестандартные задачи, самостоятельно составлять аналогичные задачи;

- использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах.



Содержание курса

3 класс (34 часа)


Программа
Е.Э. Кочурова «Занимательная математика»


Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000.Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается

одинаково слева направо, и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.)

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр



Формы организации обучения – математические игры:

  • «Веселый счет» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

  • Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «Не подведи друга!», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

  • Игры с набором: «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ;

  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10, 20; 100», «Вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение», «Деление»;

  • Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 100» и др.

  • Игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой « и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».



Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов, алгоритм решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытие задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.



Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линий по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объемных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).



Формы организации обучения – работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат. «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы: «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Мотажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Основные виды деятельности учащихся:

  • познавательная;

  • игровая;

  • трудовая

  • проектная деятельность.

Основные формы деятельности учащихся:

  • творческая мастерская;

  • занятие – игра;

  • проект;

  • творческое моделирование;

  • конструирование;

  • беседа, диалог.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Разделы

Количество часов

Примечание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

14


2

Мир занимательных задач

7


3

Геометрическая мозаика

13



Итого:

34

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Дата план

Дата факт

Корректировка


1

Мир занимательных задач.

Интеллектуальная разминка.

03.09-07.09



2

Числа. Арифметические действия. Величины. «Числовой» конструктор

10.09-14.09



3

Геометрическая мозаика

Геометрия вокруг нас

17.09-21.09



4

Мир занимательных задач

Волшебные переливания

24.09-28.09



5

В царстве смекалки


01.10-05.10



6

Решение нестандартных задач (на «отношения»).

08.10-12.10



7

Спичечный конструктор

15.10-19.10



8

Геометрическая мозаика «Шаг в будущее»

22.10-26.10



9

Спичечный конструктор

05.11-09.11



10

Числа. Арифметические действия. Величины. Числовые головоломки.

12.11-16.11



11

Интеллектуальная разминка.


19.11- 23.11



12

Интеллектуальная разминка.

26.11-30.11.



13

Математические фокусы.

03.12-07.12



14

Математические игры.

10.12-14.12



15

Секреты чисел.

17.12- 21.12



16

Математическая копилка.

24.12-28.12



17

Математическое путешествие.

14.01- 18.01





18

Выбери маршрут.

21.01- 25.01



19

Числовые головоломки.

28.01- 01.02



20

В царстве смекалки.

04.02-08.02



21

В царстве смекалки


11.02-15.02



22

Мир занимательных задач


18.02-22.02



23

Геометрическая мозаика

Геометрический калейдоскоп

25.02-01.03



24

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

задачи.

04.03-08.03



25

Разверни листок

От секунды до столетия

11.03-15.03



26

Время и его единицы.


18.03- 22.03



27

Одна секунда в жизни класса.


01.04- 05.04



28

Числовые головоломки

08.04-12.04



29

Конкурс смекалки


15.04- 19.04



30

Это было в старину


22.04-26.04



31

Математические фокусы


29.04-03.05



32

Энциклопедия математических развлечений

06.05-10.05



33

Составление сборника занимательных заданий.

13.05-17.05.



34

Математический лабиринт

Клуб веселых математиков

20.05-24.05





Рассмотрено на заседании

кафедры начальных классов

протокол № 1

от «29» августа 2018 года

Руководитель кафедры ___________

/Е.О. Журба/


Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ О.М.Пискурева /

«30» августа 2018 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!