МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани
УТВЕРЖДАЮ
Директор СОШ №151
__________/Макерова С.В./
Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию для учащихся 1–4 классов "Растим патриота"
(в сетевом взаимодействии с музеем Боевой и Трудовой Славы ДК железнодорожников п. Юдино)
Автор: учитель начальных классов
Данчина Вясимя Гаязутдиновна
Казань, 2013
Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли…, пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего».
Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)
В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Растим патриота». В рамках программы рассматривается понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их.
Программа «Растим патриота» долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 раздела: «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной », «Моя Казань – лучезарная столица», «Помню и горжусь!», связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
Конституция Российской Федерации
Федеральный Закон РФ «Об образовании»
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам Казани.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
Исполнители программы:
учащиеся
классный руководитель
психолог
родители
сотрудники музея.
Основные формы работы:
беседы совместные мероприятия конкурсы игры семейные праздники часы общения игровые программы конкурсы | устные журналы диспуты викторины заочные путешествия экскурсии презентации проекты утренники
|
Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
6. Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуюсь в своей деятельности следующими принципами:
последовательности
гуманизации
интеграции
системности
культуросообразности.
Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Формы взаимодействия |
Совет ветеранов посёлка | Встречи, беседы, праздники, акции |
Объединения дополнительного образования | Посещение спортивных секций, военная игра «Зарница», Дни защиты детей |
Предприятия посёлка Юдино | Экскурсии на предприятия посёлка, беседы |
Музей Боевой и Трудовой Славы посёлка Юдино | Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для обучающихся |
Школьный музей | Экскурсия, лекции, беседы |
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут в 1 классе и 40 минут во 2 - 4 классах, проводится 2 раза в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Содержание программы
Программа «Растим патриота» включает в себя четыре раздела:
«Дерево держится корнями, а человек семьей»
«Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной»
«Моя Казань – лучезарная столица»
«Помню и горжусь!»
1 раздел «Дерево держится корнями, а человек семьей».
Задачи:
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 раздел «Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной ».
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 раздел «Моя Казань – лучезарная столица»
Задачи:
формировать представления о специфике города, об истории города и родного края экономических особенностях республики Татарстан;
приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Татарстана.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Казани.
4 раздел «Помню и горжусь!»
Задачи:
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (66 часов);
2 ступень – 2 класс (68 часов);
3 ступень – 3 класс (68 часов);
4 ступень – 4 класс (68 часов).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название темы | Форма проведения |
| 1 класс |
| I. Дерево держится корнями, а человек семьей (18 ч) |
1 | Знакомьтесь – это мы | конкурс фотогазет |
2 | Моё имя | поисковое задание |
3 | Мои родные | фотовернисаж |
4,5 | Поздравление мам с Днем Матери | изготовление открыток, концерт |
6 | Выходной день в моей семье | рисунки и рассказы детей |
7 | Ты – родитель | игра |
8 | Игры бабушек, дедушек | практикум |
9 | Мои обязанности в семье | беседа |
10 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | праздник |
11 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка |
12,13 | Традиции моей семьи | рассказ |
14 | Мои братья и сёстры | рассказ, фотоальбом |
15 | Мы – спортивная семья | игры на свежем воздухе |
16 | Конкурс стихов «Моя семья» | творчество семьи |
17 | Как я помогаю маме? | игра - практикум |
18 | На кого я хочу быть похожим | классный журнал |
| II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной (15 ч) |
1 | Здравствуй, школа! | праздник |
2 | Режим дня | час общения |
3 | Школьные кабинеты | экскурсия |
4 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута |
5 | Мой сосед по парте | игра |
6 | Мои новые друзья | беседа |
7 | Посвящение в первоклассники | праздник |
8,9 | Традиции школы | беседа, собрание для родителей |
10 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы |
11 | Наши обязанности | игра |
12 | До свидания, первый класс! | праздник |
13 | Спасибо нашим поварам | ролевая игра |
14 | Учительница первая моя | диалог |
15 | «За честь школы» | праздник |
| III. Моя Казань – лучезарная столица (17 ч) |
1 | «Здравствуй, Казань!» | беседа |
2 | Казанская шапка | беседа, презентация |
3 | Удивительное имя нашего города | легенды |
4 | Герб города | беседа |
5 | Казань – столица Татарстана | автобусная экскурсия |
6 | «С днём рождения, любимый город!» | поэтический фестиваль |
7 | Удивительный наряд города | видео экскурсия |
8 | Характер города. Город владеет культурными богатствами | беседа |
9 | Характер города. Город владеет духовными богатствами | фотовернисаж |
10 | Занятия жителей города | беседа |
11 | Стихи о родном городе | творчество детей и родителей |
12,13 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир Татарстана | беседа |
14 | Дружба народов Татарстана | беседа |
15,16 | Города Татарстана | игра – путешествие |
17 | Я и мой город | фотоконкурс |
| IV. Помню и горжусь! (16 ч) |
1 | Мой посёлок | экскурсия |
2 | Мой двор | рисунки |
3,4 | Из бабушкиного сундука | фольклорные посиделки, игры (музей ДК) |
5 | Красота родной природы | видео экскурсия |
6 | Мелодии Салиха Сайдашева | прослушивание |
7 | Акция «Помоги птицам» | изготовление кормушек |
8 | Как прекрасен этот мир! | конкурс рисунков |
9,10 | Творчество Г.Тукая для детей | семейное чтение, викторина |
11 | Совместно с родителями сбор материала о героях своей семьи (ветеранов войны, участников трудового фронта) | рассказ |
12 | В здоровом теле – здоровый дух | спортивные игры на стадионе |
13 | Дом, который построим мы | защита проектов |
14 | Экскурсия к мемориалу и Вечному огню, возложение цветов | экскурсия |
15 | У нас в гостях хор ветеранов | Музей ДК |
16 | Зарничка | военная игра |
| 2 класс |
| I. Дерево держится корнями, а человек семьей (11 ч) |
1 | Наша дружная семья | конкурс рисунков |
2 | Мой дом – моя крепость | игра |
3 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки |
4 | Профессия моего отца | фотовернисаж |
5 | Профессия моей мамы | фотовернисаж |
6 | Распределение обязанностей в семье | практикум |
7 | Песни родителей, бабушек | прослушивание |
8 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание |
9 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник |
10 | Проектная деятельность «Моя родословная» | проект |
11 | «Родительский дом – начало начал» | семейный праздник |
| II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной (15 ч) |
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | беседа |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | беседа |
3 | Праздник первой отметки | праздник |
4,5 | Мои любимые книги | выставка книг, отзыв о прочитанном |
6 | Береги учебник | акция |
7 | Бережное отношение к школьному имуществу | беседа |
8 | Я – директор школы | ролевая игра |
9 | Школа будущего | конкурс рисунков |
10 | Дом, в котором мы живем | практическая деятельность по созданию презентаций о школе |
11 | Моя классная комната | сочинение |
12 | Песни и стихи о школе | конкурсная программа |
13 | «Моя вторая мама» | конкурс рисунков и сочинений |
14 | «Цвети, мой школьный двор» | день труда |
15 | «За честь школы» | праздник |
| III. Моя Казань – лучезарная столица (24 ч) |
1,2 | Память о прошлом. | беседа |
3,4 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание |
5 | Посещение кинотеатра, театра | культпоход |
6 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады |
7 | Памятники Казани | презентация |
8 | Национальная кухня | викторина |
9 | Национальный костюм | рисунки |
10 | Игры татарского народа | практикум |
11 | Сабантуй | праздник |
12 | Заповедные места Татарстана | беседа |
13 | Растения и животные родного края | фотовыставка |
14 | «Знатоки родного края» | викторина |
15 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | экскурсия |
16, 17 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам города |
18 | Стихи о родном городе | творчество детей и родителей |
19 | «За мирное детство – спасибо» | литературно – музыкальная композиция |
20 | Районы города Казани | задания по группам |
21 | Воздушные дороги Казани | беседа, презентация |
22 | «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь!» | конкурс стихов и рисунков |
23 | По залам музея изобразительных искусств | экскурсия в музей |
24 | Рождение татарского театра | музей ДК |
| IV. Помню и горжусь! (18 ч) |
1 | Символика Татарстана | беседа, рисунки |
2 | Экскурсия на предприятия посёлка | беседа |
3 | У нас в гостях хор ветеранов | песни военных лет ( музей ДК) |
4 | История происхождения моего посёлка | поисковое задание |
5 | По древним тропам Казанки | беседа |
6 | Прогулка по улицам ханской Казани | путешествие в прошлое |
7 | «Они живут рядом» (ко Дню инвалидов) | час общения |
8 | В великой битве под Москвой (о В.А.Григорьеве) | сообщение |
9 | Казань «белая» и «красная» | музей ДК |
10 | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны | встреча |
11 | Аллея героев | экскурсия |
12,13 | «Знаменитые земляки» | проект |
14 | П.М.Гаврилов – защитник Брестской крепости | поисковое задание |
15 | «Улица имени героя» | исследовательская работа |
16 | Конкурс военной песни | конкурс |
17 | Зарница | военная игра |
18 | Митинг у Вечного огня | митинг |
| 3 класс |
| I. Дерево держится корнями, а человек семьей (14 ч) |
1 | Моя семья | сочинение |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок |
3 | Герб моей семьи | конкурс рисунков |
4 | Моя родословная | составление родословной |
5 | У семейного очага | семейная игра |
6,7 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание |
8 | Подвижные семейные игры | практикум |
9,10 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | изготовление открыток, праздник |
11 | «Мама, папа, я – талантливая семья» | конкурс |
12 | «Моя младшая сестрёнка. Мой младший братишка» | сочинение |
13 | Важные вопросы | диспут |
14 | Здоровые дети в здоровой семье | праздник |
| II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной (14ч) |
1 | Моя школа – мой дом | беседа |
2 | Самоуправление в классе | распределение обязанностей |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | открытка |
4 | Что растет на территории школы | тесты |
5 | Все о школе | викторина |
6 | Школьный музей | экскурсия |
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник |
8 | Трудовой десант | экологические субботники |
9,10 | Родители - выпускники нашей школы | поисковое задание |
11 | «Если бы я был (а) директором школы» | сочинение |
12 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра |
13 | «Цвети, мой школьный двор» | день труда |
14 | «За честь школы» | праздник |
| III. Моя Казань – лучезарная столица (19 ч) |
1 | Казань в далеком прошлом | беседа |
2 | Казань литературная | беседа, чтение стихов |
3 | Ф.И.Шаляпин – поющий актёр | презентация |
3 | Моему городу более 1000 лет | выставка фотографий |
4 | Исторические места города. | экскурсия |
5 | Промышленные предприятия города | экскурсия |
4 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра |
6 | Я – гражданин | рисунки |
7,8 | Знаменитые земляки (город) | поисковое задание |
9 | Встреча с известными земляками (посёлок) | беседа |
10,11 | Праздники татарского народа | презентация, праздник |
12,13 | Многонациональная республика Татарстан | беседа |
14,15 | Что я знаю о своём посёлке? | Проект |
16 | «Град же Казань крепок – подобен каменной горе» | экскурсия |
17 | Красная книга Татарстана | знакомство, беседа |
18 | Земля – наш общий дом | экологический праздник |
19 | Природа раскрывает тайны | экологическая экскурсия с элементами игры |
| IV. Помню и горжусь! (21 ч) |
1 | Гражданская война на территории ТАССР | беседа (музей ДК) |
2 | Мой посёлок в годы гражданской войны | проект |
3 | Великая Отечественная война в истории моего города | беседа |
4 | Посещение музея Боевой Славы посёлка | экскурсия в музей |
5 | Подвиги татарстанцев в годы Великой Отечественной войны | беседа |
6,7 | Их именами названы улицы Казани | сообщение |
8,9 | Кировскому району – 90 лет | сочинение, защита проектов |
10 | Знай, люби и гордись своим городом | практикум |
11 | Васильев из Васильево | посещение дома – музея художника К. Васильева |
12 | Конкурс рассказов о прабабушках и прадедушках «Героическая молодость» | конкурс |
13 | Памятные места нашего посёлка | экскурсия |
14 | Железнодорожники в годы ВО войны | сочинение |
15 | Дети военных лет | встречи с пожилыми людьми |
16 | Госпиталь времён ВО войны в моём посёлке | поисковое задание |
17 | Династия машинистов Крыловых | поисковое задание |
18 | Династия машинистов Матросовых | поисковое задание |
19 | Зарница | игра |
20 | Смотр строя и песни | конкурс |
21 | «Никто не забыт…» | Вахта Памяти |
| 4 класс |
| I. Дерево держится корнями, а человек семьей (14 ч) |
1 | История одной фотографии | сочинение |
2 | Рукотворный мир | выставка поделок, сделанных совместно с родителями |
3,4 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
5 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание |
6 | Семейный бюджет | практикум |
7 | Права и обязанности родителей и детей | круглый стол |
8 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник |
9 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка |
10 | Конкурс «Самая дружная семья» | игра – соревнование |
11,12 | Герб семьи | проект, защита |
13 | Бабушки и внуки | семейный праздник |
14 | Слово о матери | праздник для мам |
| II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной (14ч) |
1 | Учителя – выпускники нашей школы | поисковое задание |
2 | Родители – выпускники нашей школы | поисковое задание |
3 | Умники и умницы | интеллектуальная игра |
4 | Бюджет школы | практикум |
5 | Школьный краеведческий музей | экскурсия в школьный музей |
6 | Мой любимый предмет в школе | сочинение |
7,8 | История школы. Знаменитые люди – выпускники нашей школы. | создание альбома |
9 | Прощание с начальной школой | праздник |
10 | Подарок школе | сбор макулатуры |
11 | Д.И.Космачёв – первый директор нашей школы | сообщение |
12 | Учителя школы – ветераны ВО войны | поисковое задание |
13 | «Цвети, мой школьный двор» | день труда |
14 | «За честь школы» | праздник |
| III. Моя Казань – лучезарная столица (20 ч) |
1 | Моя малая родина | сочинение |
2 | Башня Сююмбике. Неразгаданные тайны | беседа |
3 | Год 1552 – ой. Взятие Казани | беседа |
4 | Писатели в годы Великой Отечественной войны | посещение музея |
5 | Знакомство с духовной жизнью города | экскурсии по храмам, соборам, мечетям |
6,7 | На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане | поисковое задание |
8 | Экскурсия в музей Пожарного дела | экскурсия |
9 | Изучение археологических находок | сбор материала для школьного музея |
10,11 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики | чтение произведений, театрализованные представления |
12 | Что мы покажем гостям в Казани | презентация |
13 | Казань промышленная и торговая | беседа |
14 | Алафузовский дворец | беседа |
15 | Три дня, которые потрясли Казань | беседа |
16 | Мой город в будущем | защита проекта |
17 | Парки нашего города | презентация |
18 | Детская железная дорога | экскурсия |
19 | Праздники нашего посёлка | беседа, презентация |
20 | Если бы я был (а) мэром Казани… | сочинение |
| IV. Помню и горжусь! (20 ч) |
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа |
2 | Булгары – древние предки татар | беседа |
3 | Казанское ханство | беседа |
4,5 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | музей ДК |
6,7 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание, презентация |
8 | Трудовые достижения и замечательные люди Татарстана | поисковое задание |
9 | Что человечество ценит больше всего. Казанский Кремль | экскурсия по Кремлю |
10 | Казанский Кремль – далекое прошлое нашего края | викторина |
11 | Музей ВО войны | экскурсия |
12 | Бронепоезд "Красный Татарстан" | музей ДК |
13 | Воины - интернационалисты - наши земляка | встречи |
14 | Воины - интернационалисты в моей семье | поисковое задание |
15 | Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края. | альбом |
16 | Орден в моём доме | рассказ, фотографии |
17 | Герои Советского Союза – наши земляки | урок Мужества |
18 | Зарница | военная игра |
19 | Митинг на улице Революционной у мемориальной доски комсомольцам - краснодонцам | Митинг |
20 | «Поклонимся великим тем годам» | Вахта Памяти |
Формирование и развитие универсальных учебных действий
Формирование и развитие универсальных учебных действий, на основе рабочей программы «Растим патриота» по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;
знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития города Казани и республики Татарстан;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
эстетическое сознание;
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов гражданско - патриотической деятельности;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Список использованной литературы:
Алишев С. Казанское Ханство: В серии «История татар».- Казань: Тат. кн.изд, 2002.
Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. – Казань, 2003.
Усова С.Н., Хабибуллина В.М. Использование национально-регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе. – Казань: КГПУ, 2005.
Шакирова В.С. Наша Родина Татарстан. – Казань: Тат. кн. изд., 1992.
Ф.Хузин. Средневековая Казань. В серии «История татар» – Казань. Тат. кн. изд., 2004
И.А.Гилязов, В.И.Пискарёв, Б.Ф.Султанбеков, Ф.Ш.Хузин. Казаневедение – Казань. издат. «Тамга»,2006