СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Растим патриота" долгосрочная - с 1 по  4 класс. Главное в программе - системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа осуществляется в сетевом взаимодействии с музеем Боевой и Трудовой Славы ДК Железнодорожников п.Юдино.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани



УТВЕРЖДАЮ

Директор СОШ №151

__________/Макерова С.В./









Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию для учащихся 1–4 классов "Растим патриота"

(в сетевом взаимодействии с музеем Боевой и Трудовой Славы ДК железнодорожников п. Юдино)









Автор: учитель начальных классов

Данчина Вясимя Гаязутдиновна





















Казань, 2013



Пояснительная записка

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли…, пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего».

Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Растим патриота». В рамках программы рассматривается понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их.

Программа «Растим патриота» долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 раздела: «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной », «Моя Казань – лучезарная столица», «Помню и горжусь!», связанных между собой логикой формирования патриота Родины.



Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

  • Конституция Российской Федерации

  •   Федеральный Закон РФ «Об образовании»

  •  Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях   прав ребенка в РФ»



Цель работы по патриотическому воспитанию:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.

  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

  • организовать экскурсии по историческим местам Казани.

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

Исполнители программы:

  • учащиеся

  • классный руководитель

  • психолог

  • родители

  • сотрудники музея.

Основные формы работы:

беседы
совместные мероприятия
конкурсы
игры
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы

устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
утренники



Направления работы:

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

6. Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуюсь в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности

  • гуманизации

  • интеграции

  • системности

  • культуросообразности.

Сотрудничество школы с другими учреждениями

Учреждение

Формы взаимодействия

Совет ветеранов посёлка

Встречи, беседы, праздники, акции

Объединения дополнительного образования

Посещение спортивных секций, военная игра «Зарница», Дни защиты детей

Предприятия посёлка Юдино

Экскурсии на предприятия посёлка, беседы

Музей Боевой и Трудовой Славы посёлка Юдино

Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для обучающихся

Школьный музей

Экскурсия, лекции, беседы



Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут в 1 классе и 40 минут во 2 - 4 классах, проводится 2 раза в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.



Содержание программы

Программа «Растим патриота» включает в себя четыре раздела:

  • «Дерево держится корнями, а человек семьей»

  • «Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной» 

  • «Моя Казань – лучезарная столица»

  • «Помню и горжусь!»



1 раздел «Дерево держится корнями, а человек семьей».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

  • формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 раздел «Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной ».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;

  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 раздел «Моя Казань – лучезарная столица»

Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города и родного края экономических особенностях республики Татарстан;

  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;

  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Татарстана.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Казани.

4 раздел «Помню и горжусь!»

Задачи:

  • формировать представления об историческом прошлом своего города и края;

  • воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.



Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (66 часов);

2 ступень – 2 класс (68 часов);

3 ступень – 3 класс (68 часов);

4 ступень – 4 класс (68 часов).

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

I. Дерево держится корнями, а человек семьей (18 ч)

1

Знакомьтесь – это мы

конкурс фотогазет

2

Моё имя

поисковое задание

3

Мои родные

фотовернисаж

4,5

Поздравление мам с Днем Матери

изготовление открыток, концерт

6

Выходной день в моей семье

рисунки и рассказы детей

7

Ты – родитель

игра

8

Игры бабушек, дедушек

практикум

9

Мои обязанности в семье

беседа

10

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

11

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

12,13

Традиции моей семьи

рассказ

14

Мои братья и сёстры

рассказ, фотоальбом

15

Мы – спортивная семья

игры на свежем воздухе

16

Конкурс стихов «Моя семья»

творчество семьи

17

Как я помогаю маме?

игра - практикум

18

На кого я хочу быть похожим

классный журнал

 

II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной (15 ч)

1

Здравствуй, школа!

праздник

2

Режим дня

час общения

3

Школьные кабинеты

экскурсия

4

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

5

Мой сосед по парте

игра

6

Мои новые друзья

беседа

7

Посвящение в первоклассники

праздник

8,9

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

10

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

11

Наши обязанности

игра

12

До свидания, первый класс!

праздник

13

Спасибо нашим поварам

ролевая игра

14

Учительница первая моя

диалог

15

«За честь школы»

праздник

 

III. Моя Казань – лучезарная столица (17 ч)

1

«Здравствуй, Казань!»

беседа

2

Казанская шапка

беседа, презентация

3

Удивительное имя нашего города

легенды

4

Герб города

беседа

5

Казань – столица Татарстана

автобусная экскурсия

6

«С днём рождения, любимый город!»

поэтический фестиваль

7

Удивительный наряд города

видео экскурсия

8

Характер города. Город владеет культурными богатствами

беседа

9

Характер города. Город владеет духовными богатствами

фотовернисаж

10

Занятия жителей города

беседа

11

Стихи о родном городе

творчество детей и родителей

12,13

Кто нас окружает. Растительный и животный мир Татарстана

беседа

14

Дружба народов Татарстана

беседа

15,16

Города Татарстана

игра – путешествие

17

Я и мой город

фотоконкурс

 

IV. Помню и горжусь! (16 ч)

1

Мой посёлок

экскурсия

2

Мой двор

рисунки

3,4

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игры (музей ДК)

5

Красота родной природы

видео экскурсия

6

Мелодии Салиха Сайдашева

прослушивание

7

Акция «Помоги птицам»

изготовление кормушек

8

Как прекрасен этот мир!

конкурс рисунков

9,10

Творчество Г.Тукая для детей

семейное чтение, викторина

11

Совместно с родителями сбор материала о героях своей семьи (ветеранов войны, участников трудового фронта)

рассказ

12

В здоровом теле – здоровый дух

спортивные игры на стадионе

13

Дом, который построим мы

защита проектов

14

Экскурсия к мемориалу и Вечному огню, возложение цветов

экскурсия

15

У нас в гостях хор ветеранов

Музей ДК

16

Зарничка

военная игра

 

2 класс

 

I. Дерево держится корнями, а человек семьей (11 ч)

1

Наша дружная семья

конкурс рисунков

2

Мой дом – моя крепость

игра

3

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

4

Профессия моего отца

фотовернисаж

5

Профессия моей мамы

фотовернисаж

6

Распределение обязанностей в семье

практикум

7

Песни родителей, бабушек

прослушивание

8

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

9

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

10

Проектная деятельность «Моя родословная»

проект

11

«Родительский дом – начало начал»

семейный праздник

 

II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной  (15 ч)

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

беседа

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

беседа

3

Праздник первой отметки

праздник

4,5

Мои любимые книги

выставка книг, отзыв о прочитанном

6

Береги учебник

акция

7

Бережное отношение к школьному имуществу

беседа

8

Я – директор школы

ролевая игра

9

Школа будущего

конкурс рисунков

10

Дом, в котором мы живем

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

11

Моя классная комната

сочинение

12

Песни и стихи о школе

конкурсная программа

13

«Моя вторая мама»

конкурс рисунков и сочинений

14

«Цвети, мой школьный двор»

день труда

15

«За честь школы»

праздник

 

III. Моя Казань – лучезарная столица (24 ч)

1,2

Память о прошлом.

беседа

3,4

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

5

Посещение кинотеатра, театра

культпоход

6

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

7

Памятники Казани

презентация

8

Национальная кухня

викторина

9

Национальный костюм

рисунки

10

Игры татарского народа

практикум

11

Сабантуй

праздник

12

Заповедные места Татарстана

беседа

13

Растения и животные родного края

фотовыставка

14

«Знатоки родного края»

викторина

15

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

16, 17

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам города

18

Стихи о родном городе

творчество детей и родителей

19

«За мирное детство – спасибо»

литературно – музыкальная композиция

20

Районы города Казани

задания по группам

21

Воздушные дороги Казани

беседа, презентация

22

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь!»

конкурс стихов и рисунков

23

По залам музея изобразительных искусств

экскурсия в музей

24

Рождение татарского театра

музей ДК

 

IV. Помню и горжусь! (18 ч)

1

Символика Татарстана

беседа, рисунки

2

Экскурсия на предприятия посёлка

беседа

3

У нас в гостях хор ветеранов

песни военных лет ( музей ДК)

4

История происхождения моего посёлка

поисковое задание

5

По древним тропам Казанки

беседа

6

Прогулка по улицам ханской Казани

путешествие в прошлое

7

«Они живут рядом» (ко Дню инвалидов)

час общения

8

В великой битве под Москвой (о В.А.Григорьеве)

сообщение

9

Казань «белая» и «красная»

музей ДК

10

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

встреча

11

Аллея героев

экскурсия

12,13

«Знаменитые земляки»

проект

14

П.М.Гаврилов – защитник Брестской крепости

поисковое задание

15

«Улица имени героя»

исследовательская работа

16

Конкурс военной песни

конкурс

17

Зарница

военная игра

18

Митинг у Вечного огня

митинг

 

3 класс

 

I. Дерево держится корнями, а человек семьей (14 ч)

1

Моя семья

сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

3

Герб моей семьи

конкурс рисунков

4

Моя родословная

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6,7

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

8

Подвижные семейные игры

практикум

9,10

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

изготовление открыток, праздник

11

«Мама, папа, я – талантливая семья»

конкурс

12

«Моя младшая сестрёнка. Мой младший братишка»

сочинение

13

Важные вопросы

диспут

14

Здоровые дети в здоровой семье

праздник

 

II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной  (14ч)

1

Моя школа – мой дом

беседа

2

Самоуправление в классе

распределение обязанностей

3

Поздравление учителей с Днем учителя

открытка

4

Что растет на территории школы

тесты

5

Все о школе

викторина

6

Школьный музей

экскурсия

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

8

Трудовой десант

экологические субботники


9,10

Родители - выпускники нашей школы

поисковое задание

11

«Если бы я был (а) директором школы»

сочинение

12

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

13

«Цвети, мой школьный двор»

день труда

14

«За честь школы»

праздник

 

III. Моя Казань – лучезарная столица (19 ч)

1

Казань в далеком прошлом

беседа

2

Казань литературная

беседа, чтение стихов

3

Ф.И.Шаляпин – поющий актёр

презентация

3

Моему городу более 1000 лет

выставка фотографий

4

Исторические места города.

экскурсия

5

Промышленные предприятия города

экскурсия

4

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

6

Я – гражданин

рисунки

7,8

Знаменитые земляки (город)

поисковое задание

9

Встреча с известными земляками (посёлок)

беседа

10,11

Праздники татарского народа

презентация, праздник

12,13

Многонациональная республика Татарстан

беседа

14,15

Что я знаю о своём посёлке?

Проект

16

«Град же Казань крепок – подобен каменной горе»

экскурсия

17

Красная книга Татарстана

знакомство, беседа

18

Земля – наш общий дом

экологический праздник

19

Природа раскрывает тайны

экологическая экскурсия с элементами игры

 

IV. Помню и горжусь! (21 ч)

1

Гражданская война на территории ТАССР

беседа (музей ДК)

2

Мой посёлок в годы гражданской войны

проект

3

Великая Отечественная война в истории моего города

беседа

4

Посещение музея Боевой Славы посёлка

экскурсия в музей

5

Подвиги татарстанцев в годы Великой Отечественной войны

беседа

6,7

Их именами названы улицы Казани

сообщение

8,9

Кировскому району – 90 лет

сочинение, защита проектов

10

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

11

Васильев из Васильево

посещение дома – музея художника К. Васильева

12

Конкурс рассказов о прабабушках и прадедушках «Героическая молодость»

конкурс

13

Памятные места нашего посёлка

экскурсия

14

Железнодорожники в годы ВО войны

сочинение

15

Дети военных лет

встречи с пожилыми людьми

16

Госпиталь времён ВО войны в моём посёлке

поисковое задание

17

Династия машинистов Крыловых

поисковое задание

18

Династия машинистов Матросовых

поисковое задание

19

Зарница

игра

20

Смотр строя и песни

конкурс

21

«Никто не забыт…»

Вахта Памяти

 

4 класс

 

I. Дерево держится корнями, а человек семьей (14 ч)

1

История одной фотографии

сочинение

2

Рукотворный мир

выставка поделок, сделанных совместно с родителями

3,4

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

5

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

6

Семейный бюджет

практикум

7

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

8

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

9

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

10

Конкурс «Самая дружная семья»

игра – соревнование

11,12

Герб семьи

проект, защита

13

Бабушки и внуки

семейный праздник

14

Слово о матери

праздник для мам

 

II. Школа – ты мой дом, милый дом, мой родной  (14ч)

1

Учителя – выпускники нашей школы

поисковое задание

2

Родители – выпускники нашей школы

поисковое задание

3

Умники и умницы

интеллектуальная игра

4

Бюджет школы

практикум

5

Школьный краеведческий музей

экскурсия в школьный музей

6

Мой любимый предмет в школе

сочинение

7,8

История школы. Знаменитые люди – выпускники нашей школы.

создание альбома

9

Прощание с начальной школой

праздник

10

Подарок школе

сбор макулатуры

11

Д.И.Космачёв – первый директор нашей школы

сообщение

12

Учителя школы – ветераны ВО войны

поисковое задание

13

«Цвети, мой школьный двор»

день труда

14

«За честь школы»

праздник

 

III. Моя Казань – лучезарная столица (20 ч)

1

Моя малая родина

сочинение

2

Башня Сююмбике. Неразгаданные тайны

беседа

3

Год 1552 – ой. Взятие Казани

беседа

4

Писатели в годы Великой Отечественной войны

посещение музея

5

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсии по храмам, соборам, мечетям

6,7

На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане

поисковое задание

8

Экскурсия в музей Пожарного дела

экскурсия

9

Изучение археологических находок

сбор материала для школьного музея

10,11

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики

чтение произведений, театрализованные представления

12

Что мы покажем гостям в Казани

презентация

13

Казань промышленная и торговая

беседа

14

Алафузовский дворец

беседа

15

Три дня, которые потрясли Казань

беседа

16

Мой город в будущем

защита проекта

17

Парки нашего города

презентация

18

Детская железная дорога

экскурсия

19

Праздники нашего посёлка

беседа, презентация

20

Если бы я был (а) мэром Казани…

сочинение

 

IV. Помню и горжусь! (20 ч)

1

Первобытный мир – начало истории человечества

беседа

2

Булгары – древние предки татар

беседа

3

Казанское ханство

беседа

4,5

Наш край в годы Великой Отечественной войны

музей ДК

6,7

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание, презентация

8

Трудовые достижения и замечательные люди Татарстана

поисковое задание

9

Что человечество ценит больше всего. Казанский Кремль

экскурсия по Кремлю

10

Казанский Кремль – далекое прошлое нашего края

викторина

11

Музей ВО войны

экскурсия

12

Бронепоезд "Красный Татарстан"

музей ДК

13

Воины - интернационалисты - наши земляка

встречи

14

Воины - интернационалисты в моей семье

поисковое задание

15

Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края.

альбом

16

Орден в моём доме

рассказ, фотографии

17

Герои Советского Союза – наши земляки

урок Мужества

18

Зарница

военная игра

19

Митинг на улице Революционной у мемориальной доски комсомольцам - краснодонцам

Митинг

20

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

 

Формирование и развитие универсальных учебных действий

Формирование и развитие универсальных учебных действий, на основе рабочей программы «Растим патриота» по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся   предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и  познавательных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • основные права и обязанности учащихся  в области гражданской ответственности;

  • знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития города Казани и республики Татарстан;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • эстетическое сознание;

  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;

Ученик  получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов гражданско - патриотической деятельности;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.


Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.





Список использованной литературы:

  1. Алишев С. Казанское Ханство: В серии «История татар».- Казань: Тат. кн.изд, 2002.

  2. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.

  3. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1

  4. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. – Казань, 2003.

  5. Усова С.Н., Хабибуллина В.М. Использование национально-регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе. – Казань: КГПУ, 2005.

  6. Шакирова В.С. Наша Родина Татарстан. – Казань: Тат. кн. изд., 1992.

  7. Ф.Хузин. Средневековая Казань. В серии «История татар» – Казань. Тат. кн. изд., 2004

  8. И.А.Гилязов, В.И.Пискарёв, Б.Ф.Султанбеков, Ф.Ш.Хузин. Казаневедение – Казань. издат. «Тамга»,2006