СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир книг"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа отправит в увлекательное путешествие обучающихся с 1 по 4 класс. Программа расчитана на углубление знаний детей в области литературы.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир книг"»

Муниципальное образовательно учреждение

«Истоминская основная школа»

Балахнинского района Нижегородской области



УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета №___

от____________20___года

Председатель педсовета

______________________







КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КНИГ»

(1-4 КЛАСС)









Программа выполнена студенткой 312 группы Трахановой Е.А


Руководитель: Спешилова О.В









2016 год

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка……………………………………,……………………….. 3

  2. Учебно-тематический план…………………………………………………………9

  3. Содержание программы……………………………………………………………15

  4. Мониторинговая карта освоения программы курса ВУД………………….……23

  5. Описания методического сопровождения и материально-технического обеспечения……………………………………………………………………….....25

  6. Список литературы………………………………………………………………….27

  7. Приложения………………………………………………………………………….28







































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир книг» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., автор программы Ефросинина Л. А.«В мире книг». В авторскую программу внеурочной деятельности внесены изменения в календарно-тематическое планирование и содержание программы.

Программа курса «Путешествие в мир книг» разработана с целью расширения курса «Литературное чтение» для 1-4 класса. Тема «Путешествие в мир книг» программы обусловлено результатами проведенного анкетирования, проведенного в 4 и 2 классе школы. Результаты тестирования показали, что учащиеся хотят более полно и глубоко изучать мир книг. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное от школы время?», большинство ответили: читать книги. На вопрос: «чего не хватает в нашей школе?», большинство ответили: кружка про книги. Тем самым обусловлен выбор темы, начиная с первого класса обучающиеся, более полно будут изучать мир книг.

Цель: способствовать развитию интереса к чтению и книге; формированию читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

Задачи программы:

  • создание на практике условий для реализации читательских умений;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Программа «Путешествие в мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.

Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место программы в учебном плане: программа «Путешествие в мир книг» реализуется в МБОУ ОШ «Истоминская школа» в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме: 32 часа в год - 1 класс, 33 часа в год - 2-4 класс.

Формы организации занятий:

  • литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды,

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг,

  • уроки-спектакли,

  • читальный зал,

  • практические занятия,

  • практическая работа в библиотеке,

  • проекты.

Проектная деятельность, реализуемая данной программой, имеет ряд особенностей:

  1. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

  2. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует развитию коммуникативных умений.


Ценностные ориентиры содержания программы

Содержание программы занятий курса «Путешествие в мир книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Прогнозируемый результат 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Первый уровень результатов:

-начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

Второй уровень результатов:

-элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Третий уровень результатов:

-первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

-опыт социальной и межкультурной коммуникации;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Первый уровень результатов:

-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; уважительное отношение к традиционным религиям;

-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Второй уровень результатов:

-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Третий уровень результатов:

-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Первый уровень результатов:

-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

-ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-элементарные представления о различных профессиях;

Второй уровень результатов:

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

Третий уровень результатов:

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Первый уровень результатов:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Второй уровень результатов:

-элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

Третий уровень результатов:

-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Первый уровень результатов:

-ценностное отношение к природе;

-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

Второй уровень результатов

-первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе;

Третий уровень результатов:

-первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства, личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Первый уровень результатов:

-первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей, в окружающем мире;

-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

Второй уровень результатов:

-первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

Третий уровень результатов:

-первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве

образовательного учреждения и семьи.

Предметные результаты:

В результате освоения программы «Путешествие в мир книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Ученик научится:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

Метапредметные результаты:

Регулятивные умения:

  • работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • самостоятельно работать с новым произведением;

  • аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ-

  • ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.

  • работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


Личностные результаты:

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей, в окружающем мире;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.




2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс


Наименование раздела и тем

Часы

Формы организации деятельности учащихся при проведения занятия

Здравствуй, книга! (2ч)

Учебные книги первоклассника.

1

Беседа

Художественные книги.

1

Беседа

Природа – творец всех творцов (2 ч)

Край наш родной и любимый

1

Беседа, практическое занятие

Н. Сладков «Золотой дождь»

1

Практическое занятие

Писатели о детях (3 ч)

О нас из прошлого…

1

Практическое занятие

Современные дети

2

Урок-спектакль

Народная мудрость. (2 ч)

Народное литературное творчество

1

Беседа

Зарядка для ума

1

Творческий урок

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

В. Сутеев — автор детских книг

1

Беседа

По страницам книг В. Сутеева.

1

Путешествие по страницам книг

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

Урок-игра

Недаром дети любят сказку (3 ч)

Любимые русские народные сказки

1

Беседа, практическое занятие

Народы России – сказочники и волшебники

1

Практическое занятие

Конкурс « Герои народных сказок»

1

Урок-спектакль

Русские писатели-сказочники (3 ч)


В гости к А.С. Пушкину

1

Путешествие по страницам книг

А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

2

Практическое занятие

Детский писатель должен быть счастлив (3 ч)

Любимый наш Самуил Маршак

1

Беседа, практическое занятие

Верный друг детей - К. Чуковского

1

Игра-путешествие

Е. Чарушин все о животных знает и расскажет

1

Беседа

Детские журналы


Практическое занятие

Сказки зарубежных писателей (2 ч)

К бабушке вместе с красной шапочкой

1

Беседа, практическое занятие

Старый добрый дядюшка Римус.

1

Урок-спектакль

Стихотворения для детей (2 ч)

Стихотворения для детей

1

Беседа

Конкурс чтецов «Слушаем и читаем стихотворения детских авторов»

1

Конкурс

Главные герои - дети (3 ч)

Дети — герои рассказов

1

Практическое занятие

Дети – герои стихотворений

1

Практическое занятие

Побудь поэтом и ты!

1

Конкурс

Братья наши меньшие (3 ч)

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Практическое занятие

Чаплина В. «Питомцы зоопарка»

1

Практическое занятие

По страницам любимых книг

1

Презентация любимых книг



2 класс

Наименование раздела и тем

Часы

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятия

Здравствуй, книга (3 ч)

Книга - друг человека

1

Беседа

Элементы книги.

1

Практическое занятие

Пословицы о книге и учении

1

Конкурс

Книгочей — любитель чтения (2 ч)


Библиотека – хранительница книг

1

Беседа

Есть такая профессия – библиотекарь

1

Сюжетно-ролевая игра

Книги о похожих на тебя (4 ч)

Дети — герои детских книг

1

Библиотечный урок

Книги Е. Пермяка.

1

Практическое занятие

Книги Н. Носова.

1

Практическое занятие

Книги Г. Остера

1

Урок-спектакль

Крупицы народной мудрости(5 ч)

Пословицы о книге и учении

2

Проектная деятельность

Сборник загадок «Веселые фрукты и овощи»

2

Проектная деятельность

Скороговорки и чистоговорки.

1

Беседа, конкурс

Писатели-сказочники (4 ч)

Выбери сам и прочитай

2

Выставка книг, практическое занятие

Самый умный

1

Литературно-интеллектуальная игра

Герои литературных сказок

1

Конкурс

Главные герои - дети (4 ч)


Авторы о детях.

1

Беседа

Герои книг В. Осеевой.

1

Практическое занятие

Незнайка и его друзьях.

1

Практическое занятие, конкурс

Стихотворения для детей

1

Практическое занятие

Недаром дети любят сказку (3 ч)

Книги о братьях наших меньших.

1

Беседа

Сказки народов мира

1

Практическое занятие

Сказки народов мира на страницах любимых журналов

1

Читальный зал

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, о маме.

1

Беседа, практическое занятие

Выполнение мини-проектов

2

Проектная деятельность

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Великое дело - Родину защищать

1

Беседа, практическое занятие

Былины и сказы о защитниках Отечества.

1

Практическое занятие

Важная встреча в жизни каждого человека

1

Встреча с ветеранами

По страницам любимых книг (2 ч)

Хвала книге

1

Библиотечный урок

Летнее чтение.

1

Практическое занятие, тестирование



3 класс

Наименование раздела и тем

Часы

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

История книги (4 ч)

1

Былины, легенды, сказы.

1

Практическое занятие

2

Детская библия.

1

Практическое занятие

3

Летописи.

1

Практическое занятие

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Беседа

По сказочным дорогам (3 ч)

5

Волшебный мир сказок

1

Беседа

6

Сказки с загадками

1

Практическое занятие

7

Сказки бытовые, волшебные, о животных

1

Читальный зал, конкурс

Мудрые русские басни (3 ч)


8

История басни

1

Беседа

9

Русские баснописцы

1

Практическое занятие

10

Басни в прозаической форме

1

Практическое занятие

Природа – творец всех творцов (3 ч)

11

Родные поэты

1

Беседы

12

Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова

1

Конкурс

13

Краски и звуки поэтического слова

1

Проектная деятельность


Л.Н. Толстой для детей (3 ч)


14

Л.Н. Толстой и дети

1

Беседа, практическое занятие

15

Л.Н. Толстой — сказочник.

1

Практическое занятие, проектная деятельность по группам

16

Азбука Л.Н. Толстого

1

Практическое занятие, творческая работа

О братьях наших меньших (4 ч)

17

О животных

1

Беседа

18

А. Куприн «Ю-ю»

1

Практическое занятие, реклама книги

19

Дж. Лондон «Бурый волк» или «Волк»

1

Практическое занятие

20

А. Брема «Жизнь животных»

1

Библиотечный урок

Главные герои - дети (3 ч)

21

Дети — герои книг

1

Беседа

22

А. Гайдар «Тимур и его команда»

1

Практическое занятие

23

Л. Пантелеев «Честное слово»

1

Практическое занятие, презентация проектов

Книги зарубежных писателей (2 ч)

24

Книги зарубежных писателей

1

Беседа

25

Библиографический справочник

1

Практическое занятие

Дети войны (3 ч)

26

Л. Воронкова «Девочка из города»

1

Практическое занятие

27

Л. Пантелеев «Новенькая»

1

Практическое занятие

28

Кто они — дети войны?

1

Читальный зал, творческая работа

Газет и журналы для детей (3 ч)

29

Детские газеты и журналы.

1

Практическое занятие

30

Электронные периодические издания

1

Практическое занятие

31

Книгочей

1

Создание классной газеты

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

32

Работа библиотекаря

1

Беседа, практическая работа в библиотеке

33

Что я знаю о книге?

1

Игра,

тестирование, практическое занятие



4 класс

Наименование разделов и тем

Часы

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятия

Страницы старины седой (4 ч)

Былины

1

Практическое занятие, выставка книг

Библиотека Ярослава Мудрого

1

Беседа

Библия

1

Практическое занятие

Типография

1

Экскурсия

Народ славит героев России (4 ч)

Героические песни о героях России

1

Музыкальное занятие

С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»

1

Практическое занятие

Русь великая в произведениях фольклора

1

Практическое занятие

День народного единства

1

Беседа

Мифы народов мира (2 ч)

Мифы народов мира.

1

Практическое занятие

Древнекитайский миф « Подвиги стрелка. И»

1

Практическое занятие

Недаром дети любят сказку (3 ч)

Мир сказок.

1

Беседа

Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

1

Чтение и просмотр мультфильма

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений

1

Практическое занятие

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

Книга

1

Беседа

Книги для первоклассников

3

Проектная деятельность

Главные герои - дети (3 ч)

Дети — герои книг писателей XIX века

1

Беседа

Библиографические справки об авторах

1

Практическое занятие

Авторы произведений о детях

1

Литературная игра

Научные книги (3 ч)

«Хранители слов».

1

Беседа, игра

Что такое? Кто такой?

1

Беседа

Почемучка

1

игра

Родные поэты (3 ч)

Поэты – о Родине

1

Беседа

Стихотворения о Родине

1

Практическое занятие

Роднее нет родного края

1

Литературный конкурс

Писатели о писателях. (4 ч)

Писатели о писателях.

1

Беседа

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»

1

Практическое занятие

Воспоминания об А.П. Чехове

1

Практическое занятие

Попробуй сам

1

Творческая работа

Волшебный мир книг (3 ч)

Е. Ильина «Четвёртая высота».

1

Практическое занятие

Читаем сами

1

Читальный зал

Библиотечная мозаика

1

Литературная игра, тестирование



3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВУД


1 класс (32 ч)

Раздел 1: Здравствуй, книга (2 ч)

  1. Тема: Учебная книга первоклассника. Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Проведение анкетирования «Читательская активность обучающихся». Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

  2. Тема: Художественные книги. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Раздел 2: Природа – творец всех творцов (2 ч)

  1. Тема: Край наш родной и любимый. Книги о Родине и родной природе детских писателей: С. Михалков «Кремлёвские звёзды», П. Воронько «Лучше нет родного края», В. Орлов «Здравствуй, Родина моя», Л. Олферов «Главные слова».

2. Тема: Н. Сладков «Золотой дождь». Произведение Н. Сладкова «Золотой дождь». Чтение и анализ текста.

Раздел 3: Писатели о детях (3 ч)

  1. Тема: О нас из прошлого… Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

  2. Тема: Современные дети. Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Инсценирование эпизодов из выбранной книги.

Раздел 4: Народная мудрость. (2 ч)

  1. Тема: народное литературное творчество. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

  2. Тема: зарядка для ума. Игра «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

Раздел 5: По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

  1. Тема: В. Сутеев — автор детских книг. Составление библиографической справки (информация) об авторе и его книге (самостоятельная поисковая работа в группах)

  2. Тема: По страницам книг В. Сутеева. Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Слушание рассказов («Кот -рыболов», «Две сказки» «Раз, два – дружно») и иллюстрирование одного из рассказов. ( Видео сказки в приложении).

  3. Тема: литературная игра: «По страницам сказок В. Сутеева».

Раздел 6: Недаром дети любят сказку (3 ч)

  1. Тема: любимые русские народные сказки. Книги «Русские народные сказки». Пересказ любимых сказок первоклассников. Объявление о конкурсе «Герои народных сказок». Конкурс включает в себя рассказ о герое; список произведений, в которых встречается герой, мини-сочинение «Мое отношение к герою».

  2. Тема: Народы России – сказочники и волшебники. Сказки народов России. Оформление выставки книг.

  3. Тема: Конкурс «Герои народных сказок». Проведения конкурса «Герои народных сказок».

Раздел 7: Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

1. Тема: в гости к А.С. Пушкину. Сказки Пушкина А.С. Повторение уже знакомых сказок и знакомство со сказкой «Жених», игра во время занятия «Знатоки сказок Пушкина».

2. Тема: А.Н. Толстой «Приключение Буратино». Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Кроссворд «Герои Золотого ключика».

Раздел 8: Детский писатель должен быть счастлив(4 ч)

1.Тема: Наш любимый Самуил Маршак. Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

2. Тема: Верный друг детей - К. Чуковский. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Игра - путешествие «Произведения К. Чуковского».

3. Тема: Е. Чарушин все о животных знает и расскажет. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

4. Тема: Детские журналы. Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Раздел 9: Сказки зарубежных писателей (2 ч)

1.Тема: В гости к бабушке вместе с Красной шапочкой. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

2. Тема: Старый добрый дядюшка Римус. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных эпизодов (работа в группах).

Раздел 10: Стихотворения для детей (2 ч)

1.Тема: Стихотворения для детей. Книги А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

2.Тема: конкурс чтецов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Раздел 11: Главные герои - дети (3 ч)

  1. Тема: Дети — герои рассказов. Рассказы: В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы». Игра «Диалоги героев».

  2. Тема: Дети — герои стихотворений. Стихотворения: А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина». Конкурс юмористических стихов.

Раздел 12: Братья наши меньшие (3 ч)

  1. Тема: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

  2. Тема: В. Чаплина «Питомцы зоопарка». Слушание и рассматривание. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

  3. Тема: итоговое занятие «По страницам любимых книг». Представление своей любимой книги. Выставка «Наши любимы книги». Итоговое тестирование.



2 класс (33 ч)

Раздел 1. Книга, здравствуй (3 ч)

  1. Тема: книга – друг человека. Роль книги в жизни человека. История создания книг. Первопечатная книга на Руси.

  2. Тема: элементы книг. Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

  3. Тема: Пословицы о книге и учении. Проведение конкурса «Пословицы о книге и учении». Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Раздел 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)

  1. Тема: Библиотека – хранительница книг. Рассказ «Что такое библиотека, библиотечный формуляр». Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Викторина «Что вы знаете о книге?».

  2. Тема: есть такая профессия – библиотекарь. Сюжетно-ролевая игра «Я — библиотекарь».

Раздел 3. Книги о похожих на тебя(4 ч)

  1. Тема: Дети — герои детских книг.

  2. Тема: Книги Е. Пермяка. Прочтение отдельных рассказов из книги Е.Пермяка «Дедушкина копилка» Читальный зал: Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет».

  3. Тема: Книги Н. Носова. Пересказ уже знакомых рассказов Н.Н. Носова. Кроссворд «Рассказы Николая Носова».

  4. Тема: Книги Г. Остера. Чтение «Вредных советов» Создание живого журнала «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Раздел 4. Крупицы народной мудрости. (4 ч)

  1. Тема: рукописная книга «Пословицы о книгах и учении». Создание одной общей рукописной книги «Пословицы о книгах и учении».

  2. Тема: Сборник загадок «Веселые фрукты и овощи». Проектная деятельность. Создание в группах сборников загадок про овощи и фрукты для первоклассников или дошкольников.

  3. Тема: Скороговорки и чистоговорки. История возникновения скороговорок и чистоговорок. Для чего нужны скороговорки и чистоговорки. Примеры скороговорок и чистоговорок. Конкурс «Чистоговорщики».

Раздел 5. Писатели-сказочники (4 ч)

  1. Тема: Выбери сам и прочитай. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

  2. Тема: Литературно - интеллектуальная игра «Самый умный». Тема игры – герои сказок. Сценарий, презентация к игре и грамоты.

  3. Тема: Герои литературных сказок. Конкурс «Кто есть кто».

Раздел 6. Главные герои – дети (4 ч)

  1. Тема: Авторы о детях. Выставка книг. Рассказ об авторах В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков.

  2. Тема: Герои книг В. Осеевой. Чтение рассказов В. Осеевой. Викторина «Отгадай героя».

  3. Тема: Незнайка и его друзья. Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение отдельных эпизодов из книги. Конкурс рисунков «Мой друг Незнайка».

  4. Тема: Стихотворения для детей. Чтение и выучивание наизусть стихотворений: Я. Акима, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто.

Раздел 7. Недаром дети любят сказку (4 ч)

  1. Тема: книги о братьях наших меньших. Самостоятельное прочтение книг и пересказ.

  2. Тема: сказки народов мира. Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.

  3. Тема: сказки на страницах любимых журналов. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Раздел 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

  1. Тема: Книги о семье, маме. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

  2. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Раздел 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

  1. Тема: Великое дело – родину защищать. Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

  2. Тема: Они живут с нами рядом. Былины и сказы о защитниках Отечества. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

  3. Тема: Важная встреча в жизни каждого человека. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Раздел 10. По страницам любимых книг (2 ч)

  1. Тема: Хвала книге. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

  2. Тема: Летнее чтение. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Итоговое тестирование.



3 класс (33 ч)



Раздел 1. История книги (4 ч)

  1. Тема: Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Книги-сборники о былинных героях.

  2. Тема: Детская библия. Детская библия (разные издания). Чтение отдельных глав из детской библии.

  3. Тема: Летописи. Летописи. Рукописные книги. Летописцы.

  4. Тема: Первопечатник Иван Федоров. История книгопечатания. Первые печатные книги на Руси.

Раздел 2. По сказочным дорогам (3 ч)

1.Тема: Волшебные сказки. Сборник народных сказок «На острове Буяне» и сборник «Сказки А. С. Пушкина».

2.Тема: Сказки с загадками. Сравнение сказок: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

3. Тема: Сказки бытовые, волшебные и о животных. Прочтение сказки на свой выбор и определение ее жанра. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Раздел 3. Мудрые русские басни(3 ч)

  1. Тема: История басни. Понятие «басня». Первые баснописцы. Басни Эзопа и. Крылова.

  2. Тема: Русские баснописцы. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. И. Крылов

  3. Тема: Басни в прозаической форме. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Раздел 4. Природа – творец всех творцов (3 ч)

  1. Тема: Родные поэты. Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

  2. Тема: Стихотворения Ф.И. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова. Конкурс чтецов. Составление партитуры текста.

  3. Тема: Проект «Краски и звуки стихов о природе». Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Раздел 5. Л.Н. Толстой для детей (3 ч)

  1. Тема: Л.Н. Толстой и дети. Биография Л.Н. Толстого. Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

  2. Тема: Л.Н. Толстой – сказочник. Слушание и обмен мнениями. Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

  3. Тема: Азбука Л.Н, Толстого. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Чтение и анализ прочитанного. Творческая работа « Какое впечатление произвел на меня Л.Н. Толстой».

Раздел 6. О братьях наших меньших(4 ч)

  1. Тема: О животных. Чтение любимых книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

  2. Тема: А. Куприн «Ю-ю».

  3. Тема: Дж. Лондон «Бурый волк» или «Волк». Оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

  4. Тема: А. Брема «Жизнь животных». Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Раздел 7. Главные герои - дети (3 ч)

  1. Тема: Книги о детях. Книги: Л. Пантелеева, А. Гайдара, В. Драгунского и др.

  2. Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда». Чтение отдельных глав. Обмен мнениями.

  3. Тема: Л. Пантелеев «Честное слово». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».

Раздел 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)

  1. Тема: Книги зарубежных писателей. Книги: Ц. Топелиуса, Дж. Лондона, Э. Сетон-Томпсона, Дж. Чиарди.

  2. Тема: Библиографический справочник. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Систематический каталог: практическая работа.

Раздел 9. Дети войны (3 ч)

  1. Тема: Л. Воронкова «Девочка из города». Издания разных лет. Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка.

  2. Тема: А. Пантелеев «Новенькая». Чтение и составление краткого пересказа текста.

  3. Тема: Кто они – дети войны? Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Раздел 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)

  1. Тема: Детские газеты и журналы. Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

  2. Тема: Электронные периодические издания. Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

  3. Тема: Классная газета «Книгочей». Создание классной газеты «Книгочей». Обсуждение периодичности выпуска газеты, формы выпуска, рубрик, объем газеты, публики и т.д. Работа в группах: каждая группа отвечает за отдельную рубрику.

Раздел 11. «Книги, книги, книги…» (2 ч)

  1. Тема: Работа библиотекаря. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке: сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене (создание библиографические справочника) – работа в группах.

  2. Тема: Что узнали о книгах? Игра «Что узнали о книгах?». Проведение итогового тестирования. Чтение на лето. Заполнение читательского дневника.


4 класс (33 ч)

Раздел 1. Страницы старины седой (4 ч)

  1. Тема: Былины. Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.

  2. Тема: Библиотека Ярослава Мудрого. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

  3. Тема: Библия. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

  4. Тема: Экскурсия « Туда, где печатают книги». Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Раздел 2. Народ славит героев России(4 ч)

  1. Тема: Героические песни о героях России. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

  2. Тема: С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

  3. Тема: Русь великая в произведениях фольклора. Конкурс «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла.

  4. Тема: День народного единства. История и значение праздника Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров (стендов).

Раздел 3. Мифы народов мира (2 ч)

  1. Тема: Мифы народов мира. Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.

  2. Тема: Древнекитайский миф «Подвиги стрелка. И». Чтение и обмен мнениями. Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Раздел 4. Недаром дети любят сказку (3 ч)

  1. Тема: Мир сказок. Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

  2. Тема: Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Чтение и просмотра мультфильма. Сравнение и обмен мнениями.

  3. Тема: Исторические (фольклорные) корни литературных произведений. Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Раздел 5. «Книги, книги, книги…» (4 ч)

  1. Тема: Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

  2. Тема: Проект « Книги для первоклассников». Создание в группе книги-сборника или книги-произведения для первоклассников. Выбор произведения и формы остается за создателями.

Раздел 6. Главные герои - дети(3 ч)

  1. Тема: Дети – герои книг писателей XIX века. Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова.

  2. Тема: Биографические справки об авторах. Практическая работа: составление биографической справки о писателях XIX века.

  3. Тема: Авторы произведений о детях. Литературная игра «Авторы произведений о детях».

Раздел 7. Научные книги(3 ч)

  1. Тема: «Хранители слов». Словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра «Объясни слово».

  2. Тема: Что такое? Кто такой? Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

  3. Тема: Почемучки. Игра «Почемучка»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Раздел 8. Родные поэты (3 ч)

  1. Тема: Поэты о Родине и родной природе. Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

  2. Тема: Стихотворение о Родине. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Составление партитуры текста.

  3. Тема: Литературный конкурс: «Роднее нет родного края».

Раздел 9. Писатели о писателях. (4 ч)

  1. Тема: Очерки и воспоминания. Что такое очерк и его структура. Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

  2. Тема: Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов». Чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

  3. Тема: Воспоминания об А.П. Чехове. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

  4. Тема: Попробуй сам. Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Раздел 10.Волшебный мир книг (3 ч)

  1. Тема Е. Ильина « Четвертая высота». Чтение, обмен мнениями.

  2. Тема: Читаем сами Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». В. Бульванкера «От кота до кита».

  3. Тема: Библиотечная мозаика. Литературная игра «Тайны книг». Проведение итого тестирования. Презентация любимой книги.

  4. Мониторинговая карта освоения программы курса ВУД

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Интересы и увлечения учащихся

Анкета для учащихся начальной школы «Твои интересы и увлечения»

Цель: выявить интересы обучающихся, а так же потребности в кружка и секциях.

Конец учебного года

Читательская активность первоклассников

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

Сентябрь

Май


Читательские умения(2 класс)

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

  • пользоваться сносками и примечаниями книги;

  • отвечать на типовые вопросы о книге;

  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Сентябрь

Май

Читательский кругозор

(2 класс)

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?

3. Назови писателей - авторов сказок

4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.

5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры. И т.д.

Сентябрь

Май

Читательские умения

( 3 класс)

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

-выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

-характеризовать книгу в целом;

- сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

-эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

-составить рассказ о герое произведения;

- кратко передать события (сюжет);

- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Сентябрь

Май

Читательский кругозор

(3 класс)

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.

  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

  4. Какие басни вы знаете?

  5. Кто из писателей пишет о природе?

  6. Назовите авторов зарубежной литературы.

  7. Назовите известные вам жанры произведений.

  8. Назовите любимые темы чтения.

Сентябрь

Май

Читательские умения

(4 класс)

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

  1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

  2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

  3. устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

  4. называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно);

  5. ставить перед собой цель чтения книги.

давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Сентябрь

Май

Читательский

кругозор

(4 класс)

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

  3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
    2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
    Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  4. И т.д.

Сентябрь

Май



Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету «Литературное чтение».



  1. ОПИСАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Учебник УМК Школа России «Литературное чтение» 1- 4 класс;

Видеосказки Сутеева: Две сказки; Раз, два – дружно!; Кот-рыболов;

Песни: Песня-слава «Русская земля», «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море»;

Электронная игра «Самый умный»;

Кроссворды: «Герои Золотого ключика», «Волшебные предметы из сказки», «Мифологические герои»;

Детские журналы: «Мурзилка», «Понимашка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; Детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк»;

Периодические электронные издания: «Антошка», «Детская газета»;

Портреты писателей, изучаемых в рамках программы;

Книги:

1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

10. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

11. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006


Учебник УМК Школа России «Литературное чтение» 1- 4 класс;

Читательский дневник;

Списки книг для обучающихся 1-4 класса в приложении;

Алгоритмы деятельности


Памятка «Как вести себя в библиотеке», «Правила обращения с книгой», «Как составлять партитуру текста», алгоритм анализа текста.

Контрольно-измерительные материалы

Диагностика интересов и увлечений школьников;

Анкета для первоклассников

«Читательская активность обучающихся»;

Диагностика сформированности читательских умений 2, 3, 4 классы;

Диагностика читательского кругозора 2, 3, 4 классов.






















  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  2. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  3. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008

  4. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007

  5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008

  6. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006

  8. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  9. Кроссворды - дошколенку для мудрости ребенка А. Сидякова, г.Тула 1998





































Приложения















Приложение 1

Анкета для учащихся начальной школы «Твои интересы и увлечения»

Дорогой друг!

Не хотел(а) бы ты рассказать о своих увлечениях, о том, чем тебе нравится заниматься в свободное время? Если да, я предлагаю тебе ответить на эти вопросы. Надеюсь, что твои ответы будут искренними.

1. Сколько тебе лет?

2. В каком школьном кружке

(объединении) ты занимаешься? (если не посещаешь, напиши почему)


3. Как давно ты посещаешь этот кружок (секцию, клуб)? _____________

4. Почему ты выбрал(а) это объединение?_________________________


5. Часто ли ты без причины пропускаешь занятия кружка?____________

6. Что больше всего тебе нравится в работе кружка?_________________

7. Какие кружки ты посещаешь в других учреждениях?


8. Выбери (отметь знаком «+») ту рожицу, которая соответствует твоему настроению во время занятий в кружке (секции)

9. Чем еще ты любишь заниматься в свободное от учебы время?






10. Твои планы на будущее. Какие кружки и секции ты бы добавил (а) в школу?






Благодарю тебя за ответы!







Приложение 2

Памятка «Как вести себя в библиотеке»



  • Заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми.


  • Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.


  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.


  • Выбирая новую книгу, всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.


  • В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.


  • Книги сдавай вовремя.


  • С книгами обращайся аккуратно.





















Приложение 3

Алгоритм анализа текста произведения

1. Заглавие текста: имя (псевдоним) автора, название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие.  Какие ожидания у Вас с ними связаны?  Вопросы, догадки, гипотезы? (Судьба писателя, литературные традиции и т.д.)

2. Начало повествования: первая строка, абзацы…Что важного о героях, обстоятельствах действия, своем отношении к ним автор считает необходимым сказать уже здесь? И почему?

3. Сюжет.  Как «выстраиваются» события? Какие противоречия (конфликты) в жизни героев они обнаруживают? Как  помогают раскрыться героям?

4. Финал. Насколько закономерный? И почему, возможно, с развязкой судьбы героя повествование не заканчивается? В чем смысл открытого финала?















Приложение 4

Кроссворд «Герои Золотого ключика»

Приложение 5

Кроссворд «Волшебные предметы»

По горизонтали:

1. С помощью этого предмета Баба-Яга летает.

2. С помощью этого предмета можно увидеть всё, что пожелаешь.

3. Волшебная палочка Деда Мороза.

4. Был путеводителем Иванушки.

По вертикали:

1. Эти сапоги быстрее всего на свете.

6. Что вырывал Старик Хоттабыч у себя из бороды?

7. С помощью этой шапки можно хорошо спрятаться.

8. Этот предмет отвечал злой царевне, что она всех прекрасней и милее.

9. На ней странствовал Емеля.









Приложение 6

Памятка для составления партитуры




  • Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).


  • Обозначь знаком / или // паузы между ними.


  • В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.


  • Отметь особую интонацию в конце каждого

высказывания (↑ или ↓).


  • Отметь особую интонацию внутри высказывания (↑ или ↓).













Приложение 7

Кроссворд «Мифологические герои»

По горизонтали

3. Солнечный бог

5. Царь лапифов, сын иксиона, лучший друг Тесея

7. Отец Приама, царь Трои, обманувший Нептуна и Геркулеса

11. Великан с глазом посредине лба

13. Богиня здоровья

15. Сын келея и метанейры, ученик Церерры

17. Бог солнца и покровитель искусств

19. Сын царя Фив Эдипа и иокасты, брат полиника, исмены и 

антигоны

20. Царь острова Итака, сын лаэрта и антиклеи

23. Персонаж мифов (сын Энея)

По вертикали

1. Божество дня

2. Крылатые сыновья - калаид и зет - бога северного ветра борея и Орифии, дочери афинского царя эрехфея, братья Клеопатры и Хионы

4. Друг Геркулеса, которому геркулес после своей смерти оставил стрелы с ядом Лернейской гидры

6. Предводитель греков в Троянской войне, старший брат менелая

8. Жена Посейдона (нептуна)

9. Герой, сын зевса и смертной женщины алкмены

10. Сын царя Тантала, брат ниобы

12. Сын аргонавта менетия, друг Ахилла, ученик кентавра хирона

13. Божество брака

14. Сторукие пятидесятиголовые великаны

16. Сын царя Фив Эдипа и Иокасты

18. Сын Агенора и Телефассы, брат Европы, Кадма и килика. В честь него названы земли финикии

21. Богиня мрака и чародейства

22. Муж Елены, брат агамемнона, спартанский царь. когда менелайуехал по делам на остров крит, парис похитил Елену

23. Царь аргоса, сыграл важную роль в мифологии



Приложение 8

Список литературы для 1 класса

Рассказы и сказки о природе
Акимушкин И.«Природа- чудесница»
Бианки В. « Латка», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт», «Где раки зимуют»
Пришвин М. «Берестяная трубочка»
Чарушин Е. «Про Никитку»
Шим Э. «Рассказы и сказки о природе»
Сказки
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик - семицветик»
Остер Г. «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев»
Родари Д. «Голубая Стрела»
Сутеев В. «Сказки»
Хитрук Ф. «Каникулы Бонифация»
Хогарт Э. «Мафии и его весёлые друзья»
Чуковский К. «Сказки»
Рассказы
Толстой Л. «Филипок», «Липунюшка», «Котёнок»
Ушинский К. «Четыре желания», «Проказы старухи Зимы», «Плутишка кот», «Петушок с семьёй»
Носов Н. «Заплатка», «Фантазёры», «Шурик у дедушки», «Бобик в гостях у Барбоса»
Пермяк Е. «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Как Миша хотел маму перехитрить»
Осеева В. «Волшебное слово»
Стихи
Аким Я., Барто А., Берестов В., Заходер Б., Маршак С, Михалков С, Сеф Р.

Список литературы для 2 класса

Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.

Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»; 
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»; 
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания  второгодника Ивана Семенова»;
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»

Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;
Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»;
Киплинг Р. «Сказки»; 
Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Список литературы для 3 класса

Русская литература 19 - начала 20 века
Пушкин А. «Стихи и сказки»
Толстой Л. «Рассказы. Сказки. Басни»
Чехов А. «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной»
Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик».
Русская литература 20 века
Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»;
Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»;
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»,
Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»;            
Некрасов В.  « Приключения капитана Врунгеля»;
Олеша Ю. «Три толстяка»;
Успенский Э. «Меховой интернат»; 
Лагин Л. «Старик Хоттабыч»;
Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка»,
Крапивин В. «Дети синего фламинго»;
Гайдар А. «Тимур и его команда»;
Зарубежная литература
Андерсен Г.-Х. «Сказки и истории»;
Бжехва «Академия пана Кляксы»;
Линдгрен А. Повести;
Твен М. «Приключения Тома Сойера»; «Принц и нищий»;
Трэверс П. «Мери Поппинс»;
Бернет Ф. «Маленькая принцесса»; 
Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»;
 Познавательная литература
Перехвальская Е. «Откуда азбука пришла»;
Горьков В. «Космическая азбука»;
Сахарнов С. «История корабля»;
Чаплина В. «Питомцы зоопарка»;
Алексеев С. «От Москвы до Берлина», «Рассказы из русской истории»

Список литературы для 4 класса

Сказки
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Тысяча и одна ночь
Библия в изложении для детей
Детская библия
Чуковский К.И. Вавилонская башня
Русская литература 19 века
Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница
Жуковский В.А. Спящая царевна
Крылов И.А. Басни
Лермонтов М.Ю. Ашик-Кериб. Бородино
Пушкин А.С. Руслан и Людмила
Толстой Л.Н. Кавказский пленник
Тургенев И.С. Муму
Чехов А.П. Ванька. Мальчики
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Вяземский П.А., Козлов И.И., Кольцов А.В., Некрасов Н.А.,  Никитин И.С., Тютчев Ф.И., Фет А.А. Языков Н.М.

Русская литература 20 века
Аверченко А.Т. Смерть африканского охотника
Алексин А. В стране вечных каникул
Астафьев В.П. Васюткино озеро
Белов В.И. Рассказы
Булычев К. Девочка с Земли
Бунин И.А. Детство. Сказка
Велтистов Е.С. Приключения Электроника
Житков Б.С. Рассказы
Замятин Е.И. Огненное «А»
Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания
Катаев В.П. Сын полка
Крапивин В.П. Мальчик девочку искал
Куприн А.И. Чудесный доктор. Мой полет
Лиханов А.А. Мой генерал
Платонов А.П. Волшебное кольцо. Солдат и царица. Неизвестный цветок
Пришвин М.М. Рассказы.

Зарубежная литература
Гауф В. Сказки
Даррелл Дж. Говорящий сверток
Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Крюс Д. Тим Таллер, или Проданный смех
Линдгрен А. Повести
Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна
За страницами вашего учебника
Ильин М. Сто тысяч почему
Левшин В.А. Нулик-Мореход. Путешествие по Карликании и  Альджебре
Соколов Г.В. У юнги тоже сердце моряка
Книги серии «Я познаю мир»

»

Приложение 9

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»


1. Любишь ли ты читать?

-да

-нет


2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно


3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных


5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых


6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают

-не читают


7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся


8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу





Приложение 9



Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

  • пользоваться сносками и примечаниями книги;

  • отвечать на типовые вопросы о книге;

  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.


Проверка читательского кругозора 2 класса

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?

  3. Назови писателей - авторов сказок

  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.

  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

  9. Чем отличаются стихи от прозы?

  10. О чем вы любите читать?

  11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?

  12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

  13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?


Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

  • составить рассказ о герое произведения;

  • кратко передать события (сюжет);

  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.


Проверка читательского кругозора 3 класса

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.

  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

  4. Какие басни вы знаете?

  5. Кто из писателей пишет о природе?

  6. Назовите авторов зарубежной литературы.

  7. Назовите известные вам жанры произведений.

  8. Назовите любимые темы чтения.


Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

  1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

  2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

  3. устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

  4. называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

  5. выборочно);

  6. ставить перед собой цель чтения книги.

  7. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).


Проверка читательского кругозора 4 класса

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

  3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
    2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
    Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

  5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

  6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

  7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

  8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)



Приложение 10



Памятка « Правила обращения с книгой»



  • Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.


  • Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.


  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.


  • Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.


  • Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или в специальной тетради.









Приложение 11



Содержание диска

    1. Мультфильмы по сказкам В. Сутеева « Две сказки», «Кот-рыболов», «Раз, два – дружно!»;

    2. Литературно - интеллектуальная игра «Самый умный»;

    3. Песня-слава «Русская земля»;

    4. Памятки: «Как вести себя в библиотеке», «Правила пользования книгой», «Составление партитуры», «Алгоритм анализа текста».

    5. Сценарий игры-путешествия по произведениям К.Чуковского.

    6. Электронная версия работы.



































Приложение 12

Ответы на кроссворды

Кроссворд «Герои Золотого ключика»

По горизонтали: 1.Маотвина. 2 Пьеро. 3.Буратино. 4.Базилио. 5.Азбука.

По вертикали: 6.Артемон. 7. Тортилла. 8.Кувшин. 9.Карло.10.Арлекин. 11.Очаг


Кроссворд «Волшебные предметы»

По горизонтали: 1. Ступа; 2. Блюдце; 3. Посох; 4. Клубок.

По вертикали: 1. Скороходы; 6. Волос; 7. Невидимка; 8. Зеркало; 9. Печка.


Кроссворд «Мифологические герои»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!