Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»
Принято: Методическим советом школы Протокол № __ от «__»__2017г | Согласовано: Зам. директора по УВР _________/Сарайкина Н.Н./ «__» __2017 г | Утверждаю: Директор школы: _______/ Копылова Л. И./ Приказ № ___ от «__»__2017 г |
Программа
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Спортландия»
Срок реализации 2017-2018 уч.гг.
Разработчик:
Плотникова Татьяна Валентиновна
учитель физической культуры
с. Лосиха 2017 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Спортландия» для обучающихся 7 класса разработана на основе программы по внеурочной деятельности «Футбол», автор Колодницкий Г.А., 2011 год.
Целью занятий является: разносторонняя подготовка спортсмена и овладение рациональной техникой игры в футбол на основе интересов и склонностей учащихся, углубить знания, расширить и закрепить двигательные умения и навыков в конкретном виде спорта.
Задачи:
Программа предусматривает решение следующих задач:
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол;
освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Одной из важнейших задач стоящих перед учителем физической культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся является не только технико–тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5 – 10-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия).
Теоретические сведения сообщаются в процессе проведения практических занятий. Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.
Ценностные ориентиры программы
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, в основу, которой положены современные культурологический, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные и игровые технологии.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования группы секции по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа внеурочной деятельности по футболу носит образовательно-воспитательный характер и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений игры в футбол.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 7 класса и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления.
Программа рассчитана на 35 учебных часов (занятий) из расчета 1 час в неделю.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты.
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительною отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессом и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебною предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между о6ъектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации. гибкости).
Содержание курса внеурочной деятельности
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины.
Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок России по футболу.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания.
Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности.
Техника игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом,
выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.
Практические занятия. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: в ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на
месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.
Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево):
во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м.
Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят
в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не
столкнуться друг с другом.
Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Правила безопасности на занятиях по футболу. Ведение мяча. | 1 | |
2 | Развитие футбола в России. Обманное движение | 1 | |
3 | Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Передачи мяча в парах. | 1 | |
4 | Упражнения с набивным мячом.Удары по мячу после передачи сбоку. | 1 | |
5 | Подвижные игры и эстафеты.Ведение мяча. | 1 | |
6 | Специальные упражнения для развития быстроты. Сочетание передачи и удара по воротам | 1 | |
7 | Специальные упражнения для развития ловкости. Передача и удар поворотам. | 1 | |
8 | Точность удара. Удар по воротам. | 1 | |
9 | Техника передвижения. Ведение мяча. | 1 | |
10 | Удары по мячу ногой. Финт-корпусом и на замах. | 1 | |
11 | Удары по мячу головой. Финт-корпусом и на замах. | 1 | |
12 | Остановка мяча. Резанный удар внутренней стороной подъема. | 1 | |
13 | Отбор мяча. Резанный удар внутренней стороной подъема. | 1 | |
14 | Индивидуальные действия с мячом. Обманное движение – финт корпусом; переступание. | 1 | |
15 | Групповые действия с мячом. | 1 | |
16 | Игра головой. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. | 1 | |
17 | Удар по мячу ногой. Упражнения для развития умения «видеть поле». | 1 | |
18 | Обманное движение. Взаимодействие игроков на площадке. | 1 | |
19 | Обманное движение. Тактика игры в футбол. | 1 | |
20 | Техника удара по мячу головой. | 1 | |
21 | Ведение мяча. Удар по мячу. | 1 | |
22 | Удары по мячу ногой. Точность удара. | 1 | |
23 | Ведение мяча серединой подъема. Удары по мячу с разворотом. | 1 | |
24 | Ведение мяча. Финт переступанием. | 1 | |
25 | Остановка мяча грудью. Тактика защиты. | 1 | |
26 | Передачи мяча. Остановка мяча грудью. | 1 | |
27 | Жонглирование мяча. Передачи мяча в тройках. | 1 | |
28 | Жонглирование мячом. Передачи мяча в тройках. | 1 | |
29 | Ведение мяча. Удары по мячу. | 1 | |
30 | Ведение мяча. Техника передачи и остановки мяча. | 1 | |
31 | Удары по мячу ногой. | 1 | |
32 | Ведение мяча. Специальные упражнения для развития ловкости. | 1 | |
33 | Передачи мяча в тройках. Тактика вратаря. | 1 | |
34 | Жонглирование мячом. Передачи в тройках. | 1 | |
35 | Учебно-тренировочная игра. | 1 | |
| | | |
| Итого 35 часов | | |
Список литературы:
Андреев С. Л. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
Максименко И. Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2006. - 276 с.
Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
Сучилин А. А. Футбол во дворе. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с.