СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Настоящая Программа внеурочной деятельности была разработана в рамках реализации ФГОС общего образования школы I ступени на основании авторской программы В.А.Горского «Школьный театр «Петрушка»» («Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. М.: Просвещение, 2011). Основная идея Программы и её содержание направлены на реализацию приоритетных направлений и документов, определяющих развитие современной системы российского образования: «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «приказ №373».

Программа разработана с учётом уже существующих научно – методических разработок, исследований в области художественно – эстетического образования детей младшего школьного возраста. При создании настоящей Программы были использованы материалы и разработки следующих авторов: В.А.Горского, И.А.Генераловой, А.И.Фоминцева, О. Джежелей, Т.А. Ладыженской,  в которых рассматриваются вопросы организации театральной деятельности в общеобразовательной школе.

Настоящая Программа носит модифицированный характер.

В основу Программы вложены следующие принципы:

  • принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

  • принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
  • принцип деятельности.

Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

  • принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

Создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;  - насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения; создание художественной среды.

Цель: организовать деятельность в рамках художественно – эстетической направленности по развитию у учащихся 3 классов творческих способностей.

Задачи:

Обучающие - развивать интерес к культуре своего народа, включать детей в творческую деятельность; развивать интерес к занятиям художественным творчеством; сформировать первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества; формировать умения выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; формировать умения осуществлять продуктивное взаимодействие с партнёрами; формировать умения самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; сформировать элементарные представления о театральных профессиях;  развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, села.

Воспитательные - формировать навыки плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами, основанными на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий; сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

Развивающие – развивать эмоциональную сферу ребенка; воспитывать чувство сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения; формировать потребность в самовыражении, формировать  способность обучающегося строить познавательную, творческую деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка), развивать творческие способности детей.

Настоящая Программа включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Подготовительный – направлен на введение учеников в курс занятий; основной – на реализацию содержания Программы; заключительный – на подведение итогов.

Программа «Театральная студия Непоседы» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, предназначена для учащихся 3 классов, обладающих следующими качествами: недостаточная организованность, непосредственность, высокая игровая активность, познавательный интерес, недостаточная сформированность произвольности психических процессов.

Занятия проводятся в группе наполняемостью 22 человека 1 раз в неделю по 40 минут, во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности.

Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 34 часа

Прогностические  результаты:

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе,  правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;  иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

необходимые сведения о сценической речи; о декорациях к спектаклю; о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели, соблюдать правила игры и дисциплину;

правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.); выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой д-ти

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; контролировать и оценивать процесс и результат д-ти;  выбирать вид чтения в зависимости от цели; договариваться и приходить к общему решению в совместной д-ти; формулировать собственное мнение и позицию

импровизировать;

работать в группе, в коллективе; выступать перед публикой, зрителями.

Применять

быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

полученные сведения о многообразии театрального искусства;

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект; иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой д-ти, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать  накопленные знания.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на русских народных сказках и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

В конце третьего года занятий учащийся

ЗНАЕТ:

  1. Что такое выразительные средства.
  2. Фрагмент как составная часть сюжета.
  3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

УМЕЕТ:

  1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
  2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
  3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
  4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:

  1. О рождении сюжета произведения.
  2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
  3. О сверх задаче и морали в произведении.

ИМЕЕТ НАВЫКИ:

  1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
  2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
  3. Анализировать последовательность поступков.
  4. Простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре: выступления перед зрителями в школе; участие в конкурсах, праздниках.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.

Настоящая Программа реализуется на основе игровых технологий в рамках деятельностного подхода.

Средства: компьютер, музыкальные записи, куклы, цветная бумага, картон, ткань.

Учебно – методическая  литература:

Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

Генералова И.А. 3 класс.Театр. Пособие для дополнительного образования. – М.: Баллас, 2011

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010

Ефимова Т.Н. Программа кружка «Театр – игра – дети»

Ладыженская Т.А. Речевые секреты. – М., 1992

Ливаева О.Ю. Программа внеурочной деятельности студии «Школьный театр «Петрушка»»

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003

Никольская М.Н. Занимательные игры для самых маленьких. - Владимир

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

Фоминцев А.И. Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы. – Красноярск, Буква, 2000

Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

Литература для родителей:

Волина В.В. Учимся играя.- М., 1994

Джежелей О.В. Помогайка. – М., 1995

Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2004

Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… - Владимир, 1992

Литература для детей:

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

Джежелей О.В. Помогайка. – М., 1995