БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 123
с углубленным изучением отдельных предметов им. Охрименко О. И.»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Карих Н. А. «___» _____________ 2017 г. | «Проверено» Заместитель директора ____________ Мягчиева Т. А. «___» _____________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор ____________ Троицкая О. А. «___»_____________ 2017 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Учимся проектировать»
Класс 7
Составитель рабочей программы
учитель первой квалификационной
категории Карих Н. А.
г. Омск, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся проектировать" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, также на основе программы «Организация проектной деятельности школьников «Я и проекты», программы курса практических занятий «Учимся проектировать» (Авторы С. Г. Щербакова, Л. А. Выткалова, Н. В. Кобченко, Т. В. Хуртова) и учебного пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных мероприятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей, сторонних организаций, подготовку и защиту индивидуальных и групповых проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия:
• развитие интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• развитие способности к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учет установленных правил в планировании и контроле способа решения;
• осуществление итогового и пошагового контроля результата;
• оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватное восприятие оценки учителей, одноклассников, родителей и других людей;
• постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем;
• проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
• самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, также в открытом информационном пространстве;
• осуществление записей (фиксация) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• создание сообщений, презентаций в устной и письменной форме;
• проведение сравнения и классификация по заданным критериям;
• установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
• построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными условиями;
• осуществление синтеза как составление целого из частей;
• построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• использование коммуникативных, прежде всего – речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического сообщения, овладение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировка собственного мнения и позиции;
• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• умение составлять и задавать вопросы;
• умение использования речи для регуляции своего действия;
• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построения монологического высказывания, овладение диалогической формой речи.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕУЛЬТАТОВ
Итоговый и промежуточный контроль включает:
- проведение самооценки и взаимооценки;
- публичная защита подготовленного проекта в классе.
Формы контроля и оценки результатов:
- выполнение исследовательских заданий;
- создание печатного варианта исследовательской работы.
Критерии оценки результативности исследовательской работы:
- оригинальность, ценность собранного материала;
- исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе программы);
- структура, логика работы;
- язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по самонаблюдению и выводить самооценку;
- степень самостоятельности работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел, тема | К-во часов | Теория | Практика |
Введение в курс | 9 | 8 | 1 |
Работа над проектом | 19 | 9 | 10 |
Результат работы над проектом | 7 | 5 | 2 |
ИТОГО: 35
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | К-во час. | Основные виды деятельности | Формы организации |
Введение в курс | 9 | | |
1 | Введение в проектную деятельность. | 1 | Знакомство с понятием «проектная деятельность» | Беседа |
2 | Классификация проектов. | 1 | Знакомство с типами школьных проектов. | Беседа, обсуждение. |
3 | Как работать над проектом. Планирование. | 1 | Знакомство с этапами реализации проекта. Планируемый результат. | Беседа, обсуждение. |
4 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | «Мозговой штурм». | Дискуссия. |
5 | Поиск информации для определения темы проекта.Банк идей. | 1 | Самостоятельная работа с источниками информации. Создание банка идей. | Работа в группах. |
6 | Исследовательский проект. Структура. | 1 | Знакомство со структурой проекта: название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. | Беседа, обсуждение. |
7 | Конструкторский проект. Структура. | 1 | Беседа, обсуждение. |
8 | Игровой проект. Структура. | 1 | Беседа, обсуждение. |
9 | Информационный проект. Структура. | 1 | Беседа, обсуждение. |
Работа над проектом | 19 | | |
10 | Постановка проблемы, гипотеза. | 1 | Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения. | Работа в малых группах. |
11 | Пути решения проблемы. Ресурсы. | 1 | Разработка путей решения проблемы. Оценивание собственных ресурсов. Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы. | Работа в малых группах. |
12 | Составление плана исследования. . | 1 | Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний. | Работа в малых группах. |
13 | 1 | Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. |
14 | Работа с источниками информации. | 2 | Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. | Самостоятельная работа по плану. |
15 |
16 | Информационно-образовательная среда. | 1 | Знакомство с информационно-образовательной средой, её компонентами. Семья. Школа. Социум. | Беседа, обсуждение. |
17 | Информационные ресурсы. | 1 | Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). | Беседа, обсуждение, самостоятельный поиск ресурсов. |
18 | Электронные средства учебного назначения. | 1 | Знакомство с электронными энциклопедиями, справочниками, учебными пособиями. | Беседа, обсуждение, самостоятельный поиск ресурсов. |
19 | Копирайт, авторское право, торговая марка. | 1 | Знакомство с требованиями к работе с различными источниками информационных ресурсов. Правила цитирования. | Беседа, обсуждение. |
20 | Организация информации | 1 | Составление плана, опорного конспекта, логической схемы, таблицы, каталога, аннотации, компьютерной презентации, буклета, web-страницы | Беседа, обсуждение. |
21 | Способы первичной обработки информации. | 1 | Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, таблица, лестница сужения, коллаж. | Беседа, обсуждение. |
22 | Проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов. | 2 | Проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов. | Самостоятельная работа по плану индивидуально и в малых группах. |
23 |
24 | Обработка данных исследования. | 1 | Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных | Самостоятельная работа по плану индивидуально и в малых группах. |
25 | Анализ полученных данных. | 1 | Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования | Самостоятельная работа по плану индивидуально и в малых группах. |
26 | Оформление исследования. | 1 | Написание исследовательской работы | Обобщение полученного материала. |
27 | Компьютерная презентация. Правила составления презентации. | 1 | Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. | Беседа, обсуждение. |
28 | Предварительная подготовка презентации. | 1 | Составление презентации с использованием ИКТ | Самостоятельная работа |
Результат работы над проектом | 7 | | |
29 | Составление тезисов для устного выступления. | 1 | Отбор информации, соотнесение выступления со временем, отведенным для выступления | Самостоятельная работа по плану индивидуально и в малых группах. |
30 | Подготовка защиты проекта. | 1 | Предварительная репетиция публичного выступления | Самостоятельная работа по плану индивидуально и в малых группах. |
31 | Предварительная защита проекта | 1 | Предварительная защита проекта | Выступление перед одноклассниками |
32 | Анализ, оценка, коррекция. | 1 | Предварительный анализ публичного выступления | Беседа, обсуждение работы по критериям. |
33 | Защита проектов. | 2 | Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов | Выступление на конференции |
34 |
35 | Анализ успехов и ошибок. | 1 | Рефлексия. | Беседа, дискуссия. |