ПРИЛОЖЕНИЕ № ___
к Основной образовательной программе среднего общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Вадская средняя общеобразовательная школа»,
утвержденной приказом директора
№ _______ от ______ 20__ года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учимся проектировать»
(на 1 год обучения, возраст 10-11 лет)
Автор-составитель программы:
| Кузнецова Надежда Анатольевна |
учитель английского языка
С.Вад,
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………………….4
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видом деятельности………………………………………………………………………………………………..6
3. Тематическое планирование……………………………………………………………………………8
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся проектировать» общеинтеллектуального направления разработана в соответствии с требованиями
Федерального закона 273-Ф3 "Об образовании в РФ";
ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказа Минобрнауки России от 31декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся основной школы.
Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету: английский язык.
Задачи:
- воспитание коммуникативной культуры школьников; выявление и поддержка одаренных учащихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- закрепление и углубление знаний учащихся по английскому языку;
- развитие устной и письменной связной речи учащихся;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску; обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека - потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому предмету. Организация курса внеурочной деятельности «Учимся проектировать» - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Режим занятий 1 час в неделю, 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
произносить названия достопримечательностей Лондона и читать тексты с извлечением необходимой информации по теме;
презентовать полученный продукт проектной деятельности с помощью ИКТ;
свободно работать с разными источниками информации;
устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, происходящими событиями.
Показатели эффективности достижения планируемых результатов освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности
Показатели | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Кол-во обуч-ся | % |
Теоретические знания (по основным разделам тематического планирования рабочей программы). Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | 1.низкий уровень (дети овладели менее чем половиной объема знаний, предусмотренных рабочей программой); | 1 балл | | |
2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2/3); | 5 баллов | | |
З.высокий уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных рабочей программой за конкретный период). | 10 баллов | | |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам тематического планирования рабочей программы). Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям. | 1. низкий уровень (дети овладели менее чем половиной объема знаний, предусмотренных рабочей программой); | 1 балл | | |
2. средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2/3); | 5 баллов | | |
3.высокий уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных рабочей программой за конкретный период). | 10 баллов | | |
Творческие навыки. Креативность в выполнении практических заданий. | 1. начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); | 1 балл | | |
2. репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); | 5 баллов | | |
3. творческий уровень Выполняет практические задания с элементами творчества). | 10 баллов | | |
|
Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Удовлетв. Хорошо Отлично | | |
Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности. | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Удовлетв. Хорошо Отлично | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 | Что такое проект. Входная диагностика «Определение сформированности отдельных проектных действий» | Знать понятие «проект», «проектно-исследовательская деятельность» через знакомство с работами учащихся. | Беседа. Презентация исследовательских работ учащихся |
2 | Что такое проблема. Учимся определять проблему. | Знать понятие «проблема», уметь видеть проблему, понимать проблему, сформированную учителем, рассматривать проблему под разными углами зрения, с разных позиций под руководством учителя в групповой работе. Знать понятия «гипотеза», «объект исследования»; уметь изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. | Коллективное обсуждение. Игра "Что такое скрепка?" Игра "Покажи животное" Работа в малых группах. Разработка правил совместной работы. Задание в группе "Нарисуй проблему" |
3-4 | От проблемы к цели. Учимся ставить цели и определять задачи. | Знать понятия «цель», «задачи». Принимать цель, сформулированную учителем. Уметь с помощью учителя формулирует задачи, соответствующие цели проекта. | Беседа. Упражнение "Три цели за минуту" Анализ эксперимента московских психологов "Три желания" Упражнение "Немного лучше" Работа в малых группах. Построение дерева целей по заданной проблеме. |
5 | Источники информации. Учимся работать с информацией. | Знать понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Уметь находить информацию из различных источников. | Беседа. Работа в малых группах. Задание "Этапы работы с информацией" (расставить по порядку). Упражнение "Доклад о буром медведе" Поиск в Интернете информации, заданной учителем. |
6 | Методы исследования. Анализ и обработка информации. | Знать понятия «эксперимент», «опыт», «анкетирование», «наблюдение», «измерение», «анализ», «синтез», «обобщение», «моделирование», «классификация». Знать методы исследования; знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять интервью, обобщать материал, находить главное, формулировать выводы. | Беседа, презентация. Работа в малых группах. Упражнение "Методы исследования в картинках". Составление анкеты для исследования на тему "Картофельные чипсы - польза или вред?" |
7 | Планирование проектной деятельности. Учимся планировать проектную деятельность. | Принимать предложенный учителем план действий и возможные ресурсы. Уметь с помощью учителя проводит контроль и коррекцию проектной деятельности. | Выбор и формулировка темы исследования под руководством учителя. Составление плана исследования в группах. |
8 | Вместе к одной цели. Учимся взаимодействовать с учителем, друг с другом. | Знать правила командного поведения; основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него. Уметь: выполнять порученные учителем групповую роль и обязанности; оказывать помощь и поддержку другим участникам группы. | Игра "Собери пословицу". Упражнение "Веселый счет". Построение "Башни секретов работы в команде". |
9 | Защита проекта. Учимся публичному вступлению. | Знать правила подготовки сообщения; уметь готовить план выступления с помощью учителя; уметь использовать различные приемы публичного выступления, невербальные средства и/или наглядные материалы, усиливающие эффект презентации (консультируясь с учителем). | Анкетирование. Беседа, презентация. Упражнения на артикуляцию. Практическое упражнение - подача информации. Поиск ключевых слов. Составление плана выступления. Работа с памяткой "Как составить план сообщения". |
10 | Самооценка и рефлексия проектной деятельности. Учимся оценивать свою деятельность. | Уметь под руководством учителя оценивать результаты своей деятельности и проводить рефлексию своих действий в соответствии с предложенными учителем критериями. | Игра "Лесенка успеха". Упражнение "Продолжи фразу". Заполнение таблицы "Рефлексия себя в проекте" |
11 | Знакомство с Лондоном. | Знать понятие «проект», «проектно-исследовательская деятельность»; ориентировать учащихся на возможный конечный продукт. | Беседа; ответы на вопросы; рассмотрение ситуации и проблемы по теме совместно с учителем; формулировка проблемы и постановка цели с помощью учителя. |
12-13 | Достопримечательности Лондона. | Принимать предложенный учителем план действий и возможные ресурсы; Помочь учащимся разбиться на группы, распределить роли в группе; Направлять учащихся при формулировке задач (план работы над проектом). | Знакомятся с достопримечательностями Лондона, отрабатывают произношение их названий на английском языке; работа в группах; коллективное обсуждение и распределение ролей в группе; составление плана групповой работы викторина «Что вы знаете о Лондоне?»; вводная презентация «Добро пожаловать в Лондон». |
14-15 | Источники информации. | Консультировать, оказывать дозированную педагогическую помощь при выполнении плана работы и поиска необходимых источников информации; беседа; презентация; | Изучение справочных материалов о достопримечательностях Лондона; составление банка необходимых методов исследования; выбор достопримечательностей Лондона в группах; выбор наглядных материалов; умение работать с программой Power Point; составление текстов на английском языке. |
16 | Вместе к одной цели. | Выступление учителя в роли эксперта; объявление критериев оценивания после сдачи форм самооценки деятельности учащихся. | В процессе устной презентации представляют электронный путеводитель по достопримечательностям Лондона; Оценивают этапы своей деятельности по заданной форме. |
17 | Защита проекта. | Выступление учителя в роли эксперта; объявление критериев оценивания после сдачи форм самооценки деятельности учащихся. | В процессе устной презентации представляют электронный путеводитель по достопримечательностям Лондона; Оценивают этапы своей деятельности по заданной форме. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Что такое проект. Входная диагностика «Определение сформированности отдельных проектных действий» | 2 | 06.09 13.09 |
2 | Что такое проблема. Учимся определять проблему. | 2 | 20.09 27.09 |
3-4 | От проблемы к цели. Учимся ставить цели и определять задачи. | 2 | 04.10 11.10 18.10 25.10 |
5 | Источники информации. Учимся работать с информацией. | 2 | 08.11 15.11 |
6 | Методы исследования. Анализ и обработка информации. | 2 | 22.11 29.11 |
7 | Планирование проектной деятельности. Учимся планировать проектную деятельность. | 2 | 06.12 13.12 |
8 | Вместе к одной цели. Учимся взаимодействовать с учителем, друг с другом. | 2 | 20.12 27.12 |
9 | Защита проекта. Учимся публичному вступлению. | 2 | 10.01 17.01 |
10 | Самооценка и рефлексия проектной деятельности. Учимся оценивать свою деятельность. | 2 | 24.01 31.01 |
11 | Знакомство с Лондоном. | 2 | 07.02 14.02 |
12-13 | Достопримечательности Лондона. | 2 | 21.02 28.02 07.03 14.03 |
14-15 | Источники информации. | 2 | 21.03 04.04 11.04 18.04 |
16 | Вместе к одной цели. | 2 | 25.04 16.05 |
17 | Защита проекта. | 2 | 23.05* |
* В занятии №17 Защита проекта проведёно 1 занятие – по годовому календарному графику