Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
« Занимательный английский »
.
Пояснительная записка
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьника.
Внеурочная деятельность учащихся предполагает развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности. Именно в детском возрасте закладываются основы мотивации деятельности, проявляется любознательность, сопровождающая активностью и желанием заниматься любимым делом. Иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал. Многие ребята имеют активную мотивацию к изучению предмета, но есть противоречия:
Во-первых, неоднородность классного коллектива и необходимость усвоения базового уровня всеми учащимися;
Второе противоречие состоит в том, что английский язык изучается в искусственной среде. Для преодоления этих противоречий необходим курс дополнительных занятий, составленных на принципиально новых подходах к обучению в интерактивном режиме работы, с учётом индивидуальных способностей детей в рамках личностно-ориентированного обучения.
Общение на иностранном языке в неформальной обстановке способствует погружению в мир языка, а значит, естественному общению. Кроме того коллектив единомышленников сплачивает ребят в их деятельности, усиливает мотивацию, создаёт комфортную среду для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и стимулирует речевое творчество.
Ответственность за выполнение заданий способствует воспитанию самостоятельности, дает детям возможность планировать свою работу, определять цели и задачи, запрашивать дополнительную информацию у учителя или добывать её самостоятельно из других источников, взаимодействовать с партнёрами из группы. Использование ролевых игр поможет учащимся проявит себя, «примерить» взрослую жизнь, выразить свои чувства, отношение к действительности. Играя, учащиеся переносят свои знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную. Таким образом, игра является социальной практикой личности школьника, средой его обогащения. Это одна из возможностей создания личностно-ориентированной ситуации развития учащихся.
В основу программы положена концепция модернизации образования и принципы личностно-ориентированного подхода.
На занятиях внеурочной деятельности учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время.
Внеурочная деятельность готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы внеурочной деятельности дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению, предусматривают связь с жизнью учащихся и стимулируют их потребность в общении.
Цель программы:
развитие способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур;
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
расширение культуроведческих знаний учащихся и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
ознакомление с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру.
Задачи программы:
I. Познавательный аспект:
способствовать приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
знакомить детей с культурой стран изучаемого языка (праздники);
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках.
II. Развивающий аспект;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации, двигательные способности детей через драматизацию;
развивать учебные умения;
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке, познакомить их с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект:
воспитывать толерантность и уважение к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям;
воспитывать личностные качества (умение работать в паре, группе, коммуникабельность);
обеспечивать связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки.
В программе даётся описание основных задач, раскрывается тематика и содержание тем. Все темы включают понятный социокультурный минимум – понятия, реалии, персоналии. Ведущая форма работы групповая
Общая характеристика внеурочной деятельности В структуре данной программы для 5-6 классов учтены психологические особенности школьников: в рамках одного занятия учитель имеет возможность комбинировать задания разных типов, позволяющие чередовать активные виды работы (игры,, песни, работа в парах) с более спокойными формами работы (чтение, слушание, письмо), поддерживая мотивацию учащихся и регулируя их степень активности на занятии .Целью является создание у школьников личной заинтересованности в использовании английского языка для общения, расширения своего кругозора, развития умения учиться.
Ориентированные на интересы детей школьного возраста сюжеты историй, разнообразные задания, включающие игры, песни и стихи, проекты, - всё это призвано помочь детям учиться с удовольствием, оценивать свои достижения не только по индивидуальным результатам, но и через взаимодействие с одноклассниками.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Занятия проводятся для учащихся 5-6 классов по 2 часа в неделю , всего 70 часов
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,— ученики 5-6 классов от 9 до 12 лет.
Сроки реализации программы— 1 год.
Форма обучения
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет дает для этого богатейшие возможности, которые не всегда используются в полном объеме.
Иностранный язык, наряду с русским языком и литературным чтением, входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшая задача современной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование:
№ занятия | Наименование тем | Форма проведения | Кол-во часов |
Тема 1. |
1. | Вводное занятие «Welcome» | Беседа со школьниками | 1 |
Тема 2. «Welcome to the UK» |
2. | Scotland | Чтение текстов, подвижная игра | 2 |
3. | Northern Ireland, Wales | Работа в малых группах (скаутская методика) | 2 |
4. | England | Проекты | 3 |
5. | Kings and Queens of the UK | Игра по станциям | 2 |
6. | Customs and Traditions of the UK Sport | Тест Подвижная игра | 1 |
7. | Game: «Welcome to the Club of Fun» | Игра, КВН | 2 |
8. 9. | Holidays in the UK Halloween | Групповая работа, творческие конкурсы | 4 |
Тема 3. «North America» |
10. | Canada | Подвижная игра, парная работа | 2 |
11. 12. | USA. Thanksgiving Day – one of the traditions Alaska | Групповая работа Драматизация | 2 |
13. | Customs and traditions. Sport) | Проекты, подвижная игра, сравнение культур разных стран | 4 |
14. | Politics. (Terror Attack). | Беседа, дискуссия | 1 |
15. | Revision: Everything about the USA and Canada | Викторина | 2 |
16. | Holidays in the USA | Ролевая игра | 2 |
17. | Christmas Day, New Years Day | Проекты, сравнение праздников Великобритании, США и России | 4 |
Тема 4. «Australia» |
18. | Geographical Position. History. | Работа с картой | 1 |
19. | Customs and Traditions. | Игра по станциям | 1 |
20. | People and Wild Animals. | Драматизация | 1 |
21. | Revision: Beautiful Australia | Игра по станциям | 1 |
Тема 5. «New Zealand» |
22. | Projects: «New Zealand!?» | Проекты | 4 |
23. 24. | Holidays in Australia and New Zealand St. Valentine’s Day, Mother’s Day | Работа в малых группах (скаутская методика) | 3 |
Тема 6. «Commonwealth» |
25. | India | Художественное оформление стенда (скаутская методика) | 3 |
26. | African Countries | Составление коллажа | 3 |
27. | Island | Поисковая работа | 3 |
28. | Revision: «What do you know about Commonwealth? » | Брейн-ринг | 2 |
29. | Holidays May Day | Драматизация | 1 |
Тема 7. «Famous people of the World» |
30. | Famous people of the World | Доклады, беседа | 4 |
31. | Revision: «World of English» | Тест | 3 |
32. | Welcome home! | Беседа, подведение итогов, развлекательная игра | 3 |
Итого | | | 70 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие «Welcome»
Задачи учебного общения:
определить цели и задачи внеурочной деятельности;
ознакомить детей с планом работы данного курса;
оформить уголок внеурочной деятельности
Дидактический и наглядный материал, ТСО: конверты, мягкая игрушка, журналы, носящие страноведческий характер.
Тема 2. «Welcome to the UK»
Задачи учебного общения:
получение географических и культуроведческих знаний о Шотландии, Северной Ирландии, Англии, Уэльсе.
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
знакомство с творчеством выдающихся личностей Великобритании;
знакомство с королевскими династиями Великобритании;
знакомство с традициями и обычаями Великобритании и спортивной жизнью страны;
контроль и обобщение знаний в ходе проведения игры «Welcome to the Club of Fun»;
проведение праздника Hallowe’en;
знакомство с реалиями по данной теме.
В ходе занятий ребята оформляют альбом , занося туда интересные факты: изображение о. Великобритания и его основных частей, символы стран, имена и произведения выдающихся людей, известнейших монархов Великобритании, название национальных праздников и названия видов спорта.
На занятиях используются:
тексты: «Royal London», «Scotland the Beautiful», «William Shakespeare», «Everything about Wales»;
стихотворение R. Burns «My Heart is in the Highlands»;
песня «My Bonnie is Over the Ocean»;
репродукции достопримечательностей страны;
оборудование для проведения игр: теннис, регби, футбол;
ТСО и оборудование для проведения КВНа и праздников;
ТСО для просмотра учебных фильмов.
Социокультурный понятийный минимум:
Scotland | Wales |
the river Clyde | Snowdonia |
Loch Ness Monster | daffodil |
The Highland Games | hoff (beautiful) |
Edinburgh | laith (language) |
Holyrood Gate | Cymru (Wales) |
Grey friars Bobby | «Swallow Falls» |
Scott Monument | rugby |
The Union Jack | Crim (1-8) |
thistle, clan | Un (1), dau (2), tri (3), pedwar (4) |
Kilt, bagpipe | pump (5), shwech (6), saith (7), |
| with (8) |
England | Northern Ireland |
Shakespeare | Oscar Wilde |
Red Rose | Ulster |
The Beatles | Celtic Art |
The Tower of London | Giant's Causeway |
Big Ben | The Belfast Festival |
Kensington Garden | |
Tube, double-decker | |
Bobby, Oxford | |
Kings and Queens | Customs and Traditions |
William the Conqueror | Yorkshire pudding |
Mary Tudor | Easter |
Elizabeth I, II | haggis |
Royal London | WWF |
Buckingham Palace | BBC – world |
The Mall | Cornish pastes |
Queen Victoria | |
Royal Albert Hall | |
Sport | |
snooker | |
rugby | |
Тема 3 «North America»
Задачи учебного общения:
получение географических и культуроведческих знаний о США (Аляске), Канаде;
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
знакомство с выдающимися личностями США;
изучение традиций и обычаев США и Канады, знакомство со спортивной жизнью стран;
приобщение к проблемам мирового масштаба: терроризм;
контроль и обобщение знаний в ходе проведения викторины: «Everything about Canada and the USA»;
проведение праздников Рождество, Новый год;
знакомство с реалиями по данной теме.
На занятиях ребята продолжают оформление альбома, в котором появляются: изображение континента Северная Америка и стран, находящихся на нем, фотографии и информация о Дж. Вашингтоне и Э. Хэмингуэе, названия национальных праздников и спортивных игр.
На занятиях используются:
тексты:
«A trip to the USA»,
«Country and people»,
«The American President»,
стихотворение Woody Guthrie «This Land is your Land»;
репродукции достопримечательностей США, портреты президентов США;
ТСО для просмотра учебных фильмов;
ТСО и оборудование для проведения праздников и викторины.
Социокультурный понятийный минимум:
Big Apple | The Civil War |
Louis Armstrong | Elvis Presley |
Pilgrims | totem poles |
Christopher Columbus | tripe |
tattoo | Yukon |
Wigwam | Yuneau |
Mayflower | Alcan |
Skyscraper | Memorial Day |
Benjamin West | Father's Day |
George Bellows | Independence Day |
Thanksgiving Day | Baseball |
Halloween | |
Charley Chaplin | |
Тема 4 «Australia
Задачи учебного общения:
получение географических и культуроведческих знаний о материке Австралия;
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
знакомство с традициями и обычаями австралийцев;
получение знаний о коренных жителях Австралии (аборигенах) и уникальной флоре и фауне;
контроль и обобщение знаний в ходе проведения игры по станциям «Beautifull Australia»;
знакомство с реалиями по данной теме.
В ходе занятий ребята вносят следующие материалы в альбом кружка: изображение материка Австралия, флага страны, сведения об открытии материка и о его обитателях.
На занятиях используются:
тексты
«The Unknown Southern Land»,
«The Most Extraordinary Country to Explore»;
репродукции видов города Сидней, диких животных;
ТСО и оборудование для проведения игры по станциям.
Социокультурный понятийный минимум:
Captain Cook | «terra Australis incognito» | the Great Sandy desert |
Canberra | duckbill | the Great Victoria desert |
New South Wales | Kangaroo | |
Alice Springs | eucalyptus | |
Tasmania | cockatoo | |
Тема 5. «New Zealand»
Задачи учебного общения:
получение географических и культуроведческих знаний о Новой Зеландии;
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
изучение традиций и обычаев народа;
проведение праздников Дня Святого Валентина и Дня матери.
На занятиях в альбом кружка вносятся следующие данные: изображение острова Новая Зеландия и диких животных, описывается один из обычаев жителей Новой Зеландии.
На занятиях используются:
ТСО для просмотра учебных фильмов;
энциклопедии, содержащие информацию об острове Новая Зеландия;
оборудование для проведения праздников.
Социокультурный понятийный минимум: Kiwi
Тема 6. «Commonwealth»
Задачи учебного общения:
получение географических и культуроведческих знаний об Индии, некоторых странах Африки, островах, принадлежащих США и Великобритании;
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
изучение традиций и обычаев народов;
контроль и обобщение знаний в ходе проведения игры Брейн-ринг и праздника День Весны;
знакомство с реалиями по данной теме.
На занятиях в альбом вносятся следующие сведения: изображение стран входящих в Commonwealth, описание некоторых традиций Индии.
На занятиях используются:
энциклопедии, содержащие информацию о вышеуказанных странах;
материалы, необходимые для разрисовки рук узорами (mekhendi);
ТСО и оборудование для проведения мероприятий.
Социокультурный понятийный минимум:
colony | Waikiki |
Hawaii | Mekhendi |
the Philippines | |
Mauna Loa | |
Honolulu | |
Pearl Harbor | |
Тема 7. «Famous people of the World»
Задачи учебного общения:
изучение всемерно известных личностей Абраам Линкольн, Элизабет Тейлор и других по выбору;
развитие речевых умений учащихся на английском языке;
организация чаепития и арбузника по случаю завершения работы кружка;
подведение итогов, оформление газеты на тему «Вокруг света за 35 недель».
На последнем занятии заканчивается работа по ведению альбома внеурочной деятельности . Каждый ребенок на отдельном листе в альбоме пишет свои отзывы и предложения для будущих открывателей «занимательного английского языка».
Материально-техническое обеспечение
1. Авторские методики/разработки:
• разработка тем программы;
• описание содержания занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
• презентации по темам;
• видеоматериалы по темам;
• аудиоматериалы по темам;
• иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
• наглядные пособия (таблицы, картинки).
3. Методические материалы:
• методическая литература для учителя;
4. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
цифровой фотоаппарат;
персональный компьютер
экран
проектор