
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Программа реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом для обучающихся 9 классов , рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю)
Программа « Здоровье –главная ценность человека» для учащихся 9-ых классов посвящена одной из главных проблем – сохранению здоровья у подрастающего поколения, поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения курса являются следующие умения:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Обучающиеся научаться:
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение (2 часа).
“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.
2. Вредные привычки, их профилактика (10часов).
Алкоголизм.Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”.Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя.Курение.Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”. Наркомания.Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.Токсикомания.Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.
3. Простудные заболевания (2 часа).
Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.
4. Стресс (2 часа).
Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа над проектом по теме раздела”.
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём (7 часов).
Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Воронежской области. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.Встреча с врачами по проблеме.“Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
6. Причины нарушения здоровья (4часа).
Окружающая среда и здоровье человека. Неправильное питание - результат болезней. Компьютер и здоровье человека.
7. Сохранение здоровья (4часа)
Закаливание организма. Культура питания. Витамины - круглый год.. Режим дня - залог здоровья.
8. Первая медицинская помощь (2 часа).
Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка.
9. Обобщение: “За здоровый образ жизни” (2 часа).
Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
Формы организации и виды деятельности:
cоставление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций,
“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;
“Отношение подростков к вредным привычкам”;
“Стресс и его воздействие на организм подростка”;
“Влияние шума на детский организм”;
“Влияние компьютеров на здоровье человека”;
“Как противостоять давлению среды”;
“Что значит быть счастливым?”;
“Наркотики, алкоголь и сигареты”;
“Я в этом мире”.
3.Тематическое планирование
№ | Раздел темы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Вредные привычки, профилактика | 10 |
3 | Простудные заболевания | 2 |
4 | Стресс | 2 |
5 | Заболевания подростков, передающиеся половым путём . | 7 |
6 | Причины нарушения здоровья | 4 |
7 | Сохранение здоровья | 4 |
8 | Первая медицинская помощь | 2 |
9 | Обобщение « Здоровье – главная ценность человека» | 2 |
| Итого: | 35 ч |
Календарно-тематическое планирование ( 35 часов)
№ п/п | дата | Тема занятия | Виды деятельности |
По плану | факт |
1.Введение (2 часа) |
1-2 | | | Пути формирования здорового образа жизни подростка. | Беседуют о том, что такое ЗОЖ, как правильно его формировать |
| | 2.Вредные привычки, профилактика (10 часов) |
3 | | | Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. | Выясняют, что такое алкоголизм, каковы его особенности течения, последствия |
4 | | | Детский и подростковый алкоголизм. | .Практическая работа “Работа со статистическими данными”. |
5 | | | Состав компонентов табачного дыма | В лабораторных условиях изучают состав компонентов табачного дыма. |
6 | | | Влияние сигарет на организм подростка. | Изучают влияние курения на системы органов новорождённого, ребенка, подростка, на организм девушки, последствия курения. |
7 | | | Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. | Практическая работа “Проведение исследования и выявление курящих – подростков». Проводят анкетирование, обрабатывают полученные данные. |
8 | | | Понятие о наркомании, наркотических веществах.Влияние наркотиков на организм подросткаВиды наркомании. | Знакомятся с понятиями «наркомания», «наркотические вещества», «наркотики» .Изучают влияние наркотиков на организм подростков.Знакомятся с видами наркомании. |
9 | | | Причины и последствия наркозависимости | Обсуждают причины и последствия наркозависимости |
10 | | | Наркотическая зависимость, пути решения проблем. | Обсуждают пути избавления от наркотической зависимости. |
11 | | | Токсикомания и подросток Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. | Знакомятся с понятиями «токсикомания», «токсические вещества» и т.д. |
12 | | | Последствия токсикомании на организм подростка. | Обсуждают причины токсикомании, влияние токсических веществ на организм подростка и пути избавления от зависимости. |
3.Простудные заболевания (2часа) |
13 | | | Простудные заболевания | Знакомятся с простудными заболеваниями, путями их передачи, мерами предостережения, отрицательным воздействием на организм |
14 | | | Бактериальные и вирусные инфекции. | Учатся различать бактериальные и вирусные инфекции, разбирают методы борьбы с инфекциями |
| | 4.Стресс (2 часа) |
15 | | | Понятие о стрессе, причины | Знакомятся с понятием «стресс», причинами появления стресса у подростков |
16 | | | Пути снятия стресса. | Знакомятся с путями снятия стресса |
5.Заболевания подростков, передающиеся половым путём (7 часов) |
17 | | | Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. | Знакомятся с понятиями «СПИД», «ВИЧ», причинами возникновения этих заболеваний, путями заражения |
18 | | | Распространение СПИДа в мире, стране, Воронежской области. | Практическая работа “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования. |
19 | | | Встреча с врачами | Беседа с врачами по теме. “Болезни поведения” подростков. |
20-21 | | | Профилактика болезней поведения подростков. | Знакомятся с понятиями о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательным влиянием на организм подростка, стадиями, симптомами, профилактикой. Обсуждают раннюю беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности; молодую семью и ее ответственность за воспитание детей. |
22-23 | | | Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. | Знакомятся с инфекциями, передаваемыми половым путём, их стадиями, симптомами. |
6.Причины нарушения здоровья (4часа) |
24 | | | Окружающая среда и здоровье человека. | Выясняют, как окружающая среда влияет на здоровье человека. |
25 | | | Неправильное питание - результат болезней | Выясняют, как неправильное питание влияет на здоровье человека. |
26 | | | Компьютер и здоровье человека. | Обсуждают проблему «Влияние компьютера на здоровье человека» |
27 | | | Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье | Самостоятельно готовят презентации о причинах, нарушающих здоровье, представляют их для публичного обсуждения. |
7.Сохранение здоровья (4 часа) |
28 | | | Закаливание организма | Знакомятся с принципами закаливания организма. |
29 | | | Культура питания | Знакомятся с принципами правильного рационального питания подростка. |
30 | | | Витамины - круглый год. | Знакомятся с витаминами, выясняют в каких продуктах они содержатся, в каком количетве, как витамины влияют на организм. |
31 | | | Режим дня - залог здоровья. | Выясняют, что такое режим дня, какую роль он играет в сохранении здоровья подростка. |
8.Первая медицинская помощь (2 часа) |
32 | | | Необходимость умения оказания первой медицинской помощи | Учатся оказывать первую медицинскую помощь при передозировке табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ. |
33 | | | Обобщение “Мое здоровье в моих руках” | Обобщают знания, полученные на занятиях в течение уч.года |
9. Обобщение « Здоровье – главная ценность человека»(2 часа) |
34 | | | Научно-практическая конференция. | Защита исследовательских работ, проектов. |
35 | | | Подведение итогов исследовательских работ школьников. | Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
(для учителя)
Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –
Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
(для детей)
Коростылев Н.Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
4. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.