СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Здоровье-ценность человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для учащихся 8, 9 классов по охране здоровья

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Здоровье-ценность человека"»









Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Программа реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом для обучающихся 9 классов , рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю)

Программа « Здоровье –главная ценность человека» для учащихся 9-ых классов посвящена одной из главных проблем – сохранению здоровья у подрастающего поколения, поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностными результатами освоения курса являются следующие умения:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

  • Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Обучающиеся научаться:

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

1. Введение (2 часа).

“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.

2. Вредные привычки, их профилактика (10часов).

Алкоголизм.Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”.Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя.Курение.Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”. Наркомания.Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.Токсикомания.Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.

3. Простудные заболевания (2 часа).

Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.

4. Стресс (2 часа).

Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа над проектом по теме раздела”.

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём (7 часов).

Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Воронежской области. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.Встреча с врачами по проблеме.“Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.

6. Причины нарушения здоровья (4часа).

Окружающая среда и здоровье человека. Неправильное питание - результат болезней. Компьютер и здоровье человека.

7. Сохранение здоровья (4часа)

Закаливание организма. Культура питания. Витамины - круглый год.. Режим дня - залог здоровья.

8. Первая медицинская помощь (2 часа).

Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка.



9. Обобщение: “За здоровый образ жизни” (2 часа).

Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.

Формы организации и виды деятельности:

  • cоставление проектов по темам исследований;

  • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;

  • умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;

  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;

  • проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.


Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций,

“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;

“Отношение подростков к вредным привычкам”;

“Стресс и его воздействие на организм подростка”;

“Влияние шума на детский организм”;

“Влияние компьютеров на здоровье человека”;

“Как противостоять давлению среды”;

“Что значит быть счастливым?”;

“Наркотики, алкоголь и сигареты”;

“Я в этом мире”.

3.Тематическое планирование

Раздел темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Вредные привычки, профилактика

10

3

Простудные заболевания

2

4

Стресс

2

5

Заболевания подростков, передающиеся половым путём .

7

6

Причины нарушения здоровья

4

7

Сохранение здоровья

4

8

Первая медицинская помощь

2

9

Обобщение « Здоровье – главная ценность человека»

2


Итого:

35 ч









Календарно-тематическое планирование ( 35 часов)

п/п

дата

Тема занятия

Виды деятельности

По плану

факт

1.Введение (2 часа)

1-2



Пути формирования здорового образа жизни подростка.

Беседуют о том, что такое ЗОЖ, как правильно его формировать



2.Вредные привычки, профилактика (10 часов)

3



Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом.

Выясняют, что такое алкоголизм, каковы его особенности течения, последствия

4



Детский и подростковый алкоголизм.

.Практическая работа “Работа со статистическими данными”.

5



Состав компонентов табачного дыма



В лабораторных условиях изучают состав компонентов табачного дыма.

6



Влияние сигарет на организм подростка.

Изучают влияние курения на системы органов новорождённого, ребенка, подростка, на организм девушки, последствия курения.

7



Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм.

Практическая работа “Проведение исследования и выявление курящих – подростков». Проводят анкетирование, обрабатывают полученные данные.

8



Понятие о наркомании, наркотических веществах.Влияние наркотиков на организм подросткаВиды наркомании.

Знакомятся с понятиями «наркомания», «наркотические вещества», «наркотики» .Изучают влияние наркотиков на организм подростков.Знакомятся с видами наркомании.

9



Причины и последствия наркозависимости

Обсуждают причины и последствия наркозависимости

10



Наркотическая зависимость, пути решения проблем.

Обсуждают пути избавления от наркотической зависимости.

11



Токсикомания и подросток

Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.

Знакомятся с понятиями «токсикомания», «токсические вещества» и т.д.

12



Последствия токсикомании на организм подростка.

Обсуждают причины токсикомании, влияние токсических веществ на организм подростка и пути избавления от зависимости.

3.Простудные заболевания (2часа)

13



Простудные заболевания

Знакомятся с простудными заболеваниями, путями их передачи, мерами предостережения, отрицательным воздействием на организм

14



Бактериальные и вирусные инфекции.

Учатся различать бактериальные и вирусные инфекции, разбирают методы борьбы с инфекциями



4.Стресс (2 часа)

15



Понятие о стрессе, причины

Знакомятся с понятием «стресс», причинами появления стресса у подростков

16



Пути снятия стресса.

Знакомятся с путями снятия стресса

5.Заболевания подростков, передающиеся половым путём (7 часов)

17



Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Знакомятся с понятиями «СПИД», «ВИЧ», причинами возникновения этих заболеваний, путями заражения

18



Распространение СПИДа в мире, стране, Воронежской области.

Практическая работа “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.

19



Встреча с врачами

Беседа с врачами по теме. “Болезни поведения” подростков.

20-21



Профилактика болезней поведения подростков.

Знакомятся с понятиями о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательным влиянием на организм подростка, стадиями, симптомами, профилактикой. Обсуждают раннюю беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности; молодую семью и ее ответственность за воспитание детей.

22-23



Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.

Знакомятся с инфекциями, передаваемыми половым путём, их стадиями, симптомами.

6.Причины нарушения здоровья (4часа)

24



Окружающая среда и здоровье человека.

Выясняют, как окружающая среда влияет на здоровье человека.

25



Неправильное питание - результат болезней

Выясняют, как неправильное питание влияет на здоровье человека.

26



Компьютер и здоровье человека.

Обсуждают проблему «Влияние компьютера на здоровье человека»

27



Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье

Самостоятельно готовят презентации о причинах, нарушающих здоровье, представляют их для публичного обсуждения.

7.Сохранение здоровья (4 часа)

28



Закаливание организма

Знакомятся с принципами закаливания организма.

29



Культура питания

Знакомятся с принципами правильного рационального питания подростка.

30



Витамины - круглый год.

Знакомятся с витаминами, выясняют в каких продуктах они содержатся, в каком количетве, как витамины влияют на организм.

31



Режим дня - залог здоровья.

Выясняют, что такое режим дня, какую роль он играет в сохранении здоровья подростка.

8.Первая медицинская помощь (2 часа)

32



Необходимость умения оказания первой медицинской помощи

Учатся оказывать первую медицинскую помощь при передозировке табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

33



Обобщение “Мое здоровье в моих руках”

Обобщают знания, полученные на занятиях в течение уч.года

9. Обобщение « Здоровье – главная ценность человека»(2 часа)

34



Научно-практическая конференция.

Защита исследовательских работ, проектов.

35



Подведение итогов исследовательских работ школьников.

Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



(для учителя)

  1. Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

  2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

  3. Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –

  4. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

  5. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.

  6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

  7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

(для детей)

  1. Коростылев Н.Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.

  2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

  3. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

4. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –

5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.