Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи РК «Школа №9»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей ФК _______ Бойко Е.О. Протокол № _ 1_ от «____»_________2014 г. | | «Утверждаю» ИО директора МБОУ г. Керчи РК «Школа №9»____ Лоштун О.Б. |
Военно-спортивный кружок «Зарница»
МБОУ г.Керчи РК «Школа №9»
Автор программы:
Бармакова Светлана Ивановна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2016 г.
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы. Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течении учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах.
Цель программы: гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся.
Задачи:
Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.
Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи.
Формирование гражданственности, патриотизма.
Пропаганда здорового образа жизни.
Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим занятиям ФК и спорту.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: в том, что она в полной мере позволяет подросткам освоить юнармейское дело, увлекает их гражданско – патриотическим воспитание.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – программа рассчитана на 2016 – 2019 учебный год.
Формы и режим занятий – занятия проходят в форме подачи теоретического и практического материала два раза в неделю по полтора часа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности – это выезды на республиканские и городские соревнования по «Зарнице».
Программа разработана на основе Воспитательной программы школы
Содержание программы
1. Общая физическая подготовка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю неделю.
Продолжительность занятий для детей 12-16 лет 1,5 ч.
1.1Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП. Предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание.
1.2 Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости.
1.3 Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств.
1.4 Упражнения и игры на развитие ловкости и силы.
1.5 Командные игры.
2.Строевая подготовка.
2.1 Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.
2.2 Строевая выучка. Построение в одну, в две шеренги по звеньям.
2.3 Сигналы управления строем.
2.4 Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.
2.5 Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения отряда.
2.6 Выход из строя и поход к начальнику, возврат в строй.
3. Юнармейцы-разведчики.
3.1 Ориентирование на местности без карты. Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний.
3.2 Движение по азимуту.
3.3 Составление схемы местности и нанесение цели на схему.
3.4 Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа.
3.5 Измерение расстояния различными способами.
3.6 Организация движения по азимуту.
4. Юнармейцы-санитары.
Главная задача - научить оказывать первую медицинскую помощь при разных ситуациях.
4.1 Личная и общественная гигиена.
4.2 ПМП при травмах и несчастных случаях.
4.3 Понятие раны. Виды ран.
4.4 Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения.
4.5 Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила.
4.6 Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах.
4.7 Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств.
4.8 Понятие об ожогах и обморожения, ПМП при них. ПМП при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическим током. Первая помощь утопающему, способы искусственного дыхания.
4.9 ПМП при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения. Пищевые отравления, ПМП при них.
4.10 Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности.
4.11 Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы.
5. Огневая подготовка.
5.1 Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена.
5.2 Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.
5.3 Снаряжение магазина.
5.4 Основы и правила стрельбы.
5.5 Скоростная стрельба.
6. Основы туристической техники.
6.1 Ориентирование в туристическом походе.
6.2 Организация бивуачных работ.
6.3 Разведение костра.
6.4 Работа с палаткой.
6.5 Способы преодоления препятствий во время маршрута.
Количество часов.
Программа рассчитана на 102 часа год по 3 часа в неделю.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование
Ожидаемые результаты
Повышение уровня физической подготовки учащихся
Повышение интереса к туризму и спорту
Приобретение спортивных и туристических навыков
Развитие чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу России
Список литературы.
Научно-методический журнал «Классный руководитель»
Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.
Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
«Патриот отечества» №9,2004 г.
Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,2007г.
Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «ЗАРНИЦА»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование |
план | факт |
1 | Развитие прыгучести: эстафеты с прыжками. Строевая подготовка: перестроение на места. | 1 | | | Свисток, секундомер |
2 | Провести учёт по прыжкам в длину с места. Бег по пересечённой местности с заданиями. | 1 | | | Свисток, секундомер |
3 | Развитие прыгучести: эстафеты с прыжками. Строевая подготовка: перестроение на места. | 1 | | | Свисток, секундомер |
4 | Совершенствование навыков метания. Провести бег на выносливость 4 минуты. | 1 | | | Свисток, секундомер |
5 | Провести учёт силовых качеств: подтягивание. Подвижные игры с бегом. | 1 |
| | Свисток, секундомер |
6 | Совершенствование навыков метания. Провести бег на выносливость 4 минуты. | 1 | | | Свисток, секундомер |
7 | Учить метания мяча в цель. Совершенствование строевых приемов. | 1 | | | Свисток, секундомер |
8 | Бивуак. Установка палатки. | 1 | | | Свисток, секундомер |
9 | Строевая подготовка. Развитие скоростной выносливости. Подвижные игры на местности. | 1 | | | Свисток, секундомер |
10 | Строевые приемы в движение: перестроение из колонны по одному в колонну по два. Развитие скоростных качеств. | 1 | | | Свисток, секундомер |
11 | Строевая подготовка. Развитие скоростной выносливости. Подвижные игры на местности. | 1 | | | Свисток, секундомер |
12 | Познакомить с простейшим комплексом силовой подготовки. Бег по пересеченной местности с заданиями. | 1 | | | Свисток, секундомер |
13 | Строевые приемы в движение: перестроение из колонны по одному в колонну по два. Развитие скоростных качеств. | 1 | | | Свисток, секундомер |
14 | Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
15 | Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
16 | Познакомить с простейшим комплексом силовой подготовки. Бег по пересеченной местности с заданиями. | 1 | | | Свисток, секундомер |
17 | Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
18 | Совершенствование быстрого построения в шеренгу и колонну по одному. Подвижные игры, развивающие скоростную выностливость. | 1 | | | Свисток, секундомер |
19 | Проведение комплекса упражнений гимнастики с целью контроля за правильной последовательностью упражнений. Полоса препятствий. | 1 | | | Свисток, секундомер |
20 | Совершенствование быстрого построения в шеренгу и колонну по одному. Подвижные игры, развивающие скоростную выностливость. | 1 | | | Свисток, секундомер |
21 | Знакомство с компасом. Нахождение магнитного азимута. | 1 | | | Свисток, секундомер |
22 | Проведение комплекса упражнений гимнастики с целью контроля за правильной последовательностью упражнений. Полоса препятствий. | 1 | | | Свисток, секундомер |
23 | Развитие равновесия. Совершенствование строевых движений, перестроения. | 1 | | | Свисток, секундомер |
24 | Преодоление полосы препятствий. Совершенствование метаний и силовых качеств. | 1 | | | Свисток, секундомер |
25 | Развитие равновесия. Совершенствование строевых движений, перестроения. | 1 | | | Свисток, секундомер |
26 | Строевая подготовка. Бег по пересеченной местности с заданиями. | 1 | | | Свисток, секундомер |
27 | Преодоление полосы препятствий. Совершенствование метаний и силовых качеств. | 1 | | | Свисток, секундомер |
28 | Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
29 | Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
30 | Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
31 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
32 | Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия. | 1 | | | Свисток, секундомер |
33 | Строевая подготовка. Выполнение статистического усилия: вис на согнутых руках. | 1 | | | Свисток, секундомер |
34 | Строевая подготовка. Выполнение статистического усилия: вис на согнутых руках. | 1 | | | Свисток, секундомер |
35 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
36 | Знакомство с материальной частью автомата Калашникова. | 1 | | | Плакат |
37 | Разборка и сборка АК. | 1 | | | Макет АК |
38 | Снаряжение патронами магазина АК. | 1 | | | Свисток, секундомер |
39 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
40 | Чтение топографических знаков. Общая физическая подготовка. | 1 | | | Свисток, секундомер |
41 | Чтение топографических знаков. Общая физическая подготовка. | 1 | | | Свисток, секундомер |
42 | Чтение топографических знаков. Общая физическая подготовка. | 1 | | | Свисток, секундомер |
43 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Свисток, секундомер |
44 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Свисток, секундомер |
45 | Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах. | 1 | | | Свисток, секундомер |
46 | Чтение топографических знаков. Игра-эстафета с любыми предметами. | 1 | | | Плакат |
47 | Чтение топографических знаков. Игра-эстафета с любыми предметами. | 1 | | | Плакат |
48 | Чтение топографических знаков. Игра-эстафета с любыми предметами. | 1 | | | Плакат |
49 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
50 | Ознакомление с пневматической винтовкой. Техника безопасности. | 1 | | | Плакат |
51 | Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий. | 1 | | | Свисток, секундомер |
52 | Ознакомление с пневматической винтовкой. Техника безопасности. | 1 | | | Плакат |
53 | Провести тестирование по подтягиванию и отжиманию. | 1 | | | Свисток, секундомер |
54 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
55 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
56 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
57 | Правила и техника прицеливания. | 1 | | | Плакат |
58 | Строевые приемы в движении. Исполнение песни в движении в колонне по 2. Подвижная игра с мячом. | 1 | | | плац |
59 | Строевые приемы в движении. Исполнение песни в движении в колонне по 2. Подвижная игра с мячом. | 1 | | | плац |
60 | Строевые приемы в движении. Исполнение песни в движении в колонне по 2. Подвижная игра с мячом. | 1 | | | плац |
61 | Правила и техника прицеливания. | 1 | | | Плакат |
62 | Обучение метанию гранаты. Техника и правила выполнения метания. Эстафета по кругу. | 1 | | | Свисток, секундомер |
63 | Провести тестирование в беге на 1500 метров.ОФП. | 1 | | | Свисток, секундомер |
64 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
65 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
66 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
67 | Обучение метанию гранаты. Техника и правила выполнения метания. Эстафета по кругу. | 1 | | | Свисток, секундомер |
68 | Огневая подготовка.Выбор точки прицеливания. | 1 | | | Свисток, секундомер |
69 | Строевая подготовка: движение в колонне по 2. Метание гранаты в цель. | 1 | | | Свисток, секундомер |
70 | Строевая подготовка: движение в колонне по 2. Метание гранаты в цель. | 1 | | | Свисток, секундомер |
71 | Строевая подготовка: движение в колонне по 2. Метание гранаты в цель. | 1 | | | Свисток, секундомер |
72 | Строевая подготовка: движение в колонне по 2. Метание гранаты в цель. | 1 | | | Свисток, секундомер |
73 | Занятия по пожарно-прикладному спорту | 1 | | | Стадион |
74 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
75 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
76 | Строевая подготовка. Дать определение строевой подготовки | 1 | | | плац |
77 | Строи и управление ими. | 1 | | | плац |
78 | Строй. Строевой расчет. | 1 | | | плац |
79 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
80 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
81 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
82 | Шеренга. Одна, две шеренги. | 1 | | | плац |
83 | Двухшереножный строй. Практические занятия в строю. | 1 | | | плац |
84 | Сомкнутый строй. | 1 | | | плац |
85 | Разомкнутый строй . | 1 | | | плац |
86 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
87 | Строевая стройка. Команды. Выполнение воинского приветствия. | 1 | | | плац |
88 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
89 | Правила оказания первой медицинской помощи | 1 | | | Плакат, стенды |
90 | Остановка всех видов кровотечений | 1 | | | Плакат, стенды |
91 | Правила наложения давящей повязки, жгута, жгута-закрутки | 1 | | | Плакат, стенды |
92 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | | | Плакат, стенды |
93 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
94 | Требования безопасности при проведении стрельб | 1 | | | Плакат, стенды |
95 | Этапы подготовки стрелка | 1 | | | Плакат, стенды |
96 | Тактика стрельбы на соревнованиях | 1 | | | Плакат, стенды |
97 | Дыхание и спуск курка в стрельбе из винтовки | 1 | | | Плакат, стенды |
98 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
99 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
100 | Чтение топографических знаков. Отработка строевых упражнений команды зарничников | 1 | | | Свисток, секундомер |
101 | Строевая подготовка: движение в колонне по 2. Метание гранаты в цель. | 1 | | | Свисток, секундомер |
102 | Строевая подготовка: движение в колонне по 2. Метание гранаты в цель. | 1 | | | Свисток, секундомер |
| ИТОГО | 102 | | |