СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания "В здоровом теле- здоровый дух"

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Данная программа предназначена для воспитанников младших классов.                    Воспитательная программа «В здоровом теле – здоровый дух»  предусматривает создание единого пространства для развития  (воспитания) духовно – нравственной,   компетентной  личности, развитой психически и физически.  Предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, на формирование духовно – нравственных ценностей.   Цель программы: Создание целостного воспитательного процесса, направленного на развитие социокультурной  компетенции  младших школьников, укрепление и сохранение  их здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания "В здоровом теле- здоровый дух"»

Пояснительная записка.

Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Воспитательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников все больше умственного и нервно – психического напряжения. Новое качественное образование и воспитание может быть реализовано лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на развитие здоровья в широком смысле этого слова: физического, психического, нравственного. Современная жизнь и ее социально- экономические реальности требуют от ОУ новых подходов, форм, методов работы с детьми и их семьями.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

-Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важным направлением в развитии личности является развитие социокультурной компетенции детей, сохранение и укрепление здоровья, подготовка к самостоятельной жизни, развитие способностей (умственных, трудовых, художественных и коммуникативных)

- Особенностью современной ситуации, когда обучение и воспитание в условиях школы – интерната имеют свои особенности, которые заключаются в том, что приходится воспитывать детей из семей, где психолого – педагогическая культура находится на низком уровне. И, как правило – это неблагополучные семьи. Пребывание в такой семье оказывает деформирующее влияние на личность ребенка. Проблема нравственного воспитания детей актуальна в целом для всего общества. От сюда вытекают многие сложности и проблемы организации учебно – воспитательного процесса в школе – интернате. Поэтому основная направленность воспитательного процесса носит гуманистический характер, основанный на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободного развития личности, воспитание гражданина, компетентного во всех сферах жизнедеятельности.

- Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо:

1) интенсивное развитие психических познавательных процессов, зрительно – моторной координации, мелких мышц кисти руки.

2) следует обеспечить детям психологическую разгрузку: переключение детей с уроков на игровую, художественную, спортивную, музыкальную, трудовую деятельность. Это оказывает психотерапевтическое воздействие: уходит тревога, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, уверенность в своих силах, чувство защищенности.

Эта программа предназначена для младших школьников, которые имеют следующие возрастные психофизиологические особенности: идет интенсивное развитие опорно- двигательной системы; не закончен рост, окостенение и формирование костей грудной клетки; слабо развиты мелкие мышцы рук; не очень тонко и четко различаются цвета; не завершено структурное развитие глаза; несовершенна нервная регуляция, движения. Организм резко реагирует на малейшие неблагоприятные воздействия окружающей среды, которыми могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки. Для деятельности ребенка характерна чрезмерная эмоциональность.

Воспитательная программа «В здоровом теле – здоровый дух» предусматривает создание единого пространства для развития (воспитания) духовно – нравственной, компетентной личности, развитой психически и физически. Предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, на формирование духовно – нравственных ценностей.



1.


Нормативно – правовой и документальной основой Программы:

«В здоровом теле - здоровый дух» духовно – нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования являются:


  • · Международная конвенция о правах и свободе человека.

  • . Закон Российской федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»

  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)


  • Устав ГБООУ АО Архангельской санаторной школы-интерната №2

  • Должностная инструкция воспитателя

  • Основы доврачебной медицинской помощи

  • Правила и нормы охраны труда, ТБ и противопожарной защиты.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработана с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-патриотической, культурно-просветительской, научно-познавательной, трудовой, спортивно–оздоровительной, семейной, профилактической), особенностей образовательного учреждения.

Данная программа является модифицированной. Разработана на основе программы воспитания для учащихся 1-4 классов «В здоровом теле-здоровый дух» автора Земцовской М.А., учителя начальных классов МОУ «Сийская ОСШ №116» МО Пинежского района.

Опубликована АО ИППК РО АО в методическом пособии:

«Педагогу о программе воспитания»


Главная цель по здоровьесбережению –

воспитать потребность у учащихся вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение главных правил:

  • содержать в чистоте свое тело, одежду, жилище;

  • правильно питаться;

  • сочетать труд и отдых;

  • вести подвижный образ жизни;

  • отказаться от всех вредных привычек;

Данная программа объединяет, и координируем усилия медработников, педагогов, воспитателей, педагога – психолога, социального педагога, учителя по физкультуре сроком реализации - 4 года.


2.

Успешное решение задач воспитания возможно лишь при объединении усилий семьи, школы и общественности,

так как здоровье- явление:

- социальное (зависит от материального состояния семьи, социума);

- физическое (на него влияют режим дня и питания, занятия спортом, школьные перегрузки и наследственность);

- психическое (зависит от эмоциональной адаптации учащихся, микроклимата в классе, взаимоотношений с педагогами, участия во внеурочной деятельности).


Данная программа разработана в русле традиционной программы воспитания, опираясь на государственные, региональные, местные документы об образовании и воспитании подрастающего поколения. При этом учтено соответствие:

- педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании детей;

- соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам детей;

- разнообразие и адекватность методов и форм работы;

- посильность и реальность ее выполнения педагогами и детьми.

Основные отличия воспитательной программы от аналогичных или смежных заключается в том, что в ее содержание включены:

  1. Региональный компонент: традиции, преемственность, обычаи русского народа;

  2. Использование новых здоровьесберегающих технологий;

  3. Использование нетрадиционных форм и методов организации досуговой деятельности детей;

  4. Оценочно – результативный блок, позволяющий оценить результативность программы;

  5. Интеграция всех видов искусства и разнообразной художественной деятельности;


При разработке воспитательной программы мы опираемся на идеи, которые стали принципами построения воспитательного процесса:

  • Индивидуальность: признание личности ребенка, осознание уникальности каждого в коллективе.

  • Природосообразность воспитания, предполагающая учет половозрастных особенностей детей;

  • Культуросообразность воспитания, опора на национальные традиции народа, его культуру;

  • Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, благоприятный психологический климат в классе;

  • Деятельный подход в воспитании. Организация жизнедеятельности воспитанников как основа воспитательного процесса;

  • Дифференциация воспитания;

  • Социализация личности, развитие самопознания, самовоспитания;

  • Социокультурная компетентность учащихся;

  • Принцип здорового образа жизни.


Цель программы:


Создание целостного воспитательного процесса, направленного на развитие социокультурной компетенции младших школьников, укрепление и сохранение их здоровья.

Задачи:

  1. Активизация творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности детей.

3.

  1. Развитие социокультурной компетенции воспитанников (познавательной, общественной, трудовой, экологической, эстетической, личностной).

  2. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  3. Освоение современных направлений, форм, технологий воспитательной работы, наряду с использованием положительного опыта прошлых лет.


Задачи программы по годам обучения:


1класс: адаптационный период.

  1. Создание благоприятных условий для успешной адаптации каждого воспитанника в условиях школы – интерната.

  2. Вызвать положительный интерес к учебе, к досуговым и кружковым занятиям, к общественному труду;

3. Формирование уважительного и бережного отношения ко всему живому, как проявлению жизни;

4. Укрепление физического и психического здоровья детей;

5. Развитие любознательности, познавательного интереса, нравственных представлений;

6. Знакомство с богатством и своеобразием художественных традиций мира и родной художественной культурой;

7. Развитие уважения к школе, семье, обществу;

2 класс:

3 класс: Развивающий период.

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;

  2. Формирование готовности к активному и бережливому взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, коммуникативная, деловая, интеллектуальная);

  3. Развитие познавательного интереса и нравственных представлений;

  4. Развитие инициативы, самостоятельности, навыков сотрудничества в различных видах трудовой деятельности;

  5. Развитие чувства прекрасного;

  6. Воспитание уважительного отношения к школе, семье, обществу и самому себе;

  7. Формирование норм социально- культурной жизни детей.


4 класс: Подготовительный.

  1. Сформировать основы здорового образа жизни и добиваться выполнения правил здоровьесбережения;

  2. Развитие желания и умения учиться, готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  3. Создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру;

  4. Развитие чувства прекрасного, любви и интереса к истории и культуре родного края;

  5. Развитие познавательного интереса и нравственных представлений.

  6. Формирование готовности к активному и бережливому взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, коммуникативная, деловая, интеллектуальная);

  7. Воспитание трудолюбия и уважения результатов труда других людей;


4.

Для освоения содержания программы младшему школьнику необходимы стандартные знания и умения, сформированные на уровне психического и физического развития дошкольников.

Для развития и воспитания младших школьников программой предусмотрено использовать следующие МЕТОДЫ:


  • Информирования (беседы, рассказы, диспуты, сказки……)

  • Объяснительно – иллюстративные (наглядные пособия, демонстрация игрушек, иллюстраций, просмотр в. фильмов, картин….)

  • Практической деятельности (выполнение трудовых заданий, поручений, упражнений, задания в кружках…)

  • Методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, наказание, похвала, соревнование, игра…)

  • Методы контроля за эффективностью воспитательного процесса (наблюдение, проведение анкетных опросов, контактные беседы…)

Содержание программы раскрывается в разнообразных ФОРМАХ воспитательной работы:


  • Переход от индивидуальных и групповых бесед к диспутам, от простой исполнительской работы до самостоятельной общественной деятельности;

  • Массовые формы воспитательной деятельности (коллективный просмотр к/ фильмов, проведение выставок детского творчества, проведение и участие в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, играх конкурсах);

  • Групповые формы (посещение кружков, секций, изостудии, музыкальных репетиций, прослушивание сказок, песенок, участие в спортивных играх, соревнованиях, КВНах, викторинах);

  • Индивидуальные формы – (индивидуально – творческие задания, подготовка докладов, сообщений, выступлений на концертах, изготовление костюмов, декораций…)


К прогнозируемым результатам программы воспитания относятся следующие знания и умения:

К концу первого года обучения ребенок ЗНАЕТ:

  • Правила поведения в школе, режим СШИ;

  • Простые правила культурного поведения в обществе, санитарно- гигиенические нормы;

  • Как организовать свое рабочее место, свой досуг, труд;

  • Правила уважительного поведения в окружающей среде;

  • Простые способы и приемы художественной деятельности и художественного труда;

  • Правила здорового образа жизни.

УМЕЕТ:

  • Использовать полученные знания в жизни;

  • Владеть культурно – гигиеническими навыками:

  • Организовывать свое рабочее место;

  • Имеет навыки общественно – полезного труда, самообслуживания;

  • Находить выход из простых жизненных ситуаций.

  • Умеет выполнять правила друзей природы;

  • Строить свои взаимоотношения с другими детьми класса;

  • Использовать в своей работе простые способы и приемы изо искусства, художественного труда;

К концу второго и третьего года обучения дети ЗНАЮТ:

  • Нормы социально – культурной жизни;

  • Правила безопасности труда, личной гигиены;

5.

  • Способы познания окружающего мира (получение и регистрация информации);

  • Приемы коллективной деятельности;

  • Жанры и виды изо искусства, особенности народного творчества;

Умеет:

  • Использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • Отстаивать свое мнение;

  • Самостоятельно выполнять домашнее задание по предметам;

  • Выполнять трудовые поручения и доводить начатое дело до конца;

  • Правильно вести себя в природе и согласовывать свои действия в опасных ситуациях;

  • Наблюдать, проводить эксперименты, делать причинно- следственные выводы;

  • Имеет навыки культурного поведения;

  • Имеет навыки коллективной работы, игры;

  • Реализовывать свои внутренние потребности и способности в досуговой деятельности;

  • Проявить себя в творческой деятельности, игре, худ самодеятельности, кружковой работе;

К концу четвертого года обучения ребенок ЗНАЕТ:

  • Правила и приемы умственного труда;

  • Правила ППВ, ППБ, ПДД;

  • Историю родного края, города;

  • Правила грамотного, нравственно- экологического поведения в природе;

  • Приемы и способы оздоровления;

  • Нормы поведения в окружающем обществе;

  • Правила взаимоотношений в коллективе;

  • Способы и приемы художественной деятельности и художественного труда;

Умеет:

  • Познавательная компетенция - делать самоанализ и осуществлять самоконтроль; применять полученные знания в социально значимой деятельности; самостоятельно работать над повышением уровня знаний; расширять кругозор;

  • Общественная компетенция - нести ответственность за свои поступки; имеет навыки культурного поведения в обществе; умеет строить свои взаимоотношения с детьми в коллективе; уважительно относится к своему родному краю и городу;

  • Трудовая компетенция - выполнять трудовые поручения и доводить начатое дело до конца; уважать труд других людей; владеет приемами и способами трудовой деятельности; имеет понятие о материальных ценностях;

  • Экологическая компетенция - правильно вести себя в природе; знает ценности природы родного края; бережно относится к природе и ее обитателями, ухаживать за растениями и животными;

  • Эстетическая компетенция – умеет видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, творчестве; вносить красоту в свою жизнь, одежду, внешний вид; развивать свои творческие способности; владеть способами и приемами худ деятельности и труда; имеет понятие о народном творчестве и ремеслах;

  • Личностная компетенция - высказывать и отстаивать свое мнение и уважать чужое; пользоваться своими правами и свободами; выполнять обязанности перед обществом; уважать и ценить достоинство людей;

  • Здоровьесберегающая компетенция – проявлять заботу о своем здоровье и здоровье других людей; соблюдать санитарно – гигиенические правила; отказаться от вредных привычек; выполнять возрастные нормы по физической подготовке; содержать в чистоте свое тело, одежду, жилище; вести подвижный образ жизни;




6.

Для реализации воспитательной программы необходимы

  • - научно – методические средства:

- работы: Г.С. Семеновой, под редакцией Л.В. Кузнецова «Организация воспитательной работы в школе»;

-работы: Л.В. Голубева, Г, П., Попова «Справочник заместителя директора по воспитательной работы»;

- работа В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»;

- работы: И. Н. Попова, С.А. Исаева, Е. И. Ромашкова «Организация и содержание работы в ГПД»»

- работы: В, М, Лизинского «Практическое воспитание в школе»;

- работы: М.Н. Безруких, С. П. Ефимовой, Р.В. Овчаровой, М. В. Осориной «Возрастные психологические и физиологические особенности младших школьников»

- работа И.А. Зимняя «Ключевые компетентности - результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании и воспитании»


  • -материально- техническое обеспечение:

Жилой комплекс и кабинет для занятий оборудованы в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами, оборудованы рабочими и спальными местами по количеству детей.

Технологическая оснащенность:

  • Комната для просмотра телепередач, фильмов ДВД формата;

  • Комната для игр, где имеется комплекс дидактических, развивающих, познавательных игр, спортивный инвентарь ( мячи, кегли, скакалки, теннис, обручи …), детский строительный материал «Лего», игрушки для девочек и мальчиков, настольные печатные игры;

  • Комната для кружковых занятий: - магнитная доска, - стена творчества, - материалы для изо деятельности: кисти, краски, баночки, гуашь, цветные карандаши, бумага, трафареты,

-папки с демонстрационным материалом по темам: «Народное искусство», «Русская культура», «Экология края», «Мое здоровье», «Наша Родина», «Животный и растительный мир Севера», «Русские сказки»;

-дидактический и раздаточный материал по темам: «Основы народного декоративно- прикладного искусства», «Основы изо искусства», «Основы оригами», «Основы аппликации и орнамента», «ОБЖ», «ПДД», «Досуговые занятия», «Экология», «Народная культура», «Здоровьесбережение»;

- фотографии и оригиналы детских работ прошлых лет, аудио и видиокасеты для просмотра и прослушивания;

- материалы для занятий ручным трудом: бросовый материал, бумага, клей ПВА, картон, трафареты, дерево, кисти, клеенки;

- демонстрационный материал в объемном изображении из различных материалов;

- демонстрационные стеллажи и стенды для выставки работ детского творчества;

- уголок читателя, где находятся разнообразные книги для чтения в свободное время;

- магнитофон для прослушивания записей сказок и рассказов, песенок;

  • Комната- костюмерная для хранения костюмов и декораций, музыкальных инструментов для детских праздников и концертов.








7.

Диагностический инструментарий при оценке результативности программы.

Задачи:

  1. Наблюдение за ходом личностного развития воспитанников;

  2. Определить уровень развития и воспитанности ребенка и коллектива;

  3. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;

  4. Установить причины и выработать план дальнейшей коррекционной работы;


При этом использовать следующие методы работы: беседы, экспресс - опросы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, графические и рисуночные тесты


  • На каждого ребенка оформляется психолого – педагогическая карта личности по методике К.К. Платонова. Где отмечается: демографические данные о ребенке и его семье, данные о здоровье, физическом развитии, познавательных способностях, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной сферы, направленности личности, поведение, поступки.

  • Изучение личности воспитанников.

Направление

Виды деятельности

Сроки

1.

Изучение деятельности ребенка в различных видах деятельности

- проведение анкетирования и бесед с целью выявления интересов и склонностей детей, пробелов в их воспитании.

- Тест Ж. Нюттен – А.Б. Юрлов « Как дети воспринимают школу, педагога, себя в новом качестве - ученика»

октябрь

2.

Оценка уровня воспитанности детей.

- наблюдение за выполнением детьми правил повеления в школе, вне нее,

- наблюдение за уровнем сформированности отдельных поведенческих навыков,

-Анкета: «Чему научил меня прошедший год»

- заполнение стандартной характеристики воспитанности и воспитуемости детей.

- Диагностическая карта уровня воспитанности детей.

Теч года




Апрель

Декабрь

Май


февраль

3.

Изучение условий воспитания детей в семье.

- Посещение детей на дому (знакомство с членами семьи)

- Анкета для родителей: «вы и ваш ребенок»

-Беседы с родителями с целью выявления некоторых особенностей развития детей,

- Анкета: «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка»

- Тестовый рисунок детей «Моя семья»

Ноябрь


Октябрь

Теч года


Январь.


ноябрь

4.

Изучение характера взаимоотношений в классе.

- Наблюдение за характером взаимоотношений на уроках, переменах, в досуговой деятельности.

- Проведение социометрического исследования (совместно с психологом)

- Анкета: «Мое отношение к коллективу»

- Изучение состава и характера малых групп детей, формирование положительного отношения к сотрудничеству между ними.

- Заполнение диагностической карты коллектива.

- Анкета: «Общение детей»

Сентябрь

Декабрь

Февраль


Теч года


Теч года


Декабрь

март


8.

  • Диагностика

Критерии оценок

1 кл.

2кл.

3 кл.

4 кл.

  1. Уровень нравственной культуры





  1. уровень воспитанности (культура общения и поведения)





  1. снижения уровня заболеваемости.





  1. «Что важнее?» (взаимоотношения)





  1. Удовлетворенность детей школьной жизнью.





  1. Отношение к здоровому образу жизни.






Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня нравственной культуры и уровня

воспитанности детей;

  1. Снижение уровня заболеваемости детей:

  2. Укрепление детско – родительских отношений;

  3. Активное участие родителей в жизни класса.


  • Возможные критерии реализации программы:

Аспект оценки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

примечание

1.

Заболеваемость





2.

Посещаемость





3.

Уровень эмоционального благополучия





4.

Уровень социального развития





5.

Развитие физических качеств





6.

Участие родителей в жизни класса и школы





7.

Удовлетворение интересов и потребностей детей





Участие в различных конкурсах





9.

Участие в школьных мероприятиях





10.

Выполнение задач программы





11.

Развитие креативных (творческих) способностей детей.






  • Условия реализации программы.

  1. Реализуется через систему конкретных мероприятий, которые указаны в плане воспитательной работы в классе.

  2. Реализуется совместно с учащимися, родителями и педагогами.

  3. Оздоровительная направленность УВ процесса.

  4. Учащиеся обустраивают свое жизненное пространство совместно с педагогами и родителями.

  5. Развитие межличностных отношений.

  6. Формы творческой активности детей: КТД, праздники, игры, встречи и соревнования.










9.

Взаимодействие всех участников воспитательного процесса.


Социальный

педагог


Педагог-

психолог

Медицинские

работники






библиотекарь


Педагог-

Дополнительного

образования







Знания

Свободное

время

Творчес

тво



Работа с семьей



Ценности



Здоровье

Учителя

предметники

Музыкальный

руководитель

Педагог - воспитатель






семья








личность

ребенка















Трудовая

деятель

ность










10.


Виды деятельности Задачи

Учителя-

предметники

1.Совместная разработка единых требований и направлений УВ работы.

2.Привлечение учителя к работе с родителями.

3.Включение детей в систему внеклассной работы по предмету.

4.Разнообразные кружки и секции.

5.Выпуск стенгазет.

Педагог –

психолог

1.Изучение индивидуальности детей, процесса их адаптации, интеграции в микросоциуме.

2.Совместный анализ развития класса, определения творческих, познавательных способностей и возможностей класса.

3.Координация форм и методов индивидуальной и групповой, учебной и внеклассной деятельности.

4.Проведение психологической диагностики детей.

5.Помощь детям в адаптации в условиях СШИ.

Социальный

педагог

1.Организация социально значимой деятельности детей.

2.Планирование мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

3.Помощь ребенку в разрешении личностных конфликтов.

4.Защита прав ребенка.

5.Посещение семей,

6.Работа с семьями, относящимися к группе риска.

Педагог

Дополнительного

образования

1.Использование системы доп. Образования для развития творческих, познавательных способностей детей.

2.Расширениезоны общения детей вне стен школы.

3.Включение детей в различные кружки, секции, клубы по интересам.

5.Участие в разноуровневых конкурсах и соревнованиях.

6.

Медицинские

работники

1.Анализ состояния здоровья детей.

2.Организация медосмотров, прививок.

3.Посещение галокамеры.

4.Профилактика заболеваемости.

5.Совместные беседы о способах и приемах сохранения здоровья.

6.

Библиотекарь

1.Расширение круга чтения детей.

2.Участие в конкурсах, викторинах, проводимых в библиотеке.

3.Проведение совместных мероприятий, способствующих формированию культуры чтения. Развития познавательного интереса.

4.Посещение городских библиотек.

5.

Семья

1.Сотрудничество в вопросах воспитания детей.

2.Совместное изучение личности ребенка, его психологических особенностей.

3.Выработка общих требований организации помощи в обучении.

4.Привлечение родителей к участию в праздниках и мероприятиях класса, школы.

5.Проведение родительских собраний, дней открытых дверей.

6.Совместное обустройство жизненного пространства детей.

7.
















11.

Направление №1: «Здоровье». Цель: Воспитание культуры здорового

образа жизни.

Комплекс дел. Формы внеклассной работы.

Участники

Реализация

1.

Занятия - практикумы «Гостиная Айболита»

СЕНТЯБРЬ:

- «Наше настроение и отношения с окружающими» (дискуссия.)

- «В гостях у Мойдодыра»

- «Простые правила Поведения»

ОКТЯБРЬ:

-« Плохие привычки. Как бороться с ними?»

- « Чистота наших волос, ногтей и кожи»

- «Доктор - Чистота: чистая одежда» (диалог-дискуссия)

- «Бережем наши глазки»

НОЯБРЬ:

-«Осенние заболевания»

-«Доктор – как мы слышим?»

-«Чем опасна привычка: грызть ногти?»

ДЕКАБРЬ:

- «Опасные и безопасные ситуации»

- «Чем вредна плохая осанка»

- «Что нужно кушать: полезная еда»

ЯНВАРЬ:

- «Доктор - наш организм»

ФЕВРАЛЬ:

-«Микробы и вирусы»

-«Витамины для нашего здоровья зимой»

МАРТ:

-«Как вести себя, чтобы не случилось беды?»

-на улице,

-при общении с животными,

-внимание: незнакомые люди,

АПРЕЛЬ:

- «Безопасность на природе»

- «Наше здоровье и соблюдение ПДД»

- «Как оказать себе помощь в сложной ситуации»

МАЙ:

-«Правила пожарной безопасности в лесу»

-«Безопасность на льду»

-«Безопасность - один дома»


Воспитатель


Кл. рук


Препод ЛФК

1 раз в неделю.

2.

Предметно-тематические праздники:

-«Осенние эстафеты» (физкультурный утренник);

- «Осенние витамины»; игра-конкурс

- «Развлечения здоровячков»; спортивные соревнования

- «Зверобика» игра - соревнование

- «Школа Светофора»; (пдд) праздник



Воспитатель

Учит физ-ры





Сентябрь

Декабрь

Февраль

апрель

май

3.

«Дни здоровья»

Воспитатель

Учитель по

Физ. Восп.

1раз в месяц

4.

Экскурсии на природу: «Как прекрасен этот мир»

Воспитатель

Кл. рук.

В течение года

5.

Спортивные конкурсы, соревнования, КВН на спортивную тему.

(участие в общешкольных мероприятиях)

Воспитатель

Руков секции

Рук по физ. вос

1раз в месяц

6.

Посещение детьми спортивных секций, занятий ЛФК.


Воспитатель

Препод ЛФК

Руков секции

В теч года

7.

Прогулки на свежем воздухе.

Воспитатель

Кл. рук

Ежедневно по

режиму

8.

Проведение утренней зарядки, оздоровительных минуток, физпауз,

динамических пауз. 12.

Воспитатель

Кл. рук


9.

Операция «Мойдодыр»


воспитатель

суббота

10.

Посещение бассейна.

Педагог- организатор

1 раз/мес

11.

Посещение галокамеры

Воспитатель

Мед.работники

В теч. года

12.

Проведение диспансеризации детей.

Врач

воспитатель

ноябрь

13.

Проведение медицинского осмотра детей.


Врач, воспитат

В теч. года

14.

Индивидуальные занятия по развитию умений и навыков самообслуживания, соблюдения правил личной гигиены.


воспитатель

В теч. года

15.

Час развивающих спортивных игр.


воспитатель

В теч. года


































13.

Направление № 2: «Знания» Цель: Развитие познавательного

интереса учащихся.


Комплекс дел. Формы внеклассной работы

Участники

Реализация


1.

Познавательные часы: «Мир вокруг нас»

- «Книги-наши лучшие друзья» (игра) =сент.

- «Путешествие в сказку» КВН; = октябрь

- «Турнир Знатоков: загадочки» (клубный час); =ноябрь

- «Школа –наш дом» игра - викторина; =декабрь

- «Пословицы и поговорки» конкурс =январь

- «Праздник защитников Отечества»; презинтация-игра= февраль

- «Слабое звено» интеллектуальная игра =март

-«Праздник Знаний» = апрель

Воспитатель

и


Кл. рук.

1раз/мес.

2.

Проведение самоподготовки по выполнению домашнего задания.


воспитатель

ежедневно

3.

Организация индивидуальных занятий с учащимися.


Воспитатель,

учитель

В теч.года

4.

Занятия с логопедом.


Воспитатель,

Логопед

2 раза/нед

5.

Посещение библиотеки: чтение книг, разгадывание викторин, беседы, участие в конкурсах, участие в познавательных играх.

Воспитатель

Кл. рук.

библиотекарь

В теч/года

6.


Проведение медико - психолого- педагогического консилиума.




Администрация

Воспитат, врач

Кл. рук.

Психолог

Соц. педагог

2 раза/ год

7.



Проектная деятельность:

-«Редкие и охраняемые животные северного края» (1 чет)

- «Архангельский край глазами туриста» (2четв)

-«Сокровищница Архангельской области» (3 четв)

-«Семья вместе-душа на месте» (4 четв)

воспитатель


8.

Конкурс рисунков «Мой мир»,

«Наша школа»

«Мой педагог»

«Школа будущего»

воспитатель

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

февраль

















14.

Направление №3: « Ценности». Цель: Формирование системы

ценностных ориентаций.

Комплекс дел. Формы внеклассной работы.

Участники

Реализация

1.

Познавательный час: « Мир вокруг нас»

1/«Моя Родина»:

- «Все о Бурундуках»; День краеведения. (сент.)

- «Государственная символика»; .(окт.)

- «Столица севера -Архангельск»; (нояб)

- «Резиденция Деда Мороза»; презентация (дек)

- «Природа Северного края»; (янв.)

- «Служу Отечеству» презентация; (февр)

-«Самые прекрасные мамы!!!» презентация-диспут (март)

- « День Земли»; соц. акция (апр.)

- «Город воинской славы-Архангельск!» (май)

2/ «Я - воспитанный человек»:

- «Правила этикета: знакомство»; (сент.)

- «Правила общения с окружающими в школе»; (окт.)

- «Правила Дружбы»; игра (нояб)

- «Волшебные слова»; (дек)

- «День Спасибо» социальная акция (янв.)…….

- «Беседа по телефону»; (февр.)

- «Поведение в общественном месте, транспорте»; (март)

- «Спешите делать добро-День ПТИЦ» этическая беседа (апр.)




Воспитатели

Кл. рук.

Библиотекарь














1 раз/ мес.












1 раз/ мес.

2.

Проведение викторин, игр, бесед по произведениям детских писателей.

Воспитатели

библиотекарь

В теч/года

3.

Индивидуальная работа, нравственно – этического характера.

«Уроки добра и красоты»

Воспитатель

Кл. рук

В теч/ года

4.

Коррекция социально-эмоциональной сферы воспитанников с помощью:

- сказкатерапии,

- музыкотерапии,

- арттерапии,

-релаксации.

Воспитатель

Кл. рук.

В теч/года

5.

Проведение классных собраний детей, совета класса

воспитатель

В теч/ года

6.



Консультации родителей:

- «Как научить ребенка быть вежливым»;

- «Поведение в общественных местах»;

- «Как вырастить ребенка нравственным?»;
- «Уроки этикета для родителей и их детей»

Воспитатель

Кл. рук.

1 раз/ четв

7.

Организация шефской помощи второклассникам со стороны старшеклассников (9 класс) в различных сферах жизни.:

-в учебе;

- в проведении досуга:

-помощь в подготовке и проведении праздника посвящения в

Воспитатели,

Учащиеся старш. классов

В теч/года

8.

Изучение личности воспитанников:

-«Заполнение индивидуальных карт развития детей»

- «Заполнение характеристик воспитанников»

- «Уровень воспитанности детей»

- «Уровень нравственной культуры»

- «Взаимоотношения в классе»

- «Удовлетворенность школьной жизнью»

- «Моя семья» кинетический рисунок.

Воспитатель


Кл. рук.

В теч/ года.

9.

Занятие в кружке: «Природа Архангельской области»

воспитатель

Понед.


1

Игровая деятельность духовно-нравственного содержания.


воспитатель

регулярно

11.

Час чтения «Громкое чтение и обсуждение произведений этического

содержания»

воспитатель

В теч. года

12.

Экскурсии по городу и в музей Малые Карелы


воспитатель

Среда

13.

  1. Конкурс рисунков: «Портрет Чистюли и Грязнули» (сент.)

  2. Олимпиада «Самый Воспитанный» (ноябрь)

  3. Конкурс рисунков на нравственные темы (теч. года)

  4. Конкурс Вежливости (февр.)

  5. Операция «Подарок Другу» (дек)

  6. Операция «Букетик для мамочки» (март)

  7. Операция «Цветы Памяти» (май)

15.

воспитатель



Направление №4: «Трудовая деятельность». Цель: Воспитание

потребности в общественно – полезном труде.


Комплекс дел. Формы внеклассной работы.

Участники

Реализация

1.

Познавательные часы: «Мир вокруг нас»

- «Мое отношение к общественным поручениям в классе»;

беседа - диалог.

- «Профессии моих родителей»; беседа-диалог

-«Мои обязанности в семье» беседа-диалог,

- «Русские пословицы и поговорки о труде»; игровой конкурс.


Воспитатель

Кл. рук




1 раз/ четв

2.

Труд по самообслуживанию:

- «Школа аккуратного ученика»:

-«Уют и порядок в комнатах»;

- «Аккуратные и опрятные»;

-

Воспитатель

В теч/ года

3.

Проведение генеральной уборки:

-территории школы;

-территории жилого комплекса;

-территории около школы;

- территории класса.


Воспитатель

Кл. рук

В теч/года

4.

-Совместная трудовая деятельность:

Озеленение жилого комплекса и класса, ухаживание за комнатными цветами.


Воспитатель

Кл. рук.

В теч/ года

5.

Выполнение трудовых поручений и обязанностей в классе, в жилых помещениях.


Воспитатель

Кл. рук.

В теч. года

6.

Трудовые акции:

-подарок педагогу;

-новогодний подарок;

-ремонт учебников и книг;

-изготовление карандащниц;

-

Воспитатель

Кл. рук.

В теч года

7.

Проектная деятельность - Кружок «Родной край»



По отдельному плану.

8.

Участие в конкурсах художественного творчества.

воспитатель

По плану

школы

9

Хозяйственный час: «Уют»



воспитатель

1 раз/ нед.

10.

Творческая деятельность

-Рисуем по сказкам

-иллюстрации азбуки.












16.

Направление №5: «Работа с семьей». Цель: Поддержание

взаимосвязи с семьями воспитанников.


Комплекс дел. Формы внеклассной работы.

Участники

Реализация

1.

Участие в проведении родительских собраний:


Воспитатель

Кл. рук

1 раз/ четв

2.

Индивидуальные беседы с родителями.

Воспитатель

Кл. рук.

В теч/ года

3.

Проведение Дня Матери и Дня Семьи:

-изготовление подарков;

- поздравлений;

-Совместные спортивные мероприятия.


Воспитатель

Кл. рук.

ноябрь

4.

Психолого – педагогические консультации

Воспитатель

Кл. рук

психолог

В теч/ года

5.

Проведение совместных праздников с родителями:

- «Новогодние представления»;

- «Спортивные эстафеты»;

- «Женский день- 8 марта»; КВН

-Проект «Семейные путешествия по родному краю» (май)


Воспитатель

Кл. рук.

1 раз/ четв





6.

Посещение родителями уроков и внеклассных мероприятий.

Воспитатель

Кл. рук.

В теч/ года

7

Проектная деятельность «Мой предок-участник ВОВ»

Воспитатель

Кл. рук.

май

8.

Организация добровольной помощи школе со стороны родителей: оклеивание окон; ремонт мебели; обеспечение канцтоварами; распечатка карточек, учебного материала; и т. д.

Воспитатель

Кл. рук.

В теч/ года




9.

Социальное творчество: - Участие родителей с детьми в конкурсах художественного творчества: (окружных, городских, областных…)


Воспитатель

В теч/ года


























17.

Направление №6: «Творчество». Цель: Развитие творческих

способностей воспитанников.


Комплекс дел. Формы внеклассной работы.

Участники

Реализация

1.

День творчества:

- «Звонкий мяч» игра 1-2кл.

- «Разноцветные листочки» соревнования 1-2 класс

- «Сказки осени» КВН 1-2 класс

- «Осенний переполох» Игра 2 кл.

- «Ноябрьские забеги» спортивные соревнования 2 кл.

- «Белые снежинки» Веселые конкурсы 1-2 кл.

- «В гости к Деду Морозу» 1-2 класс

- «Всем спасибо!!!» КТД 2кл соц. акция

-«Становись, мальчишки, в ряд» развлечения, 1-2 кл.

- «Святой Валентин» (веселые соревнования) 4-1 кл.

- «А ну, девчушки» (КВН) 1-2 класс

- «Солнечный переполох»; шуточное шоу 2-1 кл.

- «Цветы приносят радость» игра 2-1 кл.

- «Наша Семья» конкурсы 2-4 кл.


Воспитатель

Кл. рук.

Муз. Раб.


Сент

Сент

Окт

Окт

Нояб

Дек

Дек

Янв.

Фер

Февр.

Март

Апр.

Апр.

май


2.

Участие в общешкольных мероприятиях: (по плану школы):

-Фестиваль школьного творчества»» (сент)

- Инсценирование сказки» (окт)

-Ломоносовская конференция «Архангельский край-глазами туриста» (нояб)

-Праздник: «Новый год» (дек)

-Конкурс-шоу: «Все звезды» (янв)

-Праздник Мужества и патриотической песни (февр)

-Неделя детской книги: - проект «Сокровища Архангельской области (март)

-ФШТ Танец «Флешмоп»» (апр)

-Фестиваль школьного творчества ( ИГРА) (май)

Воспитатель

Кл. рук.

Педаг-орган

Муз. рук.


1 раз/ мес.

3.

Посещение детьми кружков:

- «Веселые нотки»

-«Родной край»

-«В мире сказок»

Воспитатель

Муз. Руковод


В теч. года


В теч/ года

В теч/ года

4.

Участие в конкурсах художественного творчества разного уровня.


воспитатель

В теч/ года

5.

Организация выставок детского художественного творчества на этаже, классе, школе.


воспитатель

В теч/ года

6.

Досугово - развлекательная деятельность: инсценирование стихов, песен, сказок.


воспитатель

В теч/ года

7.

Подготовка, изготовление костюмов, декораций к праздникам, выступлениям.


воспитатель

В теч/ года

8.

Организация и оформление развивающей среды в жилом комплексе.


воспитатель

В теч/ года

9.

Сбор краеведческого материала по народному творчеству.

Воспитатель

Родители

Кл. рук.

В теч/ года

10.

Посещение музыкальных репетиций.

Воспитатель

Муз. руков

В теч/ года

11.

Экскурсии на природу «Собираем природный материал для поделок»


воспитатель

В теч/года

12.

Игровая деятельность творческого содержания.

воспитатель

регулярно

18.

Направление №7: «Свободное время». Цель: разнообразие досуговой

деятельности воспитанников.


Комплекс дел. Формы внеклассной работы.

Участники

Реализация

1.

Организация и проведение игр на свежем воздухе.

Воспитатель

Кл. рук

В теч года

2.

Проведение совместных игр с детьми на этаже, в спортивном зале.


воспитатель

В теч/ года

3.

Просмотр м/ фильмов, телефильмов, видеофильмов.


воспитатель

В теч/ года

4.

Час чтения: -активное слушание детских произведений; - чтение художественной литературы.


воспитатель

В теч/ года

5.

Игровая деятельность:

-Самостоятельные игры детей: настольные, дидактические, подвижные, ролевые, строительный материал.


воспитатель

В теч/ года

6.

Общение со сверстниками, старшими детьми, братьями, сестрами.



В теч/ года

7.

Социальное творчество:

-Клуб выходного дня: (совместно 1-4 класс.)

- игры, конкурсы, развлечения, эстафеты, КВНы, занятия.


воспитатель

В теч/ года

8.

Творческая деятельность: «Я рисую»


воспитатель

воскресение

9.

Творческая мастерская: изготовление поделок, творческих работ для конкурсов.


воспитатель

Пятница.

10.



































19.

Литература.


  1. Азбука нравственного воспитания/ под редакцией А.И. Каирова/

  2. Праздник - ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 класс. /О.Е.Жиринко/

  3. Планирование воспитательной программы в классе. / Под ред. Е.Н. Степанова./

  4. Региональный компонент в воспитательной работе начальной школы. Архангельск. ИППК, 1986г.

  5. Работа с родителями младших школьников. /О.Н. Урбанская/

  6. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. /Г. Н. Сибирцева/

  7. Воспитываем личность: воспитательная работа в начальной школе. /Н. Ф. Дик/

  8. Нетрадиционные праздники в школе. / С. Шмак/

  9. Классные часы в начальной школе. /Г. Н. Сибирцева/

  10. Классные часы в 1 классе. /Г. П. Попова/

  11. Внеклассные мероприятия. /О. Е. Жиринко/

  12. Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классе. /Н. Ф. Дик/

  13. Здоровьесберегающие технологии./В. И. Ковалько/

  14. Развитие логического мышления детей. /А. В. Басов/

  15. Я люблю эту землю. /Л. И. Жук/

  16. Спортивный серпантин. /Е. А. Гальцева/

  17. Школа безопасности. /Н. Острун/

  18. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. /Л.А. Обухова/

  19. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы. /Е.Ю. Васильева/

  20. Коллективное творческое дело. /Т. С. Комарова./

  21. Технология: организация кружковой работы в школе. /О. Н. Маркелов/

  22. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. /О. Л. Князева/

  23. Познавательные игры для младших школьников. /М. Бесова/

  24. Занимательная литература- кроссворд «Азбука». /Г. И. Сухих/

  25. Сценарии школьных праздников. /Л. К. Грибенникова/

  26. Веселые загадки- складки. /Д. И. Агеева/

  27. Детские частушки, шутки, прибаутки. /Т. И. Бехметьева/



















20.