Пояснительная записка.
Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Воспитательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников все больше умственного и нервно – психического напряжения. Новое качественное образование и воспитание может быть реализовано лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на развитие здоровья в широком смысле этого слова: физического, психического, нравственного. Современная жизнь и ее социально- экономические реальности требуют от ОУ новых подходов, форм, методов работы с детьми и их семьями.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
-Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важным направлением в развитии личности является развитие социокультурной компетенции детей, сохранение и укрепление здоровья, подготовка к самостоятельной жизни, развитие способностей (умственных, трудовых, художественных и коммуникативных)
- Особенностью современной ситуации, когда обучение и воспитание в условиях школы – интерната имеют свои особенности, которые заключаются в том, что приходится воспитывать детей из семей, где психолого – педагогическая культура находится на низком уровне. И, как правило – это неблагополучные семьи. Пребывание в такой семье оказывает деформирующее влияние на личность ребенка. Проблема нравственного воспитания детей актуальна в целом для всего общества. От сюда вытекают многие сложности и проблемы организации учебно – воспитательного процесса в школе – интернате. Поэтому основная направленность воспитательного процесса носит гуманистический характер, основанный на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободного развития личности, воспитание гражданина, компетентного во всех сферах жизнедеятельности.
- Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо:
1) интенсивное развитие психических познавательных процессов, зрительно – моторной координации, мелких мышц кисти руки.
2) следует обеспечить детям психологическую разгрузку: переключение детей с уроков на игровую, художественную, спортивную, музыкальную, трудовую деятельность. Это оказывает психотерапевтическое воздействие: уходит тревога, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, уверенность в своих силах, чувство защищенности.
Эта программа предназначена для младших школьников, которые имеют следующие возрастные психофизиологические особенности: идет интенсивное развитие опорно- двигательной системы; не закончен рост, окостенение и формирование костей грудной клетки; слабо развиты мелкие мышцы рук; не очень тонко и четко различаются цвета; не завершено структурное развитие глаза; несовершенна нервная регуляция, движения. Организм резко реагирует на малейшие неблагоприятные воздействия окружающей среды, которыми могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки. Для деятельности ребенка характерна чрезмерная эмоциональность.
Воспитательная программа «В здоровом теле – здоровый дух» предусматривает создание единого пространства для развития (воспитания) духовно – нравственной, компетентной личности, развитой психически и физически. Предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, на формирование духовно – нравственных ценностей.
1.
Нормативно – правовой и документальной основой Программы:
«В здоровом теле - здоровый дух» духовно – нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования являются:
. Закон Российской федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
Устав ГБООУ АО Архангельской санаторной школы-интерната №2
Должностная инструкция воспитателя
Основы доврачебной медицинской помощи
Правила и нормы охраны труда, ТБ и противопожарной защиты.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработана с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-патриотической, культурно-просветительской, научно-познавательной, трудовой, спортивно–оздоровительной, семейной, профилактической), особенностей образовательного учреждения.
Данная программа является модифицированной. Разработана на основе программы воспитания для учащихся 1-4 классов «В здоровом теле-здоровый дух» автора Земцовской М.А., учителя начальных классов МОУ «Сийская ОСШ №116» МО Пинежского района.
Опубликована АО ИППК РО АО в методическом пособии:
«Педагогу о программе воспитания»
Главная цель по здоровьесбережению –
воспитать потребность у учащихся вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение главных правил:
содержать в чистоте свое тело, одежду, жилище;
правильно питаться;
сочетать труд и отдых;
вести подвижный образ жизни;
отказаться от всех вредных привычек;
Данная программа объединяет, и координируем усилия медработников, педагогов, воспитателей, педагога – психолога, социального педагога, учителя по физкультуре сроком реализации - 4 года.
2.
Успешное решение задач воспитания возможно лишь при объединении усилий семьи, школы и общественности,
так как здоровье- явление:
- социальное (зависит от материального состояния семьи, социума);
- физическое (на него влияют режим дня и питания, занятия спортом, школьные перегрузки и наследственность);
- психическое (зависит от эмоциональной адаптации учащихся, микроклимата в классе, взаимоотношений с педагогами, участия во внеурочной деятельности).
Данная программа разработана в русле традиционной программы воспитания, опираясь на государственные, региональные, местные документы об образовании и воспитании подрастающего поколения. При этом учтено соответствие:
- педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании детей;
- соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам детей;
- разнообразие и адекватность методов и форм работы;
- посильность и реальность ее выполнения педагогами и детьми.
Основные отличия воспитательной программы от аналогичных или смежных заключается в том, что в ее содержание включены:
Региональный компонент: традиции, преемственность, обычаи русского народа;
Использование новых здоровьесберегающих технологий;
Использование нетрадиционных форм и методов организации досуговой деятельности детей;
Оценочно – результативный блок, позволяющий оценить результативность программы;
Интеграция всех видов искусства и разнообразной художественной деятельности;
При разработке воспитательной программы мы опираемся на идеи, которые стали принципами построения воспитательного процесса:
Индивидуальность: признание личности ребенка, осознание уникальности каждого в коллективе.
Природосообразность воспитания, предполагающая учет половозрастных особенностей детей;
Культуросообразность воспитания, опора на национальные традиции народа, его культуру;
Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, благоприятный психологический климат в классе;
Деятельный подход в воспитании. Организация жизнедеятельности воспитанников как основа воспитательного процесса;
Дифференциация воспитания;
Социализация личности, развитие самопознания, самовоспитания;
Социокультурная компетентность учащихся;
Принцип здорового образа жизни.
Цель программы:
Создание целостного воспитательного процесса, направленного на развитие социокультурной компетенции младших школьников, укрепление и сохранение их здоровья.
Задачи:
Активизация творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности детей.
3.
Развитие социокультурной компетенции воспитанников (познавательной, общественной, трудовой, экологической, эстетической, личностной).
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Освоение современных направлений, форм, технологий воспитательной работы, наряду с использованием положительного опыта прошлых лет.
Задачи программы по годам обучения:
1класс: адаптационный период.
Создание благоприятных условий для успешной адаптации каждого воспитанника в условиях школы – интерната.
Вызвать положительный интерес к учебе, к досуговым и кружковым занятиям, к общественному труду;
3. Формирование уважительного и бережного отношения ко всему живому, как проявлению жизни;
4. Укрепление физического и психического здоровья детей;
5. Развитие любознательности, познавательного интереса, нравственных представлений;
6. Знакомство с богатством и своеобразием художественных традиций мира и родной художественной культурой;
7. Развитие уважения к школе, семье, обществу;
2 класс:
3 класс: Развивающий период.
Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
Формирование готовности к активному и бережливому взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, коммуникативная, деловая, интеллектуальная);
Развитие познавательного интереса и нравственных представлений;
Развитие инициативы, самостоятельности, навыков сотрудничества в различных видах трудовой деятельности;
Развитие чувства прекрасного;
Воспитание уважительного отношения к школе, семье, обществу и самому себе;
Формирование норм социально- культурной жизни детей.
4 класс: Подготовительный.
Сформировать основы здорового образа жизни и добиваться выполнения правил здоровьесбережения;
Развитие желания и умения учиться, готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
Создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру;
Развитие чувства прекрасного, любви и интереса к истории и культуре родного края;
Развитие познавательного интереса и нравственных представлений.
Формирование готовности к активному и бережливому взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, коммуникативная, деловая, интеллектуальная);
Воспитание трудолюбия и уважения результатов труда других людей;
4.
Для освоения содержания программы младшему школьнику необходимы стандартные знания и умения, сформированные на уровне психического и физического развития дошкольников.
Для развития и воспитания младших школьников программой предусмотрено использовать следующие МЕТОДЫ:
Информирования (беседы, рассказы, диспуты, сказки……)
Объяснительно – иллюстративные (наглядные пособия, демонстрация игрушек, иллюстраций, просмотр в. фильмов, картин….)
Практической деятельности (выполнение трудовых заданий, поручений, упражнений, задания в кружках…)
Методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, наказание, похвала, соревнование, игра…)
Методы контроля за эффективностью воспитательного процесса (наблюдение, проведение анкетных опросов, контактные беседы…)
-
Содержание программы раскрывается в разнообразных ФОРМАХ воспитательной работы:
Переход от индивидуальных и групповых бесед к диспутам, от простой исполнительской работы до самостоятельной общественной деятельности;
Массовые формы воспитательной деятельности (коллективный просмотр к/ фильмов, проведение выставок детского творчества, проведение и участие в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, играх конкурсах);
Групповые формы (посещение кружков, секций, изостудии, музыкальных репетиций, прослушивание сказок, песенок, участие в спортивных играх, соревнованиях, КВНах, викторинах);
Индивидуальные формы – (индивидуально – творческие задания, подготовка докладов, сообщений, выступлений на концертах, изготовление костюмов, декораций…)
К прогнозируемым результатам программы воспитания относятся следующие знания и умения:
К концу первого года обучения ребенок ЗНАЕТ:
Правила поведения в школе, режим СШИ;
Простые правила культурного поведения в обществе, санитарно- гигиенические нормы;
Как организовать свое рабочее место, свой досуг, труд;
Правила уважительного поведения в окружающей среде;
Простые способы и приемы художественной деятельности и художественного труда;
Правила здорового образа жизни.
УМЕЕТ:
Использовать полученные знания в жизни;
Владеть культурно – гигиеническими навыками:
Организовывать свое рабочее место;
Имеет навыки общественно – полезного труда, самообслуживания;
Находить выход из простых жизненных ситуаций.
Умеет выполнять правила друзей природы;
Строить свои взаимоотношения с другими детьми класса;
Использовать в своей работе простые способы и приемы изо искусства, художественного труда;
К концу второго и третьего года обучения дети ЗНАЮТ:
5.
Способы познания окружающего мира (получение и регистрация информации);
Приемы коллективной деятельности;
Жанры и виды изо искусства, особенности народного творчества;
Умеет:
Использовать полученные знания в повседневной жизни;
Отстаивать свое мнение;
Самостоятельно выполнять домашнее задание по предметам;
Выполнять трудовые поручения и доводить начатое дело до конца;
Правильно вести себя в природе и согласовывать свои действия в опасных ситуациях;
Наблюдать, проводить эксперименты, делать причинно- следственные выводы;
Имеет навыки культурного поведения;
Имеет навыки коллективной работы, игры;
Реализовывать свои внутренние потребности и способности в досуговой деятельности;
Проявить себя в творческой деятельности, игре, худ самодеятельности, кружковой работе;
К концу четвертого года обучения ребенок ЗНАЕТ:
Правила ППВ, ППБ, ПДД;
Историю родного края, города;
Правила грамотного, нравственно- экологического поведения в природе;
Приемы и способы оздоровления;
Нормы поведения в окружающем обществе;
Правила взаимоотношений в коллективе;
Способы и приемы художественной деятельности и художественного труда;
Умеет:
Познавательная компетенция - делать самоанализ и осуществлять самоконтроль; применять полученные знания в социально значимой деятельности; самостоятельно работать над повышением уровня знаний; расширять кругозор;
Общественная компетенция - нести ответственность за свои поступки; имеет навыки культурного поведения в обществе; умеет строить свои взаимоотношения с детьми в коллективе; уважительно относится к своему родному краю и городу;
Трудовая компетенция - выполнять трудовые поручения и доводить начатое дело до конца; уважать труд других людей; владеет приемами и способами трудовой деятельности; имеет понятие о материальных ценностях;
Экологическая компетенция - правильно вести себя в природе; знает ценности природы родного края; бережно относится к природе и ее обитателями, ухаживать за растениями и животными;
Эстетическая компетенция – умеет видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, творчестве; вносить красоту в свою жизнь, одежду, внешний вид; развивать свои творческие способности; владеть способами и приемами худ деятельности и труда; имеет понятие о народном творчестве и ремеслах;
Личностная компетенция - высказывать и отстаивать свое мнение и уважать чужое; пользоваться своими правами и свободами; выполнять обязанности перед обществом; уважать и ценить достоинство людей;
Здоровьесберегающая компетенция – проявлять заботу о своем здоровье и здоровье других людей; соблюдать санитарно – гигиенические правила; отказаться от вредных привычек; выполнять возрастные нормы по физической подготовке; содержать в чистоте свое тело, одежду, жилище; вести подвижный образ жизни;
6.
Для реализации воспитательной программы необходимы
- работы: Г.С. Семеновой, под редакцией Л.В. Кузнецова «Организация воспитательной работы в школе»;
-работы: Л.В. Голубева, Г, П., Попова «Справочник заместителя директора по воспитательной работы»;
- работа В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»;
- работы: И. Н. Попова, С.А. Исаева, Е. И. Ромашкова «Организация и содержание работы в ГПД»»
- работы: В, М, Лизинского «Практическое воспитание в школе»;
- работы: М.Н. Безруких, С. П. Ефимовой, Р.В. Овчаровой, М. В. Осориной «Возрастные психологические и физиологические особенности младших школьников»
- работа И.А. Зимняя «Ключевые компетентности - результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании и воспитании»
Жилой комплекс и кабинет для занятий оборудованы в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами, оборудованы рабочими и спальными местами по количеству детей.
Технологическая оснащенность:
Комната для просмотра телепередач, фильмов ДВД формата;
Комната для игр, где имеется комплекс дидактических, развивающих, познавательных игр, спортивный инвентарь ( мячи, кегли, скакалки, теннис, обручи …), детский строительный материал «Лего», игрушки для девочек и мальчиков, настольные печатные игры;
Комната для кружковых занятий: - магнитная доска, - стена творчества, - материалы для изо деятельности: кисти, краски, баночки, гуашь, цветные карандаши, бумага, трафареты,
-папки с демонстрационным материалом по темам: «Народное искусство», «Русская культура», «Экология края», «Мое здоровье», «Наша Родина», «Животный и растительный мир Севера», «Русские сказки»;
-дидактический и раздаточный материал по темам: «Основы народного декоративно- прикладного искусства», «Основы изо искусства», «Основы оригами», «Основы аппликации и орнамента», «ОБЖ», «ПДД», «Досуговые занятия», «Экология», «Народная культура», «Здоровьесбережение»;
- фотографии и оригиналы детских работ прошлых лет, аудио и видиокасеты для просмотра и прослушивания;
- материалы для занятий ручным трудом: бросовый материал, бумага, клей ПВА, картон, трафареты, дерево, кисти, клеенки;
- демонстрационный материал в объемном изображении из различных материалов;
- демонстрационные стеллажи и стенды для выставки работ детского творчества;
- уголок читателя, где находятся разнообразные книги для чтения в свободное время;
- магнитофон для прослушивания записей сказок и рассказов, песенок;
7.
Диагностический инструментарий при оценке результативности программы.
Задачи:
Наблюдение за ходом личностного развития воспитанников;
Определить уровень развития и воспитанности ребенка и коллектива;
Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
Установить причины и выработать план дальнейшей коррекционной работы;
При этом использовать следующие методы работы: беседы, экспресс - опросы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, графические и рисуночные тесты
На каждого ребенка оформляется психолого – педагогическая карта личности по методике К.К. Платонова. Где отмечается: демографические данные о ребенке и его семье, данные о здоровье, физическом развитии, познавательных способностях, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной сферы, направленности личности, поведение, поступки.
Изучение личности воспитанников.
№ | Направление | Виды деятельности | Сроки |
1. | Изучение деятельности ребенка в различных видах деятельности | - проведение анкетирования и бесед с целью выявления интересов и склонностей детей, пробелов в их воспитании. - Тест Ж. Нюттен – А.Б. Юрлов « Как дети воспринимают школу, педагога, себя в новом качестве - ученика» | октябрь |
2. | Оценка уровня воспитанности детей. | - наблюдение за выполнением детьми правил повеления в школе, вне нее, - наблюдение за уровнем сформированности отдельных поведенческих навыков, -Анкета: «Чему научил меня прошедший год» - заполнение стандартной характеристики воспитанности и воспитуемости детей. - Диагностическая карта уровня воспитанности детей. | Теч года Апрель Декабрь Май февраль |
3. | Изучение условий воспитания детей в семье. | - Посещение детей на дому (знакомство с членами семьи) - Анкета для родителей: «вы и ваш ребенок» -Беседы с родителями с целью выявления некоторых особенностей развития детей, - Анкета: «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка» - Тестовый рисунок детей «Моя семья» | Ноябрь Октябрь Теч года Январь. ноябрь |
4. | Изучение характера взаимоотношений в классе. | - Наблюдение за характером взаимоотношений на уроках, переменах, в досуговой деятельности. - Проведение социометрического исследования (совместно с психологом) - Анкета: «Мое отношение к коллективу» - Изучение состава и характера малых групп детей, формирование положительного отношения к сотрудничеству между ними. - Заполнение диагностической карты коллектива. - Анкета: «Общение детей» | Сентябрь Декабрь Февраль Теч года Теч года Декабрь март |
8.
Критерии оценок | 1 кл. | 2кл. | 3 кл. | 4 кл. |
Уровень нравственной культуры | | | | |
уровень воспитанности (культура общения и поведения) | | | | |
снижения уровня заболеваемости. | | | | |
«Что важнее?» (взаимоотношения) | | | | |
Удовлетворенность детей школьной жизнью. | | | | |
Отношение к здоровому образу жизни. | | | | |
Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня нравственной культуры и уровня
воспитанности детей;
Снижение уровня заболеваемости детей:
Укрепление детско – родительских отношений;
Активное участие родителей в жизни класса.
№ | Аспект оценки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | примечание |
1. | Заболеваемость | | | | |
2. | Посещаемость | | | | |
3. | Уровень эмоционального благополучия | | | | |
4. | Уровень социального развития | | | | |
5. | Развитие физических качеств | | | | |
6. | Участие родителей в жизни класса и школы | | | | |
7. | Удовлетворение интересов и потребностей детей | | | | |
-
| Участие в различных конкурсах | | | | |
9. | Участие в школьных мероприятиях | | | | |
10. | Выполнение задач программы | | | | |
11. | Развитие креативных (творческих) способностей детей. | | | | |
Реализуется через систему конкретных мероприятий, которые указаны в плане воспитательной работы в классе.
Реализуется совместно с учащимися, родителями и педагогами.
Оздоровительная направленность УВ процесса.
Учащиеся обустраивают свое жизненное пространство совместно с педагогами и родителями.
Развитие межличностных отношений.
Формы творческой активности детей: КТД, праздники, игры, встречи и соревнования.
9.
Взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Социальный
педагог
Педагог-
психолог
Медицинские
работники



библиотекарь
Педагог-
Дополнительного
образования















Знания
Свободное
время
Творчес
тво
Работа с семьей
Ценности
Здоровье
Учителя
предметники
Музыкальный
руководитель
Педагог - воспитатель
семья
личность
ребенка
Трудовая
деятель
ность
10.
| Виды деятельности Задачи |
Учителя- предметники | 1.Совместная разработка единых требований и направлений УВ работы. 2.Привлечение учителя к работе с родителями. 3.Включение детей в систему внеклассной работы по предмету. 4.Разнообразные кружки и секции. 5.Выпуск стенгазет. |
Педагог – психолог | 1.Изучение индивидуальности детей, процесса их адаптации, интеграции в микросоциуме. 2.Совместный анализ развития класса, определения творческих, познавательных способностей и возможностей класса. 3.Координация форм и методов индивидуальной и групповой, учебной и внеклассной деятельности. 4.Проведение психологической диагностики детей. 5.Помощь детям в адаптации в условиях СШИ. |
Социальный педагог | 1.Организация социально значимой деятельности детей. 2.Планирование мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов. 3.Помощь ребенку в разрешении личностных конфликтов. 4.Защита прав ребенка. 5.Посещение семей, 6.Работа с семьями, относящимися к группе риска. |
Педагог Дополнительного образования | 1.Использование системы доп. Образования для развития творческих, познавательных способностей детей. 2.Расширениезоны общения детей вне стен школы. 3.Включение детей в различные кружки, секции, клубы по интересам. 5.Участие в разноуровневых конкурсах и соревнованиях. 6. |
Медицинские работники | 1.Анализ состояния здоровья детей. 2.Организация медосмотров, прививок. 3.Посещение галокамеры. 4.Профилактика заболеваемости. 5.Совместные беседы о способах и приемах сохранения здоровья. 6. |
Библиотекарь | 1.Расширение круга чтения детей. 2.Участие в конкурсах, викторинах, проводимых в библиотеке. 3.Проведение совместных мероприятий, способствующих формированию культуры чтения. Развития познавательного интереса. 4.Посещение городских библиотек. 5. |
Семья | 1.Сотрудничество в вопросах воспитания детей. 2.Совместное изучение личности ребенка, его психологических особенностей. 3.Выработка общих требований организации помощи в обучении. 4.Привлечение родителей к участию в праздниках и мероприятиях класса, школы. 5.Проведение родительских собраний, дней открытых дверей. 6.Совместное обустройство жизненного пространства детей. 7. |
11.
Направление №1: «Здоровье». Цель: Воспитание культуры здорового
образа жизни.
№ | Комплекс дел. Формы внеклассной работы. | Участники | Реализация |
1. | Занятия - практикумы «Гостиная Айболита» СЕНТЯБРЬ: - «Наше настроение и отношения с окружающими» (дискуссия.) - «В гостях у Мойдодыра» - «Простые правила Поведения» ОКТЯБРЬ: -« Плохие привычки. Как бороться с ними?» - « Чистота наших волос, ногтей и кожи» - «Доктор - Чистота: чистая одежда» (диалог-дискуссия) - «Бережем наши глазки» НОЯБРЬ: -«Осенние заболевания» -«Доктор – как мы слышим?» -«Чем опасна привычка: грызть ногти?» ДЕКАБРЬ: - «Опасные и безопасные ситуации» - «Чем вредна плохая осанка» - «Что нужно кушать: полезная еда» ЯНВАРЬ: - «Доктор - наш организм» ФЕВРАЛЬ: -«Микробы и вирусы» -«Витамины для нашего здоровья зимой» МАРТ: -«Как вести себя, чтобы не случилось беды?» -на улице, -при общении с животными, -внимание: незнакомые люди, АПРЕЛЬ: - «Безопасность на природе» - «Наше здоровье и соблюдение ПДД» - «Как оказать себе помощь в сложной ситуации» МАЙ: -«Правила пожарной безопасности в лесу» -«Безопасность на льду» -«Безопасность - один дома» | Воспитатель Кл. рук Препод ЛФК | 1 раз в неделю. |
2. | Предметно-тематические праздники: -«Осенние эстафеты» (физкультурный утренник); - «Осенние витамины»; игра-конкурс - «Развлечения здоровячков»; спортивные соревнования - «Зверобика» игра - соревнование - «Школа Светофора»; (пдд) праздник | Воспитатель Учит физ-ры | Сентябрь Декабрь Февраль апрель май |
3. | «Дни здоровья» | Воспитатель Учитель по Физ. Восп. | 1раз в месяц |
4. | Экскурсии на природу: «Как прекрасен этот мир» | Воспитатель Кл. рук. | В течение года |
5. | Спортивные конкурсы, соревнования, КВН на спортивную тему. (участие в общешкольных мероприятиях) | Воспитатель Руков секции Рук по физ. вос | 1раз в месяц |
6. | Посещение детьми спортивных секций, занятий ЛФК. | Воспитатель Препод ЛФК Руков секции | В теч года |
7. | Прогулки на свежем воздухе. | Воспитатель Кл. рук | Ежедневно по режиму |
8. | Проведение утренней зарядки, оздоровительных минуток, физпауз, динамических пауз. 12. | Воспитатель Кл. рук | |
9. | Операция «Мойдодыр» | воспитатель | суббота |
10. | Посещение бассейна. | Педагог- организатор | 1 раз/мес |
11. | Посещение галокамеры | Воспитатель Мед.работники | В теч. года |
12. | Проведение диспансеризации детей. | Врач воспитатель | ноябрь |
13. | Проведение медицинского осмотра детей. | Врач, воспитат | В теч. года |
14. | Индивидуальные занятия по развитию умений и навыков самообслуживания, соблюдения правил личной гигиены. | воспитатель | В теч. года |
15. | Час развивающих спортивных игр. | воспитатель | В теч. года |
| | | |
13.
Направление № 2: «Знания» Цель: Развитие познавательного
интереса учащихся.
№ | Комплекс дел. Формы внеклассной работы | Участники | Реализация |
1. | Познавательные часы: «Мир вокруг нас» - «Книги-наши лучшие друзья» (игра) =сент. - «Путешествие в сказку» КВН; = октябрь - «Турнир Знатоков: загадочки» (клубный час); =ноябрь - «Школа –наш дом» игра - викторина; =декабрь - «Пословицы и поговорки» конкурс =январь - «Праздник защитников Отечества»; презинтация-игра= февраль - «Слабое звено» интеллектуальная игра =март -«Праздник Знаний» = апрель | Воспитатель и Кл. рук. | 1раз/мес. |
2. | Проведение самоподготовки по выполнению домашнего задания. | воспитатель | ежедневно |
3. | Организация индивидуальных занятий с учащимися. | Воспитатель, учитель | В теч.года |
4. | Занятия с логопедом. | Воспитатель, Логопед | 2 раза/нед |
5. | Посещение библиотеки: чтение книг, разгадывание викторин, беседы, участие в конкурсах, участие в познавательных играх. | Воспитатель Кл. рук. библиотекарь | В теч/года |
6. | Проведение медико - психолого- педагогического консилиума. | Администрация Воспитат, врач Кл. рук. Психолог Соц. педагог | 2 раза/ год |
7. | Проектная деятельность: -«Редкие и охраняемые животные северного края» (1 чет) - «Архангельский край глазами туриста» (2четв) -«Сокровищница Архангельской области» (3 четв) -«Семья вместе-душа на месте» (4 четв) | воспитатель | |
8. | Конкурс рисунков «Мой мир», «Наша школа» «Мой педагог» «Школа будущего» | воспитатель | Сентябрь Октябрь Декабрь февраль |
14.
Направление №3: « Ценности». Цель: Формирование системы
ценностных ориентаций.
№ | Комплекс дел. Формы внеклассной работы. | Участники | Реализация |
1. | Познавательный час: « Мир вокруг нас» 1/«Моя Родина»: - «Все о Бурундуках»; День краеведения. (сент.) - «Государственная символика»; .(окт.) - «Столица севера -Архангельск»; (нояб) - «Резиденция Деда Мороза»; презентация (дек) - «Природа Северного края»; (янв.) - «Служу Отечеству» презентация; (февр) -«Самые прекрасные мамы!!!» презентация-диспут (март) - « День Земли»; соц. акция (апр.) - «Город воинской славы-Архангельск!» (май) 2/ «Я - воспитанный человек»: - «Правила этикета: знакомство»; (сент.) - «Правила общения с окружающими в школе»; (окт.) - «Правила Дружбы»; игра (нояб) - «Волшебные слова»; (дек) - «День Спасибо» социальная акция (янв.)……. - «Беседа по телефону»; (февр.) - «Поведение в общественном месте, транспорте»; (март) - «Спешите делать добро-День ПТИЦ» этическая беседа (апр.) | Воспитатели Кл. рук. Библиотекарь | 1 раз/ мес. 1 раз/ мес. |
2. | Проведение викторин, игр, бесед по произведениям детских писателей. | Воспитатели библиотекарь | В теч/года |
3. | Индивидуальная работа, нравственно – этического характера. «Уроки добра и красоты» | Воспитатель Кл. рук | В теч/ года |
4. | Коррекция социально-эмоциональной сферы воспитанников с помощью: - сказкатерапии, - музыкотерапии, - арттерапии, -релаксации. | Воспитатель Кл. рук. | В теч/года |
5. | Проведение классных собраний детей, совета класса | воспитатель | В теч/ года |
6. | Консультации родителей: - «Как научить ребенка быть вежливым»; - «Поведение в общественных местах»; - «Как вырастить ребенка нравственным?»; - «Уроки этикета для родителей и их детей» | Воспитатель Кл. рук. | 1 раз/ четв |
7. | Организация шефской помощи второклассникам со стороны старшеклассников (9 класс) в различных сферах жизни.: -в учебе; - в проведении досуга: -помощь в подготовке и проведении праздника посвящения в | Воспитатели, Учащиеся старш. классов | В теч/года |
8. | Изучение личности воспитанников: -«Заполнение индивидуальных карт развития детей» - «Заполнение характеристик воспитанников» - «Уровень воспитанности детей» - «Уровень нравственной культуры» - «Взаимоотношения в классе» - «Удовлетворенность школьной жизнью» - «Моя семья» кинетический рисунок. | Воспитатель Кл. рук. | В теч/ года. |
9. | Занятие в кружке: «Природа Архангельской области» | воспитатель | Понед. |
1 | Игровая деятельность духовно-нравственного содержания. | воспитатель | регулярно |
11. | Час чтения «Громкое чтение и обсуждение произведений этического содержания» | воспитатель | В теч. года |
12. | Экскурсии по городу и в музей Малые Карелы | воспитатель | Среда |
13. | Конкурс рисунков: «Портрет Чистюли и Грязнули» (сент.) Олимпиада «Самый Воспитанный» (ноябрь) Конкурс рисунков на нравственные темы (теч. года) Конкурс Вежливости (февр.) Операция «Подарок Другу» (дек) Операция «Букетик для мамочки» (март) Операция «Цветы Памяти» (май) 15. | воспитатель | |
Направление №4: «Трудовая деятельность». Цель: Воспитание
потребности в общественно – полезном труде.
№ | Комплекс дел. Формы внеклассной работы. | Участники | Реализация |
1. | Познавательные часы: «Мир вокруг нас» - «Мое отношение к общественным поручениям в классе»; беседа - диалог. - «Профессии моих родителей»; беседа-диалог -«Мои обязанности в семье» беседа-диалог, - «Русские пословицы и поговорки о труде»; игровой конкурс. | Воспитатель Кл. рук | 1 раз/ четв |
2. | Труд по самообслуживанию: - «Школа аккуратного ученика»: -«Уют и порядок в комнатах»; - «Аккуратные и опрятные»; - | Воспитатель | В теч/ года |
3. | Проведение генеральной уборки: -территории школы; -территории жилого комплекса; -территории около школы; - территории класса. | Воспитатель Кл. рук | В теч/года |
4. | -Совместная трудовая деятельность: Озеленение жилого комплекса и класса, ухаживание за комнатными цветами. | Воспитатель Кл. рук. | В теч/ года |
5. | Выполнение трудовых поручений и обязанностей в классе, в жилых помещениях. | Воспитатель Кл. рук. | В теч. года |
6. | Трудовые акции: -подарок педагогу; -новогодний подарок; -ремонт учебников и книг; -изготовление карандащниц; - | Воспитатель Кл. рук. | В теч года |
7. | Проектная деятельность - Кружок «Родной край» | | По отдельному плану. |
8. | Участие в конкурсах художественного творчества. | воспитатель | По плану школы |
9 | Хозяйственный час: «Уют» | воспитатель | 1 раз/ нед. |
10. | Творческая деятельность -Рисуем по сказкам -иллюстрации азбуки. | | |
16.
Направление №5: «Работа с семьей». Цель: Поддержание
взаимосвязи с семьями воспитанников.
№ | Комплекс дел. Формы внеклассной работы. | Участники | Реализация |
1. | Участие в проведении родительских собраний: | Воспитатель Кл. рук | 1 раз/ четв |
2. | Индивидуальные беседы с родителями. | Воспитатель Кл. рук. | В теч/ года |
3. | Проведение Дня Матери и Дня Семьи: -изготовление подарков; - поздравлений; -Совместные спортивные мероприятия. | Воспитатель Кл. рук. | ноябрь |
4. | Психолого – педагогические консультации | Воспитатель Кл. рук психолог | В теч/ года |
5. | Проведение совместных праздников с родителями: - «Новогодние представления»; - «Спортивные эстафеты»; - «Женский день- 8 марта»; КВН -Проект «Семейные путешествия по родному краю» (май) | Воспитатель Кл. рук. | 1 раз/ четв |
| | | |
6. | Посещение родителями уроков и внеклассных мероприятий. | Воспитатель Кл. рук. | В теч/ года |
7 | Проектная деятельность «Мой предок-участник ВОВ» | Воспитатель Кл. рук. | май |
8. | Организация добровольной помощи школе со стороны родителей: оклеивание окон; ремонт мебели; обеспечение канцтоварами; распечатка карточек, учебного материала; и т. д. | Воспитатель Кл. рук. | В теч/ года |
9. | Социальное творчество: - Участие родителей с детьми в конкурсах художественного творчества: (окружных, городских, областных…) | Воспитатель | В теч/ года |
17.
Направление №6: «Творчество». Цель: Развитие творческих
способностей воспитанников.
№ | Комплекс дел. Формы внеклассной работы. | Участники | Реализация |
1. | День творчества: - «Звонкий мяч» игра 1-2кл. - «Разноцветные листочки» соревнования 1-2 класс - «Сказки осени» КВН 1-2 класс - «Осенний переполох» Игра 2 кл. - «Ноябрьские забеги» спортивные соревнования 2 кл. - «Белые снежинки» Веселые конкурсы 1-2 кл. - «В гости к Деду Морозу» 1-2 класс - «Всем спасибо!!!» КТД 2кл соц. акция -«Становись, мальчишки, в ряд» развлечения, 1-2 кл. - «Святой Валентин» (веселые соревнования) 4-1 кл. - «А ну, девчушки» (КВН) 1-2 класс - «Солнечный переполох»; шуточное шоу 2-1 кл. - «Цветы приносят радость» игра 2-1 кл. - «Наша Семья» конкурсы 2-4 кл. | Воспитатель Кл. рук. Муз. Раб. | Сент Сент Окт Окт Нояб Дек Дек Янв. Фер Февр. Март Апр. Апр. май |
2. | Участие в общешкольных мероприятиях: (по плану школы): -Фестиваль школьного творчества»» (сент) - Инсценирование сказки» (окт) -Ломоносовская конференция «Архангельский край-глазами туриста» (нояб) -Праздник: «Новый год» (дек) -Конкурс-шоу: «Все звезды» (янв) -Праздник Мужества и патриотической песни (февр) -Неделя детской книги: - проект «Сокровища Архангельской области (март) -ФШТ Танец «Флешмоп»» (апр) -Фестиваль школьного творчества ( ИГРА) (май) | Воспитатель Кл. рук. Педаг-орган Муз. рук. | 1 раз/ мес. |
3. | Посещение детьми кружков: - «Веселые нотки» -«Родной край» -«В мире сказок» | Воспитатель Муз. Руковод | В теч. года В теч/ года В теч/ года |
4. | Участие в конкурсах художественного творчества разного уровня. | воспитатель | В теч/ года |
5. | Организация выставок детского художественного творчества на этаже, классе, школе. | воспитатель | В теч/ года |
6. | Досугово - развлекательная деятельность: инсценирование стихов, песен, сказок. | воспитатель | В теч/ года |
7. | Подготовка, изготовление костюмов, декораций к праздникам, выступлениям. | воспитатель | В теч/ года |
8. | Организация и оформление развивающей среды в жилом комплексе. | воспитатель | В теч/ года |
9. | Сбор краеведческого материала по народному творчеству. | Воспитатель Родители Кл. рук. | В теч/ года |
10. | Посещение музыкальных репетиций. | Воспитатель Муз. руков | В теч/ года |
11. | Экскурсии на природу «Собираем природный материал для поделок» | воспитатель | В теч/года |
12. | Игровая деятельность творческого содержания. | воспитатель | регулярно |
18.
Направление №7: «Свободное время». Цель: разнообразие досуговой
деятельности воспитанников.
№ | Комплекс дел. Формы внеклассной работы. | Участники | Реализация |
1. | Организация и проведение игр на свежем воздухе. | Воспитатель Кл. рук | В теч года |
2. | Проведение совместных игр с детьми на этаже, в спортивном зале. | воспитатель | В теч/ года |
3. | Просмотр м/ фильмов, телефильмов, видеофильмов. | воспитатель | В теч/ года |
4. | Час чтения: -активное слушание детских произведений; - чтение художественной литературы. | воспитатель | В теч/ года |
5. | Игровая деятельность: -Самостоятельные игры детей: настольные, дидактические, подвижные, ролевые, строительный материал. | воспитатель | В теч/ года |
6. | Общение со сверстниками, старшими детьми, братьями, сестрами. | | В теч/ года |
7. | Социальное творчество: -Клуб выходного дня: (совместно 1-4 класс.) - игры, конкурсы, развлечения, эстафеты, КВНы, занятия. | воспитатель | В теч/ года |
8. | Творческая деятельность: «Я рисую» | воспитатель | воскресение |
9. | Творческая мастерская: изготовление поделок, творческих работ для конкурсов. | воспитатель | Пятница. |
10. | | | |
19.
Литература.
Азбука нравственного воспитания/ под редакцией А.И. Каирова/
Праздник - ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 класс. /О.Е.Жиринко/
Планирование воспитательной программы в классе. / Под ред. Е.Н. Степанова./
Региональный компонент в воспитательной работе начальной школы. Архангельск. ИППК, 1986г.
Работа с родителями младших школьников. /О.Н. Урбанская/
Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. /Г. Н. Сибирцева/
Воспитываем личность: воспитательная работа в начальной школе. /Н. Ф. Дик/
Нетрадиционные праздники в школе. / С. Шмак/
Классные часы в начальной школе. /Г. Н. Сибирцева/
Классные часы в 1 классе. /Г. П. Попова/
Внеклассные мероприятия. /О. Е. Жиринко/
Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классе. /Н. Ф. Дик/
Здоровьесберегающие технологии./В. И. Ковалько/
Развитие логического мышления детей. /А. В. Басов/
Я люблю эту землю. /Л. И. Жук/
Спортивный серпантин. /Е. А. Гальцева/
Школа безопасности. /Н. Острун/
Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. /Л.А. Обухова/
Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы. /Е.Ю. Васильева/
Коллективное творческое дело. /Т. С. Комарова./
Технология: организация кружковой работы в школе. /О. Н. Маркелов/
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. /О. Л. Князева/
Познавательные игры для младших школьников. /М. Бесова/
Занимательная литература- кроссворд «Азбука». /Г. И. Сухих/
Сценарии школьных праздников. /Л. К. Грибенникова/
Веселые загадки- складки. /Д. И. Агеева/
Детские частушки, шутки, прибаутки. /Т. И. Бехметьева/
20.