СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы "Новое поколение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа воспитательной работы на 10-11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "Новое поколение"»

Паспорт воспитательной программы

Раздел программы

Краткое содержание

Название программы

«Новое поколение»

Основание для разработки программы, актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о тех педагогах, которые доставили нам радостные минуты общения, которые смогли ненавязчиво и тактично помочь решить проблему, которые были интересными личностями. Умный, добрый, отзывчивый, понимающий, тактичный взрослый человек в школьной жизни любого ученика – это образец правильного поведения взрослого человека в социуме, это уроки общения для подрастающего поколения. Чаще всего таким образцом становится классный руководитель. Моим кумиром в работе остается мой собственный классный руководитель Францева Елена Васильевна, бывший учитель английского языка средней школы №9 г. Железногорска, Курской области. Политическая и экономическая обстановка в стране сегодня создает потребность в новом типе молодого человека-будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Жизнь делает запрос на человека, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты, знающего, чего он хочет от жизни, и способного изменить ее к лучшему.

На встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи президент России В.В.Путин сказал: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». Поэтому актуальной становится задача подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров. На это и рассчитана программа воспитательной деятельности « Новое поколение».

В основу построения воспитательной работы были положены общечеловеческие ценности, использованы современные представления о развитии личности старших школьников, их индивидуальные психолого-педагогические особенности.

Разработчик программы

Классный руководитель Слащева Лариса Александровна, учитель математики.

Участники программы

Классный руководитель, учащиеся 10 «а» класса, их родители (законные представители), учителя-предметники, работающие в данном классе, администрация школы, психолог, социальный педагог.

Сроки реализации

2016-2018 гг. (2 года)


Цель программы

Создание условий для формирования социально активной личности, обладающей интеллектуальной культурой, творческой, трудовой и социальной активностью, физически здоровой, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру и способной на сознательный выбор жизненной позиции.


Задачи программы

  • формировать активную гражданско-патриотическую и нравственно-правовую позицию учащихся, развивать нравственные и гражданские качества личности;

  • формировать у учащихся внутреннюю потребность к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию;

  • развивать творческую индивидуальность каждого ученика;

  • способствовать совершенствованию системы самоуправления классного коллектива;

  • стимулировать познавательную активность;

  • формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выявляя способности, склонности, интересы и возможности школьников;

  • активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, школьным психологом, социальным работником;

  • активизировать работу с учреждениями дополнительного образования и культуры города и области.



Принципы реализации программы

  • Принцип гуманизации.

  • Принцип природосообразности.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

  • Принцип культуросообразности.

  • Принцип системности.

  • Принцип ответственности.

  • Принцип сотрудничества.

  • Принцип успешности.



Основные направления

«Нравственность», «Патриотизм. Гражданственность», «Интеллект»,

«Профессиональное самоопределение»,

«Общение и Досуг», «Здоровье», «Семья»


Индикаторы достижения целей и задач программы

  • Психологический климат в классе

  • Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. Освоение федерального образовательного стандарта и динамика достижений учащихся.

  • Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. Нравственная направленность личности. Сформированность отношений ученика к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  • Сформированность физического потенциала личности. Динамика состояния здоровья учащихся.

  • Динамика участия в творческих и социально значимых мероприятиях, спортивных соревнованиях.

  • Удовлетворённость учащихся, родителей жизнедеятельностью класса и результатами воспитательного процесса.

  • Сформированность взглядов на дальнейшую жизнь. Готовность к выбору будущей профессии. Готовность ориентироваться в современном мире.

  • Воспитанность учащихся, сплочённость классного коллектива и социализированность учащихся.

  • Включенность учащихся и их родителей в различные сферы школьной жизни.
















1. Пояснительная записка


"Учитель призван реализовывать мечты детей…"

А.А. Захаренко

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р) определяет приоритетной задачей в сфере воспитания детей- развитие высоконравственной личности. «Воспитание детей- это стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества….».

Общество делает запрос на гражданина, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты, знающего, чего он хочет от жизни и способного изменить ее к лучшему. Поэтому актуальной становится задача подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые должны обладать определенным набором знаний и умений, способных выдвинуть их в будущем на ступени общественного управления. На это и рассчитана программа моей воспитательной деятельности «Новое поколение»

В основу построения воспитательной работы были положены общечеловеческие ценности, использованы современные представления о развитии личности старших школьников, их индивидуальные психолого-педагогические особенности.

Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Новизна данной программы заключается в том, что программа является комплексной и состоит из 7 направлений. В ходе реализации программы я, как классный руководитель, использую как традиционные формы и методы воспитательной работы (беседы, классные часы и пр.), так и приемы инновационных воспитательных технологий (социальное проектирование, коллективное творческое дело, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные и диалоговые технологии)

























2. Цель и задачи программы.


Цель программы: Создание условий для формирования социально активной личности, обладающей интеллектуальной культурой, творческой, трудовой и социальной активностью, физически здоровой, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру и способной на сознательный выбор жизненной позиции.


Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить следующие задачи.

Задачи:

  • формировать активную гражданско-патриотическую и нравственно-правовую позицию учащихся, развивать нравственные и гражданские качества личности;

  • формировать у учащихся внутреннюю потребность к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию;

  • развивать творческую индивидуальность каждого ученика;

  • способствовать совершенствованию системы самоуправления классного коллектива;

  • стимулировать познавательную активность;

  • формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

  • готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выявляя способности, склонности, интересы и возможности школьников;

  • активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками, школьным психологом, социальным работником;

  • активизировать работу с учреждениями дополнительного образования и культуры города и области.



















3. Принципы реализации программы

Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей: 

    • Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

    • Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.

    • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

    • Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам, и учитывать исторические традиции.

    • Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

    • Принцип ответственности.

    • Принцип сотрудничества. Этот принцип учит тому, что нужно привлекать детей к общему труду и самосовершенствованию, которые вызывают у них чувство успеха, развития и движения вперед.

    • Принцип успешности. В процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, выявляются их способности. Создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной «Я – концепции» личности учащегося, стимулируется стремление подростка к самосовершенствованию.

Итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!























4. Прогнозируемые результаты.

Создавая данную воспитательную программу для старшеклассников, я ориетировалась на основные положения раздела школьной воспитательной системы, по вопросу- «Портрет выпускника школы». Воспитательная программа школы ориентирована на становление личностных характеристик выпускника:

  • любящего свой край и свою Родину;

  • осознающего и принимающего традиционные ценности семьи и российского гражданского общества;

  • креативного и критически мыслящего;

  • готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

  • осознающего себя личностью, социально активного, уважающего закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

  • осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и безопасного образа жизни;

  • подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества;

  • мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

На основе данного материала я прогнозирую следующие результаты:

  • Сформированность познавательного потенциала учащихся: развитость мышления, познавательная активность, навыки исследовательской деятельности.

  • Сформированность коммуникативного потенциала учащихся: способность устанавливать и поддерживать контакты, уметь работать в коллективе, уметь слушать собеседника и уважать его мнение, владеть правилами культуры общения.

  • Сформированность мотивации в профессиональном и жизненном самоопределении.

  • Сформированность нравственных и гражданских качеств личности.

  • Сформированность физического потенциала учащихся: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств.

  • Раскрытие и реализация творческого потенциала подростков.

Формы реализации задач:

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, тестирование);

  • систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

  • разнообразные классные часы;

  • беседы, дискуссии, диспуты, лекции, консультации;

  • ролевые, деловые, образовательные игры, викторины, конкурсы, соревнования, «круглые столы»;

  • экскурсии, походы, КТД;

  • совместные с родителями мероприятия.

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.


















































5. Нормативно – правовая основа деятельности классного руководителя

Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации.

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Конвенция ООН «О правах ребенка».

  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО.

  • Семейный кодекс РФ.

  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  • Устав МОУ «СОШ № 13».

  • Воспитательная система МОУ «СОШ №13» «Воспитание социально активной, духовно-нравственной личности»

  • Положение о классном руководителе.

























  1. Этапы и условия реализации программы

Программа реализуется на третьем уровне школы.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10 -11 классы 2016-2017 учебный год и 2017-2018 учебный год). В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые положения.



Подготовительный этап – август - сентябрь (ежегодно)

Деятельностью этого этапа является:

  • комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса;

  • подготовка методического материала для проведения мероприятий;

  • работа с документацией, планирование.

Основной этап – октябрь – май (ежегодно)

Деятельностью этого этапа является:

  • реализация программы;

  • вовлечение учащихся в социально-активную деятельность;

  • формирование инициативных групп;

  • тесное сотрудничество с родителями.

Заключительный этап – июнь (ежегодно)

Деятельностью этого этапа является:

  • подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;

  • выработка перспектив деятельности;

  • психолого-социально-педагогический анализ результатов.


Структура взаимодействия

Для успешной реализации программы необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса и социума:

  • постоянное взаимодействие с родителями учащихся;

  • тесное сотрудничество с учителями-предметниками;

  • совместная работа с педагогом-психологом по изучению индивидуальных особенностей учеников, эмоционально-психологического климата в классном коллективе, привлечение психолога для информационной работы с родителями;

  • тесное взаимодействие с социальным педагогом по вопросам нравственно-правовой устойчивости личности;

  • сотрудничество с медицинским работником;

  • тесная работа со школьной библиотекой;

  • сотрудничество с социумом г. Железногорска и Курской области.












7. Реализация воспитательной программы

Направления воспитательной работы:

Для решения поставленных задач в программе предусмотрена работа по

7 основным направлениям:

«Нравственность»

«Патриотизм. Гражданственность»

«Интеллект»

«Профессиональное самоопределение»

«Общение и Досуг»

«Здоровье»

«Семья»


Функционирование воспитательной программы осуществляется путем комплексного взаимодействия всех направлений.







































Содержание воспитательной деятельности по направлениям

  1. Направление «Нравственность»

Цель работы: оказание помощи учащимся в осознании нравственных норм и правил, ценности человеческой жизни.

Задачи

  • формирование готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

  • формирование определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • воспитание чувства долга, товарищества, умения дружить.

Примерные мероприятия и формы работы в реализации данного направления:


  • Классные часы, посвященные знаменательным датам, знаменитым личностям.

  • Тематические классные часы «Поступок и ответственность», «Жизнь дана на добрые дела», «Духовный мир личности».

  • Посещение спектаклей, выставок нравственно – эстетической направленности.

  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, области, страны.

  • Анкетирование, диспуты по нравственной тематике: «Ценность человеческой жизни», «Мир человеческих отношений».

  • Проекты на тему: «Представление человека о добре и зле как основа нравственных норм», «Загрязнение среды обитания человека».

  • Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам.

  • Деловые игры, тренинги «Путь к себе» (самопознание, самооценка), «Железная воля, стальной характер».

  • Участие в акциях «Спешим делать добро».

  • Классные огоньки.

  • Индивидуальные беседы.

Предполагаемые результаты:

  • приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.


  1. Направление «Патриотизм. Гражданственность»

Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.

Задачи:

Способствовать формированию у учащихся:

  • стремление к усвоению правовых знаний;

  • потребность в изучении истории своего города, края, страны;

  • гордость за свою страну, ответственность за судьбу Родины, уважение к государственным символам и традициям;

  • законопослушности;

  • чувства гражданской ответственности за свое поведение;

  • политической и правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

  • уважения и признательности к старшему поколению, к участникам и героям освободительных войн.



Примерные мероприятия и формы работы в реализации данного направления:

  • Торжественные собрания, встречи с ветеранами и участниками локальных войн.

  • Конкурс «А ну-ка, парни».

  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

  • Посещение музеев, экскурсии.

  • Участие в фотоконкурсах, в конкурсах рисунков и сочинений.

  • Участие в Параде Победы

  • Классные часы: «История России. День воинской славы», «День защитника Отечества», «День народного единства», «Подросток и закон».

  • Уроки мужества к знаменательным датам и государственным праздникам.

  • Лектории «Права детей – забота государства», «Что значит быть настоящим гражданином».

  • Политические беседы, устные журналы, знакомство с избирательным правом.

  • Дискуссии на тему: «Я имею право на …», «Ответственность несовершеннолетних за правонарушение», «Как не стать жертвой преступлений».

  • Диагностические беседы «Существуют ли права свободной личности», «Как я представляю свои права и обязанности гражданина».

  • Анкетирование на предмет определения уровня гражданской ответственности.

  • Участие в месячнике по гражданско-патриотическому воспитанию.


Предполагаемые результаты:

  • высокий уровень самосознания, самодисциплина,

  • уважение человеческого достоинства;

  • формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.


  1. Направление «Интеллект»

Цель работы: создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в соответствие с его возможностями, обеспечение развития познавательного интереса, активности учащихся, способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающем мире.

Задачи

  • создание условий для получения качественного образования;

  • развитие эрудиции учащихся;

  • формирование потребности в самообразовании.


Примерные мероприятия и формы работы в реализации данного направления:


  • Интеллектуальные классные часы, конкурсы, игры: «Эрудит», «Знатоки математики и других наук», «Своя игра», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «По секрету всему свету» и др.

  • Предметные декады.

  • Участие в школьных, городских, всероссийских международных предметных олимпиадах и конкурсах, межпредметных викторинах.

  • Встречи с людьми умственного труда, с поэтами и писателями.

  • Индивидуальные беседы, беседы с учителями-предметниками.

  • Мониторинг знаний.

  • Участие в работе школьного научного общества «Эрудит».


Предполагаемые результаты:

  • устойчивые естественно научные взгляды на природу и общество;

  • самостоятельное и критическое мышление;

  • динамика личных достижений учащихся;

  • готовность к самореализации.


  1. Направление «Профессиональное самоопределение»

Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.

Задачи:

  • выявить склонности обучающихся к какому-либо роду деятельности;

  • ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.


Примерные мероприятия и формы работы в реализации данного направления:


  • Классные часы: «Моя будущая профессия», «Трудности профессионального самоопределения», «Профессиональные стремления человека. Выбор профессии».

  • Делова игра «Калейдоскоп профессий»

  • Уроки – беседы «Познай себя»

  • Час общения «Как рождается жизненная позиция»

  • Выбор и посещение элективных курсов.

  • Анкета «Мотивы выбора профессии»

  • Встречи с интересными людьми различных профессий

  • Посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях.

  • Устные журналы «Мир профессий»

  • Анкета «Готовность выпускника к выбору профессий»

  • Встречи с работниками Центра занятости населения

Предполагаемые результаты:

  • формирование адекватных профессиональных притязаний,

  • определение сферы самоутверждения учащихся на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».



  1. Направление «Общение и досуг»

Цель работы: создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений для сплочения классного коллектива.

Задачи:

Формировать у учащихся:

  • осознание своей принадлежности к коллективу, его роли в жизни общества в целом;

  • умение сочетать личные и общественные интересы;

  • чувство ответственности перед коллективом за порученное дело;

  • усвоение основ коммуникативной культуры личности;

  • умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • овладение навыками бесконфликтного общения;

  • способность строить и вести общение в различных ситуациях;

  • создать условия для проявления своей индивидуальности во внеурочной деятельности.


Примерные мероприятия и формы работы в реализации данного направления:


  • Организация самоуправления.

  • Психологические тренинги.

  • Тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей.

  • Диспуты, беседы, ролевые игры, коллективные творческие дела.

  • Классные огоньки, походы, посещение театров, выставок, кино.

  • Празднование памятных дат.

  • Ведение портфолио класса, классного уголка.

  • Участие в общешкольных, городских мероприятиях, конкурсах, праздниках: «Новогоднее волшебство» и др.


Предполагаемые результаты:

  • сплочение классного коллектива;

  • развитие коммуникативных качеств и толерантности;

  • осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу;

  • понимание ценности любви и дружбы.


  1. Направление «Здоровье»

Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем вредных привычек, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

Задачи:

  • создание условий для осознания учащимися ценности своего здоровья и здоровья нации;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;

  • нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.


Примерные мероприятия и формы работы в реализации данного направления:


  • Спортивные мероприятия.

  • Встречи с выдающимися спортсменами, победителями спортивных соревнований.

  • Дни здоровья.

  • Туристические походы.

  • Популяризация спорта.

  • Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Олимпийское движение», «Спортивные традиции и обычаи в различных странах мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Спорт и интеллект – понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Почему они популярны?», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Актуальность сдачи норм ГТО».

  • Практикум «Действия населения при угрозе террористического акта».

  • Диспуты «Проблемы наркомании в современном обществе», «Интернет зависимость».

  • Участие в общешкольных конкурсах «Самый здоровый класс», «Спортсмен года».

  • Встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам гигиены и полового развития.

  • Создание проектов.


Предполагаемые результаты:

  • осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни,

  • отказ от вредных привычек,

  • укрепление физического здоровья.



  1. Направление «Семья»

Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях.

Задачи:

  • организовывать совместное проведение досуга детей и родителей;

  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

  • создавать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

  • сформировать уважительное отношение к семейным традициям.


Примерные мероприятия и формы работы в реализации данного направления:


  • Тематические классные часы, посвященные семейным традициям.

  • Беседы, анкетирование по проблемам семьи, брака, отношений детей и родителей.

  • Праздники, посвященные семейным ценностям (День Матери, День любви, семьи и верности, Рождество, День отца, День пожилого человека)

  • Совместные с родителями классные часы «Что такое счастливая семья», «Семья. Отношение детей и взрослых», «Идеальная семья».

  • Проектная деятельность.

  • Родительские собрания, лектории, консультации психолога.

  • Индивидуальные беседы с родителями.

Предполагаемые результаты:

  • понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций,

  • повышение качества социальной и педагогической поддержки семьи в воспитании детей

  • возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного воспитания, утверждение духовных ценностей: Семья, Родина, Добро.





Классное самоуправление.

 В  10 «А» классе в начале учебного года была создана система самоуправления. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму работы. Эта форма работы с классным коллективом помогает воспитывать у ребят чувство личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.

Цель и задачи  самоуправления в классном коллективе


Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

  • создать условия для развития самостоятельности, креативности, инициативности;

  • формировать толерантность, умение общаться;

  • формировать лидерские качества, создать условия для развития организаторских способностей каждого;

  • дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

  • создать благоприятные условия совместной деятельности детей, учителей и родителей.

  • привлечь родителей к совместной деятельности.

Ожидаемые трудности:

  • низкая активность отдельных учащихся;

  • загруженность учащихся в учебном процессе.

Ожидаемые результаты:

  • активная жизненная позиция учащихся класса;

  • готовность и желание учащихся работать в коллективе;

  • усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности;

  • разработки творческих и социальных проектов.


Принципы классного самоуправления

  • Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

  • Законность – соблюдение правовых и нормативных актов.

  • Самостоятельность - все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.

  • Равноправие и сотрудничество - каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.

  • Гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всего коллектива.

  • Коллективность - любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.

  • Ответственность - члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.

  • Целесообразность деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

  • Гуманность - деятельность органов самоуправления не должна противоречить нравственным принципам.




Структура самоуправления 10 «А» класса.


Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, возможности и способности каждого ученика.

Высший орган самоуправления класса – Общее собрание класса.

Форма правления в классе – Совет класса.




Командир

класса


Учебная группа


Общее собрание класса








Совет класса

молодёжное представительство


Староста класса

Группа по труду










Группа по творчеству


Информационно-оформительская группа





Группа по спорту








Родительский комитет





Классный руководитель













Функции Общего собрания класса.

Главное назначение Общего собрания класса – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса. Оно обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Главные функции Общего собрания класса – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Проводим классные собрания один раз в четверть. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.

В компетенцию Общего собрания класса входят следующие вопросы:

  • определение программы деятельности своего ученического коллектива;

  • избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

  • установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

  • координация работы исполнительных органов самоуправления (групп), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

  • установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

  • внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива. 

В работе Общего собрания класса участвуют все учащиеся и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся.

Функции совета класса:

  • организует выполнение решений классного собрания;

  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

  • организует участие класса в коллективно - творческих делах;

  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях и выносит предложения на Общее собрание класса;

  • отражает всю важную информацию в классном уголке.


Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

Функции классного руководителя:


  • поддержка положительной инициативы учащихся, помощь им в самоорганизации;

  • организация разнообразной деятельности учащихся: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения учащихся, являющегося частью досуга школьников;

  • реализация функции сплочения коллектива;

  • выявление исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся;

  • диагностическая функция;

  • функция целеполагания;

  • функция контроля и коррекции.

 «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета:

  • рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.


Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
































Работа с родителями.


Цель: обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного

потенциала семьи, образовательного учреждения и общественных организаций;

осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации совместных действий для решения проблемы успешности обучения учащихся.

Задачи:

  • создание условий взаимодействия семьи и школы на основе сотрудничества;

  • оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

  • привлечение родителей к управлению классом и школой;

  • установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом;

  • организация общественно-значимой деятельности педагогов, родителей и учащихся.


Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся и их родителей.


Система работы классного руководителя 10 «А» по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и классного руководителя;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.








































Примерные мероприятия и формы работы с родителями:


  • классные родительские собрания - раз в четверть;

  • общешкольные родительские собрания – по плану проведения;

  • лекции, практикумы – в течение года;

  • работа с родительским комитетом (обсуждение классных мероприятий) – в течение года;

  • индивидуальные родительские консультации (обсуждение различных проблем и создание благоприятных условий для воспитания и обучения школьников; малообеспеченных, опекунских, неполных семей, родителей детей с ограниченными возможностями) – в течение года по необходимости;

  • консультации по итогам четверти или чаще по необходимости;

  • анкетирование родителей (по вопросам профориентации, по выбору предметов школьного компонента и пр.) - в течение года;

  • оказание помощи родителям в организации внеурочного времени учащихся – по необходимости в течение года;

  • привлечение родителей к проведению общешкольных и классных мероприятий (праздники, концерты, спортивные соревнования и пр.) – в течение года.

  • Посещение семей на дому с профилактической и воспитательной целью - по необходимости в течение года.


Направления работы с родителями:

  • диагностика;

  • психолого-педагогическое просвещение (лектории, круглые столы);

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (совместная работа родителей и детей: праздники, конкурсы, спортивные мероприятия и др.);

  • вовлечение родителей в управление воспитательным процессом (Выбор родительского комитета и Совета школы).


Примерное содержание работы классного руководителя с родителями учащихся:


  • изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни: создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей; раннее выявление семей группы риска;

  • регулярное проведение родительского всеобуча (лекторий);

  • правовое просвещение родителей;

  • проведение индивидуальных и групповых консультаций: беседы для предупреждения конфликтных ситуаций; своевременное направление на консультацию к специалисту;

  • привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности: помощь в проведении творческих дел; помощь в укреплении материально-технической базы; помощь в благоустройстве школы; помощь в проведении спортивных мероприятий; помощь в организации экскурсий, поездок;

  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса;

  • привлечение к работе общешкольного родительского комитета;

  • участие в традиционных общешкольных мероприятиях.




















Примерная тематика классных родительских собраний



Тема собрания

Задачи

Формы работы

Примерная дата проведения


«Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе»





Сбор личных данных, вопрос о питании учащихся, выбор родительского комитета, обсуждение планирования на учебный год.



Организационное собрание









«Учебная мотивация обучающихся. Итоги 1 полугодия».


Привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка;

помочь родителям в определении действенных методов стимулирования и повышения уровня самостоятельности; повысить уровень мотивации учащихся



Круглый стол






«Подготовка к профессиональному самоопределению.

Роль семьи»


Познакомить родителей с результатами социализации выпускников школы 2016 года; ознакомить родителей с приоритетами интересов старшеклассников в получении профессии; формировать у родителей культуру понимания выбора профессии, сделанного старшеклассником.


Подготовка памяток

Круглый стол

Лекторий






«Развитие творческой индивидуальности каждого ученика через коллективную творческую деятельность. Результаты личных достижений десятиклассников»

Отметить творческую индивидуальность каждого ученика и его вклад в развитие классного коллектива;

выявить уровень удовлетворенности родителей качеством образования и воспитания.

Беседа

Анкетирование родителей



















Циклограмма деятельности классного руководителя


Время выполнения работы

Вид работы

1

Ежедневно:


Встреча детей

Контроль посещаемости

Организация питания учащихся

Организация дежурства

Индивидуальная работа с учащимися

Встреча с учителями-предметниками

Контроль поведения учащихся в школе


2

Еженедельно:


Проверка дневников учащихся

Проведение мероприятий в классе (по плану)

Внеклассные мероприятия по планам предметных недель

Работа с родителями (по ситуации)

Работа с учителями-предметниками (по ситуации)

Работа с классным журналом


3

Каждый месяц:


Консультации школьного психолога, социального педагога

Встреча с родительским комитетом

Совещания, педсоветы по планированию работы (по графику)

Беседы по ТБ, ПДД, ОБЖ

Организация уборки класса


4

Один раз в четверть (полугодие):


Оформление классного журнала по итогам четверти (полугодия)

Подведение итогов четверти (полугодия)

Анализ выполнения плана работы за четверть (полугодия), коррекция плана воспитательной работы на полугодие.

Проведение родительских собраний

Оформление личных дел учащихся.


5

Один раз в год:


Анализ и составление плана работы класса.

Статистические данные класса














Методика, инструментарий мониторинга и критерии оценки воспитания и социализации учащихся.

Основные результаты воспитания и социализации учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут следующие:

  • экспертные суждения (родителей, учителей);

  • анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;

  • различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

  • самооценочные суждения детей.

Мониторинги помогают отследить полученные результаты:

  • уровень воспитанности;

  • уровень социализированности;

  • уровень учебной мотивации;

  • уровень удовлетворённости учебным процессом (дети, родители);

  • занятость учащихся во внеурочной деятельности и ее эффективность.


Для оценки эффективности работы программы «Новое поколение»

используются диагностические тесты:

  • Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

  • Тест: «Готов ли я к будущей профессии?» О. Ягодкина.

  • Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова.

  • Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

  • Анкета «Готов ли я к семейной жизни?» А. Прутченков.

  • Профориентационная анкета Е. Климов

  • Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!