СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Планета. Земля. Дом, в котором мы живем".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитательной работы для детей с ОВЗ. * класс

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Планета. Земля. Дом, в котором мы живем".»

«Природа –  единственная книга,  каждая страница которой полна глубокого содержания».

И. В. Гете

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы «Планета-Земля. Дом, в котором мы живем» разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);

  2. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

  3. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);

  4. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;

  5. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);

  6. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

  7. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;

  8. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  2. научить применять на практике полученные знания;

  3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  1. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;

  1. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  1. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.

  2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  4. воспитывать потребность в общении с природой;

  5. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  6. способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Актуальность программы

Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии. Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Срок реализации программы:

Программа «Планета-Земля. Дом, в котором мы живем» предназначена для учащихся 8 класса на один год обучения, в количестве 34 часа.

Особенности реализации программы.

Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления. Формы подведения итогов реализации программы:

● выставки поделок из природных материалов;

● фотовыставки;

● учебно-исследовательские конференции;

● демонстрация презентаций, экологических представлений;

● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности «Планета-Земля. Дом, в котором мы живем» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение восьмиклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

У учащихся будут сформированы личностные УУД:

  • различать основные экологические понятия;

  • применять правила культурного поведения на природе;

  • соотносить поступок с моральной нормой (на природе);

  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

  • применять навыки культурного поведения в лесу;

  • применять навыки гигиены по отношению к биологическим сообществам;

  • бережное и разумное отношение к природе;

  • анализировать и характеризовать экологическое состояние окружаюшей природе;

  • выражать положительное отношение к окружаюшей природе;

У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности в природе;

  • контролировать своё поведение в лесу, около водоемов, на лугу;

  • планировать решение экологических задач: выстраивать последовательность необходимых операций;

  • организовывать подвижные игры со сверстниками на природе;

  • следить за чистотой и аккуратностью на природе;

  • использовать способы повышения работоспособности;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;

  • проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;

  • правильно распределять время на работу и отдых;

  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:

  • выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);

  • анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

  • определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;

  • определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения экологической задачи;

  • знать негативное влияние вредных выбрасов на экологию;

  • выполнять упражнения для развития экологических навыков;

  • проверять информацию о природе, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • презентовать подготовленную информацию о природе в наглядном виде;

  • знать, как и для чего необходимо охранять природу;

  • определять признаки рационального использования природы;

  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • сравнивать различные объекты;

У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • слушать и понимать речь других;

  • стремиться к взаимопониманию между людьми;

  • применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;

  • работать в команде;

  • распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;

  • составлять устные небольшие монологические высказывания.


Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:


Знания

Умения

Допустимый уровень

  • познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

  • что такое охрана природы;

● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

● глобальные экологические проблемы;

● экологическую ситуацию родного села, района и области;

● творческую активность к познанию окружающего мира;

● особенности растительного и животного мира Чувашской Республики, Вурнарского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях;

● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

● оценивать экологическую ситуацию;

● составлять температурные графики;

● составлять карту местности;

● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● работать с научной литературой;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.


Минимальный уровень


  • что такое природа;

  • правила поведения в природе;

  • бережное отношение к природе;

● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

● основы здорового образа жизни;

● влияние вредных факторов на здоровье человека;

● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций.



● ухаживать за комнатными растениями;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ в создавшийся ситуации;

●выполнять правила поведения в природе;

● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни.


Оценка  планируемых результатов освоения программы

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

  • по оценке творческой продукции ребенка;

  • по повышению уровня общей культуры;

  • по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

  • по отношению в коллективе;

Первый уровень результатов: Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной

Второй уровень результатов: Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов: Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей.

Тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1

Введение.

1

1


2

Зеленый пояс Земли.

7

5

2

3

Жизнь под землей.

4

2

2

4

Разнообразие цветковых растений

7

5

2

5

Удивительный мир животных.

14

9

5


Итоговое занятие

1

1



ИТОГО

34

23

11


Содержание программы:

Тема 1. Введение (1 час)

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)

Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Чувашской Республики». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Вурнарского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Вурнарского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

  • материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры,

  • телевизор,

  • проектор,

  • экран и др.


Календарно-тематическое планирование.

п\п

Тема занятия

Кол. час.

Форма

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат


Тема 1. Введение (1 час)


1

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

1

беседа

Ознакомление детей с наукой – экология.

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


1 уровень – приобретение знаний по экологии в современном мире


Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)

2

Растения – необходимое условие здоровья человека.

1

беседа

Получить представление о том, как растения получают необходимые условие для здоровья человека

Коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, убеждение.

1 уровень – приобретение знаний о растениях

2 уровень – приобретение опыта по безопасному поведению в лесу.

3

Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов

1

беседа

Уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях, закрепление правил поведения в лесу

Коррекция личностных качеств через игровой приём.

2 уровень – приобретение навыков по безопасному поведению в природе.

4

Заочная экскурсия в лес

1

Презентация

Уметь предвидеть, научиться избегать опасных ситуаций.

Закрепление ранее полученных знаний.

Коррекция внимания, памяти через яркую наглядность.

1 уровень – приобретение знаний предвидеть опасность, по возможности избегать опасных ситуаций


5

Лесные этажи – ярусы лиственного леса.

1

Игра

Раскрыть понятие «ярусный» и его значение в растительном мире.

Коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, алгоритм действий по карточкам

3 уровень – приобретение умения выполнять и соблюдать правила поведения в природе

6

Зеленая аптека - лекарственные растения.

1

Беседа

Рассказать о значении лекарственных растений в жизни человека

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение.

3 уровень – закрепить умения определять лекарственные растения

7

Растения под охраной

1

Викторина-игра

Ознакомление детей с растениями находящимися в красной книге и учить использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха.

3 уровень – закрепить полученные знания и умения в жизненных ситуациях

8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

1

Практика

Ознакомление с методикой составления гербария.

Отработка личностных качеств через похвалу, убеждение.

3 уровень – закрепление опыта и знаний по сбору, использованию и хранению дикорастущих растений.


Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

9

Почва – среда жизни растений и организмов.

1

Беседа

Рраскрыть значение почвы в жизни растений.

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение.

1 уровень – приобретение знаний о почве

10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

1

Беседа

Изучить состав почвы.

Коррекция эмоционально – волевой сферы взаимопомощи через наглядный пример.

1 уровень – приобретение знаний о составе и структуре почвы.

11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.

1

Беседа

Рассказать о значении червей.

Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу.

2 уровень – закрепление полученных знаний по почвообразованию.

12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

1

Практика

Овладение навыками определения состава почвы.

Отрабатывать алгоритмы действия по оказанию первой мед.помощи.

3 уровень – закрепление опыта по «Ознакомление с почвенным составом местности»


Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

13

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.

1

Беседа

Ознакомление с группами растений: дикорастущие и плодово-ягодные.



Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

2 уровень – приобретение знаний по хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.

14

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

1

Беседа

Рассказать о пользе пчел

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


1 уровень – приобретение знаний о важности влияния пчел на опыление культурных растений. Закрепление полученных знаний в жизненных.ситуациях

15

Сорняки и их значение

1

Беседа

Рассказать о сорняках.



1уровень- приобретение знаний о сорняках и их значение

16

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

1

Беседа

Рассказать о роли цветковых растений в природе и жизни человека

Коррекция мыслительных операций(последовательность, логичность)

1 уровень – приобретение знаний о цветковых растений в природе и жизни человека.


17

«Красная книга Чувашской Республики». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

1

Викторина-беседа

Рассказать об исчезающих видах растений, научить бережно относится к ним.

Повышение уровня познавательной активности.

2 уровень – приобретение опыта по правилам поведения по отношению к дикорастущим растениям.

18

Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?»

1

Презентация

Подвести итоги по данному разделу, выяснить степень усвоения материала. Уметь использовать полученные знания в жизни

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

3уровень - уметь действовать по плану, умение различать цветковые растения

19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

1

Практика

Научить самостоятельно определять типы растений. Уметь использовать полученные знания в жизни

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

3 уровень – приобретение опыта и закрепление полученных знаний о травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений


Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

1

Беседа

Дать представление о защитниках леса, о их пользе, о бережном отношении к ним.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение

1 уровень – приобретение знаний о муравьях.

21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

1

Беседа

Рассказать о хищных защитниках растений. Уметь использовать полученные знания в жизни

Развитие долговременной памяти через повторение материала

2 уровень – приобретение знаний при общении с жужелицами, божьими коровками, осами и др.)

22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.

1

Беседа

Рассказать о роли насекомых жизни растений и человека. Запомнить возможные опасности при общение с животными.

Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

3 уровень – приобретение опыта по безопасному поведению при обращении с насекомыми

23




Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

1

Беседа

Рассказать о влиянии человеческой деятельности но насекомых, научить бережно относится к ним.

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

3 уровень – закрепление знаний при обращении с животными

24

Видовой состав и разнообразие птиц Вурнарского района

1

Беседа

Ознакомить с видами птиц, обитающих в ЧР, рассказать об их пользе для человека.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение

1 уровень – приобретение знаний о разнообразии птиц Вурнарского района

25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

1

Беседа

Познакомить с причинами перелетов птиц

Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь.

2 уровень – приобретение опыта действия, ответственного отношения к жизни перелетных птиц

26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.

1

Беседа-игра

Воспитание заботливого отношения к птицам.

Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций.

3 уровень – приобретение опыта по проведению Всемирного дня птиц.

27

Изучение видового состава зимующих птиц.

1

Беседа

Пополнить сведения о жизни птиц. Уметь использовать полученные знания в жизни

Формирование осознанного регулирования трудовой деятельности.

2 уровень – приобретение опыта действия и применение в жизненных ситуациях

28

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц.

1

Анкетирование

Пополнить сведения о жизни птиц. Уметь использовать полученные знания в жизни

Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу.

2 уровень – приобретение опыта наблюдать интересные явления и использовать знания в жизненных ситуациях

29

Видовое многообразие млекопитающих Вурнарского района

1

Презентация

Наблюдение о наиболее интересных явлений из жизни птиц.

Развитие долговременной памяти через повторение материала

3 уровень – приобретение опыта бережного отношения к млекопитающим

30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное?

1

Беседа

Ознакомить с особенностями отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное?

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбору.

2 уровень – приобретение опыта действия по сохранению жизни, особенности отношений «Хищник - жертва».

31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности.

1

Беседа

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Развитие долговременной памяти через повторение материала.

3 уровень – закрепление полученных знаний в жизненных ситуациях, уметь обращаться за помощью

32

Практическая работа «По следам животных и птиц».

1

Практика

Уметь использовать полученные знания в жизни

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

3 уровень – закрепление знания и умения планировать различать следы животных, уметь предвидеть и избегать опасные ситуации

33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

1

Практика

Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, воспитывать любовь к окружающей природе

Формирование осознанного регулирования трудовой деятельности.

3 уровень – познавательный интерес к подкормке животных и птиц

34

Итоговое занятие

1

Анкетирование

Обобщение пройденного материала

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

3 уровень – познавательный интерес к изучению природы и влияния на нее человека


Методическое обеспечение программы:

  1. Вебмикс “Познавательная деятельность”

  2. Вебмикс "Тепловые двигатели" (http://eorhelp.ru/node/36130 ) - ЭОРы и ЦОРы

  3. Новый шаг для объединения - "Исследователь.ru" информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества.

  4. Московское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов  "Исследователь"

  5. Волгоградское региональное отделение общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»

  6. ЛОТ «Образование для Новой Эры»  

  7. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства

  8. Экологический цент "Экосистема"

  9. Фонд социальных проектов "Вертикаль"

  10. Я - исследователь  

  11. Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам

  12. Экологическое образование и просвещение.

  13. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol

  14. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21176/?interface=catalog

http://sc.uriit.ru/dlrstore/0aa16c08-ad07-4cf2-b53b-047d0bf26d18/site2/tests/tests_soc_eco.htm

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44765/?interface=themcol

  1. Коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol

  1. Технологии защиты атмосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61d0f1f5-4991-11dc-8314-0800200c9a66/?

  1. Демонстрация значения озонового слоя для защиты живых организмов от космического воздействия. ЦОР.  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e7405a-0a01-022a-0054-616901603dec/?from=8584a783-5224-47ca-9b28-477942881364&interface=teacher&class=47&subject=26

  1. Сохранение ресурсов литосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21877a49-1394-48b1-ad31-e94ddc1dc03a/?interface=teacher&class=47&subject=26

  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Режим доступа: [http://mon.gov.ru]

  1. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО Режим доступа: [http://volsk-gymnazya.edusite.ru]

  1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69

  1. Туровец, М. Н. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми /М.Н. Туровец. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/568079/]

  1. Буданова, О.В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе /О.В.

  1. Буданова //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.3-14

  1. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.36-48

  1. Степанов, Е.Н. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.20-35

  1. Степанов, Е.Н. Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии/Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.15-19

  1. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся /С.И. Сабельникова //Управление начальной школой.- 2011.-№3.-С.4-22

  1. Бухарова, И. В Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"/ И.В. Бухарова. Режим доступа: [http://educat.msk.ru/publ/rabochaja_programma_po_vneurochnoj_dejatelnosti_proektnaja_dejatelnost_quot_chto_gde_kogda_quot/7-1-0-34]

  1. Сидорова, И.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности/И.В.Сидорова, А.В. Ананьева. Режим доступа:[http://www.in-exp.ru/mo-1-2011/81-favourite-articles/364-razvitie-motivacii-mo-01-11-32-35.html]

  1. Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь". http://nachalka-4.ucoz.ru/proektnaya_deyatelnost.rar

  1. Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС Режим доступа: [http://mischool.uoura.ru/index.php]

  1. Банк программ внеурочной деятельности для начальной школы. Режим доступа:[http://imc-belovo.ucoz.ru]

  1. Брагуца, А.В. Развите сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности /А.В. Брагуца //Начальная школа.- 2011.-№6.-С.53-55

  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования //Юридический журнал.- 2011.-№5.-С.48-54

  1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43

  1. Селевко, Г.К. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся /Г.К. Селевко //Завуч для администрации школ.- 2006.-№8.-С.24-28

  1. Серебрянская, Л.В. Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности /Л.В. Серебрянская //Образование в современной школе.- 2005.-№9.-С.19-25

  1. Толоконникова, Е.В. Схема анализа внеурочного занятия с классом /Е.В.   Толоконникова //Классный руководитель.- 2005.-№5.-С.85-86

  1. Вахромеева, Т. Детско- взрослое проектирование во внеурочной деятельности /Т. Вахромеева// Педагогическая техника.- 2005.-№1.-С.49-50


Список литературы

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

  6. Биология газеты.

  7. Биология в школе (журналы).

  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.

Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

  9. Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.