Программа воспитательной работы «Планета-Земля. Дом, в котором мы живем» разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.
Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии. Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа «Планета-Земля. Дом, в котором мы живем» предназначена для учащихся 8 класса на один год обучения, в количестве 34 часа.
Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления. Формы подведения итогов реализации программы:
● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Планета-Земля. Дом, в котором мы живем» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение восьмиклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.
Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»
Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»
Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Чувашской Республики». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»
Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Вурнарского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Вурнарского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятия | Кол. час. | Форма | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат |
Тема 1. Введение (1 час) |
1 | Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | 1 | беседа | Ознакомление детей с наукой – экология. | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 1 уровень – приобретение знаний по экологии в современном мире |
| Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов) |
2 | Растения – необходимое условие здоровья человека. | 1 | беседа | Получить представление о том, как растения получают необходимые условие для здоровья человека | Коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, убеждение. | 1 уровень – приобретение знаний о растениях 2 уровень – приобретение опыта по безопасному поведению в лесу. |
3 | Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов | 1 | беседа | Уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях, закрепление правил поведения в лесу | Коррекция личностных качеств через игровой приём. | 2 уровень – приобретение навыков по безопасному поведению в природе. |
4 | Заочная экскурсия в лес | 1 | Презентация | Уметь предвидеть, научиться избегать опасных ситуаций. Закрепление ранее полученных знаний. | Коррекция внимания, памяти через яркую наглядность. | 1 уровень – приобретение знаний предвидеть опасность, по возможности избегать опасных ситуаций |
5 | Лесные этажи – ярусы лиственного леса. | 1 | Игра | Раскрыть понятие «ярусный» и его значение в растительном мире. | Коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, алгоритм действий по карточкам | 3 уровень – приобретение умения выполнять и соблюдать правила поведения в природе |
6 | Зеленая аптека - лекарственные растения. | 1 | Беседа | Рассказать о значении лекарственных растений в жизни человека | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. | 3 уровень – закрепить умения определять лекарственные растения |
7 | Растения под охраной | 1 | Викторина-игра | Ознакомление детей с растениями находящимися в красной книге и учить использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха. | 3 уровень – закрепить полученные знания и умения в жизненных ситуациях |
8 | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | 1 | Практика | Ознакомление с методикой составления гербария. | Отработка личностных качеств через похвалу, убеждение. | 3 уровень – закрепление опыта и знаний по сбору, использованию и хранению дикорастущих растений. |
| Тема 3. Жизнь под землей (4 часа) |
9 | Почва – среда жизни растений и организмов. | 1 | Беседа | Рраскрыть значение почвы в жизни растений. | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. | 1 уровень – приобретение знаний о почве |
10 | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | 1 | Беседа | Изучить состав почвы. | Коррекция эмоционально – волевой сферы взаимопомощи через наглядный пример. | 1 уровень – приобретение знаний о составе и структуре почвы. |
11 | Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. | 1 | Беседа | Рассказать о значении червей. | Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу. | 2 уровень – закрепление полученных знаний по почвообразованию. |
12 | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» | 1 | Практика | Овладение навыками определения состава почвы. | Отрабатывать алгоритмы действия по оказанию первой мед.помощи. | 3 уровень – закрепление опыта по «Ознакомление с почвенным составом местности» |
| Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов) |
13 | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. | 1 | Беседа | Ознакомление с группами растений: дикорастущие и плодово-ягодные. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | 2 уровень – приобретение знаний по хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. |
14 | Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | 1 | Беседа | Рассказать о пользе пчел | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 1 уровень – приобретение знаний о важности влияния пчел на опыление культурных растений. Закрепление полученных знаний в жизненных.ситуациях |
15 | Сорняки и их значение | 1 | Беседа | Рассказать о сорняках. | | 1уровень- приобретение знаний о сорняках и их значение |
16 | Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | 1 | Беседа | Рассказать о роли цветковых растений в природе и жизни человека | Коррекция мыслительных операций(последовательность, логичность) | 1 уровень – приобретение знаний о цветковых растений в природе и жизни человека. |
17 | «Красная книга Чувашской Республики». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | 1 | Викторина-беседа | Рассказать об исчезающих видах растений, научить бережно относится к ним. | Повышение уровня познавательной активности. | 2 уровень – приобретение опыта по правилам поведения по отношению к дикорастущим растениям. |
18 | Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» | 1 | Презентация | Подвести итоги по данному разделу, выяснить степень усвоения материала. Уметь использовать полученные знания в жизни | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | 3уровень - уметь действовать по плану, умение различать цветковые растения |
19 | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | 1 | Практика | Научить самостоятельно определять типы растений. Уметь использовать полученные знания в жизни | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 3 уровень – приобретение опыта и закрепление полученных знаний о травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений |
| Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов) |
20 | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. | 1 | Беседа | Дать представление о защитниках леса, о их пользе, о бережном отношении к ним. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение | 1 уровень – приобретение знаний о муравьях. |
21 | Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) | 1 | Беседа | Рассказать о хищных защитниках растений. Уметь использовать полученные знания в жизни | Развитие долговременной памяти через повторение материала | 2 уровень – приобретение знаний при общении с жужелицами, божьими коровками, осами и др.) |
22 | Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. | 1 | Беседа | Рассказать о роли насекомых жизни растений и человека. Запомнить возможные опасности при общение с животными. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | 3 уровень – приобретение опыта по безопасному поведению при обращении с насекомыми |
23 | Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | 1 | Беседа | Рассказать о влиянии человеческой деятельности но насекомых, научить бережно относится к ним. | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 3 уровень – закрепление знаний при обращении с животными |
24 | Видовой состав и разнообразие птиц Вурнарского района | 1 | Беседа | Ознакомить с видами птиц, обитающих в ЧР, рассказать об их пользе для человека. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение | 1 уровень – приобретение знаний о разнообразии птиц Вурнарского района |
25 | Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. | 1 | Беседа | Познакомить с причинами перелетов птиц | Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь. | 2 уровень – приобретение опыта действия, ответственного отношения к жизни перелетных птиц |
26 | Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. | 1 | Беседа-игра | Воспитание заботливого отношения к птицам. | Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций. | 3 уровень – приобретение опыта по проведению Всемирного дня птиц. |
27 | Изучение видового состава зимующих птиц. | 1 | Беседа | Пополнить сведения о жизни птиц. Уметь использовать полученные знания в жизни | Формирование осознанного регулирования трудовой деятельности. | 2 уровень – приобретение опыта действия и применение в жизненных ситуациях |
28 | Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. | 1 | Анкетирование | Пополнить сведения о жизни птиц. Уметь использовать полученные знания в жизни | Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу. | 2 уровень – приобретение опыта наблюдать интересные явления и использовать знания в жизненных ситуациях |
29 | Видовое многообразие млекопитающих Вурнарского района | 1 | Презентация | Наблюдение о наиболее интересных явлений из жизни птиц. | Развитие долговременной памяти через повторение материала | 3 уровень – приобретение опыта бережного отношения к млекопитающим |
30 | Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? | 1 | Беседа | Ознакомить с особенностями отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбору. | 2 уровень – приобретение опыта действия по сохранению жизни, особенности отношений «Хищник - жертва». |
31 | Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. | 1 | Беседа | Воспитание бережного отношения к живой природе. | Развитие долговременной памяти через повторение материала. | 3 уровень – закрепление полученных знаний в жизненных ситуациях, уметь обращаться за помощью |
32 | Практическая работа «По следам животных и птиц». | 1 | Практика | Уметь использовать полученные знания в жизни | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 3 уровень – закрепление знания и умения планировать различать следы животных, уметь предвидеть и избегать опасные ситуации |
33 | Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. | 1 | Практика | Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, воспитывать любовь к окружающей природе | Формирование осознанного регулирования трудовой деятельности. | 3 уровень – познавательный интерес к подкормке животных и птиц |
34 | Итоговое занятие | 1 | Анкетирование | Обобщение пройденного материала | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 3 уровень – познавательный интерес к изучению природы и влияния на нее человека |