СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы «Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО» на 2013/2017 уч.гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  творческого потенциала личности младшего школьника через учебную и  внеурочную деятельность

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы «Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО» на 2013/2017 уч.гг.»

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа»

Русско-Полянского муниципального района

Омской области





Программа воспитательной работы

«Развитие творческого потенциала младших школьников

в рамках реализации ФГОС НОО»

на 2013/2017 уч.гг.

классного руководителя

Бугаенко Елены Андреевны







2017г.



Программа воспитательной работы в начальной школе на 2013/2017 уч.гг.

Цель воспитательной деятельности образовательного учреждения:

Формирование творческого потенциала личности учителя и ученика в процессе внеурочной деятельности

Цель воспитательной деятельности классного коллектива:

Формирование творческого потенциала личности младшего школьника через учебную и внеурочную деятельность

Задачи:

  • Сплочение детского коллектива;

  • Развитие социальных умений функционирования коллектива в обществе;

  • Развитие творческих способностей и действий каждого ребёнка;

  • Создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива;

  • Сохранение и укрепление здоровья детей;

  • Воспитание патриотизма.

Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)


Циклограмма классного руководителя начальной школы


1.

Ежедневно:

- работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия;

- организация дежурства в классе;

- индивидуальная работа с обучающимися по вопросам учёбы, дисциплины и т.д.;

-встреча класса.


2.

Еженедельно:

- проверка дневников;

-проведение классных часов.

3.

Ежемесячно:

- организация детей для участия в общешкольных мероприятиях;

- консультация с педагогами, ведущими занятия по дополнительному образованию.

4.

Один раз в четверть:

- оформление классного портфолио;

- проведение родительского собрания.

5.

Один раз в год:

- оформление документации: личных дел обучающихся;

- анализ выполнения работы за год и составление плана на следующий год.

6.

По ситуации:

- индивидуальная работа с семьями;

- работа с учителями – предметниками;

- консультация у психолога, логопеда;

- посещение уроков в классе.

Работа с одарёнными обучающимися


  1. Выполнение творческих работ;

  2. Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира;

  3. Подготовка и участие в классных и районных мероприятиях;

  4. Участие в конкурсах чтецов;

  5. Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности;

  6. Помощь сильных обучающихся слабоуспевающим в шефских парах;

  7. Подготовка и участие в НПК различного уровня;

  8. Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, фестивалях.


Работа со слабоуспевающими обучающимися


  1. Создание и работа шефских пар;

  2. Выполнение заданий, развивающих творческие способности обучающихся;

  3. Консультация родителей по подготовке дополнительных заданий;

  4. Контроль посещения обучающимися кружков в школе, в ДДТ, проведения свободного времени;

  5. Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений;

  6. Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.







Работа с родителями

Задачи:

  1. Достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям;

  2. Стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье и школе;

  3. Содействовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и обучению детей.



(Приёмы)

1.Организация и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета;

2. Вовлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий через родительский комитет;

3. Проведение в родительский день открытых уроков;

4. Посещение неблагополучных семей;

5. Организация всеобуча для родителей на родительских собраниях и индивидуально (по желанию родителей).



Работа с родительским комитетом

  • Проведение заседаний родительского комитета (1 раз в четверть);

  • Состав родительского комитета: председатель, 3 члена комитета


Содержание работы:

  • Подготовка кабинета к учебному году;

  • Организация празднования Нового года (покупка подарков, участие родителей в сценарии утренника, проведения конкурсов для детей);

  • Заседание родительского комитета. Подведение итогов 2 четверти (утверждение плана работы на второе полугодие. Обсуждение плана работы на 3 четверть);

  • Организация проведения мероприятий (23 февраля, 8 марта- Мартофлёр, конкурс семей);

  • Обсуждение плана работы на 4 четверть;

  • Подведение итогов работы родительского комитета в учебном году;

  • Индивидуальные консультации для родителей, информирование родителей об успеваемости и поведении обучающихся;

  • Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в классе и школе;




Дидактические принципы



Педагогические технологии и методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Средства

Развивающее обучение

все предметы учебного плана

Олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия

Развивающая система Л.В. Занкова

Модульная методика

все предметы учебного плана

Конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие утренники

Внеурочное занятие «Тропинки к своему «Я», фольклорный кружок «Родничок»

Исследовательские методы

все предметы учебного плана

Информационные часы

Кружок «Юный цветовод»

Игровые технологии

все предметы учебного плана

Ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии, тренинги

Кружки и спортивные секции

Групповые технологии

все предметы учебного плана

Участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах

КТД, классные часы

Информационно-коммуникационные

все предметы учебного плана

Книга рекордов класса «Самый-самый», портфолио, создание мультимедийных презентаций о жизни и досуге класса

Телекоммуникационные проекты, конкурсы, выставки, фестивали, олимпиады

Здоровьесберегающие

все предметы учебного плана

Физкульминтки, зрительная гимнастика, подвижные игры, динамические паузы на переменах, прогулки на свежем воздухе, день/неделя здоровья, флеш-моб, спартакиады, соревнования

Спортивные секции


  • Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены;

  • Принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

  • Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

  • Принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;

  • Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

  • Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

  • Принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности;

  • Принцип самоактуализации;

  • Принцип выбора;

  • Принцип творчества и успеха;

  • Принцип доверия и поддержки.



Уровни

Методы

Формы

1 уровень (1 класс)

Системно-деятельностный подход

Беседа, кл.час, участие в интеллектуальных и спортивных конкурсах,КТД

2 уровень (2-3 класс)

Системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем

Участие в подготовке ипроведении мероприятий, интеллектуальных и спортивных конкурсов под руководством кл. руководителя

3 уровень (4 класс)

Системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем

Поисковый, исследовательский

Исследовательские конференции по основным направлениям воспитательной системы


Планируемые результаты воспитательной программы


Каждое из основных направлений воспитательной программы и социализации обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности.


Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень (1 класс) приобретение школьником социальных знаний

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность

Педагог должен поддержать стремление ребёнка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию

2 уровень (2-3 класс)

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребёнок способен осознать, что его поступки не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), не должны привести к исключению его из этой системы

3 уровень (4 класс)

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание к 4 классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижение третьего уровня воспитательных результатов. Для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо сформировать у ребёнка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств

Сетевое взаимодействие


Воспитательная программа предусматривает сетевое взаимодействие:


- ДЮСШ Русско-Полянского района;

- ДДТ;

- школьная, сельская, районная библиотеки;

- сельский ДК;

- школьный музей;

- районный «Музей Целины»;

- районный сектор по молодёжной политике.

Эффективное внедрение в систему работы ОУ данных программ направлены на формирование духовно – нравственных ценностей, здоровья и здорового образа жизни.


Критерии и способы изучения эффективности воспитательной программы


  • Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

  • Развитость креативных способностей обучающихся;

  • Проявление индивидуальности каждого обучающегося и классного сообщества в целом;

  • Сформированность классного коллектива.

Диагностики

Исследование особенностей личности:

  • Общие сведения;

  • Способности;

  • Уровень самооценки;

  • Темперамент;

  • Уровень учебной мотивации;

  • Иерархия ценностей;

  • Уровень воспитанности.

Направления воспитательной работы


Направление I. «Знание - сила»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Направление II.  «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Направление VI. «Я – Гражданин России»

Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.









ПРИЛОЖЕНИЕ






































Приложение 1

Основные задачи воспитательных направлений


Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «Здоровье»:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.

2. Сотрудничество с психологом  школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания.

3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.

4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:

- психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;посещение спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Направление II. «Учение»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы по направлению «Учение» :

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Основные понятия направления «Учение»:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к творчеству,

- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса, в  параллели;

- интеллектуальные бои.

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:

- Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.

- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

- Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения.

- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

- Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»:

-эмоции и чувства,

- рефлексия,

- сочувствие,

- сопереживание,

- умение управлять собой,

-лидерство,

- изолированность,

-одиночество.

Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:

- интерактивные игры;

- тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:

Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления «Нравственность»:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, походы.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.

- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:

- празднование памятных дат в жизни обучающихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

- театрализованные представления;

- фестивали, презентации;

- конкурсы.

Направление VI. «Гражданин»

Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления «Гражданин»:

право,

- закон,

- права и обязанности,

- правонарушения,

- преступления,

- ответственность,

- долг,

- честь,

- достоинство,

- личность,

- правовые нормы,

- совесть,

- справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники, читательские конференции по праву.

Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное общение в семье,

- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

- Читательские конференции по проблемам семьи.