Бюджетное общеобразовательное учреждение «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа»
Русско-Полянского муниципального района
Омской области
Программа воспитательной работы
«Развитие творческого потенциала младших школьников
в рамках реализации ФГОС НОО»
на 2013/2017 уч.гг.
классного руководителя
Бугаенко Елены Андреевны
2017г.
Программа воспитательной работы в начальной школе на 2013/2017 уч.гг.
Цель воспитательной деятельности образовательного учреждения:
Формирование творческого потенциала личности учителя и ученика в процессе внеурочной деятельности
Цель воспитательной деятельности классного коллектива:
Формирование творческого потенциала личности младшего школьника через учебную и внеурочную деятельность
Задачи:
Сплочение детского коллектива;
Развитие социальных умений функционирования коллектива в обществе;
Развитие творческих способностей и действий каждого ребёнка;
Создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива;
Сохранение и укрепление здоровья детей;
Воспитание патриотизма.
Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)
Циклограмма классного руководителя начальной школы
1. | Ежедневно: | - работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия; - организация дежурства в классе; - индивидуальная работа с обучающимися по вопросам учёбы, дисциплины и т.д.; -встреча класса. |
2. | Еженедельно: | - проверка дневников; -проведение классных часов. |
3. | Ежемесячно: | - организация детей для участия в общешкольных мероприятиях; - консультация с педагогами, ведущими занятия по дополнительному образованию. |
4. | Один раз в четверть: | - оформление классного портфолио; - проведение родительского собрания. |
5. | Один раз в год: | - оформление документации: личных дел обучающихся; - анализ выполнения работы за год и составление плана на следующий год. |
6. | По ситуации: | - индивидуальная работа с семьями; - работа с учителями – предметниками; - консультация у психолога, логопеда; - посещение уроков в классе. |
Работа с одарёнными обучающимися
Выполнение творческих работ;
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира;
Подготовка и участие в классных и районных мероприятиях;
Участие в конкурсах чтецов;
Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности;
Помощь сильных обучающихся слабоуспевающим в шефских парах;
Подготовка и участие в НПК различного уровня;
Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, фестивалях.
Работа со слабоуспевающими обучающимися
Создание и работа шефских пар;
Выполнение заданий, развивающих творческие способности обучающихся;
Консультация родителей по подготовке дополнительных заданий;
Контроль посещения обучающимися кружков в школе, в ДДТ, проведения свободного времени;
Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений;
Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Работа с родителями
Задачи:
Достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям;
Стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье и школе;
Содействовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и обучению детей.
(Приёмы)
1.Организация и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета;
2. Вовлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий через родительский комитет;
3. Проведение в родительский день открытых уроков;
4. Посещение неблагополучных семей;
5. Организация всеобуча для родителей на родительских собраниях и индивидуально (по желанию родителей).
Работа с родительским комитетом
Проведение заседаний родительского комитета (1 раз в четверть);
Состав родительского комитета: председатель, 3 члена комитета
Содержание работы:
Подготовка кабинета к учебному году;
Организация празднования Нового года (покупка подарков, участие родителей в сценарии утренника, проведения конкурсов для детей);
Заседание родительского комитета. Подведение итогов 2 четверти (утверждение плана работы на второе полугодие. Обсуждение плана работы на 3 четверть);
Организация проведения мероприятий (23 февраля, 8 марта- Мартофлёр, конкурс семей);
Обсуждение плана работы на 4 четверть;
Подведение итогов работы родительского комитета в учебном году;
Индивидуальные консультации для родителей, информирование родителей об успеваемости и поведении обучающихся;
Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в классе и школе;
Дидактические принципы
Педагогические технологии и методики | Образовательная среда | Воспитательная среда | Средства |
Развивающее обучение | все предметы учебного плана | Олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия | Развивающая система Л.В. Занкова |
Модульная методика | все предметы учебного плана | Конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие утренники | Внеурочное занятие «Тропинки к своему «Я», фольклорный кружок «Родничок» |
Исследовательские методы | все предметы учебного плана | Информационные часы | Кружок «Юный цветовод» |
Игровые технологии | все предметы учебного плана | Ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии, тренинги | Кружки и спортивные секции |
Групповые технологии | все предметы учебного плана | Участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах | КТД, классные часы |
Информационно-коммуникационные | все предметы учебного плана | Книга рекордов класса «Самый-самый», портфолио, создание мультимедийных презентаций о жизни и досуге класса | Телекоммуникационные проекты, конкурсы, выставки, фестивали, олимпиады |
Здоровьесберегающие | все предметы учебного плана | Физкульминтки, зрительная гимнастика, подвижные игры, динамические паузы на переменах, прогулки на свежем воздухе, день/неделя здоровья, флеш-моб, спартакиады, соревнования | Спортивные секции |
Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены;
Принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
Принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
Принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности;
Принцип самоактуализации;
Принцип выбора;
Принцип творчества и успеха;
Принцип доверия и поддержки.
Уровни | Методы | Формы |
1 уровень (1 класс) | Системно-деятельностный подход | Беседа, кл.час, участие в интеллектуальных и спортивных конкурсах,КТД |
2 уровень (2-3 класс) | Системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем | Участие в подготовке ипроведении мероприятий, интеллектуальных и спортивных конкурсов под руководством кл. руководителя |
3 уровень (4 класс) | Системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем Поисковый, исследовательский | Исследовательские конференции по основным направлениям воспитательной системы |
Планируемые результаты воспитательной программы
Каждое из основных направлений воспитательной программы и социализации обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень (1 класс) приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность | Педагог должен поддержать стремление ребёнка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию |
2 уровень (2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | Набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом | Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребёнок способен осознать, что его поступки не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), не должны привести к исключению его из этой системы |
3 уровень (4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к 4 классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижение третьего уровня воспитательных результатов. Для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо сформировать у ребёнка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств |
Сетевое взаимодействие
Воспитательная программа предусматривает сетевое взаимодействие:
- ДЮСШ Русско-Полянского района;
- ДДТ;
- школьная, сельская, районная библиотеки;
- сельский ДК;
- школьный музей;
- районный «Музей Целины»;
- районный сектор по молодёжной политике.
Эффективное внедрение в систему работы ОУ данных программ направлены на формирование духовно – нравственных ценностей, здоровья и здорового образа жизни.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной программы
Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
Развитость креативных способностей обучающихся;
Проявление индивидуальности каждого обучающегося и классного сообщества в целом;
Сформированность классного коллектива.
Диагностики
Исследование особенностей личности:
Направления воспитательной работы
Направление I. «Знание - сила»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Направление II. «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Направление VI. «Я – Гражданин России»
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Основные задачи воспитательных направлений
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.
2. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания.
3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;посещение спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление II. «Учение»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы по направлению «Учение» :
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учение»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Учение»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, в параллели;
- интеллектуальные бои.
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
- Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «Общение»:
-эмоции и чувства,
- рефлексия,
- сочувствие,
- сопереживание,
- умение управлять собой,
-лидерство,
- изолированность,
-одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:
- интерактивные игры;
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
-праздники, конкурсы, ролевые игры.
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятии направления «Нравственность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, походы.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.
- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.
- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:
- празднование памятных дат в жизни обучающихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- конкурсы.
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.