СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Зеленый мир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, полученных обучающимися на занятиях окружающего мира и природоведения в начальных классах, биологии, географии, и опирается на их содержание. Программа дает возможность обучающимся расширить свои знания в области ботаники, овощеводства, садоводства, комнатного цветоводства.

На занятиях по программе «Зеленый мир» организовано и теоретическое изучение особенностей строения культурных и дикорастущих растений, их систематики, и многочисленные практические занятия, наглядно иллюстрирующие изучаемый материал.

Базой для проведения практических работ является учебно-опытный участок школы. Выполняя несложные опыты с растениями, обучающиеся закрепляют, расширяют, углубляют знания по биологии, приобретают умения в выращивании растений, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ воспитывается ответственность за порученное дело, осознанный интерес к результатам труда.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Зеленый мир"»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Никольская средняя общеобразовательная программа»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЗЕЛЕНЫЙ МИР»


(уровень: базовый, общеобразовательный)

Учитель: И. Н. Куликова

Первая квалификационная категория





.












2013-2014

Никольск

Иркутского района

Пояснительная записка.


Приобщение обучающихся к изучению родной природы и активной природоохранительной   деятельности является одним из путей воспитания у школьников любви к природе, к своему краю, дому; бережливого, хозяйственного отношения к ее богатствам.

В школьной программе практически не уделяется времени на изучение растительного богатства родного края, нет часов для знакомства с редкими и охраняемыми растениями; овощеводство, полеводство, комнатное цветоводство преподаются только в рамках программ дополнительного образования, зачастую отдельными курсами. Программа «Зеленый мир» объединяет данные курсы, насыщена практическими работами, исследованиями, проектной деятельностью обучающихся, предусматривает широкое использование информационных компьютерных технологий, что делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с источниками дополнительной информации, развивает наблюдательность.

Программа рассчитана на средний возраст обучающихся, интересующихся жизнью растений, и желающих расширить свои знания о строении, физиологии растений, их экологии. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность каждого занятия 1 час с обязательной сменой вида деятельности – теоретическая и практическая, с включением пятиминуток активного отдыха.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, полученных обучающимися на занятиях окружающего мира и природоведения в начальных классах, биологии, географии, и опирается на их содержание. Программа дает возможность обучающимся расширить свои знания в области ботаники, овощеводства, садоводства, комнатного цветоводства.

На занятиях по программе «Зеленый мир» организовано и теоретическое изучение особенностей строения культурных и дикорастущих растений, их систематики, и многочисленные практические занятия, наглядно иллюстрирующие изучаемый материал.

Базой для проведения практических работ является учебно-опытный участок школы. Выполняя несложные опыты с растениями, обучающиеся закрепляют, расширяют, углубляют знания по биологии, приобретают умения в выращивании растений, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ воспитывается ответственность за порученное дело, осознанный интерес к результатам труда. Часть занятий проводится в форме коллективных работ, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят. Часть занятий - индивидуальные занятия, направленные на развитие личностных качеств обучающихся. Практические работы представляют собой изучение конкретных объектов, иллюстрирующих данный теоретический материал. В ходе большинства практических работ обучающиеся сами разрабатывают проекты, выбирают растительный материал (овощные, полевые, садовые культуры или комнатные растения), самостоятельно выполняют агротехнические мероприятия по выращиванию культур.

Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает навыки научно-исследовательской работы, этому также способствует использование творческих заданий, решение проблемных вопросов. Все это имеет большое значение при подготовке к экологическим, биологическим, научно-практическим конференциям и олимпиадам, а также для совершенствования знаний в биологических областях.

Программа включает сезонные сельскохозяйственные работы, которые проводятся на учебно-опытном участке школы. Участок является экспериментальной площадкой практической, исследовательской деятельности в рамках программы, и территорией для наблюдений за живыми объектами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами овощеводства и цветоводства, полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, картофеля, плодовых и овощных культур. Задания на определение растений позволяют лучше запомнить их внешний вид, названия, учат наблюдательности, позволяют лучше запомнить отличительные признаки, углубляют знания по морфологии растений.

Особое внимание уделяется экологии: биологические методы борьбы с сорняками, вредителями растений, севооборот, нормы внесения удобрений. Немаловажную роль играют занятия по ознакомлению с сезонными изменениями в природе, знакомство с флорой, с многообразием природных сообществ на территории родного края. Через фенологические наблюдения, установления взаимосвязи изменения поведения растений с изменениями в природе, через анализ влияния деятельности человека на растительный мир, раскрываются экологические проблемы, обучающиеся привлекаются к природоохранной деятельности, происходит формирование экологической культуры.

Основные формы обучения - урок, урок - экскурсия, практические занятия, опыты, конкурсы, викторины, игры, инсценировки. На занятиях сочетается передача новой информации с ее закреплением в практической деятельности учащихся. Все темы программы раскрываются с позиции понятий о среде обитания и условиях существования живых организмов на основе эмоциональных ощущений учащихся. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, практические работы на УОУ, используется наглядный материал. Методическими особенностями предлагаемого курса является совмещение теоретического обучения, практических работ в классе, на природе, и дома совместно с родителями.

При реализации данного курса применяются исследовательский, наглядно-иллюстративный, частично поисковый методы.

Важным условием работы является непосредственное общение детей с природой. Сезонные экскурсии проводятся в лесу в типичные для времени года дни. Сезонные инсценированные игры являются итоговыми занятиями и проводятся в сочетании с выставками детских работ и специальной подготовкой.


Цели программы: Развитие интереса обучающихся к естественным наукам: биологии, экологии растений, через знакомство с растениями, растущими в окружении; формирование экологической культуры личности и создание базовой системы знаний в области ботаники, развитие умений работать с растениями, расширение кругозора по флористическому многообразию родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить теоретические знания по влиянию экологических факторов местности, климатических условий на растения.

  • Обратить особое внимание на вопросы природоведения, экологии окружающей среды и биологических способах защиты растений.

  • Изучение видового состава, ассортимента овощных, цветочно-декоративных культур, комнатных растений, методике ухода за ними, способами их размножения и защиты.

Развивающие:

  • Индивидуальная работа с учащимися, проведение исследовательской и опытнической работы.

  • Сортоизучение и сортоиспытание культурных растений с целью использования их в местных условиях.

  • Заинтересовать учащихся разведением и расширением ассортимента комнатных растений, восполнив пробел школьного курса ботаники.

Воспитательные:

  • Привлечение учащихся к непосредственному общению с природой.

  • Совершенствование трудовой подготовки учащихся.

  • Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Контроль образовательной деятельности по итогам работ следующих направлений:

  • Оформление дневников фенологических наблюдений, опытнической и исследовательской работы;

  • Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах;

  • Подготовка рефератных работ по темам блоков;

  • Создание коллекционного, гербарного материала;

  • Выступления на выставках «Урожая года».

Рекомендуется начать работу с обучающимися младших классов, вызывая их интерес к живой и неживой природе, их взаимосвязи, подготавливая их к более углубленным знаниям в области ботаники, биологии и экологии.

1 – ый год обучения: (144 часа) тематика материала разнообразна, учащиеся получают знания о лесном сообществе, знакомятся с центрами происхождения культурных растений, учатся находить и различать лекарственные и ядовитые растения, узнают роль сорных растений в природе, знакомятся с внешним строением растений и взаимосвязью с окружающей средой, приобретают навыки фенологических наблюдений, навыки ухода за овощными и плодово-ягодными растениями, учатся прослеживать связь сезонных изменений в неживой природе с жизнью животного и растительного мира.

2 –ой год обучения: (144 часа) работа строится по принципу усложнения и углубления тех знаний, которые ребенок получил во время первого года обучения. Основное внимание уделяется формированию практических навыков, поддерживается связь с повседневной жизнью.

Учащиеся знакомятся с климатическими условиями местности, где они проживают, и влиянием этих условий на жизнь растений: знакомятся с районированными сортами овощных и цветочно-декоративных культур, с особенностями ухода за плодово-ягодными культурами. Более углубленно изучаются требования комнатных растений к свету, теплу и влаге, учащиеся на практике применяют свои знания по комнатному цветоводству. Даются знания о жизни растительных сообществ.

Основные требования к знаниям и умениям:

Учащиеся ДОЛЖНЫ знать:

  • Фенологические изменения в природе, сезонные приспособления растений и животных к условиям окружающей среды;

  • Биологические особенности овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, комнатных растений;

  • Основные виды удобрений;

  • Основных вредителей культурных растений и способы борьбы с ними;

  • Основные болезни культурных растений и способы борьбы с ними.

Учащиеся ДОЛЖНЫ уметь:

  • Проводить фенологические наблюдения;

  • Проводить опытническую и исследовательскую работу;

  • Проводить работу по подготовке семян к посеву и закладке их на хранение;

  • Ухаживать за растениями открытого и закрытого грунта, комнатными растениями, соблюдая все агротехнические требования;

  • Проводить наблюдения за растениями опытнической работы, правильно выполняя замеры и фиксируя их в дневники;

  • Давать биологическую характеристику отдельным растениям.

Учебно-тематический план 1-ый год обучения

Тема урока

Количество часов

БЛОК № 1 Осень в природе

1

БЛОК № 2 Движение юннатов

1

БЛОК № 3 Жизнь леса

9

БЛОК № 4 Удивительный мир растений

2

БЛОК № 5 Культурные растения в жизни человека

2

БЛОК № 6 Сорная растительность

4

БЛОК № 7 Лекарственные растения

4

БЛОК № 8 Ядовитые растения

2

БЛОК № 9 Зима в природе

2

БЛОК № 10 Новогодняя феерия

1

БЛОК № 11Семена

3

БЛОК № 12 Строение цветочных и декоративно- лиственных растений

3

БЛОК № 13 Взаимосвязь растений с условиями внешней среды

3

БЛОК № 14 Комнатное цветоводство

4

БЛОК № 15 Способы размножения растений

3

БЛОК №16 Овощеводство

6

Блок № 17 Вредители овощных культур

2

БЛОК № 18 Распространенные болезни овощных культур

2

БЛОК № 19 Весна в природе

2

БЛОК № 20 Плодоводство

2

БЛОК № 21 Вредители садовых культур

2

БЛОК № 22 Распространенные болезни садовых культур

2

БЛОК № 23 Цветоводство

2

Блок № 24 Красная книга Прибайкалья

1

Блок № 25 Лето в природе

1

БЛОК № 26 Итоговое занятие

1

Итого:

68


Учебно-тематический план 2-ой год обучения

Тема урока

Количество часов

БЛОК №1 Осенние работы в овощеводстве

4

БЛОК № 2 Факторы урожайности культур

11

БЛОК № 3 Агротехника выращивания культурных растений

8

Блок № 4 Семена овощных культур

2

БЛОК № 5 Картофель

2

БЛОК № 6 Капуста

2

БЛОК № 7 Томаты

2

БЛОК № 8 Перец

2

Блок № 9 Луковые культуры

2

БЛОК № 10 Пряные и зеленые культуры

2

Блок № 11 Комнатное цветоводство

9

БЛОК № 12 Цветоводство открытого грунта

6

БЛОК № 13 Основные биоценозы Иркутской Области

8

БЛОК № 14 Практические работы

7

БЛОК № 15 Итоговое занятие

1

Итого:

68



Содержание тем:

1-ый год обучения.

Блок № 1: Знакомство с изменениями в природе с приходом осени: поведение животных и птиц, подготовка растений к зиме, температурные перепады, особенности погодных явлений. (1 час)

Блок № 2: История юннатского движения: когда и почему возникло движение, история его развития. (1 час)

Блок № 3: Знакомство с лесным биоценозом, экологическая и биологическая взаимосвязь всех ярусов леса. Знакомство с животным и с растительным сообществом леса. Роли каждого компонента сообщества в жизни других компонентов, и для леса в целом. Влияние человека на леса, роль леса в жизни человека. Правила поведения в лесу. Охрана леса. (9 часов)

Блок № 4: Знакомство с интересными и загадочными растениями разных стран и климатических условий, их приспособленностью к условиям жизни. (2 часа)

Блок № 5: Знакомство с историей окультуривания различных овощных и полевых культур, с центрами происхождения этих культур и их ролью в жизни человека. (2часа)

Блок № 6: Знакомство с сорными травами, со способами их расселения, вредом, наносимым паразитирующими растениями овощам, садовым и полевым культурам, познакомить с находками ученых в извлечении пользы из сорняков. (4 часа)

Блок № 7: Показать разнообразие и ценность лекарственных трав, познакомить с технологией их сбора и сушки. (4 часа)

Блок № 8: Раскрыть опасность ядовитых трав для человека и животных, познакомить с мерами безопасности от отравления ядовитыми растениями. (2 часа)

Блок № 9: Знакомство с изменениями в природе с приходом зимы: жизнь растений зимой, условия жизни птиц и животных, разнообразие приспособлений к суровым условиям жизни. (2 часа)

Блок № 10: История Нового года, новогодние традиции разных стран. История Новогодней едки. Разнообразие хвойных пород деревьев. Подготовка новогодних сувениров и игрушек на елку к предстоящему празднику. (1 час)

Блок № 11: Раскрыть роль семени в жизни растений, показать прямую зависимость урожая от посевных качеств семян, условий их сбора, сушки и хранений, показать важность света, темноты, влаги, тепла при прорастании семян различных видов овощных и культурных растений. (3 часа)

Блок № 12: Познакомить со строением растений, ролью вегетативных органов в их жизни. (3 часа)

Блок № 13: Познакомить со способами приспособлений растений к различным условиям жизни и изменениями, произошедшими в строении растений вследствие этого. (3 часа)

Блок № 14: Показать биологические особенности комнатных растений, познакомить с необходимыми условиями и требованиями растений к содержанию, с мерами защиты от вредителей и болезней. (4 часа)

Блок № 15: Познакомить со способами размножения растений, значением опыления, плюсами и минусами вегетативного размножения. (3 часа)

Блок № 16: Знакомство с овощными культурами, требованиями их плодородию и составу почвы, условиями выращивания, гарантирующими урожай и его качество, влиянием соседства овощных культур на урожайность друг друга. (6 часов)

Блок № 17: Вредители овощных культур, способы их расселения и распространения, вред, наносимый овощным культурам вредителями, знакомство с мерами биологической и химической борьбы с ними, плюсы и минусы использования химикатов, меры предосторожности при обработке растений препаратами. (2 часа)

Блок № 18: Знакомство с распространенными болезнями овощных культур, способы их распознавания, вред, наносимый урожаю болезнями растений, меры профилактики и лечения растений, правила безопасности и личной гигиены при обработке растений. (2 часа)

Блок № 19: Знакомство с изменениями в природе с приходом весны: жизнь животного мира, пробуждение растений, народные приметы, связанные с началом работ в овощеводстве и плодоводстве. (2 часа)

Блок № 20: Знакомство с правилами работы в саду, календарь мероприятий по уходу за растениями сада, разнообразие плодово-ягодных культур, сортовые особенности и требования к уходу. (2 часа)

Блок № 21: Вредители плодово-ягодных культур, способы их расселения и распространения, вред, наносимый садовым культурам вредителями, знакомство с мерами биологической и химической борьбы с ними, плюсы и минусы использования химикатов, меры предосторожности при обработке растений препаратами. (2 часа)

Блок № 22: Знакомство с распространенными болезнями плодово-ягодных культур, способы их распознавания, вред, наносимый урожаю болезнями растений, меры профилактики и лечения растений, правила безопасности и личной гигиены при обработке растений. 2 часа)

Блок № 23: Цветоводство на участке: знакомство с разнообразием ассортимента цветочно-декоративных культур, технологией создания сада непрерывного цветения, правила ухода за однолетними и многолетними культурами. (2 часа)

Блок № 24: Познакомить с историей создания Красной книги, показать опасность исчезновения видов растений и животных, познакомить учащихся с исчезающими растениями и животными Прибайкалья; раскрыть пользу от проведения субботников на территориях леса и прилегающих к нему территориях. (1 час)

Блок № 25: Знакомство с изменениями в природе с приходом лета: растения разных периодов лета, поведение животных в летний период, народные приметы лета. (1 час)

Блок № 26: Подведение итогов работы за год: награждение и поощрение активных участников всех проведенных мероприятий, конкурсы и викторины на выявление знаний, полученных в течение года. (1 час)


Содержание тем:

2-ой год обучения

Блок № 1: Особенности осенних работ в овощеводстве, биологический и сельскохозяйственный урожай, технология сбора, сушки и закладки на хранение семян, технология обработки почвы и внесения удобрений. (4 часа)

Блок № 2: Углубленное знакомство с составом почвы, факторами, влияющими на урожайность культур, кислотность почвы, способы определения и признаки кислотности, влияние изменений состава почвы на развитие растений и урожайность. Влияние различных видов удобрений на развитие растений, источники питания растений, положительные и отрицательные стороны использования удобрений, вред от перенасыщенности удобрениями почвы, меры экологической безопасности. (11 часов)

Блок № 3: Углубленное знакомство с агротехническими мероприятиями при выращивании культурных растений, требования растений к влажности воздуха, поливу, освещению, составу почвы и насыщению ее питательными веществами, как в открытом, так и в защищенном грунте. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений в открытом и защищенном грунте, техника безопасности работающего с препаратами и условия сохранения экологического равновесия. (8 часов)

Блок № 4: Посевные качества семян, сроки, способы и нормы высева овощных культур, зависимость глубины заделки семян от величины и требований растений к теплу, влаге и свету. (2 часа)

Блок № 5: Знакомство с биологическими и агротехническими требованиями картофеля, сортовое разнообразие, сорта невосприимчивые к заболеваниям, вкусовые свойства сортов картофеля, районированные сорта картофеля, рекомендуемые для выращивания на территории Иркутской области. (2 часа)

Блок № 6: Знакомство с биологическими и агротехническими требованиями капусты, сортовое и видовое разнообразие, урожайные и невосприимчивые к заболеваниям сорта, вкусовые свойства сортов капусты, районированные сорта капусты, рекомендуемые для выращивания на территории Иркутской области. (2 часа)

Блок № 7: Знакомство с биологическими и агротехническими требованиями томатов, сортовое и видовое разнообразие, сорта закрытого и открытого грунта, урожайные и невосприимчивые к заболеваниям сорта, требования к пикировке, вкусовые свойства сортов томатов, районированные сорта томатов, рекомендуемые для выращивания на территории Иркутской области. (2 часа)

Блок № 8: Знакомство с биологическими и агротехническими требованиями перца, сортовое и видовое разнообразие, урожайные и невосприимчивые к заболеваниям сорта, вкусовые свойства сортов перца, районированные сорта, рекомендуемые для выращивания на территории Иркутской области. (2 часа)

Блок № 9: Знакомство с биологическими и агротехническими требованиями луковых культур, сортовое и видовое разнообразие, урожайные и невосприимчивые к заболеваниям сорта, вкусовые свойства луков, районированные сорта и виды луков, рекомендуемые для выращивания на территории Иркутской области. (2 часа)

Блок № 10: Знакомство с биологическими и агротехническими требованиями пряных растений, выращиваемых в открытом и закрытом грунте, сортовое и видовое разнообразие, вкусовые свойства различных пряных культур. (2 часа)

Блок № 11: Углубленное знакомство с агротехникой выращивания комнатных растений, с требованиями растений к свету, влажности воздуха, составу почвы, и минеральному питанию, энергетика и эстетическое воздействие на человека комнатных растений. (9 часов)

Блок № 12: Цветочно-декоративные растения открытого грунта, агротехнические требования однолетников, многолетников, луковичных растений, рекомендуемые сорта для выращивания на территории Иркутской области, методика создания сада непрерывного цветения, ландшафтный дизайн. (6 часов)

Блок № 13: Основные биоценозы Иркутской области, растения лугов, лесов, водоемов, ядовитые и лекарственные растения, сорные и паразитирующие растения, редкие и охраняемые растения, пищевые цепи в биоценозах, экологическое равновесие. (8 часов)

Блок № 14: Практические работы на учебно-опытном участке с целью применения и закрепления знаний, полученных на занятиях в течение года, проведение опытнической работы. (7 часов)

Блок № 15: Подведение итогов работы за год: награждение и поощрение активных участников всех проведенных мероприятий, конкурсы и викторины на выявление знаний, полученных в течение года. (1 час)



Календарно - тематическое планирование

1 год обучения

урока

Тема урока

Количество часов

Месяц

Дата

план

Практические работы

1

Вводное занятие: организация работы в группе.

1

09.


Игровой час «Будем знакомы».

БЛОК № 1 Осень в природе

1




2

Осень в природе.

1

09.


Экскурсия: Осенние приметы.

БЛОК № 2 Движение юннатов

1




3

Юннатское движение. Кто такие юннаты?


09.


Жизнь юннатов в школе.

БЛОК № 3 Жизнь леса

9




4

Экскурсия: Секреты леса.

1

09.


Игровое занятие: узнай и назови.

5

Растения леса.

1

09.


Учимся делать гербарий «Осенние листья».

6

Животные леса.

1

09.


Как животные готовятся к зиме.

7

Птицы леса.

1

09.


Тематическая игра: узнай птицу по описанию.

8

Условия для жизни растений и животных.

1

09.


Лесные соседи: враги и друзья

9

Человек и лес.

1

10.


Использование древесины в быту.

10

Правила поведения в лесу.

1

10.


Игровой час «Я в походе»

11

От чего исчезают леса?

1

10.


Сигналы бедствия в моем лесу

12

Итоговое занятие «Лес вокруг нас».

1

10.


Творческая мастерская «Почему я люблю бывать в лесу»

БЛОК № 4 Удивительный мир растений

2




13

Растения разных климатических поясов.

1

10.


По разным странам и континентам

14

Тайны Богини Флоры.

1

10.


Творческая мастерская: «Растение загадка»

БЛОК № 5 Культурные растения в жизни человека

2




15

Родина овощей.

1

10.


Игровой час «По секрету всему свету…»

16

Основные с\х культуры и их роль в жизни человека.

1

10.


Без чего человека прожить не сможет

БЛОК № 6 Сорная растительность

4




17

Корневищные сорняки. Семенные сорняки.

1

11.



18

Почему вредны сорняки.

1

11.


Способы борьбы с сорняками.

19

Способы расселения сорняков.

1

11.


Работа с коллекцией семян: «Определи способ переселения».

20

Польза от сорняков.

1

11.


Игровой час: Культурные и дикие растения».

БЛОК № 7 Лекарственные растения

4




21

Фитоцидные свойства растений в борьбе болезнями.

1

11.


Урок – практикум: огородная аптека.

22

Витаминные сборы.

1

11.


Урок – практикум: огородная аптека.

23

Успокаивающие сборы.

1

12.


Урок – практикум: лесная аптека

24

Правила сбора, сушки и хранения лекарственных трав.

1

12.


Игровой час: Как вылечить Незнайку

БЛОК № 8 Ядовитые растения

2




25

Ядовитые растения нашего края.

1

12.


Узнай по описанию

26

Меры безопасности от отравления ядовитыми растениями.

1

12.


Игровой час: «Можно и нельзя»

БЛОК № 9 Зима в природе

2




27

Зима в природе.

1

12.


Творческая мастерская «Морозные узоры».

28

Зимующие птицы Сибири.

1

12.


Творческая мастерская «Столовая для птиц».

БЛОК № 10 Новогодняя феерия

1




29

Разнообразие хвойных растений земного шара. История новогодней Елки.

1

12.


Мастерская Деда Мороза. Творческая мастерская «Новогодняя игрушка».

БЛОК № 11Семена

3




30

Роль семян в жизни растений.

1

12.


Урок – практикум: чьи семена.

31

Посевные качества семян.

1

12.


Урок практикум: почему нет всходов

32

Роль света и темноты при прорастании семян.

1

01.


Урок – практикум: что прорастет быстрее

БЛОК № 12 Строение цветочных и декоративно- лиственных растений

3




33

Роль корня в жизни растений.

1

01.


Игровой час: Узнай по описанию

34

Роль листьев в жизни растений.

1

01.


Игровой час: Узнай по описанию

35

Роль стебля в жизни растений.

1

01.


«Час почемучек»

БЛОК № 13 Взаимосвязь растений с условиями внешней среды

3




36

Корни – прищепки. Воздушные корни.

1

02.



37

Стебель кактуса. Стебель лианы.

1

02.



38

Листья колючки. Листья - усики

1

02.



БЛОК № 14 Комнатное цветоводство

4




39

Комнатные растения в классе и квартире. Тропические гостьи

1

02.



40

Уход за комнатными растениями.

1

02.


Урок – практикум: уход за комнатными растениями

41

Болезни комнатных растений.

1

02.


Урок – практикум: Цветочный лекарь

42

Вредители комнатных растений.

1

02.


Урок – практикум: Цветочный лекарь

БЛОК № 15 Способы размножения растений

3




43

Размножение растений семенами: опыление, плод. Насекомые - опылители

1

02.



44

Размножение растений листьями и побегами.

1

03.


Урок – практикум: размножаем комнатные растения.

45

Размножение растений с помощью клубней и луковиц.

1

03.


Урок – практикум: размножаем комнатные растения

БЛОК №16 Овощеводство

6




46

Знакомимся с овощами: Картофель.

1

03.


Как картофель в России выращивали – литературный час

47

Знакомимся с овощами: Кабачок, арбуз, тыква.

1

03.


Творческая мастерская: ваза из бутылки

48

Знакомимся с овощами: Томат, перец, баклажан.

1

03.


Творческая мастерская: ваза из бутылки

49

Знакомимся с овощами: лук, чеснок. Луковое разнообразие

1

03.



50

Знакомимся с овощами: укроп, петрушка, сельдерей.

1

03.


Урок – практикум: огород на подоконнике

51

Овощное соседство.

1

03.


Литературный час: Сказка про овощи

Блок № 17 Вредители овощных культур

2




52

Распространенные вредители овощных культур.

1

04.


Игровой час: Узнай по описанию

53

Биологические методы борьбы с вредителями.

1

04.


Урок – практикум: огородный лекарь

БЛОК № 18 Распространенные болезни овощных культур

2




54

Распространенные болезни овощных культур.

1

04.


Игровой час: Узнай по описанию

55

Домашний доктор в огороде.

1

04.


Урок – практикум: огородный лекарь

БЛОК № 19 Весна в природе

2




56

Весна в природе.

1

04.


Экскурсия: Весенние приметы

57

Перелетные птицы Сибири.

1

04.


Игровой час «Птицы Прибайкалья»

БЛОК № 20 Плодоводство

2




58

Разнообразие плодово-ягодных культур.

1

04.


Игровой час: Узнай по описанию

59

Сезонные работы в садоводстве.

1

04.


Урок практикум: юный садовод

БЛОК № 21 Вредители садовых культур

2




60

Распространенные вредители садовых культур.

1

04.


Игровой час: Что загадано?

61

Биологические методы борьбы с вредителями.

1

05.


Урок – практикум: хитрая ловушка.

БЛОК № 22 Распространенные болезни садовых культур

2




62

Распространенные болезни садовых культур.

1

05.


Игровой час: Кто во что горазд

63

Домашний доктор в саду.

1

05.


Урок – практикум: Домашний доктор в саду

БЛОК № 23 Цветоводство

2




64

Красота на клумбе. Знакомые незнакомцы: астры, бархатцы, петунья, георгин, гладиолус, дельфиниум и др.

1

05.


Игровой час: Узнай по описанию

65

Сад непрерывного цветения.

1

05.


Урок - практикум: я садовником родился

Блок № 24 Красная книга Прибайкалья

1




66

Охраняемые растения. Зачем нужны заповедники

1

05.


Урок – практикум: как спасти сибирскую орхидею

Блок № 25 Лето в природе

1




67

Лето в природе.

1

05.


Экскурсия: Летние приметы

БЛОК № 26 Итоговое занятие

1




68

Праздник «Юннат года».

1

05.


Отчетный сбор юннатов


Итого:

68




Календарно - тематическое планирование

2 год обучения

урока

Тема урока

Количество часов

Месяц

Дата

план

Практические работы

БЛОК №1 Осенние работы в овощеводстве

4




1

Понятие Что такое «Урожай?».

1

09.


Урок – практикум: убираем урожай.

2

Как правильно собирать семена.

1

09.


Урок – практикум: сбор семян, подготовка к хранению.

3

Осенняя обработка почвы.

1

09.


Урок – практикум: Как правильно работать при обработке почвы (Техника безопасности при работе сельх./инвентарем)

4

Внесение удобрений под зиму.

1

09.


Игровой час: Готовимся к празднику урожая

БЛОК № 2 Факторы урожайности культур

11




5

Состав почвы: песок, глина, вода.

1

09.


Урок – практикум: поглощение вода песком, глиной

6

Что такое «Органика».

1

09.


Познавательный час: Обогащение почвы органическими удобрениями

7

Круговорот веществ в природе.

1

09.


Урок – практикум: Куда пропало дерево?

8

Почему почва белеет?

1

09.


Экскурсия на берег реки: что растет на болотце?

9

Условия роста и развития растений.

1

10.


Урок – практикум: Чего не хватило редиске?

10

Питание растений.

1

10.


Опыт с геранью: условия для листового питания – 1 часть

11

Источники питания растений.

1

10.


Опыт с геранью: условия для листового питания – вывод

12

Минеральные удобрения.

1

10.


Опыт: влияние избытка минеральных удобрений на растения – 1 часть.

13

Органические удобрения.

1

10.


Опыт: влияние избытка минеральных удобрений на растения – 1 часть.

14

Приятное соседство - симбиоз.

1

10.


Урок – практикум: корень бобовых растений – дом для бактерий

15

Охрана окружающей среды.

1

10.


Урок – практикум: наблюдение за растениями, над которыми были проведены опыты с подкормками удобрениями. Вывод

БЛОК № 3 Агротехника выращивания культурных растений

8




16

Требования растений к условиям окружающей среды.

1

10.


Рассуждаем вместе: где ошибка человека

17

Фенологические фазы развития растений.

1

10.


Это интересно: народные приметы

18

Виды закрытых и защищенных грунтов.

1

11.


Урок – практикум: строим макет теплицы

19

Севооборот защищенного грунта.

1

11.


Урок – практикум: что растет в тепличке?

20

Агротехника растений открытого грунта.

1

11.


Урок – практикум: составляем календарь работ на участке

21

Севооборот открытого грунта.

1

11.


Урок – практикум: составляем план посадок на участке

22

Защита растений открытого и защищенного

грунта от болезней.

1

11.


Это интересно: безопасное лекарство для растений

23

Защита растений открытого и защищенного

грунта от вредителей.

1

11.


Урок – практикум: хитрые ловушки и приманки

Блок № 4 Семена овощных культур

2




24

Требования к посевным качествам семян.

1

11.


Урок – практикум: проверяем всхожесть собранных семян

25

Сроки, способы и нормы высева овощных культур.

1

11.


Урок – практикум: составляем календарь работ на участке

БЛОК № 5 Картофель

2




26

Выращивание картофеля.

1

12.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию картофеля

27

Урок практикум: какой картофель лучше.

1

12.


Игровой час: История картошки

БЛОК № 6 Капуста

2




28

Выращивание капусты.

1

12.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию капусты

29

Эта разная капуста.

1

12.


Игровой час: Капустные посиделки

БЛОК № 7 Томаты

2




30

Выращивание томатов.

1

12.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию томатов

31

Помидор на нашей грядке.

1

12.


Игровой час: История томата

БЛОК № 8 Перец

2




32

Выращивание перца.

1

12.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию сладкого перца

33

Этот разный перец.

1

12.


Это интересно: «Острые деньги»

Блок № 9 Луковые культуры

2




34

Выращивание лука и чеснока.

1

01.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию луков

35

Этот разный лук.

1

01.


Урок – практикум: выгонка лука на перо

БЛОК № 10 Пряные и зеленые культуры

2




36

Выращивание пряных растений в открытом грунте.

1

01.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию пряностей – ароматная клумба.

37

Секреты выгонки зеленых и пряных растений в закрытом грунте.

1

01.


Урок – практикум: огород на подоконнике

Блок № 11 Комнатное цветоводство

9




38

Эстетическое значение комнатных растений.

1

01.


Творческая мастерская: цветы в интерьере кабинета

39

Требования растений к уходу и освещенности.

1

01.


Урок – практикум: размещение цветов в комнате, согласно их требованиям к освещенности

40

Почвенные смеси для комнатных растений.

1

02.


Урок – практикум: как правильно поменять почву у цветка

41

Роль удобрений в жизни комнатных растений.

1

02.


Урок – практикум: как правильно подкармливать комнатные растения

42

Правила ухода за комнатными растениями. Размножение комнатных растений.

1

02.


Урок – практикум: скорая помощь для цветка

43

Лекарственные комнатные растения. Съедобные комнатные растения.

1

02.


Творческая мастерская: рецепты моей бабушки.

44

Ядовитые комнатные растения.

1

02.


Урок – практикум: разработка памятки для работающих с ядовитыми растениями

45

Вредители и болезни комнатных растений.

1

02.


Игровой час: Узнай по описанию

46

Правила составления цветочных композиций.

1

02.


Творческая мастерская: подарочное кашпо

БЛОК № 12 Цветоводство открытого грунта

6




47

Однолетние цветочно-декоративные растения.

1

02.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию однолетних цветочно-декоративных культур. Игровой час: узнай по описанию.

48

Двулетние цветочно-декоративные растения.

1

03.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию двулетних цветочно-декоративных культур.

49

Многолетние цветочно-декоративные растения.

1

03.


Урок – практикум: составляем календарь работ по уходу за многолетними цветочно-декоративными культурами.

50

Корнеклубневые цветочно-декоративные растения.

1

03.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию георгин.

51

Луковичные цветочно-декоративные растения.

1

03.


Урок – практикум: составляем календарь работ по выращиванию гладиолусов, лилий.

52

Растения в моем саду. Сад непрерывного цветения.

1

03.


Урок – практикум: составляем план клумбы для школьного двора.

БЛОК № 13 Основные биоценозы Иркутской Области

8




53

Растения луга.

1

03.


Урок – практикум: работа с гербарием

54

Растения леса.

1

04.


Игровой час: помогу туристу

55

Растения водоемов и болот.

1

04.


Это интересно: жизнь на болоте

56

Лекарственные растения.

1

04.


Игровой час: лесная аптека

57

Ядовитые растения.

1

04.


Игровой час: узнай по описанию

58

Редкие и охраняемые растения.

1

04.


Красная Книга моей маленькой Родины

59

Сорные растения.

1

04.


Это интересно: культурные сорняки

60

Растения, паразитирующие на культурных растениях.

1

04.


Это интересно: растения – хищники.

БЛОК № 14 Практические работы

7




61

Правила составления Дневника опытнической работы.

1

04.


Урок – практикум: разработка опыта с овощными культурами.

62

Календарь весенних работ в овощеводстве.

1

05.


Урок – практикум: сеем овощные культуры.

63

Календарь весенних работ в полеводстве.

1

05.


Урок – практикум: разработка опыта с полевыми культурами.

64

Урок – практикум: сеем зерновые культуры в полевом отделе УОУ.

1

05.


Урок – практикум: закладка опыта с зерновой культурой.

65

Календарь весенних работ в цветоводстве открытого грунта. Оформление цветочных насаждений - план клумбы – в жизнь.

1

05.


Урок – практикум: разработка опыта с декоративно-цветущей культурой.

66

Цветочная рассада.

1

05.


Урок – практикум: работа с посадочным материалом цветочно-декоративных культур.

67

Правила подготовки рассады для высадки в грунт.

1

05.


Урок – практикум: Высадка цветочных культур (опытническая работа).

БЛОК № 15 Итоговое занятие

1




68

Праздник «Юннат года».


05.


Отчетный сбор юннатов.

Итого:

68





Список литературы

Название

Авторы

Издательство

1

«Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения»

Дронова О.Н.

Саратов. «Лицей»

2

«Познавательные задачи по зоологии» позвоночных»

Дмитров Е.А.

Тула. «Родничок»

3

«Внеклассная работа по биологии 3-8 кл.»

Касаткина Н.А.

Волгоград, «Учитель»

4

«Книга чтения по зоологии»

Моллис С.А.

Москва, «Просвещение»

5

«Биология. Дидактические материалы к разделу Растения»

Пименов Н.В.

Москва, «ЭНЦ ЭНАС».

6

«Книга чтения по ботанике»

Трайтак Д.И.

Москва, «Просвещение»

7

«Практикум по ботанике 6-7 кл.»

Шорина Н. И. и др.

Москва, «ЭНЦ ЭНАС»

8

«Луговое и кормовое кормопроизводство»

Н. Г. Андреев

Москва Агропромиздат

9

Словарь юного натуралиста

Редгруппа

Москва «Педагогика»

10

«Спутники нашего здоровья»

И.А.Лившиц

Москва

11

Справочник по лекарственным растениям

Группа авторов

Москва «Лесная пром-ть»

12

«Комнатные растения»

Д. Г. Хесайон

Москва «Кладезь-Б»

13

«Про тебя самого»

А. Дорохов

Москва «Дет.

14

«Сотвори радость»

Э. П. Луканский

Минск «Полымя»

15

«Птицы России и Европы»

Ред.группа

Москва «Оникс»

16

«Садовые цветы и растения»

Т.В. Любчанская и др.

Изд. «Урал»

17

«Доктор на подоконнике»

Ирина Филиппова

С-Петербург И. Д. «Весь»

18

«Энциклопедия юного земледельца»

Группа авторов

Москва «Педагогика»

19

«Организация внешкольного досуга»

В. П.Шапкина

Ростов -на Дону «Феникс»

20

«Ваш приусадебный участок»

Л. А. Китаева

Москва «Нива России»

21

«Зеленые страницы»

А. Н. Плешаков

Москва, «Просвещение»

22

«Многолетние декоративные растения Приангарья»

А. Т. Тельпуховская

Иркутск «Вост. Сиб. Изд-во»

23

«Обработка и хранение семян»

В. Б. Лебедев

Москва «Колос»

24

«Травы. Основные худ. ремесла»

г. Федотов

Москва АСТ- Пресс.

25

«Сорочьи тараторки»

Н. Сладков

С-Петербург и.д. «Тимошка»

27

Журнал «Мой мир»

Ред.Группа

Иркутск

28

«Комнатные и оранжерейные растения»

Е. Л. Аксенова

Иркутск.

29

«Большой справочник школьника»

Ред.группа

Москва «Дрофа»

30

«Справочник садовода и огородника»

Л. И. Строцкая

Иркутск «Облмашинформ»

31

«Приусадебный плодово-ягодный сад и огород в Прибайкалье»

В. А. Шокалюк

Иркутск «Вост. Сиб. Изд-во»

32

«Времена года»

Н.А. Пшеницина

Москва «ВЛАДОС»

33

«Лук на дачном участке в Иркутской области»

В. Ф. Лубини др.

Москва, «Просвещение»

34

«Учебно-опытная работа на пришкольном участке»

Ред.группа

Москва, «Просвещение»

35

Памятники природы Байкала

А. Б. Иметхенов

Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991

36

Станции юных натуралистов района – 20 лет Юбилейный сборник

Л. Г. Кошкарева

МОУ ДОД СЮН Ирк. р-на, 2008

37

Крепкие орешки Сибирячка

С. Н. Асламова

Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок», 2001

38

Дидактические материалы по биологии

З. В. Борзова

А. М. Дагаев

М.: ТЦ Сфера, 2005

39

Задания для подготовки к олимпиадам Биология 6 – 11 классы

Л. М. Кудинова

Волгоград: Изд-во Учитель, 2007

40

Легенды и быль о лекарственных растениях

Н. И. Гринкевич

А. А. Сорокина

М.: « Наука», 1989

41

Внеклассная работа Биология

Н. А. Касаткина

Волгоград: Изд-во Учитель, 2004

42

Предметная неделя биологии в школе

А. В. Грабар и др.

Ростов н\Д.: Феникс, 2006

43

Загадки природы и человека. Внеклассная работа по биологии.

Т. Н. Бондаренкова

И. В. Ткаченко

Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2006

44

Справочник садовода и огородника Иркутской области

Л. И. Строцкая

Изд-во ОАО НПО «Облмашинформ», 2000

45

Атлас экзотических растений

Пер. с фр.

И. Крупичевской

М.: Изд-во «ЭКСМО», 2004

46

Атлас миниатюрных растений

Пер. с фр.

И. Крупичевской

М.: Изд-во «ЭКСМО», 2004

47

Атлас декоративно-лиственных растений

А. Ю. Лимаренко

Т. В. Палеева

М.: Изд-во «ЭКСМО», 2004

48

Комнатное цветоводство для лентяек

Елена Жадько

Ростов н\Д.: Феникс, 2005

49

Доктор на подоконнике. Удивительные свойства комнатных растений

Ирина Филиппова

Санкт – П.: ИД «весь», 2002

50

Биологический метод борьба с вредителями овощных культур

Под. Ред.

Н. А. Филиппова

М.: ВО «Агропромиздат», 1989

51

Все о комнатных растениях

Д. Г. Хессайон

М.:Кладезь – Букс, 2002

52

Все о клумбовых растениях

Д. Г. Хессайон

М.:Кладезь – Букс, 2002

53

Мир вокруг нас. Птицы России и Европы.

В. Бабенко

М.: ОНИКС 21 век, 2001

54

Сезонные изменения в природе

В. Н. Моложников

Иркутск, ИГСХА, 2002

55

Проект: Академия под открытым небом

В. Н. Моложников

Иркутск, ИГСХА, 2001

56

Научные материалы для Красной книги Байкала

В. Н. Моложников

Иркутск, ИГСХА, 2001

57

Как помочь природе

Гринпис России, 2010


58

Пойми язык живой природы. Экологическое воспитание

Л. С. Литвинова

С. В. Дендебер

О. С. Жиренко

Воронеж, 2006

59

Комнатные растения. Рекомендации по уходу за комнатными растениями

Л. Домненкова

Мн.: Харвест, 2000

60

Растительность Прибайкалья

С. Е. Калинович

Е. Г. Еремченко

Иркутск: ИГУ, 2002

61

Путешествия около твоего дома

А. Щербаков

М.: Изд-во №Детская литература»

62

Технологические карты по выращиванию овощных культур в условиях Иркутской области

Р. Б. Павлова и др.

ГУОПО ОБЛ СЮН, Иркутск, 2003

63

Перец на садовом участке Иркутской области

Ю. Ф. Палкин

Иркутск: изд-во Облмашинформ», 2004

64

Огурец в открытом грунте и теплицах на садовом участке Иркутской области

Ю. Ф. Палкин

Иркутск: изд-во Облмашинформ», 2004

65

Морковь, свекла столовая на садовом участке Иркутской области

Ю. Ф. Палкин

Иркутск: изд-во Облмашинформ», 2004

66

Томат в открытом грунте и теплицах на садовом участке Иркутской области

Ю. Ф. Палкин

Иркутск: изд-во Облмашинформ», 2004

67

Весенняя витаминная зелень

Ю. Ф. Палкин

Иркутск: изд-во Облмашинформ», 2004

68

Проектно-исследовательская деятельность школьников Иркутского района

М. Е. Вахрушева

Л. Г. Кошкарева

МОУ ДОД СЮН Ирк. р-на, 2008

69

Экологический практикум школьника

С. В. Алексеев

Н. В. Груздева

Э. В. Гущина

Самара: Корпорация «Федоров, Издательство «Учебная литература», 2005

70

Пищевые отравления: первая помощь и профилактика

В. Н. Ягодинский

М.: Изд-во «Знание»

71

Времена года (Песни, пословицы, приметы, загадки о природе и явлениях природы)

Н. А. Пшеницина

М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

72

Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях

Инструктаж по личной безопасности во время ЧС: классный часы, инструктажи, внеклассные мероприятия


73

Справочник по лекарственным растениям

А. М Задорожный

А. Г. Кошкин и др.

М.: Лесн.пром-сть, 19888

74

О вершках и корешках

А. Ф. Синяков

М.: Физкультура и спорт, 1992

75

Охрана природа

В. М. Константинов

М.: Издательский центр «Академия», 2003

76

Формирование экологической культуры

Под. Ред

М. В. Медведевой

М.: ЗАО «Изд-во Икар», 2008

77

Главная книга о здоровье

С. Зайцев

Мн.: Книжный Дом, 2004

78

Выращивание огородных растений

Л. А. Баранчикова

М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

79

Комнатные и оранжерейные растения, употребляемые в пищу

Е. Л. Аксенова

ГУОПО ОБЛ СЮН, Иркутск, 1989



Медиаресурсы


Название

Серия

Издательство

1

Уроки биологии Кирилла и Мефодия

Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

ООО «Кирилл и Мефодий»

2

Биология в школе. Взаимное влияние живых организмов.

Электронные уроки и тесты

Просвещение МЕДИА

ООО «Новый Диск»

3

Биология в школе. Влияние человека на природу

Электронные уроки и тесты

Просвещение МЕДИА

ООО «Новый Диск»

4

Биология

Репетитор

Фирма: 1-С

5

Мое тело. Анатомия и физиология человека.

Интерактивная энциклопедия

ООО «Новый Диск»

6

Мой организм

Почемучки и Отчевочки

ООО «Новый Диск»

7

Дидактический и раздаточный материал Биология 5 – 7 классы

В помощь учителю

«Учитель»

8

Байкал

Мультимедийный фотоальбом

«Восьмое небо»

9

Байкал

Мультимедийная энциклопедия

«Восьмое небо»

10

Байкал. Три дня в тайге.

Фильм

МОУ ИРМО ДОД СЮН ИРОО «БЭВ»

11

Байкал. Времена года

Фильм

МОУ ИРМО ДОД СЮН ИРОО «БЭВ»

12

Байкал. Благослови зверей и детей

Фильм

МОУ ИРМО ДОД СЮН ИРОО «БЭВ»

13

Байкал. Среди горных вершин

Фильм

МОУ ИРМО ДОД СЮН ИРОО «БЭВ»

14

От эко знаний к картине мира

«Зеленая планета»

МГУ

15

Ландшафтная архитектура

3D объекты ArCon

ООО «Студия Компас»

16

Комнатное цветоводство. Семь критериев отбора.

-

ООО «Медиа Ворлд»

17

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010


ООО «Кирилл и Мефодий»

18

Биологический энциклопедический словарь

Классика энциклопедий

ООО «Новый Диск»


Приложение 1.

ТЕМА: «Мы в ответе за тех, кого приручили»


ЦЕЛЬ: Совершенствовать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.

ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать знание основных правил по уходу за комнатными растениями.

  2. Прививать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.

  3. Воспитывать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям.


ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

  • Комнатные растения с этикетками;

  • Справочник «Все о комнатных растениях» автор Д. Г. Хессайон;

  • Аптечка для комнатных растений: ножницы, секатор, деревянный колышек, щеточка, тряпочки, ведро, опрыскиватель, лейка;

  • Таблицы: «Температурный режим», «Световой режим», «Полив», «Влажность воздуха», «Минеральное питание».

  • Жетоны.


ХОД:

Вводная часть:

Упражнение «Комплимент». Описание: Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:

  1. Обращение по имени.

  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.


Организационный момент

Обратите внимание на название темы нашего занятия. Эти слова принадлежат Антуан де Сент Экзюпери. Они говорят о живых существах, а разве растения мертвые? Мы с вами познакомились со многими комнатными растениями, которые человек, благодаря тяге к прекрасному, своему терпению и вниманию, смог взять у природы и приручить. Человек приручил комнатные растения, оставил жить в своем доме. А хорошо ли им у него, у человека? Растениям, ежедневно радующим нас своей красотой, освежающим нам воздух, создающим уют в нашем доме? Как вы думаете? Сегодня на занятии мы с вами вместе уточним, все ли мы делаем правильно, для того чтобы нашим комнатным растениям было у нас хорошо.

Вводная беседа:

У себя на родине наши питомцы, да и вообще все растения нашей земли, удовлетворяют свои жизненные потребности за счет естественного окружения. В чем заключаются потребности растений? Что нужно растению для жизни? (Свет, влага, питание, тепло…) А теперь задумайтесь над тем, что все наши комнатные растения зависят от человека, от нас с вами. Если их оставить в глубокой тени, или забыть полить, они погибнут, если их не подкармливать и не менять почву, они зачахнут. Да и потом, мы же знаем, что почти все комнатные растения привезены в наши дома из влажных тропических лесов и жарких пустынь, поэтому для жизни им нужна определенная температура в помещении.


ИГРА «КОРАБЛЬ».

Описание: Группа делится на две команды, а доска на две части. Сейчас мы с вами будем готовиться к морскому путешествию. С нами в плаванье отправятся комнатные растения. Для того чтобы отправиться в море, нам надо погрузить наш корабль. Предлагаю назвать предметы, явления, которые нам необходимо взять с собой, то, что жизненно важно для всех комнатных растений.

Команды по очереди называют слова. Ведущий ставит за каждое названное слово «галочку». В конце первого этапа игры «галочки» подсчитываются, и подводится итог. Во время игры можно проводить штрафование:

а) за неправильное слово,

б) за уже сказанное слово.

После того, как подведен итог первого этапа, участникам по очереди предлагается выбрать один из «погруженных» предметов и рассказать, как его можно использовать в путешествии. Причем чем дольше идет игра, тем труднее придумывать назначение предметов, так как участники начинают свой выбор с наиболее «подходящего» «груза». Тем, кому достались последние предметы, приходится проявлять чудеса смекалки. Проводится итог игры, определяется самая активная и эрудированная команда.

Теоретическая часть:

Обратите внимание, какой длинный список мы с вами перечислили. Но если задуматься, то можно понять, что от человека не требуется ни тяжелой физической работы, ни особого умения. Нужно просто удовлетворять конкретные требования каждого растения и не обращаться со всеми одинаково. При этом нельзя забывать о том, что излишества всегда вредны: слишком обильное солнце и чрезмерный полив – наиболее часто встречающиеся ошибки, если мы подкормим растение большими, чем положено, дозами. Мы тоже совершим глупость. Да и нельзя забывать, что у всех растений есть период покоя.

А теперь о каждом требовании немножко подробнее.


ТЕПЛО

Естественная среда обитания комнатных растений тропики, т.е. влажные леса с высокой температурой. Но, поскольку в наших домах и света меньше, чем в тропиках, и влажность воздуха значительно ниже, то и температура воздуха должна быть несколько ниже, чтобы не нарушать баланс равновесия. Почти все наши комнатные растения приучены к температуре от13 до 23 градусов, а большинство прекрасно растет при температуре, которая для человека кажется прохладной. Есть, конечно, и исключения из этого правила: многие горшечные и некоторые декоративнолистные растения требуют еще более низкой температуры в зимний период. А некоторые нежные растения не вынесут понижение температуры чуть ниже 16 градусов. Многие из комнатных растений неприхотливы, могут спокойно перенести температуру несколько выше или ниже обычной, или температурный перепад в 2-3 градуса. Но не внезапный резкий – например в 6-8 градусов – это может погубить растение. Исключение из этого - кактусы и другие секкуленты, то есть, растения пустынь. Почему? ( В естественной среде обитания растения привычны к таким перепадам, ведь днем в пустыне очень жарко, а ночью – очень холодно).

А теперь сформулируем общее правило: Комнатные растения требуют относительно постоянной и умеренной температуры в период роста и более прохладных условий в период покоя.


СВЕТ

Правильный световой режим – еще одна, необходимая для жизни растения потребность. Здесь нужно отметить два важных момента. Первый: длина светового дня, она примерно для всех растений одинакова – 12-16 часов. Но в зимний период световой день очень короткий, чем можно компенсировать недостаток солнечного света? (Искусственным освещением) А можно ли для освещения использовать обычные лампочки? (Нет, листья растений могут получить ожоги). Надо использовать люминесцентные лампы, но и тут надо следить за тем, чтобы растение не страдало от ожогов и сухости воздуха.

Второй момент: интенсивность. Помните, мы говорили о светолюбивых и теневыносливых растениях. Давайте распределим знакомые нам комнатные растения, пользуясь карточками с названиями по рекомендуемым местам, с помощью шкалы освещенности. Ребятам раздаются по 2-3 карточки с названиями знакомых растений, и дается задание при помощи таблицы указать, где же должно стоять это комнатное растение.

А теперь сформулируем общее правило: Самые светолюбивые растения – это кактусы и другие секкуленты. Растениям с пестрыми листьями нужно больше света, чем с зелеными. Цветущим растениям нужно некоторое количество прямых солнечных лучей. Декоративнолистные требуют яркого рассеянного света, многие из них переносят полутень. НО: существует множество исключений из этих правил, поэтому, нужно точно знать какие конкретно у данного растения требования к свету.


ВОДА

Комнатное растение не может жить без воды. Но это не значит, что его нужно ежедневно поливать. Чем грозит растению избыток воды? (У него могут загнить корни, потому что вода не дает корням дышать). У каждого растения свои требования к поливу. От чего зависят эти требования? (От величины растения, от размера горшка, от условий окружающей среды, от времени года).

А какой водой рекомендовано поливать растения? (Отстоявшейся водой комнатной температуры). Самая лучшая вода – дождевая или снеговая, которую собирают в чистые емкости. Нельзя поливать растения застоявшейся водой.

А теперь сформулируем общее правило: Корням нужна не только вода. Но и воздух. Поэтому важно почву не переувлажнять. Некоторые растения требуют, чтобы почва между поливами подсыхала, другим это вредно. Все растения поливают значительно меньше в период покоя.


ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

Холодный воздух быстро насыщается парами. Поэтому зимой воздух достаточно влажный. Но по мере нагревания, влажность понижается. Очень немногие растения переносят сухой воздух. Для того чтобы создать влажный микроклимат вокруг растения, можно использовать следующие способы:

  1. Опрыскивание. Опрыскивают растения теплой водой. Обычно в утренние часы. Для того чтобы к ночи вода испарилась. До появления маленьких капелек, сплошь покрывающих листья. А вы знаете, чем еще полезно опрыскивание растений? (спасает от перегрева в жару, защищает от насекомых вредителей, смывает пыль с листьев).

  2. Группировка. Поставить влаголюбивые растения на поддон, наполненный слоем гальки. На дно поддона наливается немного воды, которая испаряясь, обеспечивает влажность воздуха вокруг растений. Но при этом важно следить за тем, чтобы растения не стояли слишком близко друг к другу, иначе их листья могут загнить от слишком высокой влажности.

  3. Двойной горшок. Горшок с цветком помещают в водонепроницаемый контейнер. Промежуток между ними заполняется торфом, который регулярно увлажняют. Это не только повышает влажность воздуха. Но предохраняет почву в горшке с растением от переохлаждения.

А теперь сформулируем общее правило: Комнатным растениям нужен менее теплый и более влажный воздух. Тонкие листья требуют более высокой влажности воздуха, чем толстые кожистые. Требуется особый уход за растениями в зимний период, когда помещения отапливаются обогревателями, иссушающими воздух.


ПОДКОРМКА

Мы знаем, что всем растениям, как комнатным, так и растущим в открытом грунте требуется определенное количество азота, фосфора, калия и микроэлементов, только тогда растения могут быть здоровыми и образовывать цветы и листья нужной величины. Почва в горшке содержит ограниченный запас питательных веществ, поэтому растения, особенно декоративнолистные и декоративноцветущие, необходимо подкармливать, особенно перед периодом цветения. В продаже много разнообразных подкормок, важно знать, какие из них необходимы для растения. Давайте проанализируем с помощью таблицы, какое удобрение необходимо для растения.

А теперь сформулируем общее правило: Если комнатное растение растет в плодородной почве, то подкормка не рекомендуется. Нельзя подкармливать растения в период покоя. Чаще всего растения подкармливают одновременно с поливом, в период роста или цветения, учитывая величину растения и размер горшка.


ПОКОЙ

Почти у всех комнатных растений есть период глубокого покоя, который обычно приходится на зиму. Рост у них замедляется, а у некоторых отмирает надземная часть. В этот период поливают значительно реже, подкормки прекращают, обеспечивают прохладные условия. Начало роста весной служит сигналом, что период покоя закончился. Но не все растения требуют зимнего покоя. Есть те, которые отдыхают летом. Это зимнецветущие горшечные растения, их зимой и поливают и подкармливают.


СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

В отличие от домашних животных, комнатным растениям не нужно специально предоставлять свежий воздух для дыхания. Почему? (Зеленые листья сами вырабатывают кислород). Поэтому некоторые растения могут расти в закрытых специальных емкостях. Но тем не менее. Некоторые нуждаются в притоке свежего воздуха, потому что свежий воздух понижает температуру в жару, понижает влажность воздуха, препятствуя появлению серой гнили, уничтожает следы токсичных испарений. Растениям вредны запахи коксовых и угольных каминов, свежей краски, масляных обогревателей и зрелых яблок. Особенно страдают растения с нежными листьями. Что нужно сделать, чтобы проветрить помещение? (Открыть окно или дверь). Но при этом нельзя чтобы растение стояло на сквозняке:

Бальзамин, кактусы и другие секкуленты,

Пеларгония, толмия и др.

Некоторые растения проветривать недостаточно, их нужно выставлять на свежий воздух:

Акация, гранат, жасмин, лавр.

Тропические кактусы, цитрус, юкка, и др.

Задавая вопросы детям и получая от них ответы, необходимо подчеркивать, все ли сказанное в ответе было верно, если есть у кого-то дополнения их необходимо выслушать. Каждому ребенку, отвечающему на вопросы, вручается жетончик. В конце теоритичекой части жетоны подсчитываются, и дается оценки работоспособности, как индивидуальных учеников, так и всего коллектива в целом.

А сейчас для того чтобы снять с вас напряжение и усталость давайте просто поиграем в веселую игру «Рука к руке». Описание: В этой игре должно быть нечетное количество участников. Если число детей четное, ведущий принимает участие в игре наравне с остальными.

Для игры выбирается водящий, который должен подавать команды («рука к руке», «нос к носу», «спина к спине», «хвост к хвосту» и т.д.). По этой команде играющие быстро выбирают себе пару, и становятся так, как сказал водящий. Водящий тоже старается выбрать себе пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.


Практическая часть:

Настал момент, когда мы можем проследить, правильно ли мы ухаживаем за своими растениями, хорошо ли им у нас, ведь мы несем за их ответственность. Проверьте, может некоторые их них необходимо переставить на другое место, полить, очистить от пыли их листья, убрать отмершие части. В помощь вам я предлагаю вот этот справочник, где вы сможете найти очень сжатую и конкретную информацию по уходу за каждым растением.

Учащиеся выполняют задание. При необходимости консультирую их, поправляю. Помогаю. Когда все растения приведены в порядок, подводится итог занятия:

А теперь вернемся на свой Корабль. Все требования растений мы учли? Тогда наш Корабль знаний может спокойно отправляться в путь. А я вас хочу спросить. Что на сегодняшнем занятии показалось вам трудным и непонятным? Что было самым интересным?

А сейчас каждый из вас похвалит себя. За что похвалить? Да за все. Что вам в себе сегодня больше всего понравилось. Игра «Самопохвала». Описание: Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания. Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание – тяжелый труд.




Используемая литература:

«Все о комнатных растениях» Д. Г. Хессайон. ООО изд. «Кладезь – Букс» (русское издание), 1996 год.

«Обучение жизненно важным навыкам» Н.П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурхут. Изд. «Образование – Культура», 2002 год.


Приложение 2.

Методическая разработка брейн - ринга

«Семенные растения»


Данную игру можно проводить как один из этапов занятия, для смены деятельности.

В процессе игры не только расширяется кругозор, но и закрепляются знания, по систематике растений, полученные на уроках в школе, игра стимулирует познавательную деятельность у учащихся.

Правила игры: Игроки соблюдая очередность бросают кубик, выпавшее число показывает, на вопрос какой категории нужно ответить. Вопросы можно зачитывать, можно подготовить карточки, и ребенок сам читает задание карточки, которую он выбрал наугад из предложенной категории. Если ответ дан верный, игрок передвигает свою фишку на выпавшее количество клеток по игровому полю. Игровое поле можно усложнить, обозначив стрелками ходы в обратную строну. Это вызовет дополнительный интерес. Можно на клетки, обозначенные каким-либо цветом, или формой придумать дополнительные задания. Например: синяя клетка – назвать пять цветов, красная – правила безопасности при работе с ядовитыми растениями и т.д.

Оборудование: для игры используется шестигранный кубик, каждая грань которого — название категории вопросов.

Первая (пятая) категория:

Занимательное в мире флоры”

1. Сколько живут культурные сорта яблонь и груш? (до 100 лет)

2. Как древние греки называли богиню цветов и растительности? (Флора)

З. Какое дерево в древнем Египте было первым календарем? (Финиковая пальма)

4. На листьях какого растения писали священные книги в Индии (выцарапывали железными иголками)? (Саговая пальма)

5. Какое растение, попадая в сено, делает его отравленным для коров и лошадей? (Хвощ полевой)

6. Древесина какого дерева чрезвычайно стойкая к гниению? (Тис)

7. Священное дерево Индии, имеющее до 4 тысяч корней-подпорок? (Бенгальский фикус, или баньян)

8. Назовите деревья, у которых белая кора. (Береза, эвкалипт большой, сосна китайская)

9. Пробку получают из... (Дуба пробкового, бархата амурского, баобаба)

10. Чем нужно обработать клубни картофеля, чтобы он год не прорастал? (Ультрафиолетовыми лучами)

11. Назовите растение, питающееся насекомыми. (Росянка)

12. Цветы какого растения цветут одну ночь, опыляются лемурами и летучими мышами? (Баобаб)

13. Как называются семена арахиса? (Земляные орехи)

14. Пищевое растение, которое употребляет около 60 % населения мира. (Рис)

15. Какое растение, принадлежащее к семейству Астровые, называют земляной грушей? (Топинамбур)

16. Растение, которое опыляется водой. (Стрелолист)

17. Что такое симбиоз и микориза? Приведите примеры этих явлений? (Горох; орхидеи)

18. Весенний куст с пахучими соцветиями. (Сирены)

19. Его называют «крещатым». (Барвинок)

20. Какое растение способно дать 360 тысяч семян? (Табак)

21. 0 каком цветке из семейства Розовых упоминается в Библии и Коране? (Роза, культивированная 6 тыс. лет назад)

22. Какое растение содержит вещество, предотвращающее свертывание крови? (Буркун, семейство Бобовые)

23. За что военному врачу Антуану Пармантье поставили два памятника? (Способствовал распространению картофеля во Франции)

24. Что привез Х. Колумб испанскому королю под названием «черная соль»? (Горький перец)

25. Плоды какого растения на Востоке называют и «овощем долголетия»? (Баклажан)

‘26. Французы выращивают это растение как культурное. (Одуванчик)

27. Какому растению приписывают волшебную силу, защищающую от злых духов и мифических кровососных существ — вампиров? (Чеснок)

28. Сколько лет человечество выращивает лук и чеснок? (Лук — 6 тысяч лет, чеснок — более 4 тысяч лет)

29. Каким веществом богаты зерновки риса? (Крахмалом)

30. Из чего изготавливают кашу «Геркулес»? (Из овса)

31. Родина этого растения — Аравия, семена его очень ароматны, название в переводе с арабского означает «вино». (Кофе)

32. Назовите родину картофеля. (Чили, горы Перу)

33. Это дерево было открыто европейцами в 1516 г. в Мексике. Зерна этого растения заменяли местным жителям деньги. Теперь из них изготовляют вкусный питательный напиток и сладости, которые путешественники обязательно берут с собой в дорогу. (Шоколадное дерево, или тропическое дерево какао)

Вторая категория «Самые...»

1. Какое растение имеет самые мелкие плоды? (Орхидея)

2. Самый большой цветок на Земле. Диаметр ее — 1 м, масса — 5 кг. (Рафлезия)

3. Самое ядовитое растение, относящееся к семейству Зонтичных. С ее помощью был казнен Сократ. (Цикута)

4. Чемпионы по содержанию белков. (Бобовые)

5. Самые большие в диаметре деревья, растущие в средней полосе Россия и живущие до 200 лет и более. (Дубы)

6. Долгожитель среди растительного мира, возраст — до 4 тысяч лет. (Тис)

7. Растение-рекордсмен по быстроте роста (40—50 см в день). (Древовидный бамбук)

8. Чемпион по дальности выкидывания семян (до12 м). («Бешеный огурец»)

9. Растение с самой прочной древесиной, могущей заменить металл. («Железное дерево», или береза Шмидта, растущая на дальнем Востоке)

10. Самая легкая в мире древесина, в 25 раз легче воды. (Этинолина виргинская)

11. У какого растения самые большие в мире листья (длиной 22 м, шириной 12 м, черешок — 5 м)? (У пальмы рафии)

12. Растение, имеющее самые тяжелые плоды (по 25 кг каждый). (Сейшельская пальма)

13. Самое длинное травянистое растение. (Лиана, хмель обыкновенный— до 10 м)

14. Лилипут среди семенных растений. (Ряска)

15. Какое растение называют травой от «99 болезней»? (Зверобой)

16. Самая большая растительная почка. (Капуста)


Третья категория «Загадки и задачи»

Задачи:

1. Эвкалипт — необычное дерево. Из семян через семь лет вырастает дерево. Годовой прирост составляет около 2,71 м. Какова его высота? (10 м)

2. Назовите растение из семейства Однодольных, которое растет всего 40 дней, хотя живет более 100 лет. Какова высота этого растения, если за день оно наращивает 50 см? (Бамбук, 20 м)

3. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг розового масла? (для изготовления 100 г масла нужно 50 кг лепестков.) (500 кг)

Загадки:

1. Белое, а не снег, зеленое, а не луг, курчавое, а не человек. (Береза)

2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

3. Что жжется без огня? (Крапива)

4. Чья голова не имеет ног? (Капуста)

5. Под землей птица гнездо свила, деток нанесла. (Картофель)

6. Сама желтая, сахаристая

Красавица золотистая. (Дыня)

7. Две недели зеленится,

две недели колосится,

две недели цветет,

две недели наливается

И две недели подсыхает. (Рожь)

8. Под землей огонь горит,

А над землей зеленый вихор торчит! (Морковь)

9. На желтенькой тарелочке белый ободок.

Красивый и лекарственный нужный всем цветок. (Ромашка)

10. На грядке у старушки

Созрели погремушки.

Играет ими ветер

И лакомятся дети. (Мак)

11. Дунул легкий ветерок, и остался стебелек. (Одуванчик)

12. Чтоб на грядке нам созреть,

Как южанам загореть,

Нужно больше, чем неделю,

Головою вниз висеть. (Помидоры)

Четвертая категория

Растения-символы «Цветы – символы»

1. Национальная эмблема Канады. (Кленовый листок)

2. Национальный символ Ливана. (Кедр)

З. Легендарный высокогорный цветок, символ верной любви. (Эдельвейс)

4. Эмблема императора Наполеона, любимый цветок императрицы Жозефины. (Фиалка)

5. Цветок Адама и нареченных. (Мирта)

6. Цветок русалок, царица воды. (Лилия)

7. Символ Египта, водяное растение. (Лотос)

8. Цветок — олицетворение самовлюбленных. (Нарцисс)

9. Дерево, которое, по древним легендам, было любимым у русалок? (Береза)

10. Цветок, который, по легенде, когда-то был юношей, смертельно раненым на состязаниях с Аполлоном. (Гиацинт)

Шестая категория «Классификация»

К каким семействам относятся растения?

1. Хрен обыкновенный. (Крестоцветные)

2. Физалис. (Пасленовые)

З. Яблоня. (Розовые)

4. Подсолнух. (Сложноцветные)

5. Клевер. (Бобовые)

6. Тюльпан. (Лилейные)

7. Сахарный тростник. (Злаковые)

8. Помидор. (Пасленовые)

9. Чеснок. (Луковые)

10. Дурман. (Пасленовые)

11. Фасоль. (Бобовые)

12. Шиповник. (Розовые)

13. Капуста. (Крестоцветные)

14. Кукуруза. (Злаковые)

15. Астра. (Сложноцветные)

16. Малина. (Розовые)

17. Топинамбур. (Сложноцветные)

18. Баклажан. (Пасленовые)

19. Одуванчик. (Сложноцветные)

20. Ячмень. (Злаковые)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!