СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование в среде Scratch в системе дополнительного образования для учащихся начальных классов.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы в программе Скретч в системе дополнительного образования с учащимися начальных классов.  

Просмотр содержимого документа
«Программирование в среде Scratch в системе дополнительного образования для учащихся начальных классов.»

Программирование в среде Scratch

в системе дополнительного образования

для учащихся начальных классов.


Дополнительное образование - это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Научно-техническая направленность деятельности в дополнительном образовании предусматривает углубленное освоение теоретических разделов отраслей наук, развитие навыка практического применения теоретических знаний в самостоятельной исследовательской, конструкторской, творческой и трудовой деятельности

В настоящее время основы компьютерной грамотности и использования сети Интернет стали неотъемлемой частью как умение писать и читать.

Резко возрос интерес к программированию. Это связано с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий. Существуют множество языков программирования, которые предназначены для выполнения конкретных задач. Scratch (Скретч) гораздо легче, чем все традиционные языки программирования Паскаль, Бейсик, Си и т. д. Эта программа разрабатывалась как новая учебная среда для обучения школьников программированию. Название «Scratch» в переводе с английского имеет несколько значений. Это и царапина, которую оставляет Котёнок – символ программы, и каракули, символизирующие первый, ещё неуклюжий самостоятельный опыт, и линия старта. Со Scratch удобно стартовать. Сами разработчики характеризуют программу так: «Scratch предлагает низкий пол (легко начинать), высокий потолок (возможность создавать сложные проекты) и широкие стены (поддержка большого многообразия проектов)».

Подобно тому, как дети только-только начинающие говорить, учатся складывать из отдельных слов фразы, и Scratch обучает из отдельных кирпичиков-команд собирать целые программы. Scratch приятен «на ощупь». Его блоки, легко соединяемые друг с другом и так же легко, если надо, разбираемые. Scratch зовёт к экспериментам!




В Scratch можно создавать фильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как собираются из разноцветных кирпичиков конструкторы Лего. При этом блоки Scratch позволяют собирать только синтаксически верные конструкции, исключая ошибочные. Разные типы данных в среде обозначаются визуально различными формами и цветами, а значит, среда сама не допустит, чтобы пользователь создал неверно работающий код.

Многие считают, что программированием могут заниматься дети старшего школьного возраста, но учащиеся начальных классов не хуже старшеклассников справляются с поставленными задачами.

Младшие школьники могут создавать проекты, не требующие сложной алгоритмической структуры. При этом они могут выразить свои творческие способности в сочинении сценария проекта, подготовке графических и звуковых компонент. Scratch не просто среда для программирования, через нее можно выйти на многие другие темы школьной информатики. Создавая свои собственные игры и мультфильмы, дети учатся разрабатывать проекты, ставить цели и задачи. Чтобы оформить это, нужно поработать в текстовом редакторе. Потом надо нарисовать героя, окружение. Разработать алгоритм действий героя, алгоритмы его реакций на события. Надо будет озвучить героя и события (записать, обработать звук). Также ребенок знакомится с новыми понятиями: координата точки, переменная, выбор случайного числа, градусная мера угла, что создает базу для дальнейшего использования и осмысления этих понятий в школьном курсе. Важно и то, что ребенок имеет возможность поделиться результатами своего творчества с друзьями.

На занятиях можно использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: занятие с использованием игровых технологий; занятие-исследование; творческие практикумы (сбор скриптов с нуля); занятие-испытание игры; занятие-презентация проектов;

Методы обучения: словесные методы (лекция, объяснение); демонстративно-наглядные (демонстрация работы в программе, схем, скриптов, таблиц); исследовательские методы; работа в парах;

Для наилучшего усвоения материала практические задания рекомендуется выполнять каждому за компьютером. Формы подведения итогов: презентация проекта, испытание квеста, игры.

Учащиеся очень быстро ориентируются в программе, у них возникает множество идей, которые они стараются воплотить с помощью программы в реальность. Очень хорошо они понимают, как найти ту или иную координату, и их ни сколько не смущает, что существуют отрицательные и положительные числа, они знают, что знак минус может очень много значить если неправильно введешь координату, то твой спрайт окажется совсем не там где планировалось. Рассматривая градусную меру угла, сначала изучаем наглядно в классе, что поворот налево, направо или кругом, на плоскости можно заменить определенным значением. Сначала экспериментируем с блоками перо при построении того или иного рисунка, а затем уже переходим к использованию в создании более сложных проектов.

Также в процессе работы они учатся импортировать спрайт из библиотеки или других источников, и экспортировать спрайты или спрайты с уже готовыми скриптами, в библиотеку для дальнейшего использования. Они быстро понимают, что блоки можно дублировать, и этим облегчить работу по сбору скриптов.

Хотелось бы поделиться двумя проектами созданными учащимися начальных классов. Это игра «Лабиринт» - в которую может играть один игрок, и копия настольной игры с кубиком - в которую могут одновременно играть два игрока.

Ребята сами нарисовали фоны во встроенном редакторе. Для игры Лабиринт ими было выбрано три тура, между которыми можно переключаться с помощью клавиатуры. У каждого тура свой уровень сложности.




Затем создали скрипты для главного героя. В программе были использованы блоки изменения размера, т.к. лабиринт с каждым туром становится уже и спрайту тоже приходится уменьшаться, были заданы начальные координаты спрайта, также было задано определенное условие, что если спрайт вышел за линию лабиринта, то он возвращается в начальную точку. После создания игры, учащиеся с азартом играли в игру своего соседа по парте.



















Игра с кубиком была задумана при работе в паре, т.к играть одному порой не интересно, решили попробовать игру вдвоем.

Был нарисован фон для игры. Создано три спрайта: кубик

( был создан раньше когда изучали переменную) ребята его экспортировали в библиотеку с уже готовым скриптом и потом просто добавили в проект; две фишки для которых были написаны скрипты. Для каждой фишки были заданы разные кнопки управления. Кубик меняет грани при нажатии на клавишу пробел.

В эту игру теперь они уже играли по двое. Каждый хотел создать свое оригинальное поле, со своими командами. Дети учатся размышлять, придумывать, экспериментировать. Многие установили программу у себя дома на компьютеры. Так что не надо бояться и думать, что маленькие дети не могут справляться с трудностями, они не только хорошо справляются с поставленными условиями, но и предлагают свои идеи и новые проекты. Им просто нужно немножко помочь, и может быть, именно из этих ребят вырастут новые программисты.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!