Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.
Рельеф дна и объём воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солёности, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, её распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.
Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озёра, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.
Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.
Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.
Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Турция, Казахстан.
Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Год № | Дата план | Дата факт | Тема урока | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), в т.ч. УУД | Практические работы | Д/З | Примеча ние |
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ. 7 класс (68 ч) |
Введение 1 час |
1 | 05.09.17 | | Урок 1. Введение | Географический взгляд на Землю: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов УМК. Ресурсы урока: Учебник, с. 5-6; Атлас; Контурные карты; Тетрадь-тренажёр, с. 3; Электронное приложение к учебнику | | | | |
Природа Земли: главные закономерности (11 ч) |
2 | 06.09.17 | | Урок 1. Материки и океаны на поверхности Земли | Географическое положение и размеры материков и океанов, их площадное соотношение в Северном и Южном полушариях. Взаимодействие материков и океанов. Ресурсы урока: Учебник, с. 8-9; Атлас, с. 2-3; Контурные карты, с. 2-3 (№ 1); | Сравнивать размеры материков и океанов, географическое положение материков. Решать учебные задачи по сопоставлению размеров разных материков и океанов. Выявлять следствия положения материков в разных широтах. Описывать географическое положение одного из материков (океанов) по плану | Практическая работа №1 по сравнению географического положения материков. | П 1 | |
3 | 12.09.17 | | Урок 2. Материки и части света | Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света». Отличия материков и частей света. Ресурсы урока: Учебник, с. 10—11; Атлас, с. 2-3, 20-21 | Анализировать карту (картосхему «Материки и части света») и сопоставлять границы материков и частей света. Наносить на контурную карту границу между Европой и Азией. Прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света | | П 2 | |
4-5 | 13.09.17 | | Урок 3,4. Рельеф Земли | Крупнейшие формы рельефа Земли. Абсолютные высоты материков и глубины океанов. Главные черты рельефа материков и океанов. Закономерности размещения форм рельефа. Ресурсы урока: Учебник, с. 12-13; Атлас, с. 2-3; Контурные карты, с. 2-3 (№ 2) | Анализировать физическую карту мира и устанавливать материки с наиболее и наименее сложным рельефом. Сравнивать по картам рельеф материков (океанов) и объяснять особенности размещения крупных форм рельефа. Составлять по картам атласа характеристику рельефа одного из материков (океанов). Составлять по картам атласа сравнительную характеристику рельефа двух материков (океанов). Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа материков, срединно-океанические хребты и глубоководные желоба в океанах | | П 3 | |
6 | 19.09.17 | | Урок 5. История формирования рельефа Земли | Летосчисление Земли. Возраст горных пород и методы его определения. Эпохи складчатости. Формирование и развитие земной коры материков. Образование платформ и глыбовых гор. Формирование современных материков и океанов. Ресурсы урока: Учебник, с. 14-17; Атлас, с. 2-5; Контурные карты, с. 2-3 (№ 3) | Определять по рисункам относительный возраст горных пород. Анализировать схемы (рисунки), иллюстрирующие образование материковой и океанической земной коры. Сопоставлять карту строения земной коры с физической картой мира и определять время формирования континентальной коры разных участков земной поверхности. Определять по карте строения земной коры направления и скорости движения литосферных плит, прогнозировать расположение материков и океанов через миллионы лет. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту для выявления отражения в рельефе особенностей строения земной коры | Практическая работа №2 по выявлению взаимосвязи между строением земной коры и рельефом. | П 4 | |
7 | 20.09.17 | | Урок 6. Климатообразующие факторы | Географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность как основные климатообразующие факторы. Ресурсы урока: Учебник, с. 18-21; Атлас, с. 2-3, 6-7; Контурные карты, с. 6-7 (№ 5) | Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Сопоставлять карты (физическую, климатическую, климатических поясов и областей) и выявлять воздействие на климат географической широты, ветров, рельефа, океанических течений | | П 5 | |
8 | 26.09.17 | | Урок 7 Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли | Классификация климатов. Перемещение воздушных масс по сезонам года. Характеристика жарких, умеренных и холодных климатических поясов. Ресурсы урока: Учебник, с. 22-25; Атлас, с. 6-7; Контурные карты, с. 6-7 (№ 1-4) | Распознавать типы климатов по климатограммам. Обозначать на контурных картах границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках. Сопоставлять климатическую карту и карту климатических поясов и определять показатели климата климатического пояса. Составлять по картам атласа краткую характеристику климата одного из материков | | П 6 | |
9 | 27.09.17 | | Урок 8. Мировой океан | Исследования Мирового океана. Рельеф дна и объём воды в океанах. Роль Океана в формировании климатов Земли. Системы течений в Мировом океане. Жизнь в океанах. Океаны и человек. Ресурсы урока: Учебник, с. 26-29; Атлас, с. 2-3, 10-13, 24-27; Контурные карты, с. 2-3 (№ 5) | Описывать по картам особенности географического положения океанов. Устанавливать по картам особенности систем течений в Мировом океане, природные богатства, виды хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о хозяйственном использовании Мирового океана, перспективах освоения его богатств | Практическая работа № 3по составлению обобщённой схемы морских течений | П 7 | |
10 | 03.10.17 | | Урок 9. Воды суши | Сток поверхностных вод. Зависимость распределения вод суши от климата. Обеспеченность материков поверхностными водами. Реки: влияние рельефа и климата на их сток и режим. Крупнейшие реки и озёра мира. Ледники и подземные воды. Ресурсы урока: Учебник, с. 30-33; Атлас, с. 2-3, 6-7; Контурные карты, с. 2-3 (№ 4) | Определять режим рек на основе анализа климатограмм, отражающих режим выпадения осадков. Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости стока, характера течения и режима рек от рельефа и климата. Сравнивать реки земного шара по характеру течения, режиму и возможностям хозяйственного использования на основе анализа карт атласа и климатограмм. Сравнивать обеспеченность материков и их частей поверхностными водами. Решать учебные задачи по определению параметров оледенения, обеспеченности поверхностными водами, сравнивать материки по выявленным показателям. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам бережного и правильного использования природных вод. Наносить названия крупнейших водных объектов на контурную карту | Практическая работа № 4 по определению степени современного оледенения материков. | П 8 | |
11 | 04.10.17 | | Урок 10. Природная зональность | Причины неоднородности географической оболочки и формирование природных зон и высотных поясов. Природная зональность в Мировом океане. Особенности природной географической зональности материков. Меры по сохранению природных комплексов. . Ресурсы урока: Учебник, с. 34-35; Атлас, с. 6-7, 8-9 | Сравнивать карты (климатическую, климатических поясов и областей, природных зон) и выявлять особенности пространственного распространения природных зон. Анализировать особенности проявления природной зональности в Африке и Южной Америке, Северной Америке и Евразии, определять черты сходства и различия | Практическая работа № 5 по сопоставительному анализу карт климатических поясов и природных зон | П 9, подготовка к п/р | |
12 | 10.09.17 | | Урок 11. Обобщающий урок по теме «Природа Земли: главные закономерности» | Ресурсы урока: Учебник, с. 8-35, 36; атлас | Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 36 | | | |
Человек на планете Земля (8 ч) |
13 | 11.09.17 | | Урок 1. Историко-географические закономерности заселения человеком Земли | Этапы расселения людей по планете. Расселение человека и древнейшие цивилизации. Появление рас, их географическое распространение. Ресурсы урока: Учебник, с. 38-39; Атлас, с. 18-19 | Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле. Определять по картам регионы проживания представителей различных рас | | П 10 | |
14 | 17.10.17 | | Урок 2. Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля | Переписи населения. Численность населения Земли и определяющие её причины. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Размещение людей на планете: географические закономерности. Адаптация человека к природным условиям. Ресурсы урока: Учебник, с. 40-43; Атлас, с. 2-3, 6-9,16-17; Контурные карты, с. 10-11 (№ 1) | Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста. Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. Определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям | | П 11, 12 | |
15 | 18.10.17 | | Урок 3. Народы, языки. Мировые религии. | Численность народов и языков. Карта народов. Мировые религии и число людей, их исповедующих. Ресурсы урока: Учебник, с. 44-45; Атлас, с. 18-19 | Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира, районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий | Практическая работа № 6 по составлению характеристики населения мира. | П 13 | |
16 | 24.10.17 | | Урок 4. Хозяйственная деятельность людей | Понятие о современном хозяйстве. География основных видов хозяйственной деятельности людей. Ресурсы урока: Учебник, с. 46-47; Атлас, с. 22-23 | Составлять схему видов хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности. Определять по картам (статистическим данным) страны-лидеры в сельском хозяйстве и промышленности. Анализировать карты с целью выявления географических особенностей в распространении главных видов хозяйственной деятельности человека | | П 14 | |
17 | 25.10.17 | | Урок 5. Города и сельская местность | Основные виды поселений: города и сельские поселения. Города: количество, разнообразие по численности населения, выполняемой роли. Соотношение городского и сельского населения мира. Рост числа городов. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Ресурсы урока: Учебник, с. 48-49; Атлас, с. 16-17 | Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения. Приводить примеры разных типов сельских поселений мира. Анализировать изменение численности городского населения во времени. Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира. Определять по разным источникам информации функции городов | | П 15 | |
18 | 07.11.17 | | Урок 6. Страны мира | Политическая карта мира. Различие стран по площади, численности населения, географическому положению. Формы правления. Типы хозяйства стран. Ресурсы урока: Учебник, с. 50-51; Атлас, с. 20-21; Контурные карты, с. 10-11 (№ 2-5) | Анализировать политическую карту мира и определять крупнейшие по площади и численности населения страны и их столицы. Находить и подписывать на контурных картах названия приморских, внутриконтинентальных, островных стран. Определять по тематическим картам форму правления стран. Определять тип хозяйства стран по тематическим картам или статистическим данным о структуре занятости населения | Практическая работа№7 Нанесение на к/к стран мира. | П 16 | |
19 | 08.11.17 | | Урок 7. Историко-культурные районы мира | Районы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании: факторы формирования, географическое положение, особенности материальной и духовной культуры населения. Ресурсы урока: Учебник, с. 52-55; Атлас, с. 64 | Давать характеристику географического положения районов. Анализировать карты и выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) об особенностях обычаев, религий, о традиционных видах хозяйства народов района. Обсуждать причины выделения того или иного района, особенности материальной и духовной культуры населения. Готовить сообщения (презентации) о выдающихся памятниках культуры районов | | П 17 подготовка к повторению | |
20 | 14.11.17 | | Урок 8. Обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля» | Ресурсы урока: Учебник, с. 56; Атлас; Тетрадь-экзаменатор, с. 16-23; Тетрадь-практикум, практическая работа «Комплексная характеристика населения мира»; Электронное приложение к учебнику | | | | |
Многоликая планета (46 ч) |
Океаны (4 ч) |
21 | 15.11.17 | | Урок 1. Атлантический океан | Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение. Ресурсы урока: Учебник, с. 58-59; Атлас, с. 2-3, 10-11, 24; Контурные карты, с. 14-15 (№ 1-5) | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) об истории освоения Атлантического океана | | П 18 | |
22 | 21.11.17 | | Урок 2. Тихий океан | Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение. Ресурсы урока: Учебник, с. 60-61; Атлас, с. 2-3, 10-11, 26-27; Контурные карты, с. 18-19 (№ 1-4) | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности географического положения, природы, использования природных богатств, экологические проблемы | | П 19 | |
23 | 22.11.17 | | Урок 3. Индийский океан | Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение. Ресурсы урока: Учебник, с. 60-61; Атлас, с. 2-3, 10-11, 25; Контурные карты, с. 14-15 (№ 1-5); | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности географического положения, природы, использования природных богатств, экологические проблемы | | П 20 | |
24 | 28.11.17 | | Урок 4. Северный Ледовитый океан | Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение.. Ресурсы урока: Учебник, с. 64-65; Атлас, с. 2-3, 10-11, 26-27; Контурные карты, с. 18-19 (№ 1-2, 5) | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности природы океана. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) об истории освоения океана | Практическая работа № 8 по составлению комплексной характеристики океана | П 21 | |
Африка (6 ч) |
25 | 29.11.17 | | Урок 1. Особенности природы Африки | Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства.. Ресурсы урока: Учебник, с. 66-69; Атлас, с. 2-7, 28-33; Контурные карты, с. 22 (№ 1-5), с. 26 (№ 1-5) | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Африки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | Практическая работа № 9 по определению ФГП материка | П 22 | |
26 | 05.12.17 | | Урок 2. Районирование Африки | Северная, Центральная, Южная и Восточная Африка: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Ресурсы урока: Учебник, с. 70-73; Атлас, с. 28-33; Контурные карты, с. 23 (№ 1-5) | Устанавливать взаимосвязи на основе сопоставления тематических карт между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов. Находить информацию и обсуждать проблемы использования природных богатств и охраны природы | | П 23 | |
27 | 06.12.17 | | Урок 3. Население Африканского континента. | Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Африки. Особенности хозяйственной деятельности. Ресурсы урока: Учебник, с. 74-75; Атлас, с. 28-33; Контурные карты, с. 24 (№ 1-5) | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки между особенностями рельефа и расселением населения, между особенностями природной зональности и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу. Находить дополнительную информацию о проблемах населения Африки | | П 24 | |
28 | 12.12.17 | | Урок 4. Страны Африки: Южно-Африканская Республика | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 76-77; Атлас, с. 18-19, 28-33 | Выявлять черты страны, характерные для всего района Южной Африки, и специфические особенности ЮАР. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения и о хозяйственной деятельности страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Практическая работа№10 Нанесение стран Африки на К/к | П 25 | |
29 | 13.12.17 | | Урок 5. Страны Африки: Египет, Демократиче-ская Республика Конго | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 78-81; Атлас, с. 28-33; Тетрадь-тренажёр, с. 40 (№ 20), с. 41 (№ 3 частично); Электронное приложение к учебнику | Выявлять черты Египта и ДРК как типичных государств Северной и Центральной Африки и специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об отличительных чертах населения и о хозяйственной деятельности Египта и ДРК. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 25 Подготовка к повторению | |
30 | 19.12.17 | | Урок №6 Подведем итоги. | Учебник стрю66-81, атласы | Устанавливать связи между г.п материка и природой; Анализировать карты атласа; Наносить географические объекты на к/к. | | | |
Южная Америка (6+1 ч) |
31 | 20.12.17 | | Урок 1. Особенности природы Южной Америки | Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Ресурсы урока: Учебник, с. 82-85; Атлас, с. 2-7, 34-39; Контурные карты, с. 26 (№ 1-5), 27 (№ 1-5); | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и природной зональностью, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Южной Америки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка Зональные и незональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | | П 26 | |
32 | 26.12.17 | | Урок 2. Природные районы материка: равнинный Восток | Амазония, Равнина Ориноко, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Внутренние равнины и Пампа, Патагония: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Ресурсы урока: Учебник, с. 86-89; Атлас, с. 4-5, 34-39; Контурные карты, с. 28 (№ 4); | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки между природной зональностью равнинного Востока и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды, создания национальных парков и других охраняемых территорий. Составить схему «Значение лесов Амазонии для природы Земли» | | П 27 Подго товка к прове рочной работе | |
33 | 27.12.17 | | Проверочная работа по итогам первого полугодия |
34 | 16.01.18 | | Урок 3. Природные районы материка: Анды | Северные Анды, Центральные (Тропические) Анды, Южные Анды: особенности природы и хозяйственной деятельности. Ресурсы урока: Учебник, с. 90-91; Атлас, с. 4-5, 34-39 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления иллюстративного материала и тематических карт Южной Америки между положением подножий Анд в той или иной природной зоне и особенностями высотной поясности. Составлять характеристики природных районов Анд, оценивать возможности жизни и хозяйственной деятельности в разных частях горной системы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы заселения, хозяйственного освоения и использования природных богатств, антропогенных изменений природы | Практическая работа № 11 по выявлению воздействия природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности | П 28 | |
35 | 17.01.18 | | Урок 4. Население Южной Америки .Религиозный состав населения Южной Америки. | Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Южной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. Ресурсы урока: Учебник, с. 92-93; Атлас, с. 16-19, 34-39; Контурные карты, с. 28 (№ 1-3 ) | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу | | П29 | |
36 | 23.01.18 | | Урок 5. Страны Южной Америки: Бразилия | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 96-97; Атлас, с. 34-39; Контурные карты, с. 28 (№ 5) | Выявлять черты Бразилии, характерные для стран, расположенных в экваториальных, субэкваториальных и тропических широтах, и специфические особенности Бразилии. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйства | | П 30 | |
37 | 24.01.18 | | Урок 6. Страны Южной Америки: Венесуэла, Перу | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 94-95, 98-99; Атлас, с. 34-39; Контурные карты, с. 24 (№ 5) | Выявлять черты сходства и различия географического положения, природы, населения и хозяйства Венесуэлы и Перу, расположенных в жарком поясе и занимающих как горные, так и равнинные территории. Выявлять специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об истории формирования расового и этнического состава населения, особенностях размещения населения и городов, о памятниках культуры. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйства | | П 30 | |
Австралия и Океания (4 ч) |
38 | 30.01.18 | | Урок 1. Особенности природы Австралии | Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Ресурсы урока: Учебник, с. 100-103; Атлас, с. 40-41; Контурные карты, с. 30-31 (№ 1, 3-5); | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | Практическая работа № 12 по выявлению особенностей природы материка и объектов Всемирного наследия | П 31 | |
39 | 31.01.18 | | Урок 2. Особенности природы Океании | Географическое положение Океании, геологическое строение и рельеф, климат, органический мир, природные богатства. Ресурсы урока: Учебник, с. 104-105; Атлас, с. 2-7, 26-27, 40-41; Контурные карты, с. 30-31 (№ 2) | Устанавливать различия на основе анализа и сопоставления тематических карт островов Океании по размерам, геологическому строению, особенностям климата. Наносить на контурные карты природные географические объекты Океании. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях органического мира островов Океании | | П 32 | |
40 | 06.02.18 | | Урок 3. Население Австралии и Океании. Религиозный состав населения Австралии. | Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Австралии и Океании. Особенности хозяйственной деятельности. Ресурсы урока: Учебник, с. 106-107; Атлас, с. 16-19, 40-43 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии и Океании между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части Австралии и Океании по плотности населения, расовому и этническому составу | | П 33 | |
41 | 07.02.18 | | Урок 4. Австралийский Союз.Самоа | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 108-109; Атлас, с. 40-43; Контурные карты, с. 32-33 (№ 1-5) | Выявлять черты Австралийского Союза, характерные для стран, расположенных в субэкваториальных и тропических широтах, и специфические особенности страны. Выявлять воздействие природных условий и ресурсов на развитие разных видов хозяйственной деятельности. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 34,35 подготовка к зачету. | |
Антарктида (3 ч) |
42 | 13.02.18 | | Урок 1. Характеристика природы материка | Географическое положение Антарктиды. Особенности береговой линии материка. Характер поверхности и подлёдный рельеф, климат, внутренние воды, органический мир. Ресурсы урока: Учебник, с. 112-113; Атлас, с. 44-45; Контурные карты, с. 46 (№ 1-2, 4-5) | Устанавливать причины на основе анализа и сопоставления тематических карт Антарктиды оледенения, особенности береговой линии, взаимосвязи между особенностями надлёдного и подлёдного рельефа, между климатом и органическим миром. Строить профиль подлёдного рельефа и рельефа ледникового покрова по картам атласа. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | Практическая работа №13 по составлению описания особенностей природы Антарктиды. | П 36 | |
43 | 14.02.18 | | Урок 2. Освоение Антарктиды человеком | Открытие материка. Достижение Южного полюса норвежским исследователем Р. Амундсеном. Статус нейтральности и «национальные сектора». Исследования Антарктиды. Значение ледникового покрова для природы Земли. Ресурсы урока: Учебник, с. 114-115; Атлас, с. 44-45; Контурные карты, с. 46 (№ 3); Тетрадь-тренажёр, с. 70 (№ 1, 2), с. 71 (№ 10), с. 72 (№ 3-5), с. 73 (№ 1, 2), с. 74 (№ 5), с. 77 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | Определять по картам географические объекты, названные именами исследователей материка. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать причины изучения Антарктиды, проблемы охраны её природы и природных богатств | | П 37, повторить все южные материки | |
44 | 20.02.18 | | Урок 3. Обобщающий урок «Южные материки» | Ресурсы урока: Учебник, с. 66-115; Атлас; Тетрадь-экзаменатор, с. 30-51; Электронное приложение к учебнику | Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблемы «Как особенности природы южных материков влияют на направления хозяйственной деятельности человека: способы ведения хозяйства, выращивание культурных растений, характер построек и т.д.» (Учебник, с. 174, «Вопросы для обсуждения»); — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 30-51 | | | |
Северная Америка (6 ч) |
45 | 21.02.18 | | Урок 1. Особенности природы Северной Америки | Географическое положение материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. Ресурсы урока: Учебник, с. 116-119; Атлас, с. 46-49; Контурные карты, с. 34 (№ 1-2, 4), 35 (№ 1, 5) | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Северной Америки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка. Находить информацию об истории создания национальных парков в разных природных зонах Северной Америки (по выбору) и охраняемых на их территории объектах (рекомендуются | | П 38 | |
46 | 27.02.18 | | Урок 2. Равнинные районы Северной Америки | Северо-Американская Арктика, равнины Канады, Центральные, Великие и Береговые равнины: особенности природы и хозяйственной деятельности, экологические проблемы. Ресурсы урока: Учебник, с. 120-123; Атлас, с. 46-51; Контурные карты, с. 34 (№ 5), с. 35 (№ 3); | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы | Практическая работа № 14 по выявлению зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности. | П 39 | |
47 | 28.02.18 | | Урок 3. Горы Северной Америки | Аппалачи, Субарктические Кордильеры, Кордильеры умеренного пояса, Субтропические и Тропические Кордильеры: особенности природы и хозяйственной деятельности. Ресурсы урока: Учебник, с. 124-125; Атлас, с. 46-51; Контурные карты, с. 34 (№ 3), с. 35 (№ 2); | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления иллюстративного материала и тематических карт Северной Америки между положением подножий Кордильер в той или иной природной зоне и особенностями высотной поясности. Составлять характеристики природных районов Кордильер, оценивать возможности жизни и хозяйствования в разных частях гор | | П 40 | |
48 | 06.03.18 | | Урок 4. Освоение человеком материка. .Религиозный состав населения Северной Америки. | Численность и размещение населения. История заселения материка и расовый состав населения. Народы, языки, религии. Политическая карта Северной Америки. Особенности хозяйственной деятельности. Ресурсы урока: Учебник, с. 126-127; Атлас, с. 16-19, 46-51; Контурные карты, с. 35 (№ 4), с. 36 (№ 1-5) | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу | | П 41 | |
49 | 07.03.18 | | Урок 5. Страны Северо-Американского континента: США | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 128-129; Атлас, с. 46-51; | Выявлять черты США, типичные для стран, расположенных на равнинных и горных территориях в умеренных и субтропических широтах, а также специфические особенности природы, населения и хозяйства США. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 42 | |
50 | 13.03.18 | | Урок 6. Страны Северо-Американского континента: Канада и Мексика | Географическое положение, природа, население, хозяйство, города. Ресурсы урока: Учебник, с. 130-133; Атлас, с. 46-51; | Выявлять отличия географического положения, природы, населения и хозяйства Канады и Мексики. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об истории формирования расового и этнического состава населения, особенностях размещения населения и городов, памятниках культуры | | П 42 | |
Евразия (16 часов) |
51 | 14.03.18 | | Уроки 1 Особенности природы Евразии. Рельеф. | Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, органический мир, природные зоны и богатства. Ресурсы урока: Учебник, с. 134-137; Атлас, с. 8-9, 14-15, 22-23, 52-59; Контурные карты, с. 38-19 (№ 1-5), 40-41 (№ 1-5); Тетрадь-тренажёр, с. 90-91 (№ 1-9, 10-14), с. 93 (№ 2), с. 94 (№ 4), с. 95-97 (№ 1-8), с. 100 (№ 1), с. 101 (№ 3), с. 102-103 (№ 1-5), с. 105 (№ 7); | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Евразии (рельефа, полезных ископаемых, климата, внутренних вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка Зональные и незональные природные комплексы. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | Практическая работа № 15 по составлению описания внутренних вод Евразии | П 43 | |
52 | 20.03.18 | | Уроки 2. Особенности природы Евразии. Климат. | | П 43 | |
53 | 21.03.18 | | Уроки 3. Особенности природы Евразии. Внутренние воды. | | П 43 | |
54 | 03.04.18 | | Уроки 4. Особенности природы Евразии. ПЗ. | | П 43 | |
55 | 04.03.18 | | Урок 5. Районы Евразии: западная часть Европы | Северная, Средняя и Южная Европа: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Ресурсы урока: Учебник, с. 138-139; Атлас, с. 52-61; Контурные карты, с. 42-43 (№ 1-2, 5); Тетрадь-тренажёр, с. 98 (№ 9), с. 104 (№ 6 частично); Электронное приложение к учебнику | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между природной зональностью и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить информацию (в Интерне- те и других источниках) и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств,антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды. Находить информацию о национальных парках Европы и охраняемых в них памятниках природы | | П 44 | |
56 | 10.04.18 | | Урок 6. Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия. | Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Ресурсы урока: Учебник, с. 140-141; Атлас, с. 52-61; Тетрадь-тренажёр, с. 93 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | | П45 | |
57 | 11.04.18 | | Урок7. Районы Евразии: Южная, Юго-Западная и Центральная Азия | Южная, Юго-Западная и Центральная Азия: рельеф, климат, поверхностные воды, заселённость и освоенность территории. Ресурсы урока: Учебник, с. 142-143; Атлас, с. 52-61; Тетрадь-тренажёр, с. 93 (№ 1), с. 94 (№ 5), с. 101 (№ 4), с. 104 (№ 6 частично); Электронное приложение к учебнику | Устанавливать взаимосвязи на основе сопоставления тематических карт между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, зональными природными богатствами и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды. Находить информацию о национальных парках и охраняемых в них объектах | | П 46 | |
58 | 17.04.18 | | Урок 8. Человек на территории Евразии | Численность и размещение населения. Расы, народы, языки, религии. Политическая карта Евразии. Особенности хозяйственной деятельности. Ресурсы урока: Учебник, с. 144-145; Атлас, с. 16-19, 52-63; Контурные карты, с. 44-45 (№ 1-3, 5); Тетрадь-тренажёр, с. 92 (№ 15-18), с. 98-99 (№ 10-13); Электронное приложение к учебнику | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между особенностями рельефа и природной зональности и размещением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу | | П47 | |
59 | 18.04.18 | | Урок 9. Страны Европы: Норвегия .Религиозный состав населения Европы. Протестантизм и католицизм. | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 146-147; Атлас, с. 52-63; Электронное приложение к учебнику | Выявлять черты Норвегии как типичной страны Северной Европы и специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны, национальных парках и охраняемых в них природных комплексах. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 48 | |
60 | 24.04.18 | | Урок 10. Страны Европы: Великобритания Норвегия | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 148-149; Атлас, с. 52-63; Электронное приложение к учебнику | Выявлять черты Великобритании как типичной страны Северной Европы и специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П48 | |
61 | 25.04.18 | | Урок 11. Страны Европы: Германия, Франция, Италия, Чехия. | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 150-153; Атлас, с. 52-63; Электронное приложение к учебнику | Выявлять черты Германии и Франции как типичных стран Средней Европы и специфические особенности их природы, населения и хозяйства. Сравнивать географическое положение, природу, население и хозяйство Германии и Франции, определять черты сходства и различия. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры стран. Наносить на контурные карты природные объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 48 | |
62 | 02.05.18 | | Урок 12. . Страны Азии: Индия Религиозный состав населения Азии. Индуизм | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 154-157; Атлас, с. 52-63; Контурные карты, с. 18 (№ 3, 4); Электронное приложение к учебнику | Выявлять различия географического положения, природы, населения и хозяйства Италии и Чехии как типичных стран Южной и Средней Европы, расположенных в разных географических поясах. Выявлять специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о населении, городах, об особенностях материальной и духовной культуры, о памятниках культуры. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 49 | |
63 | 08.05.18 | | Урок 13 Страны Азии: Китай. .Религиозный состав населения Азии. Буддизм. | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 158-159; Атлас, с. 52-63; Электронное приложение к учебнику | Выявлять черты Индии как крупнейшей страны Южной Азии, специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, материальной и духовной культуре, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 49 | |
64 | 15.05.18 | | Урок 14. Страны Азии: Япония и Республика Корея. . | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 160-161; Атлас, с. 52-63; Электронное приложение к учебнику | Выявлять черты Китая как крупнейшей страны, расположенной в Восточной и во Внутренней Азии, специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 49 | |
65 | 16.05.18 | | Урок 15 Страны Азии: Турция и Казахстан .Религиозный состав населения Азии. Ислам | Географическое положение, природа, население, хозяйство, крупнейшие города. Ресурсы урока: Учебник, с. 162-165; Атлас, с. 52-63; Тетрадь-тренажёр, с. 94 (№ 6); Электронное приложение к учебнику | Выявлять черты Японии и Республики Корея как типичных стран Восточной Азии и специфические особенности их природы, населения и хозяйства. Сравнивать географическое положение, природу, население и хозяйство Японии и Республики Корея, определять черты сходства и различия. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, материальной и духовной культуре, о памятниках природы и культуры стран. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 49 | |
66 | 22.05.18 | | Урок 16. Обобщающий урок «Северные материки». | Ресурсы урока: Учебник, с. 116-169; Атлас | Выявлять на основе анализа карт различия географического положения, природы, населения и хозяйства Турции и Казахстана как типичных стран Юго-Западной и Внутренней Азии, расположенных в разных географических поясах. Определять специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о населении, городах, об особенностях материальной и духовной культуры народов. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | | П 60 | |
Общечеловеческие проблемы (2 часа) | |
67 | 23.05.18 | | Урок 1. Общечеловече-ские проблемы | Понятие об общечеловеческих проблемах. Продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости и бедности. Ресурсы урока: Учебник, с. 170-173; Атлас с. 12-13, 31, 37, 41, 49 58-59; Тетрадь-тренажёр, с. 106-111; Тетрадь-экзаменатор, с. 68-71; Электронное приложение к учебнику | Анализировать карты материков «Нарушение природных комплексов», «Мировой океан. Хозяйственная деятельность человека», выявлять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией. Обсуждать общечеловеческие проблемы, перспективы охраны и разумного использования мирового природного и экологического потенциала | | стр 170 | |
68 | 29.05.18 | | Урок 2. Итоговая проверочная работа | Ресурсы урока: Атлас; Тетрадь-экзаменатор, с. 72-89; Электронное приложение к учебнику | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 72-89 | | | |