Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности
СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»
Тема № 3.1. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий
Занятие 1: лекция (1 час)
Солощенко Виктор Васильевич
ЧС
Санкт-Петербург, 2020 Цикл обучения слушателей № 4
Учебные вопросы
- Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки.
- Оценка обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте.
Нормативные правовые акты
- Постановление Правительства РФ от 24.04.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
- Постановление Правительства РФ от 17.10.2019 № 1333 «О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения».
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 № 120 «О Порядке сбора и обмена в Санкт-Петербурге информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Нормативные правовые акты
4. ГОСТ Р 42.4.02-2015 Гражданская оборона. Режимы радиационной защиты на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
5. ГОСТ Р 22.2.11-2018 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Методика оценки радиационной обстановки при запроектной аварии на атомной станции.
6. СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне.
7. ГОСТ Р 42.0.03-2016 Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и ЧС природного и техногенного характера. Условные обозначения.
27.01.2017 В шаге от катастрофы. Куда нас заведёт технический прогресс?
Первый учебный вопрос
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки
Задачи РСЧС:
… . прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в редакции от 08.03.2015
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды;
- мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий.
ПП РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей среды;
- мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий.
ПП РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;
- мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий.
ПП РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Сущность прогнозирования
Прогнозирование - это исследовательский и расчетно-аналитический процесс , целью которого является получение вероятностных данных о будущем состоянии и характере развития прогнозируемого явления, состоянии и определяющих параметров функционирования той или иной системы, или объекта.
Прогнозирование носит вероятностный характер, так как прогнозирует событие, которое еще не произошло.
Гражданская защита. Энциклопедия, т.3. 2015
Методы прогнозирования подразделяются на группы :
эвристические (строятся на основе методических рекомендаций, мнений специалистов и экспертов);
статистические (строятся на основе обработки статистических данных о ЧС);
математическое моделирование (на основе статистических данных с применением расчётных моделей).
ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.
Прогнозирование осуществляется по следующим видам опасностей:
взрывная опасность;
сейсмическая опасность;
пожарная опасность;
химическая опасность;
радиационная опасность;
гидрометеорологическая опасность;
биологическая опасность.
Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.
ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.
Мониторинг чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
Система наблюдений , производимых по определенной программе непрерывно или с заданной периодичностью, для оценки:
- состояния окружающей среды или отдельных ее элементов;
- техногенных объектов, анализа происходящих в них процессов, явлений и своевременного выявления тенденций их изменения, опасных для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, с целью обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ГОСТ Р 22.1.15-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер а .
Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются:
- контроль состояния природных и техногенных источников ЧС,
- заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.
Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия :
сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС;
лабораторный контроль состояния окружающей среды;
прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС ;
прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС ;
прогнозирование видов и параметров последствий ЧС .
Прогнозирование проводится по двум направлениям
прогнозирование вероятности возникновения ЧС
прогнозирование масштабов и тяжести последствий ЧС
Для реализации функций по :
- организации и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
- сбору, обработке и анализу информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- осуществлению мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
создана функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Приказ МЧС РФ от 4 марта 2011 г. № 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на:
Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях ;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации .
Приказ МЧС РФ от 4 марта 2011 г. № 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС
Основные задачи
организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию ЧС природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;
определение возможного характера ЧС и масштаба их развития;
выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
Одними из основных функций ФП СМП ЧС являются:
выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС и снижение негативных последствий при их возникновении;
разработка типовых сценариев возникновения и развития ЧС и оценка риска их возникновения;
информационное обеспечение ОУ РСЧС прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации ЧС;
методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу ЧС и снижению их негативных последствий.
Приказ МЧС РФ от 4 марта 2011 г. № 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Сеть НЛК представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений , подразделений и служб
ФОИВ,
ОГВ субъектов РФ,
организаций (далее – учреждения СНЛК),
осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории РФ.
МЧС России совместно с иными ФОИВ, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», ОГВ субъектов РФ через органы, уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, организует взаимодействие и координирует деятельность учреждений СНЛК.
СНЛК состоит из федеральных и территориальных подсетей.
ОГВ субъектов РФ , исходя из возложенных на них задач в области ГО, определяют состав учреждений СНЛК территориальных подсетей и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2019 № 1333
«О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения»
Основными задачами СНЛК являются:
а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда), продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей;
б) организация и проведение РХБ разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2019 № 1333
«О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения»
Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля ГО Санкт-Петербурга Утверждено распоряжением губернатора СПб от 01.03.2000 № 218-р
Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования СНЛК , которая является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС.
Общее руководство СНЛК возлагается на ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу . Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют городские (головные) организации, включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение и лабораторный контроль организуются и проводятся в целях:
- своевременного обнаружения и индикации РХБ заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при ЧС в мирное и военное время ;
- принятия экстренных мер по защите населения и территории Санкт-Петербурга от радиоактивных, отравляющих, АХОВ, биологических (бактериологических) средств возбудителей инфекционных заболеваний.
Источники информации для руководителя образовательной организации
Оперативный ежедневный прогноз ЧС
НЦУКС – http://www.mchs.gov.ru/operationalpage;
ЦУКС ГУ МЧС СПб - http://78.mchs.gov.ru/operationalpage.
Появляются на сайтах, как правило, после 17 часов
Уполномоченный орган ( ГУ МЧС России по СПб ) осуществляет :
- сбор и обработку оперативной и статистической информации от ИОГВ Санкт-Петербурга, ОМСУ в Санкт-Петербурге, организаций и ФОИВ, которые осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях;
- представление информации об угрозе, фактах возникновения ЧС и ходе ее ликвидации в дежурную службу Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга, Правительству Санкт-Петербурга и Ситуационному центру Санкт-Петербурга;
- учет, накопление, хранение и ведение базы данных о чрезвычайных ситуациях…
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 № 120 «О Порядке сбора и обмена в Санкт-Петербурге информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
Выводами из результатов прогнозирования является оценка складывающейся обстановки
Под обстановкой понимают возникающие, при военных конфликтах или при чрезвычайных ситуациях, последствия , которые оказывают влияние:
- на жизнеобеспечение населения и персонала;
- на функционирование предприятий и учреждений;
- на действия и боеспособность формирований.
Оценка обстановки при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях представляет собой изучение и анализ факторов и условий, влияющих на проведение работ по ликвидации последствий аварии (катастрофы) и стихийного бедствия.
Словарь терминов МЧС, 2010
Оценка обстановки является обязательным элементом работы руководителей объектов, которые могут оказаться в зоне поражения ЧС.
ЧС природного и техногенного характера, границы зон возможной опасности, способы защиты и мероприятия жизнеобеспечения населения
Приложение № 2 к постановлению. Перечень зон экстренного оповещения населения на территории Санкт-Петербурга в районах размещения химически опасных объектов
Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 473 от 04.07.2013
« О мерах по реализации Указа Президента РФ от 13.11.2012
№ 1522 »
Приложения № 1-21 к перечню (6 исключены). План-схемы ХОО с указанием R 1 – зон санитарных потерь и R 2 – зон дискомфорта для наиболее опасных сценариев развития аварий.
Распоряжение Правительства РФ от 14.09.2009 № 1311-р
« Об утверждении перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты ».
6.
27
Акционерное общество «Балтийский завод».
29
Акционерное общество «Радиевый институт имени В.Г. Хлопина» .
Акционерное общество "Санкт-Петербургский «ИЗОТОП» .
52
57
Федеральное государственное унитарное предприятие «АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНАТОМА РОССИИ» .
66
Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр» .
70
ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия» .
ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей» имени И.В. Горынина Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» .
Для ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ зону возможного радиоактивного загрязнения ограничивают границами проектной застройки указанных объектов и примыкающей к ней санитарно-защитной зоной .
СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по ГО. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90
Настоящий свод правил устанавливает требования к ИТМ ГО, которые должны соблюдаться при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий , при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), ОПО, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов и объектов ГО.
Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего СП получила положительное заключение государственной экспертизы , а также на документы территориального планирования и документацию по планировке территории, утвержденные до вступления в силу настоящего СП.
4.9 Зона возможного радиоактивного загрязнения от объектов использования атомной энергии - зона возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км - для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт .
СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90
Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»
Приложение № 16. Карта границ территорий, подверженных риску возникновения ЧС природного и техногенного характера и воздействия их последствий.
Начальнику территориального отдела по наименование району
УГЗ ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Адрес территориального отдела
Бланк организации
Дата и номер исходящего запроса
ЗАЯВЛЕНИЕ
Уважаемый Имя отчество !
1. Прошу предоставить государственную услугу и выдать исходные данные по возможной химической обстановке на территории наименование района Санкт-Петербурга в части касающейся основного здания организации, расположенного по адресу ____________________ и филиала (обособленного структурного подразделения), расположенного по адресу ___________________.
2. Основание: разработка /переработка планирующих документов название организации по мерам защиты работников организации , подведомственных объектов производственного и социального назначения (при наличии) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Директор подпись Инициалы, фамилия
Начальнику отдела радиационной, химической и биологической защиты и первоочередного обеспечения населения
Управления ГО и защиты населения
ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Пр. Металлистов, 119
195197 Санкт-Петербург
Бланк организации
Дата и номер исходящего запроса
ЗАЯВЛЕНИЕ
Уважаемый * Денис Владимирович !
1. Прошу предоставить государственную услугу и выдать исходные данные по возможной радиационной обстановке на территории наименование района Санкт-Петербурга в части касающейся основного здания организации, расположенного по адресу ____________________ и филиала (обособленного структурного подразделения), расположенного по адресу ___________________.
2. Основание: разработка /переработка планирующих документов название организации по мерам защиты работников организации , подведомственных объектов производственного и социального назначения (при наличии) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Директор подпись Инициалы, фамилия
*На 13.01.2020 – полковник Щинов Денис Владимирович
План мероприятий на 2018-2024 (I этап) по реализации МЧС России Основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года (утв. п риказом МЧС России от 22.10.2018 № 467)
Планируемые мероприятия
разработка и утверждение ведомственных НПА и методических документов в области прогнозирования ЧС, реагирования на риски возможных ЧС – срок исполнения: IV квартал 2019 г. ;
переработка и утверждение положений о функциональных и территориальных подсистемах РСЧС;
применение систем дистанционного мониторинга ЧС, в т.ч. с использованием космических аппаратов;
совершенствование организационного, технического и методического обеспечения мониторинга и прогнозирования ЧС
и др. мероприятия.
Второй учебный вопрос
Оценка обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте.
ОБСТАНОВКА – это совокупность факторов, условий и обстоятельств, в которых осуществляются подготовка и выполнение определённых действий в той или иной сфере, осуществляемой в условиях мирного и военного времени. .
ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ , изучение и анализ факторов и условий, влияющих на возникновение и развитие ЧС, совокупности факторов и условий, сложившихся в результате возникшей ЧС, физико-географических, климатических и гидрометеорологических условий в районе ЧС, а также состояния и возможностей сил и средств по ликвидации ЧС.
Проводится руководителями объектов, ОМСУ, ОИВ всех уровней с участием ОУ РСЧС при принятии решений на предупреждение и ликвидацию ЧС и управление силами и средствами при этом.
Гражданская защита. Энциклопедия. Москва, 2015
Выявление и оценка обстановки осуществляется в 3 этапа:
I этап – прогнозирование обстановки.
Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий в ЧС.
II этап – прогнозирование обстановки после возникновения ЧС.
Полученные результаты необходимы для принятия решений по защите населения и территорий, а также для уточнения задач формированиям разведки (учреждениям СНЛК) и проведения неотложных мероприятий по защите.
III этап – выявление и оценка обстановки по данным разведки.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и территорий, а также для проведения АСДНР на территории (объекте), подвергшейся ЧС.
Составными частями общей оценки обстановки , складывающейся в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени являются выявление и оценка
радиационной,
химической,
инженерной,
пожарной,
медицинской обстановки ,
которые входят в комплекс мероприятий защиты населения и организаций от последствий чрезвычайных ситуаций
Разведка
Общая разведка – комплекс мероприятий, проводимый органами управления и силами ГО и РСЧС в целях:
обобщения, изучению данных о состоянии окружающей среды и обстановки в зонах ЧС, а также на участках и объектах проведения АСДНР;
определения количества пострадавших, степени и характера разрушений;
определения возможных направлений распространения поражающих факторов источника ЧС.
Для ведения разведки привлекаются:
- системы наблюдения и лабораторного контроля;
- разведывательные формирования МЧС России;
- НАСФ и другие силы, привлекаемые к ликвидации ЧС.
Специальная разведка ГОСТ Р 22.8.01-96. Безопасность в ЧС. Ликвидация ЧС. Общие требования.
Ведется для получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения, об обстановке в районах, неблагополучных в эпидемиологическом и эпизоотическом отношении, для уточнения пожарной, инженерной и медицинской обстановки.
Основными видами специальной разведки в зоне ЧС являются:
- инженерная;
- медицинская;
- пожарная;
- радиационная;
- санитарно-эпидемиологическая;
- химическая .
1. Оценка радиационной обстановки.
Под радиационной обстановкой понимают совокупность последствий радиоактивного загрязнения (заражения) местности, оказывающих влияние на деятельность объектов экономики, сил ГО и населения.
Радиационная обстановка характеризуется масштабами (размерами зон) и характером радиоактивного загрязнения (заражения) (уровнем радиации).
Выявление и оценка радиационной обстановки
РО – совокупность радиационных факторов и условий, формирующихся в результате применения противником ядерного оружия, а также в процессе эксплуатации РОО и при возникновении на них аварий и разрушений.
Размеры зон радиоактивного загрязнения (заражения) и уровни радиации являются основными показателями степени опасности радиоактивного заражения для людей.
Оценка радиационной обстановки включает:
- определение масштабов и характера радиоактивного загрязнения (заражения);
- анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения;
- выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается радиационное поражение людей.
Выводы из оценки радиационной обстановки для руководителя образовательной организации могут заключаться в следующем:
Обеспечению СИЗ подлежит население , проживающее на территориях в пределах границ зон:
… возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения) , устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно- и химически опасных объектов.
Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения , - респираторы из расчета на 101% их общей численности.
Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"
ПРУ создаются для защиты:
наибольшей работающей смены организации,
отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне,
расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения)
за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
ПП РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО»
(С изменениями в соответствии с ППр РФ от 30.10. 2019 N 1391)
ПРУ создаются для защиты:
нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала , находящегося в учреждении здравоохранения,
расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
ПП РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО»
(С изменениями в соответствии с ППр РФ от 30.10. 2019 N 1391)
Авария на ЧАЭС произошла 26 апреля 1986 г.
Она сопровождалась тепловым взрывом активной зоны 4-го блока Чернобыльской АЭС, в результате чего в атмосферу попал практически весь набор радионуклидов, которые накопились в реакторе к моменту взрыва.
Основные пределы доз
Нормируемые величины*
Пределы доз
Персонал (группа А)**
Эффективная доза
Население
20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год
1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год
1мЗв = 100 мР = 0.1Р(бэр) не более 5 мЗв = 500 мР = 0,5 Р (бэр)
За период жизни (70 лет) - 70 мЗв (7 бэр)
Соблюдение режимов радиационной защиты исключает радиационные поражения и облучения людей сверх установленных доз облучения
На военное время :
однократное в течение первых 4 – х суток – 50 рад ;
многократное облучение в течение месяца – 100 рад;
многократное облучение в течение 3 – х месяцев – 200 рад;
многократное облучение в течение года не более 300 рад.
На мирное время :
- для личного состава формирований – 2 бэр в течение года,
- для населения 0,1 бэр .
Эффективные эквивалентные дозы облучения от различных естественных и техногенных источников излучения
Вид облучения
Эффективная эквивалентная зона (облучение всего тела)
Просмотр кинофильма или матча по цветному телевизору на R от экрана 2 м
0,01мкЗв (1мкбэр)
Ежедневный в течении года просмотр телепередач
5 – 7 мкЗв (0.5 – 0.7мбэр)
Облучение за год за счет радиоактивных выбросов АЭС в районе расположения станции
0,2 – 0,1мкЗв (0,02 – 0,1мбэр)
Облучение за год за счет дымовых выбросов с естественными радионуклидами ТЭС на угле
2 – 5 мкЗв (0, - 0,5мбэр)
Полет в течение 1 ч на самолете (ниже скорости звука)
4 – 7мкЗв (0,4 – 0,7мбэр)
Прием радоновой ванны
0,01 – 1 мЗв (1 – 100мбэр)
Флюорография
0,1 – 0,5 мЗв (0,01 – 0,05бэр)
Рентгенография грудной клетки
0,1 – 1 мЗв (0,01 – 0,1бэр)
Рентгеновская маммография
1 – 2 мЗв (0,1 – 0,2бэр)
Рентгеноскопия грудной клетки
2 – 4мЗв (0,02 – 0,4бэр)
Рентгеноскопия зубов
0,03 – 3 мЗв (0,003 – 0,3бэр)
Рентгеновская томография
5 – 100 мЗв (0,5 – 10бэр)
Рентгеноскопия желудка, кишечника
0,1 – 0,25 Зв (10 – 25бэр)
Выявление и оценка химической обстановки
Химическая обстановка — совокупность факторов и условий, возникающих в результате применения противником химического оружия, в ходе эксплуатации ХОО, в том числе аварий на них или террористических актов с применением ТХ и других опасных химических веществ.
Возникновение ХО обусловлено химическим заражением (ХЗ) местности, воздуха, водных и других объектов, создающим опасность поражения незащищенного населения.
Химическая обстановка характеризуется масштабами , продолжительностью и последствиями .
Зона выброса
(разлива) АХОВ
Источник
поступления АХОВ
Оценка химической обстановки включает:
- определение масштабов и характера химического заражения;
- анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения;
- выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается поражение людей.
Оценка химической обстановки производится методом прогнозирования и по данным разведки .
На объектах химическую обстановку выявляют посты РХН, звенья и группы радиационной и химической разведки.
Выводы из оценки химической обстановки для руководителя образовательной организации могут заключаться в следующем:
Обеспечению СИЗ подлежит население , проживающее на территориях в пределах границ зон:
… возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения) , устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно- и химически опасных объектов.
для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения , - СИЗ органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности . Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"
Исходные данные для оперативного прогнозирования масштабов возможного химического заражения АХОВ при аварии на химически опасном объекте включают:
- общее количество АХОВ на объекте и данные о размещении их запасов в емкостях и технологических трубопроводах;
- количество АХОВ, выброшенных в атмосферу , и характер их разлива на подстилающей поверхности («свободно», «в поддон» или «в обваловку»);
- высота поддона или обваловки складских емкостей;
- метеорологические условия: температура воздуха, скорость ветра на высоте 10 м, степень вертикальной устойчивости атмосферы,
СП XX.13330.2014
Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
Чтобы оценить обстановку при аварии на химически опасном объекте в соответствие с существующими методиками:
- Прогнозируется глубина зоны возможного химического заражения АХОВ;
- Определяется продолжительность поражающего действия АХОВ;
- Определяется площадь зоны возможного химического заражения АХОВ;
- Определяется время подхода зараженного воздуха к объекту;
Практическое определение исходных данных проводится в ходе
практического занятия с соответствующей категорией обучающихся .
3. Оценка инженерной обстановки
Под инженерной обстановкой понимается совокупность последствий воздействия стихийных бедствий, аварий (катастроф), а также первичных и вторичных поражающих факторов современных средств поражения, в результате которые имеют место разрушения зданий, сооружений, оборудования, коммунально-энергетических сетей и т.п., оказывающих влияние на устойчивость работы объектов народного хозяйства и жизнедеятельность населения.
Оценка инженерной обстановки включает:
определение масштабов и степени разрушений элементов и объекта в целом (степени разрушения зданий, сооружений, коммунально-энергетических сетей и др.), в том числе защитных сооружений для укрытия рабочих и служащих;
размеров зон завалов;
объема и трудоемкости инженерных работ;
анализ их влияния на устойчивость работы отдельных элементов и объекта в целом, а также на жизнедеятельность населения.
Оценка инженерной обстановки производится на основе сочетания данных прогноза и инженерной разведки.
Выводы из оценки инженерной обстановки для руководителя образовательной организации могут заключаться в следующем:
ПП РФ от 22.06.2004 №303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы"
Зона возможных разрушений
Зона возможных сильных разрушений
СП XX.13330.2014
Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
здания и сооружения могут получить
средние
полные
слабые
сильные
разрушения
основные несущие конструкции сохраняются
могут сохраняться частично стены и перекрытия нижних этажей
обрушение зданий и сооружений,
несущие конструкции сохраняются и лишь частично деформируются
от которых могут сохраниться только подвалы
ПРУ или укрытие
убежище
Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, а также хозяйственного и социального функционирования территории.
Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий.
Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории.
Оценка обстановки заключается в изучении и анализе факторов и условий,
влияющих на выполнение поставленной задачи
Заключительная часть
Система защиты населения и территорий от ЧС должна быть адекватной современным угрозам, опасностям и рискам.
Необходимо переходить от оперативного реагирования на угрозу к управлению рисками , профилактике и предупреждению, как самой ЧС природного или техногенного характера, так и крупных террористических актов.
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»)
Проспект Металлистов, 119
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ