Просмотр содержимого документа
«Програма самообразования педагога»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
города Аши Челябинской области
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Направление самообразования:
информационно-коммуникационные технологии
Тема: «ИКТ-компетентность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС нового поколения»
Учителя начальных классов,
Шевелёвой Надежды Сергеевны
Аша
1.Актуальность
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Программа по самообразованию – это программа развития педагога, модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать образовательный процесс.
На современном этапе изменений, происходящих в сфере начального образования приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Проектирование и развитие универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) у младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования успешности обучения».
2. Цель программы:
Повысить уровень профессиональных знаний и умений.
3. Задачи:
-изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения;
-повышение качества преподавания предметов;
-разработка научно – обоснованных рекомендаций для учителей начальных классов к организации процесса творческой познавательной деятельности;
-обобщение опыта работы по исследуемой проблеме.
овладение актуальной информацией о новых подходах в образовательной деятельности.
4. Предполагаемый результат
1) повышение качества обучения, которое может быть выражено:
увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;
увеличением количества победителей предметных олимпиад;
2) создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;
3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;
4) изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества, которое можно проследить по результатам диагностики;
5) повышение профессиональной компетентности учителя
5. Этапы работы.
1этап Выявление собственных профессиональных проблем и запросов (теоретическое и практическое изучение проблемы) | сентябрь - декабрь 2015г. |
2этап Проектирование индивидуальной образовательной программы | январь – май 2016г. |
3этап Деятельность по выполнению проекта программы по основным направлениям | сентябрь – май 2016 - 2017г |
4этап Самоанализ результативности своего повышения квалификации, определение уровня развития собственной профессиональной компетентности (рефлексия) | сентябрь,2017 - май ,2018 |
1 этап
Выявление собственных профессиональных проблем и запросов (теоретическое и практическое изучение проблемы) |
^ Содержание деятельности | Средства | Сроки выполнения |
Чтение и изучение методической литературы: | Работа в библиотеке,
в методической библиотеке учебно – методического центра | май- декабрь 2015г. |
Прохождение переподготовки по «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования» 17.05.2016г., г.Челябинск, 16 часов. 2. «Теория и методика преподавания учебных предметов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального образования» - 72 часа.01.10.2016г., г.Челябинск, 01.10.2016г. 3. «Профессиональная деятельность педагога (обучение) по учебному модулю «Основы светской этики» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». 01.11.2018г., г. Челябинск, 24 часа. 4. «Содержательные и методические особенности учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 28.10.2016г., г.Челябинск, 16 часов. | Очно | сентябрь,2015- октябрь, 2016г. |
Составление перспективно- творческого плана на учебный год | Формулирование целей и задач на учебный год | Сентябрь 2016 г. |
Изучение мотивации обучения, уровня познавательных интересов.
(совместно с психологом) | Диагностика уровня познавательного интереса учащихся | Сентябрь 2016 г. |
Анализ полученной информации |
| ноябрь – декабрь 2011 г. |
2 ой этап
Проектирование индивидуальной образовательной программы |
Корректировка изученного материала к условиям и запросам школы, соотнося их с целями и задачами образовательного учреждения, уровнем развития, интересами детей. |
|
январь – февраль 2017г. |
Планирование индивидуальной работы с учениками разного уровня развития | диагностика способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности; организация коррекционно-развивающих занятий | март 201г |
Анализ уровня обученности учащихся. | Проведение контрольных срезов. | апрель– май 2017г |
Выступление на районном МО | Представление опыта работы | август 2017 | 3 этап
Деятельность по выполнению проекта программы по основным направлениям |
Внедрение новых технологий, форм и методов в образовательный процесс |
| в течение учебного года |
Разработка и проведение открытых уроков |
| постоянно с учетом перспективного плана работы |
Осуществление проектной и исследовательской деятельности учащимися | Создание проектов совместно с учащимися.
Организация исследовательской деятельности учащимися. Реализация программы
«Я-исследователь» | ежегодно |
Оформление разработки проектов и размещение на образовательных сайтах | Оформление и отправка работы | сентябрь, 2017г. - май, 2018г. |
Изучение уровня сформированности универсальных учебных действий | Диагностика | декабрь, 2018г. - май, 2018г. |
Выступление на школьном МО по теме самообразования. | Представление работ учащихся. | март, 2018г. |
4 этап
Самоанализ результативности деятельности повышения квалификации, определение уровня развития собственной профессиональной компетентности (рефлексия) |
Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме. | Разработка научно – обоснованных рекомендаций для учителей начальных классов | сентябрь 2018г. |
Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования. | Анализ работы | ноябрь 2018г. |
Оформление профессионального портфолио. | Портфолио педагога | октябрь – ноябрь 2018г. |
Определение перспектив дальнейшего развития. | Уточнение целей, выбор и оформление программы действий. | декабрь 2018г |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАМЫ
I. Полное название программы | Программа развития профессиональной компетентности
«Проектирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования успешности обучения». |
2. Цели программы | Развитие профессиональной компетентности , качественные и количественные изменения профессиональных знаний и умений, их совершенствование |
3. Соотнесение программы с нормативными документами, определяющими деятельность педагогов МКОУ СОШ | - Устав МКОУ «СОШ №2» города Аши - Приказы, распоряжения управления |
4. Специфика содержания программы | Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Налицо два необходимых компонента учебной ситуации: возникшая потребность детей и содержание обучения. Но существует еще и третий необходимый компонент, без которого невозможно разрешение учебной ситуации - учитель.
Готов ли учитель вести детей по сложному лабиринту формирования универсальных учебных действий? |
| Основным механизмом реализации программы является
организация работы по повышению квалификации, развитию технологических компетенций, совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков.
Формы реализации программы включают: участие в дистанционных курсах повышения квалификации; участие в педагогических советах и совещаниях; посещение методических занятий; освоение и внедрение нового |опыта, новых методик в обучение, работа по профессиональному самообразованию, аналитическая работа и обобщение накопленного опыта. |
б. Автор программы | Шевелёва Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ №2» города Аши |
7. Название организации | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Аши Челябинской области |
8. Адрес организации | 456011 город Аша, Челябинская область, улица Коммунистическая, 25 |
Телефон, эл.почта
| тел. 3-14-60, e-mail: [email protected] |
Участник программы
| Богданова Оксана Рудольфовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир» |
12. Место проведения | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.п. «Село Новый Мир» |
13. Сроки проведения | 2015-2019 гг. |
14. Особая информация и примечания | На различных этапах реализации программы будут использованы различные способы определения результативности деятельности участника программы: предварительная, текущая, тематическая, итоговая диагностики. Эффективность решения педагогических задач будет отражаться в анализе профессиональной деятельности с детьми. Субъективные достижения и изменения будут отражены в профессиональном портфолио. |