СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 10-11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А.С. Сергеева»

г. Курска




«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

естественнонаучного цикла


Протокол №______

от «_____»________2020 г.


Руководитель МО:

__________


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР:



_______Капленкова Н.П.




«_____»________2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор:


Приказ от «___» ______2020 г._№_____



_____________ Медвецкая С.Г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Биология»


10-11 класс







Рабочую программу составила Кондакова Л.И.,

учитель биологии







2020 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования и составленной на ее основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов В.В. Пасечника.

Планирование разработано с учетом времени, выделенного на преподавание общей биологии в 10-11 классах в соответствии с Федеральным базисным планом: 66 часов (1 час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В. В.Пасечника  Общая биология 10-11 классы - М.: Дрофа, 2019 г.

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

  • Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года.


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»


Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1645

«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413» «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».



Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».



Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (в соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»).

  • Учебный план школы.

В основе курса лежит концентрическая система изучения, при которой сведения о биологических системах формируются на базе знаний учащихся, полученных ими из систематических и заключительного разделов биологического образования основной школы. Учитывая то, что учащиеся средней школы уже имеют начальную общебиологическую подготовку, в материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие их знания о живой природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие формированию естественно - научной картины мира.

    • 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

    • 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, углубляются понятия об эволюционном развитии организмов .

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей и задач:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся  открытиях в биологической науке (клеточная теория, законы генетики, клонирование, генная инженерия); роли биологической науки  в формировании  современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах, проводить наблюдения за экосистемами, с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения важнейших достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных знаний, идей, теорий в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения  к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью и здоровью других людей; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний;

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой В.В.Пасечника.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Изучение биологии в средней школе продолжается по 3 варианту концентрической программы (автор В.В.Пасечник), которая является логическим продолжением программы по биологии основной школы. Таким образом, соблюдается преемственность в изучением биологии между основной и средней (полной) школой.












Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения учебного предмета структурируются по ключевым задачам среднего общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.


Предметными результатами обучения биологии в средней школе являются:


1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:


  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки


  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы)и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ)


  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций


  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой

  • природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов


  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой


  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)


  • описание особей видов по морфологическому критерию


  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания


  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения


2.В ценностно-ориентационной сфере:



  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде



  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)


3.В сфере трудовой деятельности:



  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов


  1. В сфере физической деятельности:



  • Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде.




Метапредметными результатами являются:


  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения


  • видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи


  • умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую


  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Личностными результатами являются:

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам

  • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью

  • воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.







Содержание учебного предмета

10 класс (33 ч)


1.Биология как наука – 3 часа

Краткая история развития биологии. Методы исследования биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи


2.Основы цитологии – 14 часов

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Вода, минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды. Строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Комплекс Гольджи. ЭПС. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляция в клетке и организме.

Лабораторные и практические работы


  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание


  • Каталитическая активность ферментов


3.Размножение, индивидуальное развитие организмов – 7 часов

Жизненный цикл клетки. Митоз и амитоз. Мейоз. Формы размножения организмов. Бесполое. Половое. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Постэмбриональный период

Лабораторные и практические работы

  • Решение задач


4.Основы генетики – 9 часов

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Решение задач на -моно-ди- гибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций и их причины. Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Лабораторные и практические работы

  • Решение задач

  • Проект «Моя родословная»





11 класс (33 ч)


1.Основы учения об эволюции - 11 ч

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вид. Критерии вида.Популяция-структурная единица вида. Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяции. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Доказательства макроэволюции. Система растений и животных – отображение эволюции. Главные направления органического мира

Лабораторные и практические работы

  • Решение задач

  • Лабораторная работа «Выявление адаптаций организмов к окружающей среде»


2.Основы селекции и биотехнологии - 4 ч

Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Методы селекции животных и микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Лабораторные и практические работы

  • Решение задач


3.Антропогенез - 4 ч

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

Лабораторные и практические работы

  • Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию».


4.Основы экологии -10ч

Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы среды.Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

Лабораторные и практические работы

  • Лабораторная работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.»

  • Лабораторная работа «Составление трофических цепей».


5.Эволюция биосферы и человека -4ч

Гипотезы о происхождении человека. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.





Тематическое планирование 10 класс





Тема


Количество часов

В том числе

Лабораторные работы

Проверочные работы (проектные работы)

1

Биология как наука

3



2

Основы цитологии

14

2

3

3

Размножение, индивидуальное развитие организмов

7


2

4

Основы генетики

9


5

ИТОГО: 33 ч.

2лаб/р

10пр.к





Тематическое планирование 11 класс





Тема


Количество часов

В том числе

Лабораторные работы

Проверочные работы (проектные работы)

1

Основы учения об эволюции

11

1

2

2

Основы селекции и биотехнологии

4


2

3

Антропогенез

4

1

1

4

Основы экологии

10


2

5

Эволюция биосферы и человека

4



ИТОГО: 33 ч.

2лаб/р

7пр.к









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!