Рабочая программа по письму в 5 «Г» классе составлена на основе примерной программы классов для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под редакцией Новосёловой Н. А., Шлыковой А. А. г. Екатеринбург «Учебная книга» 2004г.
Программа содержит обязательный минимум образования, учебный план. Программа предусматривает 3 часа в неделю. Программа для 5 «Г» класса, который является классом для детей со сложной структурой дефекта, имеет дополнительные каникулы в третьей четверти, согласно Уставу школы для выполнения требований норм СанПИНа. Трудности обучения письму детей с тяжелым нарушением развития особенно велики на первых этапах. Учащимся одновременно прививаются технические навыки (умение правильно держать ручку, соблюдать строку) и навыки звукового анализа и синтеза. Письмо букв, слогов, слов сопровождается одновременным чтением.
Формирование звуко – буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом.
№ уро ка | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во уроков | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Повторение | Вид контроля | Дата прове дения |
1 | Повторение. Звуки и буквы – 6 ч. | Буквы А, О, У, ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я. Сходство и различие. | 1 | Учащиеся должны знать буквы изученные буквы алфавита; различать звуки на слух и в произношении. | Уроки повторения изученного ранее материала. | Повторение ранее изученных букв алфавита. Различение на практике букв и звуков. | Самопроверка и взаимопроверка | |
2 | Буквы П, С, К, В, Р, Н. Выделение первого звука в словах. | 1 | |
3 | Буквы З, М, Д, Т, Б, Г, их письмо. | 1 | |
4 | Буквы Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж. Определение этих звуков в словах. | 1 | |
5 | Буквы Ц, Щ, Й. выделение этих звуков в словах. | 1 | |
6 | Проверочная работа «Звуки и буквы». | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Проверочная работа | |
7 | Наша речь. Звуки и буквы – 4 ч. | Гласные буквы. Выделение гласных букв в слове. | 1 | Учащиеся должны знать согласные и гласные буквы, различать их на практике. | Урок изучения нового материала. | Повторение и дифференциация гласных и согласных букв. | Самопроверка | |
8 | Согласные буквы. Выделение согласных букв в слове. | 1 | |
9 | Различие гласных и согласных звуков. | 1 | |
10 | Различие гласных и согласных звуков. Самостоятельная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Самостоятельная работа | |
11 12 | Слово – 3ч. | Понятие «слово». Условно-графическая схема слов. Работа над словами, изменение и образование. | 1 1 | Учащиеся должны знать понятие «слово», использовать его по значению на практике; составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. | Урок изучения нового материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Повторение звукового состава слова. | Самопроверка | |
13 | Контрольный диктант «звуковой состав слова». | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | | Контрольный диктант | |
14 | Слог – 3ч. | Слог, как часть слова. | 1 | Учащиеся должны знать понятие «слог», определять количество слогов в слове. | Урок повторения. | Повторение понятия «слог», разделение слов на слоги. | Самопроверка и взаимопроверка | |
15 | Определение количества слогов в слове. | 1 | Урок применения знаний. | |
16 | Упражнения в разделении слов на слоги. Самостоятельная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Самостоятельная работа | |
17 | Предложение – 4 ч. | Понятие «Предложение». Употребление простого предложения в речи. | 1 | Учащиеся должны знать понятие «предложение»; писать начало предложения с заглавной буквы; употреблять в речи простые предложения. | Уроки изучения нового материала. | Повторение понятия «предложение», практикум в написании начала предложения с большой буквы, списывании его с доски или учебника. | Самопроверка и взаимопроверка | |
18 | Большая буква в начале предложения. | 1 | |
19 | Работа над предложением. Упражнения в списывании и дописывании предложений. | 1 | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | |
20 | Выборочный диктант. | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Диктант | |
21 | Текст – 7 ч. | Связь предложений в тексте. Расчленение сплошного текста на отдельные предложения. | 1 | Учащиеся должны уметь строить предложения; расчленять сплошной текст на предложения; определять, определять их количество. | Урок изучения нового материала. | Повторить правила оформления теста. | | |
22 | Составление из предложений текста. | 1 | Урок – практикум. | Самопроверка | |
23 | Определение количества предложений в тексте | 1 | Урок – практикум. | |
24 | Практические упражнения в построении предложения. Самостоятельная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Самостоятельная работа | |
25 | Работа над текстом. Выделение главной мысли. | 1 | Урок систематизации знаний. | Самопроверка | |
26 | Итоговый диктант по итогам I четверти | | Повторение изученного материала. | Контрольный диктант | |
27 | Итоговый урок по теме: «Предложение. Текст.» | | Урок обобщения. | Фронтальный опрос. | |
Итого | 27 | |
28 | Звуки и буквы. Ударные и безударные гласные – 4ч. | Ударение. Ударный слог в слове. | 1 | Учащиеся должны уметь выделять и соотносить звук с соответствующей буквой. Дифференцировать их образы. | Урок изучения нового материала. | Повторить правила расстановки ударения в слове. | Самопроверка, индивидуальный опрос. | |
29 | Упражнения в нахождении ударного слога. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | |
30 | Безударные гласные в словах. Их нахождение. | 1 | Урок изучения нового материала. | |
31 | Расстановка знака ударения в словах. Самостоятельная работа. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Самостоятельная работа | |
32 | Работа с буквой Ё – 1ч. | Буква Ё в начале слова. | 1 | | Урок изучения нового материала. | | | |
33 | Перенос слов – 3 ч. | Правило переноса слов. | 1 | Уметь переносить слова, делить слова на слоги. | Урок изучения нового материала. | Повторить правила переноса слов. | Взаимопроверка | |
34 | Упражнения в переносе слов, в делении на слоги. | 1 | Урок – практикум. | |
35 | Разделение слов на слоги для переноса. Проверочная работа. | 1 | Урок – практикум. | |
36 | Слова с буквой Э – 1ч. | Буква Э в начале слова. | 1 | | Урок изучения нового материала. | |
37 | Гласные и, Е, Ё, Ю, Я – 2 ч. | Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я, как самостоятельные слоги. | 1 | Писать слова с йотированными гласными в начале слова. | Урок изучения нового материала. | Правила разделения слов на слоги с йотированными гласными в начале слова. | Фронтальный опрос | |
38 | Упражнения в делении слов на слоги. Самостоятельная работа. | 1 | Урок – практикум. | Самостоятельная работа | |
39 | Слова с буквами И и Й – 2ч. | Различие букв И и Й на письме. Деление слов с И и Й на слоги. | 1 | Учащиеся должны узнавать на слух и выделять звук й. | Урок изучения нового материала. | Самопроверка и взаимопроверка | |
40 | Буква И как отдельное слово и слог. | 1 | Урок изучения нового материала. | |
41 | Согласные звонкие и глухие – 5 ч. | Глухие и звонкие согласные. Их отличие. | 1 | Узнавать на слух звонкие и глухие согласные. Обозначать звонкие и глухие согласные перед гласными на письме. | Урок изучения нового материала. | Различие звонких и глухих согласных. | |
42 | Пары согласности по звонкости-глухости. | 1 | |
43 | Дифференциация з-с, ж-ш, г-к, в-ф, нахождение в словах парных согласных. | 1 | |
44 | Контрольный диктант за II четверть. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Контрольный диктант | |
45 | Работа над ошибками. | 1 | |
46 | Дифференциа ция р-л – 3ч. | Артикуляционно сходные звуки р-л. Дифференциация р-л. | 1 | Учащиеся должны овладеть написанием слов, в состав которых входят звуки сходные в отношении артикуляции. | Урок изучения нового материала. | Повторение и дифференциация сходных звуков р-л. | | |
47 | Р-Л в начале слова, в середине и в конце слов. | 1 | Урок изучения нового материала. | Индивидуальный опрос. | |
48 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения. | Повторение изученного материала. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
Итого | 48 | |
49 | Шипящие и свистящие согласные звуки – 3ч. | Звуки Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные. Письмо слов с шипящими согласными. | 1 | Различать на слух слова, в которые входят эти звуки. Овладеть навыком написания слов с данными звуками. | Урок – практикум. | Дифференциация шипящих и свистящих согласных. | Взаимопроверка | |
50 | Звуки З, С, Ц – свистящие согласные. Упражнение в письме со свистящими согласными. | 1 | Урок – практикум. | |
51 | Различие шипящих и свистящих согласных. | 1 | Урок – практикум. | Самопроверка | |
52 | Мягкие и твёрдые согласные звуки – 3ч. | Обозначение мягкости согласных гласными И, Е, Ё, Ю, Я. | 1 | Учащиеся должны уметь определять на слух разницу и обозначать при письме мягкость согласных и данными буквами. Выделять мягкие и твердые слоги. | Урок изучения нового материала. | Дифференциация мягких и твердых согласных. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
53 - 54 | Упражнения в различении твердых и мягких согласных. | 2 | Урок – практикум. | |
55 | Проверочная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Проверочная работа. | |
56 | Мягкий знак в конце слова – 3ч. | Дифференциация на слух и в произношении твердых и мягких согласных. | 1 | Определять на слух разницу в звучании твердых и мягких согласных. | Урок изучения нового материала. | Роль мягкого знака в конце слова. | Фронтальный опрос. | |
57 | Правописание слов с мягкими согласными на конце. | 1 | Самопроверка | |
58 | Самостоятельная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Самостоятельная работа | |
59 - 60 | Слова с разделительным ъ и ь – 6ч. | Различение в чтении и написании слов с разделительным ь. | 2 | Уметь различать разделительные ъ и ь. | Урок изучения нового материала. | Значение ъ и ь в середине слова. | Индивидуальный опрос | |
61-62 | Упражнения в написании слов с разделительным ъ | 2 | Урок – практикум. | Взаимопроверка | |
63 | Письмо слов с разделительным ъ и ь. | 1 | Самопроверка и взаимопроверка | |
64 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Контрольная работа | |
65 | Слова, которые обозначают предмет – 9ч. | Предмет и его название. | 1 | Задавать вопросы что это? кто это? к словам, обозначающим названия предметов. Подбирать слова, обозначающие предмет. | Урок изучения нового материала. | Определять слова, обозначающие предметы. | Фронтальный опрос | |
66 | Слова, обозначающие название предметов и отвечающие на вопрос что это? | 1 | |
67 | Слова, обозначающие название предметов и отвечающие на вопрос кто это? | 1 | |
68 | Различие названий предметов по вопросам Кто это? Что это? | 1 | Индивидуальный опрос. | |
69 | Слова. Обозначающие один или несколько предметов. | 1 | |
70 | Упражнения в различении слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | 1 | Урок – практикум. | |
71 | Контрольный диктант за III четверть. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Контрольный диктант. | |
72 | Работа над ошибками. | 1 | Самопроверка. | |
73 | Больная буква в именах и фамилиях людей – 3ч. | Большая буква в именах людей. Правописание имен. | 1 | Писать имена и фамилии людей с прописной буквой. | Урок изучения нового материала. | | Индивидуальный опрос. | |
74 | Большая буква в фамилии людей. Употребление их в предложении. | 1 | Урок изучения нового материала. | |
75 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения. | Повторение изученного материала. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
| 75 | |
76 | Большая буква в кличках животных - 2ч. | Большая буква в кличках животных. | 1 | Писать клички животных с большой буквой. | Урок изучения нового материала. | | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
77 | Правописание имен собственных и употребление их в тексте. | 1 | |
78 | Слова, которые обозначают действия предметов – 7ч. | Действие и его название. | 1 | Знать понятие «Действия предметов». Ставить вопросы что делает? к словам, обозначающим действия предметов. | Урок изучения нового материала. | Определять слова, обозначающие действия предметов. | Самопроверка и взаимопроверка. | |
79 | Слова, обозначающие действия предметов, отвечающих на вопрос что делает? | 1 | |
80 | Упражнения в постановке вопроса что делает? к словам, обозначающим действия неодушевленных предметов. | 1 | Урок – практикум. | |
81 | Проверочная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Проверочная работа. | |
82 | Согласование слов, обозначающих действия предметов со словами, обозначающими название предметов. | 1 | Урок изучения нового материала. | Самопроверка и взаимопроверка. | |
83 | Упражнения в подборе слов, обозначающих действия одного или нескольких предметов. | 1 | Урок – практикум. | Индивидуальный опрос. | |
84 | Самостоятельная работа. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | | Самостоятельная работа | |
85 | Предлоги – 3ч. | Предлог, как отдельное слово. | 1 | Употреблять в написании наиболее распространенные предлоги раздельно со словами, к которым они относятся. | Урок изучения нового материала. | Закрепление умения писать предлоги отдельно со словами. | Самопроверка. | |
86 | Предлоги: в, на, у, с, из. Их раздельное написание со словами. | 1 | |
87 | Работа с деформированным предложением. | 1 | Урок – практикум. | |
88 | Предложение. Текст – 5ч. | Большая буква в начале предложения и в конце. | 1 | Учащиеся должны уметь составлять предложения по рисункам, на тему, заданную учителем. Выделять предложение из речи, текста. | Урок изучения нового материала. | Повторение понятия «предложение», практикум в написании начала предложения с большой буквы, умение составлять схемы предложения. | Взаимопроверка. | |
89 | Работа со схемами предложений. | 1 | Урок – практикум. | |
90 | Деление текста на предложения. | 1 | Урок – практикум. | |
91 | Контрольный диктант за четверть. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Диктант. | |
92 | Работа над ошибками. | 1 | Самопроверка и взаимопроверка. | |
93 | Повторение – 7ч. | Мягкие и твердые согласные. | 1 | Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных. Использовать на практике слова, обозначающие предметы, действия предметов. Составлять простые предложения. | Урок изучения нового материала. | Повторение изученного материала. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
94 | Название предметов и действий предметов. | 1 | |
95 | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | |
96 | Контрольный диктант за год. | 1 | Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков. | Контрольный диктант. | |
97 | Анализ контрольных работ. | 1 | Самопроверка и взаимопроверка. | |
98 | Различие ударных и безударных гласных. | 1 | Урок систематизации знаний. | Фронтальный опрос. | |
99 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения. | Повторение изученного материала. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
Итого | 99 | |