Приложение к
ООП ООО (приказ от 30.08.2017г. №114)
Рабочая программа учебного предмета
«История России. Всеобщая история»
6 класс
Составитель: Залогина Татьяна
Николаевна,
учитель истории и обществознания
Ынырга 2019
-
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России. 6—10 классы, авторской программы Агибалова, Е.В. .История Средних веков:6 класс.
УМК
1.Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс/ И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. - М.: Дрофа, 2016. - 239 с.
2. Контурные карты. История России с древнейших времен. Дрофа
3. Атлас. История России с древнейших времен. Дрофа.
4.Агибалова, Е.В. История Средних веков: 6 класс / Е.В Агибалова, Г.М. Донской. - М.: «Просвещение», 2011. – 287 с.
5. Контурные карты. История Средних веков:6 класс. М.: Просвещение
6. Атлас. История Средних веков:6 класс. М.: Просвещение
Информация о количестве учебных часов.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (36 часов – «История России» и 32 часа - «Всеобщая история» при 2 часах в неделю).
2. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по «Истории» 6 класс.
Личностные результаты:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
-
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
-
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
-
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
-
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
-
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
-
Содержание учебного предмета.
История Средних веков (32 ч)
Введение (1 ч)
Живое средневековье. Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
Становление средневековой Европы ( VI – XI века) (5 ч)
Древние германцы и Римская империя.Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.
Франкское государство и христианская церковь в VI—VIII вв.Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
Западная Европа - Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье.Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.
Византийская империя и славяне в VI – XI веках (3 ч)
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
Культура Византии. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Образование славянских государств. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Арабы в VI – XI веках (2 ч)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммеда. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата.
Культура стран Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Феодалы и крестьяне (2 ч)
Рыцарский замок. Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Средневековая деревня. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе (3 ч)
Формирование средневековых городов. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Горожане, их образ жизни. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2ч)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.
Крестовые походы. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.
Образование централизованных государств в Западной Европе (6 ч)
Объединение Франции. Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа IIАвгуста. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «Авиньонское пленение».
Что англичане считают началом своих свобод. Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента..
Столетняя война. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна Д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги. Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции.
Крестьянские восстания в Англии и Франции. Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Итоги и значение.
Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии. Политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.
Реконкиста и государства на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания Объединение Испании и завершение Реконкисты. Распад кордовского Халифата. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.
Славянские государства и Византия в 14-15 веках (2 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Прага – возвышение. Экономический подъем страны. Население. Церковь и власть. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Казнь Гуса. Ян Жижка. Итоги движения гуситов.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Народы Балкан накануне завоевания. Свобода болгар от Византии в конце 12 века. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Переименование Константинополь в Стамбул.
Культура Западной Европы в XI—XV вв. (3 ч)
Образование и философия. Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Средневековая литература и искусство. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Культура раннего Возрождения. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Переход от алхимии к астрономии, медицине, астрономии. Начало огнестрельного оружия. Развитие мореплавания. Начало Великих географических открытий. Технические изобретения в Европе. Книгопечатанье.
Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 ч)
Китай. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.
Индия. Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.
Доколумбова Америка. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Африка. Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки.
Наследие Средних веков в истории человечества. Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
Итоговое повторение (1 ч) Контрольная работ в форме тестирования. Средние века в истории человечества.
История России (36 ч.)
Введение. Человек и история (1 ч). Что изучает история Отечества. Исторические источники по истории нашей Родины. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России — история всех населяющих её народов.
Народы и государства Восточной Европы в древности (4 ч)
Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. Великое оледенение. Освоение северных регионов Восточной Европы. Древние люди на территории нашей страны. Переход к производящему хозяйству. Скотоводы и земледельцы.
История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. – VI в. н.э. Предки народов России. Племена славян и балтов. Греки и Варвары. Гунны, авары и славяне, языковая семья, варвары, великое переселение народов, кириллица.
Первые государства на территории Восточной Европы. Восточные славяне и варяги. Хазарский Каганат. Государство Волжская Булгария. Влияние географического положения и природных условий на общественную жизнь восточных славян. Славяне, Руссы, каганат, иудаизм, ислам.
Русь в конце IX - первой половине XII в. (10 ч)
Образование Древнерусского государства. Первые князья. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Первые законы Древнерусского государства. Укрепление международного положения Руси. Повесть временных лет. Основные понятия темы: государство, дань, полюдье, уроки, погосты, язычество, капище.
Русь в конце X - первой половины XI в. Становления государства. Причины принятие христианства. Новая система управления Русской землей. Как князь управлял своей волостью. Князь и вече. Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром, дружина, вече, идеология, листвичная система, распределения княжей.
Русь в средине XI – начале XII в. Княжеские усобицы. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. Русская правда. Святые Борис и Глеб. Походы против половцев. Владимир Мономах, усобица, съезд князей, династическое правление.
Общественный строй Древней Руси. Древнерусские города. Место и роль городов в Древней Руси. Крестьянская община. Деревни и погост. Княжеское хозяйство, город, смерд, вервь, вотчина. Социальный строй челядь, холоп, закуп, рядович.
Древнерусская культура. Двоеверие. Христианство и славянская письменность. Изобразительное искусство Древней Руси. Древнерусское зодчество, двоеверие, инициал, миниатюра, летопись, икона, фреска, мозаика.
Контрольная работа в форме тестирования «Русь в конце IX - первой половине XII в.» -1ч
Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)
Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Княжества Южной Руси. Южная Русь и степь, удельный период, политическая раздробленность.
Княжество Восточной Руси. Утверждение княжеской власти. На пути к единовластию. Организация деспотической власти. Смерть Андрея Боголюбского. Дворяне, деспотическая власть.
Боярские республики Северо-Западной Руси. Возвышение Новгорода. На пути к боярской республике. Новгородское вечевое собрание. Новгородское правительство. Аристократическая республика. Посадник, тысяцкий, боярская аристократическая республика.
Культура Руси. Начало формирования общерусской культуры. Восприятие мира. Смысл древнерусских изображений и текстов. Православный храм как образ мира древнерусского человека, христианское мировоззрение, единая общерусская культура.
Русские земли в середине XIII - XIV в (6 ч)
Поход Батыя на Русь. Образование Монгольской империи. Нашествие Батыя. Поход Батыя на Запад. Причины побед монгольских ханов, курултай, монгольская империя, улус, Чингизиды.
Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Духовно-рыцарские ордены в Прибалтике. Русь и Орден. Наступление Ордена на Северо-Западную Русь. Князь Александр Невский. Раковоровская битва. Духовно-рыцарские ордена, крестоносцы.
Русские земли под властью орды. Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Ордынская власть над Русью. Народ против Ордынского Ига. Отношение князей к ордынскому господству, ярлык на великое княжение, баскак, ордынский выход.
Москва и Тверь борьба за лидерство. Соперничество Москвы и Твери. Перемещение духовного центра Руси в Москву. Москва первый шаг к первенству. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси. Духовный центр Руси.
Контрольная работа в форме тестирования Русские земли в середине XIII - XIV в. 1 час.
Русские земли в XIII – первой половине XV в. (4 ч)
Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Иван Калита. Удельно-вотчиная система, духовная грамота.. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Куликовская битва.
Московское княжество в конце XIV – середине XV в. Правление Василия I. Феодальная война второй четверти XV в. Поместная система и служилые люди. Юрьев день. Государев двор, местничество.
Соперники Москвы. Великое княжество Литовское. Великое княжество Литовское меняет политическую и религиозную ориентацию. Треть в конце XIV первой половине XV в. Великий Новгород.
Контрольная работа в форме тестирования Русские земли в XIII – первой половине XV в. 1 час.
Формирование единого Русского государства. (5 ч)
Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III – государь всея Руси. Политическое объединение русских земель. Освобождение от ордынской зависимости. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства. Государь всея Руси, великорусская народность.
Русское государство во второй половине XV – начале XVI в.Укрепление власти московского государя. Государственное строительство. Высшее общество на рубеже XV-XVI вв. Государство и церковь. Государев двор, боярская дума, приказы, кормление.
Русская культура в XIV – XVI в. Летописание. Литература. Зодчество. Изобразительное искусство. Поучение, послание, житийная повесть, хождение.
Контрольная работа Формирование единого Русского государства. 1 час.
Итоговая контрольная работа в форме тестирования (1 час.)
Основные виды деятельности на занятиях: работа с текстом, составление опорного конспекта (графики, схемы, кластеры), заполнение сравнительно – обобщающей таблицы, работа с исторической картой, иллюстрацией, поиск необходимой информации из разных источников, анализ исторических источников, подготовка и оформление сообщения, доклада, выступление на семинаре, само- и взаимооценка учебной деятельности, практические занятия, проведение сюжетно-ролевых игр, бесед, дискуссий, просмотр видеороликов.
Формы организации учебного процесса: является индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
4. Календарно-тематический план
№ Урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение. Живое Средневековье. | 1 | |
| Становление средневековой Европы. ( VI – XI века) /5 часов/ | | |
2 | Образование варварских королевств. Государство Франков. | 1 | |
3 | Христианская церковь в VI – VIII в.в. | 1 | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | |
5 | Феодальная раздробленность. Западной Европы в IX – XI в.в. | 1 | |
6 | Англия в раннее Средневековье. | 1 | |
| Византийская империя и славяне в VI – XI веках /3 часа/ | | |
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | |
8 | Культура Византии. | 1 | |
9 | Образование славянских государств. | 1 | |
| Арабы в VI – XI веках /2 часа/ | | |
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | |
11 | Культура стран халифата. | 1 | |
| Феодалы и крестьяне. /2 часа/ | | |
12 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | |
13 | В рыцарском замке. | 1 | |
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе. /3 часа/ | | |
14 | Формирование средневековых городов. | 1 | |
15 | Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни. | 1 | |
16 | Повторительно –обобщающий урок: «Европа в VI – XI веках» | 1 | |
| Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы /2 часа/ | | |
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | |
18 | Крестовые походы. | 1 | |
| Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI – XIII века) /6 часов/ | | |
19 | Как происходило объединение Франции. | 1 | |
20 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | |
21 | Столетняя война. | 1 | |
22 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | 1 | |
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | |
24 | Государства. Оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 | |
| Славянские государства и Византия в XIV – XV веках /2 часа/ | | |
25 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | |
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | |
| Культура Западной Европы в XI – XV веках /3 часа/ | | |
27 | Образование и философия. | 1 | |
28 | Средневековая литература и искусство. | 1 | |
29 | Культура раннего Возрождения в Италии Научные открытия и изобретения. | 1 | |
| Народы Азии, Америки и Африки в Средние века/2 часа/ | | |
30 | Средневековый Китай, Индия, Япония. | 1 | |
31 | Государства и народы доколумбовой Америки. | 1 | |
32 | Обобщающее повторение по курсу истории Средних веков. | 1 | |
33 | Введение. Человек и история | 1 | |
| Народы и государства Восточной Европы в древности (3 ч) | | |
34 | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. | 1 | |
35 | История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. – VI в. н.э. | 1 | |
36 | Первые государства на территории Восточной Европы. | 1 | |
| Русь в конце IX - первой половине XII в. (10 ч) | | |
37 | Образование Древнерусского государства. | 1 | |
38 | Образование Древнерусского государства. | 1 | |
39 | Русь в конце X - первой половины XI в. Становление государства. | 1 | |
40 | Русь в конце X - первой половины XI в. Становление государства. | 1 | |
41 | Русь в средине XI – начале XII в. | 1 | |
42 | Русь в средине XI – начале XII в. | | |
43 | Общественный строй Древней Руси. | 1 | |
44 | Древнерусская культура. | 1 | |
45 | Древнерусская культура. | | |
46 | Повторительно-обобщающий урок Русь в конце IX - первой половине XII в. | 1 | |
| Русь в середине XII – начале XIII в. (6 ч) | | |
47 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. | 1 | |
48 | Княжество Северо-Восточной Руси. | 1 | |
49 | Боярские республики Северо-Западной Руси. | 1 | |
50 | Культура Руси. | 1 | |
51 | Культура Руси. | 1 | |
52 | Повторительно-обобщающий урок Русь в середине XII – начале XIII в. | 1 | |
| Русские земли в середине XIII - XIV в (6 ч) | | |
53 | Поход Батыя на Русь. | 1 | |
54 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. | 1 | |
55 | Русские земли под властью Орды. | 1 | |
56 | Русские земли под властью Орды. | 1 | |
57 | Москва и Тверь борьба за лидерство. | 1 | |
58 | Повторительно-обобщающий урок Русские земли в середине XIII - XIV в. | 1 | |
| Русские земли в XIII – первой половине XV в. (4 ч) | | |
59 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. | 1 | |
60 | Московское княжество в конце XIV – середине XV в. | 1 | |
61 | Соперники Москвы. | 1 | |
62 | Повторительно-обобщающий урок Русские земли в XIII – первой половине XV в. | 1 | |
| Формирование единого Русского государства XV в. (4 ч) | | |
63 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | 1 | |
64 | Русское государство во второй половине XV – начале XVI в. | 1 | |
65 | Русская культура в XIV – XVI в. | 1 | |
66 | Русская культура в XIV – XVI в. | 1 | |
67 | Повторительно-обобщающий урок Формирование единого Русского государства XV в. | 1 | |
68 | Повторительно-обобщающий урок: «История России с древнейших времен до ХVI века» | 1 | |
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения итоговой работы
по ИСТОРИИ
(6 класс)
1. Назначение КИМ – оценить уровень подготовки учащихся 6 класса по истории. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают в себя требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:
– целей исторического образования в основной школе;
– специфики курса истории основной школы;
– ориентации не только на знаниевый, но и на деятельностный компонент исторического образования.
Содержание предмета «История» включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и истории зарубежных стран, изучаемой в курсе истории Средних веков.
3. Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа охватывает содержание курса истории России с древнейших времён до начала XVI в. и курса истории Средних веков.
Работа состоит из трёх частей.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа (один верный ответ из четырёх предложенных), 1 задание с открытым ответом
Часть 2 состоит из заданий с кратким ответом в виде последовательности цифр либо букв, одно задание с открытым ответом
Часть 3 состоит из 3 заданий с развёрнутым ответом.
5. Продолжительность итоговой работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение заданий 1–14 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указана последовательность цифр либо букв. За верный ответ на задание 1 части второй выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на задания 3, 4, 5, 6, 7 части второй выставляется 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответ отсутствует, то выставляется 0 баллов.
Задания с открытым ответом 15 части первой и 2 части второй считается выполненным верно если правильно написано слово, если ответ на вопрос отсутствует задание считается невыполненным.
Задания с развёрнутым ответом оценивается 2 баллами. Если дан правильный ответ на оба вопроса из задания, ставиться 2 балла, если дан только один ответ на любой из вопросов 1 балл. За неправильный ответ и либо ответ отсутствует выставляется 0 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 33.
Шкала пересчета первичного балла за тест в отметку по пятибалльной шкале.
76 – 100% - отметка «5»
56– 75 % - отметка «4»
35 – 55 % - отметка «3»
Кодификатор для проведения итоговой работы
по ИСТОРИИ
(6 класс)
Обозначение задания в работе | Проверяемое содержание | Проверяемые виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за задание |
1 | Всеобщая история/История Средних веков | Знание дат, фактов | Б | 1 |
2 | Всеобщая история/История Средних веков | Знание дат, фактов | Б | 1 |
3 | Всеобщая история/История Средних веков | Знание терминов | Б | 1 |
4 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание фактов | Б | 1 |
5 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание дат | Б | 1 |
6 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание основных исторических персоналий | Б | 1 |
7 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание дат, фактов | Б | 1 |
8 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание фактов | Б | 1 |
9 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание дат, фактов по истории культуры | Б | 1 |
10 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание фактов | Б | 1 |
11 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание фактов | Б | 1 |
12 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание дат | Б | 1 |
13 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание основных исторических персоналий | Б | 1 |
14 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Умение работать с исторической картой | Б | 1 |
15 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Умение работать с исторической картой | Б | 1 |
1 | Всеобщая история (История Средних веков) / История России с древнейших времен до начала XVI века | Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры) | Б | 1 |
2 | Всеобщая история (История Средних веков) / История России с древнейших времен до начала XVI века | Альтернативное Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры) | | Б | 1 |
3 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Систематизация исторической информации (соответствие терминов и определений) | Б | 2(1) |
4 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Установление последовательности событий | Б | 2(1) |
5 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Систематизация исторической информации (соответствие событий и дат) | Б | 2(1) |
6 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории) | П | 2(1) |
7 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Умение работать с письменными источниками (задание на выявление ошибок) | П | 2(1) |
1 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Знание основных фактов, процессов, явлений | П | 2(1) |
2 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Умение проводить поиск исторической информации в текстовых источниках | П | 2(1) |
3 | История России с древнейших времен до начала XVI века (один из периодов) | Умение устанавливать причинно-следственные связи | П | 2(1) |
Годовая контрольная работа по истории 6 класс
Вариант 1
Часть 1.
1.Империю франков создал:
А) Хлодвиг б) Пипин короткий в) Карл Великий г) майордом
2.Война алой и белой розы произошла в:
А) Франции б) Англии в) Германии г) Чехии
3. Грамота о прощении грехов называлась:
А) индульгенция б) десятина в) спекуляция г) феод
4. В какой город был приглашен княжить Рюрик:
А) Киев б) Новгород в) Изборск г) Ладога
5.К какому веку относится правление Владимира Мономаха в Киеве:
А) XII б) XI в) XIII г) IX
6. Кто из перечисленных пар были современниками: А) В. Мономах и Иван I
Б) Иван III и Софья Палеолог В) Нестор и Рюрик Г) Д. Донской и Биргер
7. Какое событие произошло в 1242г?
А) Битва на р. Калке б) начало похода Батыя на Русь
в) Невская битва Г) Ледовое побоище
8. Какое событие произошло позже других:
А) Крещение Руси б) Невская битва в) Куликовская битва г) призвание варягов
9.Первая русская летопись называлась:
А) «Повесть временных лет» б) «Слово о погибели земли русской»
В) «Слово о полку Игореве» г) «Задонщина»
10.Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате:
А) нашествия хана Батыя б) походов хана Мамая
в) походов хана Кучума г) набегов половцев
11.Владимир Святославович, Иван Калита, Иван III – каково их родовое имя:
А) Романовы б) Гедиминовичи в) Рюриковичи г) Ольгердовичи
12.С событиями, какого века связано имя Александра Невского:
А) X века Б) XI века В) XIII века Г) XIV века
13.О каком деятеле идет речь: «он уделял много внимания просвещению, переводу книг, при нем были возведены Успенский собор и «Золотые ворота» во Владимире…»
А) Иван Калита Б) Владимир 1 В) Андрей Боголюбский Г) Ярослав Мудрый
Рассмотрите карту «Восточные славяне и их соседи в IV – IX вв.» и выполните задания 14-15.
14. Укажите название Восточнославянского племенного союза, территория расселения которого обозначена на карте цифрой 1:
1) Ильменские словене 2) Кривичи 3) Поляне 4) Вятичи
15. Укажите название города, основанного древними греками, обозначенного на карте цифрой «3».
Часть 2.
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 1, 2.
-
2.
3.
4.
1. На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники культуры России, а на каких – памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры. Ответ:
Памятники культуры России | Памятники культуры зарубежных стран |
| |
-
Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Ответ должен содержать цифру выбранного памятника и название города. Например, «3. Екатеринбург».
3. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1) вервь 2) тиун 3) закуп 4) рядович
А) княжеский слуга б) община в) работник по договору г) крестьянин, взявший ссуду
4. Расположи киевских правителей в хронологической последовательности:
А) Ярослав Мудрый б) Святослав Игоревич в) Владимир Святославович г) Владимир Мономах
5. Установите соответствие между событиями и датами:
1). Невская битва А. 1223 г.
2). Куликовская битва Б. 1240 г.
3). Ледовое побоище В. 1380 г.
4). Битва на р. Калка Г. 1242 г.
6. Рассмотрите изображение и укажите, два верных суждения из пяти предложенных:
1). Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.
2). Изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища
3). Князь, изображённый на марке, участвовал в битве на реке Сити
4). Князь, изображённый на марке, подавил выступления новгородцев против переписи населения монголами.
5). Князь, изображённый на марке, был дядей родоначальника московской княжеской династии.
7. Прочитайте текст и напишите цифры предложений, в которых содержится ошибка.
Часть 3.
Прочитайте отрывок из летописи и выполните задания.
-
Назовите событие, о котором идёт речь в данном отрывке. Укажите год, когда оно произошло
-
Укажите два решения, принятые в ходе описываемого события.
-
Назовите инициатора проведения описываемого события. Укажите один факт, указывающий на его стремление выполнять принятые решения. Укажите его вклад в развитие древнерусского законодательства.
Годовая контрольная работа по истории 6 класс
Вариант 2
Часть 1.
1.Империю, существовавшую с 800 по 840 г. создал:
А) Хлодвиг б) Пипин короткий в) Карл Великий г) Урбан 1
2.Восстание по предводительством Яна Гуса произошло в
А) Чехии б) Польше в) Германии г) Франции
3. Грамота о прощении грехов называлась:
А) индульгенция б) десятина в) спекуляция г) феод
4. Первый русский сборник законов назывался:
А) Устав б) Стоглав в) Русская Правда г) Судебник
5. К какому веку относится правление Ярослава Мудрого:
А) XII б) XI в) XIII г) IX
6. Кто из перечисленных пар были современниками:
А) Свенельд и Владимир Мономах Б) Иван I и Ярослав Мудрый
В) Дмитрий Боброк и А. Пересвет Г) Андрей Рублев и А. Невский
7. Битва между монголами и русскими в 1223г. получила название:
А) Ледовое побоище б) Мамаево побоище в) стояние на Угре г) битва на Калке
8. Какое событие произошло раньше других:
А) Крещение Руси б) Невская битва в) Куликовская битва г) призвание варягов
9. Какое литературное произведение было создано в XII веке:
А) «Домострой» б) «Поучение детям» в) «Апостол» г) «Задонщина»
10.Свержение монгольского ига на Руси произошло после:
А) Куликовской битвы б) стояния на реке Угре в) похода Тохтамыша г) набегов половцев
11. Василий Темный, Василий Косой, Дмитрий Шемяка были потомками:
А) Ивана III б) Ивана IV в) Дмитрия Донского г) Василия III
12. В каком веке было введено христианство на Руси:
А) IX б) X в) XI г) VIII
13. С введением уроков и погостов связано имя …
А) Игоря Старого Б) Олега Вещего В) Ольги Г) Дира
Рассмотрите карту «Российское государство, во второй половине XV - начале XVI века» и выполните задания 14-15.
14. Укажите князя, в период правления которого был совершен поход, обозначенный на карте стрелками:
1) Василий I 2) Василий II 3) Иван III 4) Василий III
15. Напишите название государства, территория которого выделена штриховкой.
Часть 2.
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 1, 2.
-
2.
3.
4.
1. На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники культуры России, а на каких – памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры. Ответ:
Памятники культуры России | Памятники культуры зарубежных стран |
| |
2. Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Ответ должен содержать цифру выбранного памятника и название города. Например, «3. Екатеринбург».
3. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1) вира 2) баскак 3) погост 4) бортничество
А) место сбора дани б) сбор меда диких пчел в) штраф г) сборщик дани
4. Расположи московских князей в порядке их правления:
А) Василий III б) Дмитрий Донской в) Иван Калита г) Иван III
5. Установите соответствие между событиями и историческими деятелями:
ИМЕНА СОБЫТИЯ
1). Невская битва А. 1223 г.
2). Куликовская битва Б. 1240 г.
3). Ледовое побоище В. 1380 г.
4). Битва на р. Калка Г. 1242 г.
-
Рассмотрите изображение и укажите, два верных суждения из пяти предложенных:
1). Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.
2). По приказу князя, изображённого на марке, в Москве была построена деревянная крепость.
3). Князь, изображённый на марке, умер в Киеве.
4). Князь, изображённый на марке, является родоначальником династии московских князей.
5). Князь, изображённый на марке, был сыном Ярослава Мудрого.
7. Прочитайте текст и напишите цифры предложений, в которых содержится ошибка.
Часть 3.
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.
-
Укажите год, когда произошли описываемые события. Укажите короля, имя которого пропущено в тексте.
-
Каковы, по мнению автора, причины поражения новгородского войска в упомянутой в отрывке битве? Укажите 2 причины.
-
Укажите название формы правления в Новгороде в период описываемых событий. В чём проявлялось её существование в Новгороде? Укажите два любых проявления.
Годовая контрольная работа по истории 6 класс
Вариант 3
Часть 1.
-
Правителя, который создал систему бенефиций, звали:
А) Пипин Короткий Б) Карл Великий В) Карл Мартелл Г) Людовик Святой
2. Крестьянское восстание жакерия 1358г. произошло в…
А) Англии Б) Германии В) Франции Г) Чехии
3. Законы франкского государства назывались…
А) Салическая Правда Б) Русская Правда В) Судебник Г) Судебное Уложение
4. Из перечня выберите имя языческого бога Солнца…
А) Велес Б) Даждьбог В) Перун Г) Сварог
5. К какому веку относятся крестовые походы на Русь…
А) XI Б) XII В) XIII Г)XVI
6. Кто из названных пар лиц, были современниками: А) Мамай и Батый
Б) Челубей и Д. Донской В) А. Невский и Cофья Палеолог Г) Иван III и Чингисхан
7.Какое событие произошло в 1237 г.?
А) Битва на р. Калке б) начало похода Батыя на Русь
в) Невская битва. Г) Ледовое побоище
8. Какое событие произошло позже других: А) Стояние на Угре
Б) Ледовое Побоище В) Поход Олега на Царьград Г) Куликовская битва
9.Как назывались погодные изложения событий:
А) баллады б) жития в) былины г) летописи
10. Первая большая победа русских войск над главными силами Орды произошла на
А) р. Калке Б) р. Шелони В) р. Неве Г) Куликовом поле
11. С полюдьем связана гибель князя…
А) Игоря Б) Олега В) Аскольда Г) Дира
12. Произведение «Слово о Законе и Благодати», созданное митрополитом Иларионом, относится к
А) X веку Б) XI веку В) XII веку Г) XIII веку
13. О ком сказаны слова: « был в язычестве мстителем свирепым, а приняв веру Спасителя стал иным человеком…»
А) Владимире Святославиче Б) Иване I В) Ярославе Мудром Г) Иване III
Рассмотрите карту «нашествие Батыя на Русь» и выполните задания 14-15.
14. Укажите год(ы), к которому(ым) относятся события обозначенные на схеме стрелками
1) 1223 г. 2) 1236-1238 гг. 3) 1239-1242 гг. 4) 1257 – 1259 гг.
15. Укажите название реки, на которой произошла битва, обозначенная на схеме цифрой «1».
Часть 2.
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 1, 2.
-
2.
3.
4.
1. На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники культуры России, а на каких – памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры. Ответ:
Памятники культуры России | Памятники культуры зарубежных стран |
| |
-
Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Ответ должен содержать цифру выбранного памятника и название города. Например, «3. Екатеринбург».
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1. ярлык А. монгольские сборщики дани
2. полюдье Б. грамота от хана на право княжения
3. баскаки В. господство ордынцев, угнетение
4. иго Г. сбор дани на Руси
3. Расположи правителей в порядке их правления:
А) Иван I Б) Иван III В) Василий III Г) Василий I
4. Установите соответствие между событиями и их датами
СОБЫТИЕ Годы
1) призвание варягов а) 1497
2) Невская битва б) 1097
3) Судебник Ивана III в) 1240
4) Любечский съезд г) 862
5. Рассмотрите изображение и укажите, два верных суждения из пяти предложенных:
1). Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.
2). Изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища
3). Князь, изображённый на марке, участвовал в битве на реке Сити
4). Князь, изображённый на марке, подавил выступления новгородцев против переписи населения монголами.
5). Князь, изображённый на марке, был дядей родоначальника московской княжеской династии.
6. Прочитайте текст и напишите цифры предложений, в которых содержится ошибка.
Часть 3.
Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.
1. Назовите событие, о котором идёт речь в данном отрывке. Укажите год, когда оно произошло
2. Какие меры, принятые Иваном III, свидетельствуют о том, что он не был полностью уверен в победе в случае сражения с врагом? Укажите две меры.
3. Чем закончилось противостояние, описываемое в отрывке? Укажите значение этого события для внешнеполитического положения Российского государства
Ответы и критерии оценивания:
Номер задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Кол-во баллов |
1 | А | В | в | 1 |
2 | Б | А | в | 1 |
3 | А | Б | а | 1 |
4 | Б | В | б | 1 |
5 | А | Б | в | 1 |
6 | Б | В | б | 1 |
7 | Г | Г | б | 1 |
8 | В | Г | а | 1 |
9 | А | Б | г | 1 |
10 | А | Б | г | 1 |
11 | В | В | а | 1 |
12 | В | Б | б | 1 |
13 | В | В | а | 1 |
14 | 3 | 3 | 2 | 1 |
15 | Херсонес | Литовское княжество | Сить | 1 |
1 | 2413 | 2413 | 2413 | 1 |
2 | 1. Москва 2. Стамбул 3. Париж 4. Новгород | 1. Москва 2. Стамбул 3. Париж 4. Новгород | 1. Москва 2. Стамбул 3. Париж 4. Новгород | 1 |
3 | 1б, 2а, 3г, 4в | 1в, 2г, 3а, 4б | 1б, 2г, 3а, 4в | 2(1) |
4 | БВАГ | ВБАГ | АГБВ | 2(1) |
5 | 1б, 2в, 3г, 4а | 1б, 2в, 3г, 4а | 1г, 2в, 3а, 4б | 2(1) |
6 | 24 | 23 | 24 | 2(1) |
7 | 36 | 56 | 56 | 2(1) |
1 | Любечский съезд, 1097 год. | 1471 год, Казимир IV | Стояние на реке Угре, 1480 год | 2(1) |
2 | 1.Каждый держит отчину свою – прекратить междоусобицы. 2. Сплотить силы против половцев | 1. Новгородцы не отличались ратным духом и были не особо опытны в ратном деле. 2. Конный архиепископский полк отказался от участия в битве. | 1. О подготовке столицы к осаде. 2. Отправка Софьи на Север. | 2(1) |
3 | Владимир Мономах, Устав Владимира Мономаха | Республиканская форма правления Должностные лица выборные, верховная власть принадлежала вече | 1.Победой русских. Конец ордынского владычества на Руси. 2. Россия стала независимым государством её авторитет повысился | 2(1) |
29