Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Коршевская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 В.С.Плесовских______ А.П.Кривых
от 28.08.2018 г. Принято на заседании _______________
педагогического совета Приказ № 55/14
Протокол № 1 от 31.08.2018 г. от 01.09. 2018г.
Рабочая программа
по биологии
7 класс
Учитель Лосева Любовь Викторовна
Квалификационная категория: высшая
с. Коршево
2018 год
Пояснительная записка
Количество недельных часов 2
Количество часов в год: 68
Уровень программы: базовый
Рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основе нормативно - правовых документов:
Рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основе нормативно - правовых документов:
• Закона Российской Федерации «Об образовании».
• Федерального Государственного образовательного стандарта по биологии
• Примерной образовательной программы по биологии и авторской программы В.В. Пасечник Биология 5-9 классы.
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
• Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
• Материалов УМК для 7 класса.
• Учебного плана МБОУ Коршевская СОШ на 2018-2019 учебный год.
• Годового календарного учебного графика МБОУ Коршевская СОШ на 2018-2019 учебный год.
• Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ Коршевская СОШ.
• Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Общая характеристика предмета
Согласно этой программе, в 7 классе учащиеся:
расширяют знания о разнообразии живых организмов;
осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;
знакомятся с эволюцией растений и животных;
изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Данный курс рассчитан на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.
Целью данного курса является овладение учащимися элементами научного знания и учебной деятельности, лежащих в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической культуры. В подростковом возрасте учебная деятельность приобретает черты деятельности по самообразованию и саморазвитию, развивается рефлексивное мышление. Это приводит к формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Поэтому в этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов,
сравнение, классификация, анализ, оценка. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов. Использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
1) воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы,
6) формирование толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
8) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1) учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
5) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.
6) формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человекаживотных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
. В сфере физической деятельности:
В эстетической сфере:
Источник предмета, автор:
Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект:
.Учебник Биология 7 класс. Линия жизни. В. В. Пасечник, М: Просвещение 2014г.
Тетрадь к учебнику В.В. Пасечника-2018г.
Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечника и др. (Линия жизни)
Биология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников
Диски по биологии 6, 7 кл. На учебных занятиях используются наглядные пособия: таблицы, динамические пособия, муляжи головного мозга хордовых, скелеты хордовых, влажные препараты, коллекции, гербарии, диски 6, 7 кл. с целью освоения учащимися знаний о растительном и животном мире, их многообразии, систематике, образе жизни, адаптации к условиям местообитания.
Обоснование выбора:
Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растениях и животных. в 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Место и роль учебного предмета: Предмет входит в обязательное количество часов компонента образовательного учреждения, необходимое для организации базовой подготовки уч-ся. В программу заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у уч-ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями уч-ся.
Формы организации образовательного процесса:
Преобладающим типом урока является комбинированный урок. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей уч-ся при определении домашнего задания. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности уч-ся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
В.В. Пасечник,С.В. Суматохин,Г.С. Калинова. Биология. 7кл. Рабочая тетрадь., М. «Просвещение», 2018г.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем , немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать биологические объекты, а
также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего заданиия.
Виды и формы контроля:
В течении учебного года проводятся различные формы контроля: вводный контроль – сентябрь, текущий контроль – после изучения каждой темы. Виды текущего контроля могут быть различными: диктант, устный опрос, тесты, решение задач; проверочные работы. При подготовке к урокам используется методический журнал «Биология в школе, диски по биологии, интернет.
Формы контроля: фронтальный, устный, письменный, индивидуальный.
Содержание программы
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)
Систематика —наука о многообразии и классификации организмов. Вид —исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 ч)
Бактерии —доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы —царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы —паразиты растений, животных, человека.
Лишайники —комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.
Демонстрации
: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов
Лабораторная работа:
• Изучение строения плесневых грибов.
Практическая работа: Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Глава 2. Многообразие растительного мира (24ч)
Водоросли —наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты —первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация.
Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения).
Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
•Изучение внешнего строения водорослей.
•Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
•Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
•Изучение строения и многообразия голосеменных растений
• Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.
• Изучение органов цветкового растения.
• Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
• Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
• Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
Практические работы:
• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
• Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
• Определение принадлежности растений к определенной систематической
группе с использованием справочников и определителей.
Глава 3.
Многообразие животного мира (27 ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие —возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся.
Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц.
Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве.
Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации:
таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника;
образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
• Изучение многообразия одноклеточных животных.
• Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
• Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.
• Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
• Изучение внешнего строения раковин моллюсков .
• Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
• Изучение коллекций насекомых —вредителей сада и огорода.
• Наблюдение за живыми членистоногими.
• Описание видового состава рыб местных водоемов.
• Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
• Изучение строения куриного яйца.
• Наблюдение и уход за птицами (канарейками, попугайчиками, курами и др.).
• Изучение внешнего строения млекопитающих.
Экскурсии:
• Разнообразие и роль членистоногих в природе.
• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
• Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации:
отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (5 ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Итоговое тестирование (1ч.)
Учебно –тематический план
Наименование разделов и тем | Основной урок | Экскурсии | Лаб. работы | Пр. работы | Контрольные работы | Всего |
Введение. Многообразие организмов, их классификация(2ч) | 1 | 1 | | | | 2 |
Тема 1. Бактерии. Грибы. Лишайники.(6ч.) | 3 | | 1 | 1 | 1 | 6 |
Тема2. Многообразие растительного мира(24 ч.) | 12 | | 9 | 2 | 1 | 24 |
Тема3 Многообразие животного мира(27 ч.) | 15 | 3 | 8 | | 1 | 27 |
Тема4. Эволюция растений и животных. Их охрана.(3ч.) | 2 | | | 1 | | 3 |
Тема5. Экосистемы.(5ч.) | 3 | 1 | | | 1 | 5 |
Итоговое тестирование | | | | | 1 | 1 |
Итого | 36 | 5 | 18 | 4 | 5 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Лабораторные и практические работы | Дата проведения |
| |
Введение. Многообразие организмов, их классификация(2ч) |
1. | Вводный инструктаж по Т. Б. Многообразие организмов, их классификация | | | |
2 | Вид – основная единица систематики | | | |
Тема 1. Бактерии. Грибы. Лишайники.(6ч.) |
3 | Бактерии –доядерные организмы. | | | |
4 | Роль бактерий в природе и жизни человека | | | |
5. | Грибы – царство живой природы. | Практическая работа: Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | | |
6 | Многообразие грибов, их роль в жизни человека | Лабораторная работа: Изучение строения плесневых грибов. | | |
7. | Грибы – паразиты растений, животных, человека | | | |
8. | Лишайники – комплексные симбиотические организмы | | | |
Тема2. Многообразие растительного мира(24 ч.) |
9. | Общая характеристика водорослей | Лабораторные работы: •Изучение внешнего строения водорослей. | | |
10 | Многообразие водорослей | | | |
11. | Значение водорослей в природе и жизни человека | | | |
12. | Высшие споровые растения | | | |
13. | Моховидные | •Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). | | |
14 | Папоротниковидные | •Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). | | |
15. | Плауновидные. Хвощевидные | | | |
16. | Голосеменные - отдел семенных растений | •Изучение строения и многообразия голосеменных растений | | |
17 | Разнообразие хвойных растений | | | |
18 | Покрытосеменные, или Цветковые | Изучение органов цветкового растения | | |
19 | Строение семян | • Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. | | |
20 | Виды корней и типы корневых систем | | | |
21 | Видоизменения корней. | | | |
22 | Побег и почки | | | |
23 | Строение стебля | | | |
24 | Внешнее строение листа | | | |
25 | Клеточное строение листа | | | |
26 | Видоизменения побегов | • Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень). | | |
27 | Строение и разнообразие цветков | • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. | | |
28 | Соцветия | | | |
29 | Плоды | | | |
30 | Размножение покрытосеменных растений | | | |
31 | Классификация покрытосеменных | | | |
32 | Класс Двудольные | Практические работы: • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей. | | |
33 | Класс Однодольные | • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. | | |
Тема3 Многообразие животного мира(27 ч.) |
34 | Общие сведения о животном мире | | | |
35 | Одноклеточные животные, или Простейшие | Лабораторные работы: • Изучение многообразия одноклеточных животных. | | |
36 | Паразитические простейшие. Значение простейших | | | |
37 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных | • Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных. | | |
38 | Тип Кишечнополостные | | | |
39 | Многообразие кишечнополостных | • Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры. | | |
40 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви | | | |
41 | Тип Круглые черви | | | |
42 | Тип Кольчатые черви | • Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. | | |
43 | Класс Брюхоногие | | | |
44 | Класс Головоногие моллюски | Изучение внешнего строения раковин моллюсков . | | |
45 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | • • Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям. | | |
46 | Класс Паукообразные | | | |
47 | Класс Насекомые | | | |
48 | Многообразие насекомых | • Наблюдение за живыми членистоногими. | | |
49 | Обобщающий урок | | | |
50 | Тип Хордовые | | | |
51 | Строение и жизнедеятельность рыб | • Описание видового состава рыб местных водоемов. | | |
52 | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | | | |
53 | Класс Земноводные | | | |
54 | Класс Пресмыкающиеся | | | |
55 | Класс Птицы | • Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова. Изучение строения куриного яйца. | | |
56 | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство | | | |
57 | Экскурсия «Знакомство с птицами леса» | | | |
58 | Класс Млекопитающие, или Звери | • Изучение внешнего строения млекопитающих. | | |
59 | Многообразие зверей | | | |
60 | Домашние млекопитающие | | | |
Тема4. Эволюция растений и животных. Их охрана.(3ч.) |
61 | Этапы эволюции органического мира | | | |
62 | Освоение суши растениями и животными | | | |
63 | Охрана растительного и животного мира | | | |
64 | Экосистема | | | |
65 | Среда обитания организмов. Экологические факторы | | | |
66 | Биотические и антропогенные факторы | | | |
67 | Искусственные экосистемы | | | |
68 | Итоговая контрольная работа | | | |
Модуль Влияние живых организмов на здоровье человека( Вопросы в темах уроков) 17 уроков |
1 | Болезнетворные бактерии и заболевания, которые они вызывают | | | |
2 | Профилактка болезней , вызванных бактериями | | | |
3 | Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | | | |
4. | Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами. | | | |
5 | Грибы- паразиты растений, животных и человека | | | |
6 | Роль папоротников, хвощей и плаунов в жизни человека | | | |
7 | Роль голосеменных в жизни человека | | | |
8 | Ядовитые пасленовыерастения. Первая помощь при отравлении ядовитыми пасленовыми растениями | | | |
10 | Вредное влияние табакокурения на здоровье человека | | | |
11 | Паразитические простейшие животные, вызывающие заболевания. Меры профилактики. | | | |
12 | Паразитические плоские черви и болезни, вызванные ими. Профилактические мероприятия | | | |
13 | Паразитические круглые черви. Соблюдение личной гигиены | | | |
14. | Цикл развития человеческой аскариды | | | |
15. | Клещи, их опасность. Профилактические мероприятия | | | |
16 | Паразитические насекомые.. Педикулез | | | |
17 | Змеи, их опасность для жизни человека. Первая доврачебная помощь | | | |
Планируемые предметные результаты изучения курса биологии в 7 классе основной школы:
Учащийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Учащийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Учащийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Учащийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Литература для учителя:
1. Учебник Биология 7 класс. Линия жизни. В. В. Пасечник, М: Просвещение 2014г.
2. Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечника и др. (Линия жизни)
3. Биология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы/Авт.: Т.С. Сухова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Литература для учащихся:
1. Учебник. Биология 7 класс. Линия жизни. В. В. Пасечник. М. Просвещение 2014г
2. .Рабочая тетрадь. Биология 8 класс. Линия жизни. В. В. Пасечник, М: Просвещение 2014г.
3. Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечника и др. (Линия жизни)
Электронные образовательные ресурсы:
1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. Фирма « 1 С», Издательский центр «Вентана Граф», 2007
2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс Фирма «1С», Издательский центр «Вентана Граф», 2007
3. Электронное приложение к учебнику Биология 7 класс, «Линия жизни», Просвещение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного курса «Биология. Живые организмы» 7 класс
Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач, стоящих перед общим биологическим образованием
Учебное оборудование
• натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений);
• приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы: лупы, световые микроскопы, цифровые микроскопы, микролаборатории, посуда и принадлежности);
• средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии; дидактический материал);
• муляжи и модели (объёмные – цветки различных семейств покрытосеменных, рельефные – размножение сосны обыкновенной);
• экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.)
• технические средства обучения – проекционная аппаратура (телевизор, компьютер).
Учебно-методическая литература Основная:
• В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7 классы (учебник)
• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс
• В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 классы (пособие для учителя)
• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая программа. 7класс
Дополнительная:
1. Большая энциклопедия природы для детей Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994. 256 с., 308 цв. ил. Издатель А. Л. Дьяченко
2. Энциклопедический словарь юного биолога. / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с., ил.
3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. и доп / Глав. ред. М. Д. Аксёнова – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.
4. Лесная энциклопедия: в 2-х т. / Ред. кол.: Г. И. Воробьёв (гл. ред.) и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 631 с., ил.
5. Бернатосян С. Г. Флора и фауна: загадки, открытия. – Мн.: «Асар», 1997. – 264 с.: ил.
6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения / Сост. Л. А. Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, О. М. Войтенко. – М.: ТКО «АСТ», 1996. 512 с.
7. Я познаю мир:. Дет. энцикл.: Экология / Авт.-сост. А. Е. Чижевский. Худож. В. В. Николаев, А. В. Кардашук, Е. В. Гальдяева. Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 432 с.
8. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / Сост. П. Р. Ляхов; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, Е. В. Дедова. – М.: ТКО «АСТ», 1996. – 544с.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Насекомые / Авт.-сост. П. Р. Ляхов, Г. Ю. Любарский; Худож. Е. В. Гальдяева, Л. Л. Сильянова, А. В. Маталкин, К. В. Макаров; Под общ. ред. Е. М. Ивановой. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», ООО «Астрель», 1999. – 480 с.
10. Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред. В. Е. Соколов. / Под ред. Ю. И. Полянского. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987
11. Станек В. Я. Иллюстрированная энциклопедия животных. Прага, Артия, 1972
12. Станек В. Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых. Прага, Артия, 1972
Электронные пособия:
1. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1С», 1998 – 2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
2. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
3. Федеральное агентство по образованию. Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. – ФГУП «Центр МНТП»
4.Электронное приложение к учебнику (DVD)