СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа адаптации подростков к обучению в техникуме «Я – первокурсник»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель Программы: – создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.

Задачи Программы:

- создавать условия для развития групповой сплоченности;

- способствовать созданию  благоприятного психологического климата в коллективе;

- способствовать развитию навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе;

- создавать условия для установления и поддержания социального статуса первокурсников в новом коллективе;

- способствовать формированию у первокурсников позитивных учебных мотивов;

- способствовать предупреждению и снятию у первокурсников психологического, физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой;

- разработка и проведение психокоррекционных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации подростков к обучению в техникуме «Я – первокурсник»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»







СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по СВ и ВР директор ГБПОУ ВО «РТСиСТ»

______________ / Г.В. Пономарева _____________/ В.А. Силаков





Программа

адаптации подростков к обучению в техникуме

«Я – первокурсник»





















п. Молодёжный – 2019 год



Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа адаптации обучающихся к обучению в техникуме «Я – первокурсник»

Разработчик Программы

Колесник Т.Я. – педагог-психолог

Сроки реализации Программы

2019-2020 год

Цель Программы

Создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.

Задачи Программы

- Подготовка первокурсников к новым условиям обучения;

- Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе;

- Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов;

- Предупреждение и снятие у первокурсников психологического, физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Ожидаемые результаты

Приспособленность обучающихся к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой. Оптимизации учебной деятельности студентов.

Участники реализации Программы

обучающиеся 1 курса, мастера п/о, классные руководители, преподаватели-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, родители.



Программа является документом, открытым для изменений и дополнений. Корректировка программы осуществляется на основании решений педагогического совета.









Пояснительная записка

Успешность профессионального становления будущего специалиста во многом определяется эффективностью его адаптации к образовательному процессу колледжа.

Целью педагогического процесса в ГБПОУ ВО «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как человека, будущего специалиста. На протяжении первого года обучения происходит вхождении первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Дезадаптация проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить причиной нарушения психического здоровья.

Общепринятым является положение о том, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом, но именно в течение этого периода наиболее интенсивно происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения. Именно в первый год обучения подросток в большей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке процесса его адаптации.


Цель и задачи Программы

Цель Программы: – создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.

Задачи Программы:

- создавать условия для развития групповой сплоченности;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе;

- способствовать развитию навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе;

- создавать условия для установления и поддержания социального статуса первокурсников в новом коллективе;

- способствовать формированию у первокурсников позитивных учебных мотивов;

- способствовать предупреждению и снятию у первокурсников психологического, физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой;

- разработка и проведение психокоррекционных мероприятий.






























Этапы реализации программы

  1. Аналитико-диагностическая деятельность

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

1.

Изучение личных дел обучающихся

Сентябрь

Классные руководители групп нового набора, педагог-психолог, социальный педагог

2.

Составление социального паспорта учебных групп

До 15 сентября учебного года

Классные руководители

3.

Выявление студентов «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

4.

Диагностика особенностей личности первокурсников с использованием необходимых методик

Сентябрь

Педагог-психолог

5.

Составление психологических портретов обучающихся 1 курса

Сентябрь – октябрь

Педагог - психолог

6.

Изучение мотива поступления в техникум, на данную специальность/профессию (приложение 2)

Октябрь - ноябрь

Педагог-психолог, социальный педагог

7.

Социометрическое исследование групп нового набора

Январь

Педагог-психолог

8.

Анкетирование студентов по выявлению уровня комфортности обучения в колледже

Февраль

Педагог-психолог, классные руководители, зав. библиотекой

9.

Степень адаптированности первокурсников (приложение 2-3)

Октябрь, апрель

Педагог-психолог, социальный педагог

10.

Посещение занятий с целью наблюдения за взаимодействие обучающихся и преподавателей в учебном процессе. (приложение 1)

В течение года

Педагог-психолог



2. Коррекционно-развивающая деятельность

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

1.

Проведение адаптационных занятий с элементами тренинга:

- «Давайте познакомимся»;

- «Мы – студенческая группа»





Сентябрь

Декабрь

Педагог-психолог

2.

Организация работы «службы доверия»

В течение года

Педагог-психолог

3.

Индивидуальная работа с обучающимися, направленная на снятие тревожности и психологического дискомфорта

В течение года

Педагог-психолог

4.

Индивидуальная работа с обучающимися нового набора, относящимися к категории «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог

5

Работа по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса

В течение года

Служба медиации

6

Совет по профилактике

Ежемесячно

Члены совета по профилактике



3. Внеаудиторная деятельность

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

1.

Проведение классных часов - знакомств в группах нового набора

Сентябрь

Классные руководители, педагог-психолог

3.

Организация встреч-бесед со специалистами правоохранительных органов на правовые темы

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по УВР, сотрудники полиции, социальный педагог

4.

Проведение производственного собрания с целью выбора актива группы и распределения поручений

Сентябрь

Классные руководители

5.

Психологическое консультирование обучающихся

В течение года

Педагог-психолог

6.

Проведение познавательного часа по теме «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»

Декабрь, май

Педагог- психолог, классные руководители

7.

Привлечение обучающихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях-выставках творческих работ

В течение года

Преподаватели, мастера п/о, кл.руководители

8.

Подготовка и участие в празднике для первокурсников «Посвящение в студенты»

Сентябрь

Зам.директора по УВР, ответственные за мероприятие

10.

Вовлечение обучающихся в работу клубов, кружков, спортивных секций

В течение всего периода обучения

Классные руководители, руководители кружков и секций

11.

Участие обучающихся в муниципальных и региональных спортивных мероприятиях

В течение всего периода обучения

Преподаватели физической культуры

12.

Привлечение обучающихся к подготовке и участию во внутритехникумовских мероприятиях

По плану воспитательной работы техникума

Зам. директора по ВР, классные руководители









4. Работа с родителями

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

1.

Проведение собрания родителей первокурсников

Октябрь

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц.педагог, классные руководители

2.

Индивидуальные беседы с родителями первокурсников

В течение года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц.педагог классные руководители

3.

Психологическое консультирование родителей первокурсников по проблемам оказания помощи в адаптационный период

В течение года

Педагог-психолог

4.

Индивидуальная работа с обучающимися и семьями «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог, соц.педагог зам. директора во ВР



5. Профилактическое направление

1

1.

Классные часы на общение, мотивация к выбранной профессии.

В течение года

Классные руководители, мастера п/о

2

2.

Индивидуальная работа с обучающимися, направленная на снятие состояния тревожности, агрессии и страхов

В течение года

Педагог – психолог


3

3.

Контроль посещаемости занятий

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, мастер п/о

5

4.

Контроль соблюдения правил проживания в общежитии

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, мастер п/о

6

5.

Встречи со специалистами: врачом-наркологом, участковым, инспектором ПДН

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, мастер п/о

7

6.

Рекомендации классным руководителям, мастерам по результатам психодиагностики индивидуальных особенностей учащихся.

В течение учебного года

Педагог – психолог




Координация и контроль реализации Программы

Контроль осуществляет администрация техникума:

- анализирует ход выполнения плана реализации Программы, вносит предложения по ее коррекции;

- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы.



Прогнозируемый результат реализации Программы

Реализация Программы «Я – первокурсник» позволит обеспечить:

- приспособленность обучающихся к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

- оптимизацию учебной деятельности обучающихся.

- создание единой адаптационной среды.

- включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.

- осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.

- осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию.

- сохранность контингента.

- снижение количества обучающихся «группы риска».



Заключение



Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности обучающегося, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.

И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа ребенка. А задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.

Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами техникума на основе их совместного взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность обучающихся, успеваемость и качество знаний.





Приложения №1

Посещение уроков обучающихся 1 курса

Психологический анализ урока

в адаптационный период

  

Преподаватель……………………………………………………………………………

Предмет…………………………………………………………………………………

Тема…………………………………………………………………………………

Группа…………………........... Дата проведения занятия………………………….



п/п

Параметры

Наблюдения


Психологическая оценка урока


1.

Уровень организации урока (доля спонтанности и воздействия преподавателя в настрое обучающихся на урок).


2.

Оснащенность урока средствами: аудиальной, визуальной, кинестетической, дигитальной.


3.

Использование разных методов и приемов обучения для развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия.


4.

Соотношение самостоятельной, творческой деятельности обучающихся.


5.

Работоспособность учащихся на уроке, психологический климат в группе.



Анализ деятельности преподавателя на уроке.


1.

Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие  эмоции. Собранность, энергичность, эмоциональность. Умение слушать, проявлять эмпатию.


2.

Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с группой и каждым обучающимся. Увлеченность преподаваемым предметом.


3.

Психологическая дистанция между преподавателем и обучающимися.


4.

Внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля)



Психологический анализ учебной деятельности студентов:


1.

Проявление у студентов ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других


2.

Коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика)


3.

Наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны студентов


4.

Склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи одногруппников)


5.

Отношение студентов к преподавателю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное)


6.

Преобладающее на уроке самочувствие и настроение группы (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие,  воодушевленность,  энтузиазм,  мажорность, раскрепощенность или скованность)








Педагог-психолог:





























Приложения №2



Анкета

«Определение степени адаптированности студентов»

1.Почему вы выбрали техникум для своего профессионального обучения
это мой личный выбор
повлияли родители
много слышал о колледже
узнал от знакомых, друзей

не взяли в школу
другое_________________________________________
2.Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в техникуме?   
желание получить выбранную мной специальность
недостаток информации о других специальностях
мнение родственников, друзей, знакомых
специальность соответствует моим интересам
востребованность данной специальности на рынке труда
другое___________________________________________
3. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
да
нет
частично
никогда не получаю

4. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в техникуме?

Да нет
5. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей группе?
мы все хорошо общаемся
мы общаемся, но в мини-группах
мы не общаемся совсем
мы общаемся только на тему учебы
другое________________________________________
6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в техникуме?
сила воли
целеустремленность

ответственность
терпимость
активность
все вышеперечисленные
другое__________________________________________
7. Какие трудности вы сейчас испытываете?
в учебе, в условиях обучения
в общении с группой
в общении с преподавателями
в общении с классным руководителем

в общении с мастером
в общении с родителями и родственниками
другое___________________________________________
8. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях техникума
активно участвую
изредка участвую
не участвую совсем
нет желания в этом участвовать

9. После двух месяцев в техникуме есть ли у вас желание продолжать учебу?
Да Нет Не знаю Хочу обратно в школу

10. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?

Спортивные:

Какие?________________________________________________________________

Танцевальный

Театральный

Вокальный

Другое________________________________________________________________

11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)

Материальное благополучие

Здоровье

Уважение окружающих

Удовольствие, развлечения



Приложения №3

Анкета

«Адаптированность студентов в колледже»

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Обведите кружком на каждой строчке варианта ответа в соответствующей графе, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние для Вас чаще всего характерно, когда Вы находитесь в техникуме (оцените по 4-бальной шкале ниже перечисленные эмоциональные состояния)

Суждения

Ответы

нет, это

не так

по

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен, ощущаю душевный покой

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

5

Я обычно раздражен

1

2

3

4

6

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю об учебе

1

2

3

4

7

Мне радостно, я чувствую желание учиться

1

2

3

4

8

Часто расстраиваюсь по пустякам, все близко принимаю к сердцу

1

2

3

4

9

Я внутренне скован, закомплексован

1

2

3

4

10

Я чувствую себя свободно «как рыба в воде»

1

2

3

4

11

Я удовлетворен собой и своими учебными успехами

1

2

3

4

12

Я сильно переживаю из-за неприятностей, долго не могу о них забыть

1

2

3

4

13

Я уверен в себе и своих силах

1

2

3

4

14

Часто нервничаю, расстроен, не нахожу себе места

1

2

3

4

15

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

16

У меня бывает хандра, апатия, тоска

1

2

3

4

  1. Вы с желанием идете в техникум?

    • Да

    • Нет

    • Затрудняюсь ответить

    • Другое__________________________

  2. Что вы скажите о своей учебе?

  • Учусь с удовольствием

  • Учусь, так как требуют родители

  • Учусь, так как это необходимо для моего будущего

  • К учебе равнодушен

  • Думаю оставить учебу

  • Хочу перейти в другую группу

  • Другое ____________________

  1. Самые интересные предметы:_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По сравнению со школой:

  • Вы стали учиться лучше

  • Вы стали учиться хуже

  • Все осталось без изменений

  • Другое_____________________________________________________

  1. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?

  • мы все хорошо общаемся

  • мы общаемся, но в мини-группах

  • мы не общаемся совсем

  • мы общаемся только на тему учебы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!