Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по СВ и ВР директор ГБПОУ ВО «РТСиСТ»
______________ / Г.В. Пономарева _____________/ В.А. Силаков
Программа
адаптации подростков к обучению в техникуме
«Я – первокурсник»
п. Молодёжный – 2019 год
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа адаптации обучающихся к обучению в техникуме «Я – первокурсник» |
Разработчик Программы | Колесник Т.Я. – педагог-психолог |
Сроки реализации Программы | 2019-2020 год |
Цель Программы | Создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса. |
Задачи Программы | - Подготовка первокурсников к новым условиям обучения; - Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе; - Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов; - Предупреждение и снятие у первокурсников психологического, физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. |
Ожидаемые результаты | Приспособленность обучающихся к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой. Оптимизации учебной деятельности студентов. |
Участники реализации Программы | обучающиеся 1 курса, мастера п/о, классные руководители, преподаватели-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, родители. |
Программа является документом, открытым для изменений и дополнений. Корректировка программы осуществляется на основании решений педагогического совета.
Пояснительная записка
Успешность профессионального становления будущего специалиста во многом определяется эффективностью его адаптации к образовательному процессу колледжа.
Целью педагогического процесса в ГБПОУ ВО «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как человека, будущего специалиста. На протяжении первого года обучения происходит вхождении первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Дезадаптация проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить причиной нарушения психического здоровья.
Общепринятым является положение о том, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом, но именно в течение этого периода наиболее интенсивно происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения. Именно в первый год обучения подросток в большей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке процесса его адаптации.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: – создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.
Задачи Программы:
- создавать условия для развития групповой сплоченности;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе;
- способствовать развитию навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе;
- создавать условия для установления и поддержания социального статуса первокурсников в новом коллективе;
- способствовать формированию у первокурсников позитивных учебных мотивов;
- способствовать предупреждению и снятию у первокурсников психологического, физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой;
- разработка и проведение психокоррекционных мероприятий.
Этапы реализации программы
Аналитико-диагностическая деятельность
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
1. | Изучение личных дел обучающихся | Сентябрь | Классные руководители групп нового набора, педагог-психолог, социальный педагог |
2. | Составление социального паспорта учебных групп | До 15 сентября учебного года | Классные руководители |
3. | Выявление студентов «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог |
4. | Диагностика особенностей личности первокурсников с использованием необходимых методик | Сентябрь | Педагог-психолог |
5. | Составление психологических портретов обучающихся 1 курса | Сентябрь – октябрь | Педагог - психолог |
6. | Изучение мотива поступления в техникум, на данную специальность/профессию (приложение 2) | Октябрь - ноябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
7. | Социометрическое исследование групп нового набора | Январь | Педагог-психолог |
8. | Анкетирование студентов по выявлению уровня комфортности обучения в колледже | Февраль | Педагог-психолог, классные руководители, зав. библиотекой |
9. | Степень адаптированности первокурсников (приложение 2-3) | Октябрь, апрель | Педагог-психолог, социальный педагог |
10. | Посещение занятий с целью наблюдения за взаимодействие обучающихся и преподавателей в учебном процессе. (приложение 1) | В течение года | Педагог-психолог |
2. Коррекционно-развивающая деятельность
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
1. | Проведение адаптационных занятий с элементами тренинга: - «Давайте познакомимся»; - «Мы – студенческая группа» | Сентябрь Декабрь | Педагог-психолог |
2. | Организация работы «службы доверия» | В течение года | Педагог-психолог |
3. | Индивидуальная работа с обучающимися, направленная на снятие тревожности и психологического дискомфорта | В течение года | Педагог-психолог |
4. | Индивидуальная работа с обучающимися нового набора, относящимися к категории «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог |
5 | Работа по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса | В течение года | Служба медиации |
6 | Совет по профилактике | Ежемесячно | Члены совета по профилактике |
3. Внеаудиторная деятельность
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
1. | Проведение классных часов - знакомств в группах нового набора | Сентябрь | Классные руководители, педагог-психолог |
3. | Организация встреч-бесед со специалистами правоохранительных органов на правовые темы | Октябрь-ноябрь | Зам. директора по УВР, сотрудники полиции, социальный педагог |
4. | Проведение производственного собрания с целью выбора актива группы и распределения поручений | Сентябрь | Классные руководители |
5. | Психологическое консультирование обучающихся | В течение года | Педагог-психолог |
6. | Проведение познавательного часа по теме «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу» | Декабрь, май | Педагог- психолог, классные руководители |
7. | Привлечение обучающихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях-выставках творческих работ | В течение года | Преподаватели, мастера п/о, кл.руководители |
8. | Подготовка и участие в празднике для первокурсников «Посвящение в студенты» | Сентябрь | Зам.директора по УВР, ответственные за мероприятие |
10. | Вовлечение обучающихся в работу клубов, кружков, спортивных секций | В течение всего периода обучения | Классные руководители, руководители кружков и секций |
11. | Участие обучающихся в муниципальных и региональных спортивных мероприятиях | В течение всего периода обучения | Преподаватели физической культуры |
12. | Привлечение обучающихся к подготовке и участию во внутритехникумовских мероприятиях | По плану воспитательной работы техникума | Зам. директора по ВР, классные руководители |
| | | |
4. Работа с родителями
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
1. | Проведение собрания родителей первокурсников | Октябрь | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц.педагог, классные руководители |
2. | Индивидуальные беседы с родителями первокурсников | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц.педагог классные руководители |
3. | Психологическое консультирование родителей первокурсников по проблемам оказания помощи в адаптационный период | В течение года | Педагог-психолог |
4. | Индивидуальная работа с обучающимися и семьями «группы риска» | В течение года | Педагог-психолог, соц.педагог зам. директора во ВР |
5. Профилактическое направление
1 1. | Классные часы на общение, мотивация к выбранной профессии. | В течение года | Классные руководители, мастера п/о |
2 2. | Индивидуальная работа с обучающимися, направленная на снятие состояния тревожности, агрессии и страхов | В течение года | Педагог – психолог |
3 3. | Контроль посещаемости занятий | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, мастер п/о |
5 4. | Контроль соблюдения правил проживания в общежитии | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, мастер п/о |
6 5. | Встречи со специалистами: врачом-наркологом, участковым, инспектором ПДН | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, мастер п/о |
7 6. | Рекомендации классным руководителям, мастерам по результатам психодиагностики индивидуальных особенностей учащихся. | В течение учебного года | Педагог – психолог |
Координация и контроль реализации Программы
Контроль осуществляет администрация техникума:
- анализирует ход выполнения плана реализации Программы, вносит предложения по ее коррекции;
- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы.
Прогнозируемый результат реализации Программы
Реализация Программы «Я – первокурсник» позволит обеспечить:
- приспособленность обучающихся к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
- оптимизацию учебной деятельности обучающихся.
- создание единой адаптационной среды.
- включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.
- осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.
- осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию.
- сохранность контингента.
- снижение количества обучающихся «группы риска».
Заключение
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности обучающегося, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа ребенка. А задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные условия современной жизни.
Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами техникума на основе их совместного взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность обучающихся, успеваемость и качество знаний.
Приложения №1
Посещение уроков обучающихся 1 курса
Психологический анализ урока
в адаптационный период
Преподаватель……………………………………………………………………………
Предмет…………………………………………………………………………………
Тема…………………………………………………………………………………
Группа…………………........... Дата проведения занятия………………………….
№ п/п | Параметры | Наблюдения |
| Психологическая оценка урока | |
1. | Уровень организации урока (доля спонтанности и воздействия преподавателя в настрое обучающихся на урок). | |
2. | Оснащенность урока средствами: аудиальной, визуальной, кинестетической, дигитальной. | |
3. | Использование разных методов и приемов обучения для развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. | |
4. | Соотношение самостоятельной, творческой деятельности обучающихся. | |
5. | Работоспособность учащихся на уроке, психологический климат в группе. | |
| Анализ деятельности преподавателя на уроке. | |
1. | Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции. Собранность, энергичность, эмоциональность. Умение слушать, проявлять эмпатию. | |
2. | Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с группой и каждым обучающимся. Увлеченность преподаваемым предметом. | |
3. | Психологическая дистанция между преподавателем и обучающимися. | |
4. | Внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля) | |
| Психологический анализ учебной деятельности студентов: | |
1. | Проявление у студентов ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других | |
2. | Коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика) | |
3. | Наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны студентов | |
4. | Склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи одногруппников) | |
5. | Отношение студентов к преподавателю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное) | |
6. | Преобладающее на уроке самочувствие и настроение группы (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм, мажорность, раскрепощенность или скованность) | |
Педагог-психолог:
Приложения №2
Анкета
«Определение степени адаптированности студентов»
1.Почему вы выбрали техникум для своего профессионального обучения
это мой личный выбор
повлияли родители
много слышал о колледже
узнал от знакомых, друзей
не взяли в школу
другое_________________________________________
2.Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в техникуме?
желание получить выбранную мной специальность
недостаток информации о других специальностях
мнение родственников, друзей, знакомых
специальность соответствует моим интересам
востребованность данной специальности на рынке труда
другое___________________________________________
3. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
да
нет
частично
никогда не получаю
4. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в техникуме?
Да нет
5. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей группе?
мы все хорошо общаемся
мы общаемся, но в мини-группах
мы не общаемся совсем
мы общаемся только на тему учебы
другое________________________________________
6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в техникуме?
сила воли
целеустремленность
ответственность
терпимость
активность
все вышеперечисленные
другое__________________________________________
7. Какие трудности вы сейчас испытываете?
в учебе, в условиях обучения
в общении с группой
в общении с преподавателями
в общении с классным руководителем
в общении с мастером
в общении с родителями и родственниками
другое___________________________________________
8. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях техникума
активно участвую
изредка участвую
не участвую совсем
нет желания в этом участвовать
9. После двух месяцев в техникуме есть ли у вас желание продолжать учебу?
Да Нет Не знаю Хочу обратно в школу
10. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?
Спортивные:
Какие?________________________________________________________________
Танцевальный
Театральный
Вокальный
Другое________________________________________________________________
11. Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
Материальное благополучие
Здоровье
Уважение окружающих
Удовольствие, развлечения
Приложения №3
Анкета
«Адаптированность студентов в колледже»
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Обведите кружком на каждой строчке варианта ответа в соответствующей графе, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние для Вас чаще всего характерно, когда Вы находитесь в техникуме (оцените по 4-бальной шкале ниже перечисленные эмоциональные состояния)
№ | Суждения | Ответы |
нет, это не так | по | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен, ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничего не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я обычно раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю об учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Мне радостно, я чувствую желание учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Часто расстраиваюсь по пустякам, все близко принимаю к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я внутренне скован, закомплексован | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я чувствую себя свободно «как рыба в воде» | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я удовлетворен собой и своими учебными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я сильно переживаю из-за неприятностей, долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я уверен в себе и своих силах | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Часто нервничаю, расстроен, не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | У меня бывает хандра, апатия, тоска | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вы с желанием идете в техникум?
Что вы скажите о своей учебе?
Учусь с удовольствием
Учусь, так как требуют родители
Учусь, так как это необходимо для моего будущего
К учебе равнодушен
Думаю оставить учебу
Хочу перейти в другую группу
Другое ____________________
Самые интересные предметы:_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По сравнению со школой:
Вы стали учиться лучше
Вы стали учиться хуже
Все осталось без изменений
Другое_____________________________________________________
Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
мы все хорошо общаемся
мы общаемся, но в мини-группах
мы не общаемся совсем
мы общаемся только на тему учебы