Мотивация ученика является основным условием успешного обучения, которая складывается из таких факторов, как личность педагога, система пoдачи информации, внимание учителя к деятельности каждого ученика, сoциальнoй значимoсти yчебнoгo пoведения и др. Для формирования и развития мотивации учащихся нужно поставить в такие условия, при которых мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом их прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений.
Основная задача мотивации учения – это такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося.
Формирование учебной мотивации у обучающихся является одной из главных пpoблем сoвpеменной шкoлы. Ее актуальнoсть oбуслoвлена oбнoвлением сoдеpжания oбучения, пoстановкой задач фopмирoвания у шкoльников пpиемoв самoстоятельного пpиoбpетения знаний и pазвития активнoй жизненной пoзиции.
Цель, которую ставит перед собой школа: повышение учебной мотивации у 10 % учеников 5 – 9-х классов к концу 2021 – 2022 года через организацию работы педагогического коллектива школы
Задачи:
Выявить причины неуспешности у обучающихся с через диагностику уровня учебной мотивации.
Провести системную работу по организации совместных мероприятий с участием педагогов, обучающихся и их родителей
Формировать позитивную учебную мотивацию на уроках и внеурочной деятельности через создание комфортных условий для реализаций личностного потенциала обучающихся.
Совершенствовать профориентационную работу.
Организовать систематический контроль образовательных результатов учащихся с низкой учебной мотивацией.
Основными направлениями деятельности школы по повышению учебной мотивации учащихся являются:
повышение уровня профессиональной компетенции учителя;
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников с низкой учебной мотивацией;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования, в том числе профориентационного направления;
развитие взаимодействия с родителями.
Методы сбора и обработки информации
изучение документации (школьной, педагогической, ученической);
наблюдение;
диагностика учебной мотивации;
устный опрос (интервьюирование, собеседование, экзамен, устная контрольная работа, защита проектов);
письменный опрос (анкетирование, тестирование, письменный экзамен, письменная контрольная работа);
отчеты
электронный журнал и дневники
Участники образовательного процесса, принимающие участие в реализации программы:
администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-логопед, библиотекарь, родители, Совет старшеклассников.
Целевые индикаторы и значения
Направление | Индикатор | 2020 - 2021 | 2021 - 2022 |
Повышение мотивации обучающихся к обучению | Доля обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию; | 12,3 % | 10 % |
Доля обучающихся, принявших участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и т.п. | 17 % | 25 % |
Удовлетворённость обучающихся школьной жизнью | 72 % | 75 % |
Доля учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность, секции и т.п. | 100 % | 100 % |
Наличие плана профориентационной работы, системы внеурочной работы | да | да |
Доля родителей, участвующих в проекте «Электронные дневники и журналы» | 35% | 60 % |
Доля родителей, участвующих в жизни школы | 10% | 12% |
Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей на организацию учебно- воспитательного процесса | 0 | 0 |
Совершенствование педагогического коллектива | Доля педагогов, повышающих квалификацию, в том числе с использованием дистанционных технологий, по теме «Учебная мотивация» | 0 % | 20% |
Доля учителей внедряющих в учебный процесс проектную, исследовательскую, творческую деятельность | 30 % | 50 % |
Сроки реализации программы – 2021 – 2022 учебный год
Мероприятия по достижению целей развития
Задача | Мероприятие | сроки реализации | ответственные | участники |
Выявить причины неуспешности у обучающихся через диагностику уровня учебной мотивации | 1. Входная диагностика учащихся 5- 8 классов «Учебная мотивация» для выявления обучающихся «группы риска» | Сентябрь 2021 | Руководители ШМО учителей-предметников, классные руководители | учителя- предметники, классные руководители, обучающиеся |
2. Промежуточная диагностика учащихся 5-8 классов «Учебная мотивация» для выявления обучающихся «группы риска» | Декабрь 2021 | педагог-психолог | обучающиеся |
3. Итоговая диагностика учащихся 5- 8-х классов «Учебная мотивация» для выявления обучающихся «группы риска» | Апрель – май 2022 | | обучающиеся |
4.Формирование банка данных учащихся школы с низкой учебной мотивацией | Октябрь 2021 | Заместитель директора по УР | Педагоги-предметники |
5. Проведение с детьми групповых занятий с элементами тренинга «Мотивация к учению», тренинга на снижение школьной тревожности. | В течение года | педагог-психолог | обучающиеся |
Провести системную работу по организации совместных мероприятий с участием педагогов, обучающихся и их родителей | 1.Формирование банка данных о семьях учащихся с низкой учебной мотивацией | сентябрь | Социальный педагог | Социальный педагог, классные руководители |
2.Провести консультации с родителями учащихся «группы риска» | | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, родители |
3.Продолжить занятия с родителями в «Школе успешных родителей» | 1 раз в четверть | Директор, заместители директора по УР | Директор, заместители директора по УР, классные руководители, родители, педагог- психолог, социальный педагог |
4. Провести тематические родительские собрания по теме «Низкая учебная мотивация учащихся» в 4 – 8-х классах | Январь – февраль 2022 | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Заместители директора по УР и ВР, педагог- психолог, классные руководители |
5.Посетить семьи учащихся с низкой мотивацией | 1 раз в четверть | Социальный педагог, классные руководители | Социальный педагог, классные руководители |
Формировать позитивную учебную мотивацию на уроках и внеурочной деятельности через создание комфортных условий для реализаций личностного потенциала обучающихся. | 1.Разработка индивидуальных образовательных траекторий для учащихся с низкой учебной мотивацией | сентябрь | Заместитель директора по УР | руководители ШМО учителей-предметников, учителя-предметники, классные руководители |
2.Формирование портфолио учащимся с низкой мотивацией | В течение года | Классные руководители | Классные руководители, обучающиеся. родители |
3.Провести заседание школьных методических объединений по разработке плана мероприятий по формированию успешности | Апрель – май | Заместитель директора по УР, руководители методических объединений | Руководители методических объединений, учителя- предметники |
| учащихся | | | |
4.Проконтролировать качество преподавания учебных предметов через посещение занятий. Выявить затруднения, препятствующие усвоению материала учащимися с низкой мотивацией | В течение года | Заместитель директора по УР, руководители методических объединений | Заместитель директора по УР, руководители методических объединений, учителя- предметники |
5.Организовать мастер-классы, практикумы для освоения педагогических технологий, повышающих учебную мотивацию школьников | В течение года | Заместитель директора по УР, педагог- психолог | педагоги |
6.Провести педагогический совет «Как мотивировать учеников к обучению» | Октябрь 2021 | Заместитель директора по УР, руководители методических объединений | Заместитель директора по УР, руководители методических объединений, учителя- предметники |
7.Организовать курсовую подготовку учителей по проблеме обучения школьников с низкой мотивацией | В течение года | Заместитель директора по УР | педагоги |
8.Организовать работу рабочей группы «Низкая учебная мотивация обучающихся» по овладению педагогических инструментов для работы с немотивированными учащимися | В течение года | Заместитель директора по УР | педагоги |
9.Организовать учет достижений в разных видах деятельности (социальной, трудовой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной и др.) учащихся с низкой мотивацией | | Заместитель директора по ВР | Классные руководители |
| 10.Привлечение учащихся и их родителей, в том числе из «группы риска» к подготовке коллективных мероприятий класса, школы | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-организатор | Классные руководители, обучающиеся, родители |
Организовать систематический контроль образовательных результатов учащихся с низкой учебной мотивацией. | 1.Проанализировать результаты образовательной деятельности и скорректировать работу по повышению качества образования | Май – июнь | Заместитель директора по УР, руководители ШМО | Учителя-предметники |
2.Провести индивидуальные консультации с учащимися по результатам контрольных работ. | В течение года | Учителя- предметники | Учителя-предметники, обучающиеся, показавшие низкие результаты |
3.Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины неусвоения | В течение года | Учителя- предметники | Учителя-предметники, обучающиеся, показавшие низкие результаты |
4.Проконтролировать объем домашних заданий | В течение года | Заместитель директора по УР | Заместитель директора по УР, учителя- предметники |
5.Проконтролировать формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | | Заместитель директора по УР, члены методсовета | Заместитель директора по УР, члены методсовета, учителя-предметники |
6.Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности учащихся | В течение года | Педагог-психолог | Педагог-психолог, классные руководители, обучающиеся |
| 7.Выявить потребности учащихся для развития их творческих возможностей | Май – июнь | Заместитель директора по ВР | Заместитель директора по ВР, классные руководители, обучающиеся |
8.Организовать отдых учащихся в каникулярное время | каникулы | Заместитель директора по ВР | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, обучающиеся |
Совершенствовать профориентационную работу | 1.Взаимодействие с родителями, социальными и профессиональными структурами с целью профориентации учащихся | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Классные руководители, обучающиеся, родители |
2.Экскурсии на предприятия и в учреждения | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Классные руководители, обучающиеся |
3.Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Классные руководители, обучающиеся |
4. Открытые дни в средних специальных учебных заведениях | Март - апрель | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Классные руководители, обучающиеся |
5.Обсуждение с родителями возможных перспектив профессионального самоопределения (родительские собрания, индивидуальные консультации). | В течение года | Заместители директора по УР и ВР, классные руководители | Заместители директора по УР и ВР, классные руководители, обучающиеся |
| 6.Совместные мероприятия детей и родителей | | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Заместитель директора по ВР, классные руководители, обучающиеся |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
После реализации программы работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, в образовательной деятельности произойдут следующие изменения:
Повысится уровень мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности учащихся 5 – 9-х классов на 10 %.
Вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность не менее 25 % обучающихся.
Вовлечение в олимпиадное и конкурсное движение разного уровня не менее 30 % обучающихся.
Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников во внеурочной работе (творческих конкурсах, соревнованиях и т.п.);
Сформирована система работы со слабомотивированными обучающимися.
Сформирована готовность и способность осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов не менее чем у 50 % обучающихся 9-х классов.
Вырастет количество учащихся и родителей, удовлетворенных школьной жизнью до 75 %.