СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа АОП 8.2 для детей 1 класса с умеренной, тяжелой степенью УО и ТМНМ по предмету "Двигательное развитие".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа АОП 8.2 для детей 1 класса с умеренной, тяжелой степенью УО и ТМНМ (вариант 2) по предмету "Двигательное развитие". Расчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа АОП 8.2 для детей 1 класса с умеренной, тяжелой степенью УО и ТМНМ по предмету "Двигательное развитие".»

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова


«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов


Руководитель МО:

_____________/ Кузнецова Е. Н.


Протокол №_____ от 30.08.2017


«Согласовано»


Зам. директора:

________________/ Грекова О. А.


30.08.2017



«Согласовано»


Родители обучающегося:


____________/ ____________



30.08.2017


«Утверждено»


Директор школы:

________________ / Архиреева Е. А.


Приказ №_______ от 01.09.2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1 класс


КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС:

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.




АОП 8.2.


индивидуальное обучение



2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка


АОП разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

  1. «Об образовании в Российской Федерации»  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  2. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I

  3. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26

  4. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297

  5. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.

  6. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373

  7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

  8. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

  9. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082

  10. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015

  11. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н

  12. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

  13. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

  14. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013г. № ИР-535/07

  15. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

16. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня

2013г. № ИР-535/07

17. Программа для 1 – 4 классов специальных образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой 2011 г.;

18. Учебный план образовательного учреждения.





Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития


Обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.


Целью образования обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни..


Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого. Принципы и подходы к формированию программы Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год).

 

І. Цели образовательно-коррекционной работы

У большинства детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) имеются грубые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.

Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 1 класса (вариант 2) составлена на основе Адаптированной Основной Образовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности; программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л. Б. Баряевой.


ІІ. Общая характеристика учебного предмета



Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе занятий учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру).

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.


ІІІ. Описание места учебного предмета



Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).




ІѴ. Результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

  1. Овладение начальными навыками адаптации в классе.

  2. Развитие мотивов учебной деятельности.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



Предметные:

  1. Развитие элементарных пространственных понятий

  2. Знание частей тела человека

  3. Знание элементарных видов движений

  4. Умение выполнять исходные положения

  5. Умение бросать, перекладывать, перекатывать.

  6. Умение управлять дыханием



Ѵ. Содержание учебного предмета



Общеразвивающие и корригирующее упражнения

Дыхательные упражнения в образном оформлении.

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя».

Дыхание через нос, через рот.

Изменение длительности вдоха и выдоха.

Дыхание в ходьбе с имитацией.

Движение руками в исходном положении.

Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.

Наклоны, приседания.


Прикладные упражнения

Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе

Равновесие – ходьба по линии, на носках.

Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.


Подвижные игры.



ѴІ. Методическое обеспечение программы


  1. Ковер

  2. Игрушки













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Количество часов


Дата по плану

Дата по факту

Первая четверть

1.

Дыхательные упражнения.

1



2.

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки.

1



3.

Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет.

1



4.

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. Развивающие упражнения.

1



5.

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. Игровые упражнения.

1



6.

Изменение длительности дыхания. Развивающие упражнения.

1



7.

Изменение длительности дыхания. Игровые упражнения.

1



8.

Дыхание при ходьбе. Развивающие упражнения.

1



9.

Дыхание при ходьбе. Игровые упражнения.

1



10.

Движение руками в исходных положениях. Развивающие упражнения.

1



11.

Движение руками в исходных положениях. Игровые упражнения.

1



12.

Движение предплечий и кистей рук. Развивающие упражнения.

1



13.

Движение предплечий и кистей рук. Игровые упражнения.

1



14.

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. Развивающие упражнения.

1



15.

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. Игровые упражнения.

1



16.

Хлопки в ладоши с изменением темпа. Развивающие упражнения.

1



Вторая четверть

17.

Хлопки в ладоши с изменением темпа. Игровые упражнения.

1



18.

Наклоны головой.

1



19.

Наклоны туловищем. Развивающие упражнения.

1



20.

Наклоны туловищем. Игровые упражнения.

1



21.

Сгибание стопы. Развивающие упражнения.

1



22.

Сгибание стопы. Игровые упражнения.

1



23.

Перекаты с носков на пятки. Развивающие упражнения.

1



24.

Перекаты с носков на пятки. Игровые упражнения.

1



25.

Приседания. Развивающие упражнения.

1



26.

Приседания. Игровые упражнения.

1



27.

Отстукивание и отхлопывание разного темпа. Развивающие упражнения.

1



28.

Отстукивание и отхлопывание разного темпа. Игровые упражнения.

1



29.

Ходьба ровным шагом. Развивающие упражнения.

1



30.

Повторение.

1



31.

Ходьба ровным шагом

1



32.

Ходьба по кругу, взявшись за руки. Развивающие упражнения.

1



Третья четверть

33.

Ходьба по кругу, взявшись за руки. Игровые упражнения.

1



34.

Ходьба на носках Развивающие упражнения.

1



35.

Ходьба на носках Игровые упражнения.

1



36.

Ходьба в медленном и быстром темпе Развивающие упражнения.

1



37.

Ходьба в медленном и быстром темпе Игровые упражнения.

1



38.

Ходьба по линии Развивающие упражнения.

1



39.

Ходьба по линии Игровые упражнения.

1



40.

Ходьба на носках Развивающие упражнения.

1



41.

Ходьба на носках Игровые упражнения.

1



42.

Захват предметов Развивающие упражнения.

1



43.

Захват предметов Игровые упражнения.

1



44.

Передача предметов Развивающие упражнения.

1



45.

Передача предметов Игровые упражнения.

1



46.

Бросание мячей Развивающие упражнения.

1



47.

Бросание мячей Игровые упражнения.

1



48.

Перекатывание мячей Развивающие упражнения.

1



49.

Перекатывание мячей Игровые упражнения.

1



50.

Перекатывание мячей

1



Четвертая четверть

51.

«Солнышко и дождик». Знакомство с правилами игры

1



52.

«Солнышко и дождик». Игра.

1



53.

«Воробушки и кот». Знакомство с правилами игры

1



54.

«Воробушки и кот». Игра.

1



55.

«Кот и мыши». Знакомство с правилами игры

1



56.

«Кот и мыши». Игра.

1



57.

«У медведя во бору». Знакомство с правилами игры.

1



58.

«У медведя во бору». Игра.

1



59.

«Ручеёк». Знакомство с правилами игры

1



60.

«Ручеёк». Игра.

1



61.

«Снежинки и ветер». Знакомство с правилами игры

1



62.

«Снежинки и ветер». Игра.

1



63.

«Найди пару». Знакомство с правилами игры

1



64.

«Найди пару». Игра.

1



65.

«Хитрая лиса». Игра.

1



66.

Повторение.

1




Итого: 66 часов