Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 с.Урмия
Утверждено
решением педсовета протокол № __
От 30. 08.2017 года
Председатель педсовета
____________ С.А.Терентьева
Рабочая программа
(внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление)
По ассирийскому языку
Срок реализации 2017-2021
Возраст обучающихся 8-11 лет
Уровень образования(класс) начальное общее образование (2-5)
Количество часов 34 (1 час в неделю)
Учитель Бидбунова Милена Исааковна
Составитель М.И.Бидбунова, учитель ассирийского языка МБОУ СОШ № 27(2017г.).
1.Пояснительная записка
В мире насчитывается несколько сотен языков, и почти каждый из них имеет свои специфические законы правописания и построения речи.
Современный ассирийский язык формировался на базе слияния аккадского (ассиро-вавилонского) с родственным арамейским диалектом.
Ассирийский язык относится к семитской группе языков (аккадский, арамейский, арабский, иврит).
Современный ассирийский литературный язык – это продолжение сирийского языка (лишана аттика- древний язык).
Основа современного письма ассирийского языка –это несторианский алфавит.
Кроме несторианского алфавита существует:
-
Эстрангела –самый древний алфавит. Он употребляется для заголовков, титульных листов, обложек и т.д. в качестве художественного оформления.
-
Серто- это алфавит ассирийцев яковитского толка.
В современном ассирийскм алфавите 22 буквы и все они согласные. Из них 7 букв с дополнительными знаками сверху или снизу образуют другие звуки. В итоге алфавит ассирийского языка насчитывает 29 согласных букв. Роль гласных звуков (долгих и кратких) выполняют особые знаки, называемые огласовками (зкапа, злама, рваха, рваса, хваса).
Ударение в ассирийском языке ставится на предпоследний слог(за некоторым исключением).
Программа «Ассирийский язык» рассчитана на 136 часов (четыре года обучения), 34 часа в год, 1 час в неделю.
Эта программа не ставит целью детальное изучение ассирийского языка, а только позволяет заинтересованность и подтолкнуть учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению языка. Изучение особенностей ассирийского языка будет проходить параллельно, в сравнении с такими же особенностями прежде всего русского языка.
При построении хода занятий педагогу необходимо в обязательном порядке учитывать возрастные особенности учащихся, преподавать материал в соответствии с реальной возможностью его восприятия учащимися различных возрастов и образовательного уровня. Формы работы педагога должны постепенно и ровно переходить от самых простых к более сложным.
Сами же занятия должны быть построены таким образом, чтобы в них отводилось время и место как для лекций педагога, так и для проведения диалогов и дискуссий с учащимися на основе изучаемой темы. В процессе данных обсуждений учителю необходимо научить детей не просто запоминать выдаваемый им материал, а еще и самостоятельно его осмысливать, подвергать анализу и делать соответствующие выводы относительно значимости того или иного исторического события или процесса как для народа в целом, так и для самих учащихся и их семей, в частности.
Это подразумевает использование учителем в том числе и творческого подхода при построении диалога с учащимися.
- Основные правила написания букв:
- буквы в ассирийском языке пишутся справа налево.
- Основные правила написания слов:
По методике «Хугая»- чтение по слогам:
-
Сначала слово разбивается на отдельные слоги;
-
Затем в каждом слоге последовательно произносится название буквы;
-
Потом следует название огласовки;
-
После произносится звук, получаемый от совокупности звука буквы и её огласовки.
Во всех словах, имеющих смысловое значение и оканчивающихся на букву с огласовкой – должна записываться на конце буква [алап].
Методика преподавания ассирийского языка ученикам, языком общения которых является русский, разработана в 60-ых г.г. XX – столетия.
Практикуемый метод обучения состоит из пяти разделов, каждый из которых в свою очередь помогает учащимся легко освоить дальнейшие разделы:
Раздел I «Грамота чтения и письма»;
Раздел II «Чтение простых текстов»;
Раздел III «Грамматика»;
Раздел IV «Разговорная речь» (практика);
Раздел V «Чтение литературы» (практика);
Раздел VI «Грамматика и речь» (практика).
План проведения занятий по разделу I (Ликбез) проводится один раз в неделю, продолжительностью 1 час 17 (34)уроков.
План проведения занятий по разделу II (Ликбез) проводится один раз в неделю, продолжительностью 1 час 34 уроков.
План проведения занятий по разделу III (Письмо) проводится один раз в неделю, продолжительностью 1 час 34 уроков.
План проведения занятий по разделу IV (Практика) проводится один раз в неделю, продолжительностью 1 час 34 уроков.
План проведения занятий по разделу V (Практика) проводится один раз в неделю, продолжительностью 1 час 34 уроков.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
К концу первого года обучения учащиеся
Будут знать:
Алфавит ассирийского языка
Будут уметь:
Осознавать основное отличие букв и звуков (звуки произносим, буквы пишем);
Выделять звуки в словах, определять их последовательность;
Различать согласные буквы, гласные огласовки;
Правильно списывать слова;
Грамотно читать.
К концу второго года обучения учащиеся
Будут знать:
Названия букв ассирийского алфавита, признаки гласных и согласных звуков;
Правила переноса
Будут уметь:
Каллиграфически правильно писать буквы;
Правильно списывать слова;
Грамотно писать под диктовку слова.
Делить слова на слоги
К концу третьего года обучения учащиеся
Будут знать:
Названия букв ассирийского алфавита, признаки гласных и согласных звуков;
Правила переноса;
Правила чтения
Будут уметь:
Каллиграфически правильно писать буквы;
Правильно списывать слова, предложения, простые тексты;
Делить слова на слоги, переносить слова по слогам.
К концу четвёртого года обучения учащиеся
Будут знать:
Правила чтения, правила постановки текста;
Будут уметь:
Устанавливать связь слов в предложении;
Распознавать части речи
К концу пятого года обучения учащиеся
Будут знать:
Части слова;
Части речи;
Члены предложения
Будут уметь:
Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст, без пропусков, вставок, искажений букв и знаками препинаний;
Делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
Устанавливать связь слов в предложений;
Распознавать части речи;
Устанавливать связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;
Писать сочинение в 30-40 слов, составлять и записывать 5 предложений на заданную тему
К концу шестого года обучения учащиеся
Будут знать:
Части слова;
Части речи и их признаки;
Члены предложения;
Однородные члены предложения
Будут уметь:
Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст, без пропусков, вставок, искажений букв и знаками препинаний;
Делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
Устанавливать связь слов в предложений;
Распознавать части речи;
Устанавливать связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;
Писать изложение в 50-70 слов, составлять и записывать 7-10 предложений на заданную тему;
В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление и т.д.
Содержание курса
-
Ассирийский алфавит, историческая справка: краткая история языка; ассирийский алфавит; название; транскрипция и числовое значение букв; правило начертания букв.
-
Изучение букв Алап, hи, Бит, Далат и огласовки «Зкапа»: изучение букв Алап, hи, Бит, Далат и огласовки «Зкапа»; порядок начертания; составление простых слов и выражений из сочетания приведённых букв; порядок чтения простых слов (односложных) с огласовкой «Зкапа», итоговое повторение.
-
Изучение букв Хет, Тав, Пи и Нун: изучение букв Хет, Тав, Пи и Нун; порядок начертания; составление простых слов и выражений из сочетания приведённых восьми букв; порядок чтения двух и более сложных слов, итоговое повторение.
-
Изучение букв Гамал, Мим, Коп и Ламад: изучение букв Гамал, Мим, Коп и Ламад; порядок начертания; составление простых слов и выражений из сочетания приведённых 12-ти букв; порядок чтения многосложных слов методом Хугая; значение и роль буквы Далат в ассирийском языке, итоговое повторение.
-
Изучение букв Реш, Шин, Юд и Зен: изучение букв Реш, Шин, Юд и Зен; составление простых слов и выражений из сочетания приведённых 16-ти букв; диктант и проверка знаний пройденных слов и выражений, итоговое повторение.
-
Изучение букв Симкат и Сады и огласовки «Злама ярых»: изучение букв Симкат и Сады и огласовки «Злама ярых»; порядок начертания букв; составление простых слов и выражений из сочетания уже известных 18-ти букв, порядок чтения слов с огласовкой «Злама ярых», итоговое повторение.
-
Изучение букв ВАв, Тет, Кап и Э: изучение букв Вав,Тет,Кап и Э; порядок начертания букв; составление простых слов и выражений из сочетания уже известных 22 букв алфавита, итоговое повторение.
-
Огласовки «Птаха», «Злама киря»: диктант и проверка знаний пройденных 22 букв, слов и выражений; огласовка «Птаха»; чтение слов, начинающихся с огласовки «Птаха» и их особенности; огласовки «Злама Кира», итоговое повторение.
-
Изучение «Юд Хваса»: чтение слов с огласовками «Птаха», «Злама киря», «Злама ярыхи»; буква «Юд хваса»; чтение слов с буквой «Юд Хваса», итоговое повторение.
-
Изучение буквы «Юд Рваха»: чтение слов предыдущего урока; Птаха, Злама Киря, Злама Ярыхи и Юд Хваса; Юдрваха; чтение слов с «Вав Рваха», итоговое повторение .
-
Изучение буквы «Вав Рваса: чтение слов предыдущего урока; диктант слов содержащих «Птаха», «Злама», «Юд Хваса» и «Юд Рваха»; изучение буквы «Вав Рваха»; чтение слов и выражений с «Вав Рваха», итоговое повторение.
-
Изменение транскрипции букв «Бит» и «Гамал»: чтение слов предыдущего урока; изменение транскрипции букв «Бит» и «Гамал», итоговое повторение .
-
Изменение транскрипции букв Кап, Шин, Зен, и Пи. Знак непроизносимости букв алфавита: повторение предыдущего урока; изучение изменения транскрипция букв Кап, Шин, Зен и Пи; изучение знака непроизносимости букв алфавита, итоговое повторение .
-
Начертание букв «Кап, Мим, и Нун, расположенных в концеслова. Ассирийский алфавит: повторение всего изученного; изучение начертания букв Кап, Мим, Нун, расположенных в конце слова; классический порядок 27 букв ассирийского алфавита; запоминание букв алфавита по «АБВГД», итоговое повторение.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
Всего | | |
| I-ый год обучения | II-III-IV год обучения |
1 | Ассирийский алфавит: историческая справка | 2 | 1 | 1 |
2 | Изучение букв Алап, hи, Бит, Далат и огласовки «Зкапа»: | 14 | 5 | 9 |
| Итоговое занятие | 2 | | 2 |
3 | Изучение букв Хет, Тав, Пи и Нун | 14 | 4 | 10 |
| Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
4 | Изучение букв Гамал, Мим, Коп и Ламад | 14 | 4 | 10 |
| Итоговое занятие | 2 | | 2 |
5 | Изучение букв Реш, Шин, Юд и Зен | 12 | 4 | 8 |
| Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
6 | Изучение букв Симкат и Сады и огласовки «Злама ярых»: | 9 | 3 | 6 |
| Итоговое занятие | 2 | | 2 |
7 | Изучение букв ВАв, Тет, Кап и Э | 12 | 4 | 8 |
| Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
8 | Огласовки «Птаха», «Злама киря» | 6 | 2 | 4 |
| Итоговое занятие | 2 | | 2 |
9 | Изучение «Юд Хваса» | 3 | 1 | 2 |
10 | Изучение буквы «Юд Рваха» | 3 | 1 | 2 |
11 | Изучение буквы «Вав Рваса | 3 | 1 | 2 |
| Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
12 | Изменение транскрипции букв «Бит» и «Гамал» | 6 | | 6 |
| Итоговое занятие | 2 | | 2 |
13 | Изменение транскрипции букв Кап, Шин, Зен, и Пи. | 10 | | 10 |
| Итоговое занятие | 2 | | 2 |
14 | Начертание букв «Кап, Мим, и Нун | 6 | | 6 |
| Итоговое повторение | 2 | | 2 |
| ИТОГО | | 34 | |
| ИТОГО | 136 | | 102 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
-
Агасиев С.А. «Грамматика современного ассирийского языка». Санкт-Петербург, 2007г.
-
Церетели К.Г. «Хрестоматия современного ассирийского языка со словарём» Тбилиси, 1980 г.
-
Шуманов В.В. Краткий русско-ассирийский словарь. Санкт- Петербург, 1993г.
-
Беньямин М.А. «Азбука ассирийского языка» в двух частях.