СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Астрономия 10-11 класс"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена к учебнику Б. А. Воронцова - Вельяминова. Базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Астрономия 10-11 класс"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2























Рабочая программа учебного предмета

Астрономия

для основного общего образования

(Базовый уровень)

срок освоения 2 года

(10-11 класс)























Пояснительная записка

Программа разработана на основе документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден 17 мая 2012 года и приказом Минобрнауки России и 7 июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2015 года № 1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

  • Примерной ООП СОО http://fgosreestr.ru;

  • Образовательной программы МКОУ Венгеровской СОШ№2


Рабочая программа направлена на:

развитие УУД (Личностные, метапредметные, предметные результаты) для среднего общего образования, преемственность с программой основного общего образования

Основой Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Программа, в объёме 35 ч, рассчитана на 2 года обучения.


Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.


Обучение в средней школе обеспечивает преемственность с основной школой и соответствует типу и виду образовательного учреждения


Место предмета в учебном плане

По учебному плану для обязательного изучения учебного предмета «Астрономии» в ФГОС СОО отводит 35 часов. Второе полугодие -10 класс и первое полугодие 11 класс.

Класс

Количество часов в неделю/ Количество учебных недель

10

1/ 18

11

1/ 17


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрономии как элементу общественной культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.


Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Получит возможность научиться:

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим.;

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продутом/ решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

Получит возможность научиться:

координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены

по темам.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

В результате изучения темы ученик научится:

—припоминать сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы

В результате изучения темы ученик научится:

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

Ученик получит возможность научиться:

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Природа тел Солнечной системы

В результате изучения темы ученик научится:

— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу

атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

Ученик получит возможность научиться:

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды

В результате изучения темы ученик научится:

— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;

— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Ученик получит возможность научиться:

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

Строение и эволюция Вселенной

В результате изучения темы ученик научится:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв);

— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);

— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

— формулировать закон Хаббла;

— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Ученик получит возможность научиться:

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной. Классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

Жизнь и разум во Вселенной

В результате изучения темы ученик научится:

- Формулировать проблему существования жизни вне Земли.

- Перечислять условия, необходимые для развития жизни.

Ученик получит возможность припоминать, какие существуют:

- Способы поиска жизни на планетах Солнечной системы.

- Сложные органические соединения в космосе.

- Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

- Планетные системы у других звезд.

- Способы заявления Человечества о своем существовании.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Время и календарь.

Строение Солнечной системы.

Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной системы.

Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Содержание основного общего образования по учебному предмету астрономия,

10 класс


Раздел/ Краткое содержание раздела


АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)


Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика — их развитие в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой.

Согласно шкале звездных величин разность на применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации. Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах. Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль. Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии». Тема проекта или исследования: «Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера». Наблюдения (невооруженным глазом): «Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени», «Движение Луны и смена ее фаз»

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

Геоцентрическая система мира Аристотеля Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение.

Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии.

Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

Решение задач. Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. Практическая работа с планом Солнечной системы.

Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы».

Тема проекта или исследования:

«Конструирование и установка глобуса Набокова». Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники»

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 ч)

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.



Содержание основного общего образования по учебному предмету астрономия,

11 класс



Раздел/Краткое содержание раздела



ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 ч)


Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия.

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов.

Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами

земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец. Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения. Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.

Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».

Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы».

Тема проекта или исследования:

«Определение высоты гор на Луне по способу Галилея»



СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)


Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности. Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст. Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. Зависимость скорости и продолжительности

эволюции звезд от их массы. Вспышка сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды».

Темы проектов или исследований: « Определение условий видимости планет в

текущем учебном году», «Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры», «Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен», «Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной», «Наблюдение метеорного потока», «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса», «Изучение переменных звезд различного типа». Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна» (на экране), «Двойные звезды».



СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)


Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой» массы. Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав.

Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек сверхновых звезд. Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик. Общая теория относительности. Стационарная

Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смещение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Тема проекта или исследования: «Исследование ячеек Бенара».

Наблюдения (в телескоп): «Звездные скопления (Плеяды, Гиады)», «Большая туманность Ориона», «Туманность Андромеды»



ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч)


Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Тема проекта или исследования: «Конструирование школьного планетария»













Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы, с определением основных видов учебной деятельности.

10 класс, 18 часов (2 полугодие, 1 ч в неделю)


№ урока, тема

Вид деятельности учащихся

Раздел

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)

1/1. Предмет

астрономии.

Структура и масштабы Вселенной

Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.

2/2.Наблюдения – основа

астрономии.

Телескопы.

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания

устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса.

Раздел

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)



3/1.Видимые движения светил.

Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и её обращения вокруг Солнца.

4/2.Звезды и

созвездия. Небесные координаты и

звездные карты.

Работа со звездной картой. Работа с электронным планетарием Stellarium. Определение наблюдаемых созвездий в различные временные отрезки. Определение наблюдаемых в данный момент планет в северном полушарии.

5/3.Годичное движение Солнца.

Эклиптика.

Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.

6/4.Движение и фазы Луны.

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны,

взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.

Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

7/5.Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц.

Составление конспекта.Подготовка и выступление с презентациями и сообщениями. Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

Раздел

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8/1.Развитие

представлений о

строении мира

Ранние и современные представления о строении мира. Геоцентрическая система Птолемея и Гелиоцентрическая система Коперника. Наблюдения за космическими объектами.

9/2. Конфигурация планет и условия их видимости.


Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Вычисление периодов между одинаковыми конфигурациями планет.

10/3. Законы движения планет Солнечной системы.

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов. Самоконтроль учащихся, внутренняя обратная связь.

11/4. Определение расстояний и

размеров тел

в Солнечной

системе.

Составление конспекта. Самоконтроль учащихся, внутренняя обратная связь в процессе обучения.

Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

12/5. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Описание движения планет их спутников, ИСЗ с использованием уточнённого третьего закона Кеплера.

13/6. Повторение. Решение задач.

Решение задач. Вычисление периодов между одинаковыми конфигурациями планет и его значения для наблюдения внутренних и внешних планет

14/7. Контрольная работа «Строение

Солнечной

системы».

Расширение, углубление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие познавательных интересов учащихся. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Раздел

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 ч)

15/1. Общие

характеристики

планет. Солнечная

система как

комплекс тел,

имеющих общее

происхождение.

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета».


16/2 Земля и

Луна - двойная

планета.

Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы

Участие в дискуссии. Самоконтроль учащихся, внутренняя обратная связь в процессе обучения. Подготовка презентаций и сообщений и выступление.

17/3. Две группы планет.

Классификация планет Солнечной системы. Составление конспекта.

18/4.Планеты

земной группы.


Описание и сравнение природы планет и их основные характеристики. Спутники планет их особенности и происхождение. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет.

Самоконтроль учащихся, внутренняя обратная связь в процессе обучения.

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы, с определением основных видов учебной деятельности.

11 класс, 17 часов (1 полугодие, 1 ч в неделю)


№ урока, тема

Вид деятельности учащихся

Раздел

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 ч)

1/1. Планеты гиганты.


Описание и сравнение природы планет-гигантов. Основные характеристики планет - гигантов. Спутники планет-гигантов их особенности и происхождение. Кольца планет гигантов. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.


2/2. Малые тела Солнечной

системы.

Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы. Объяснение причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание внешнего вида астероидов и комет.


3/3. Метеоры, болиды, метеориты.

На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений

метеора и болида.


4/4. Решение задач по теме: « Солнечная система».


Получение информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках.

Проверка правильности выполнения упражнений путем обратных действий, оценка практической значимость результатов выполненных задач и упражнений.

Раздел

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

5/1. Солнце, его состав и внутреннее строение.

На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики.


6/2. Солнечная активность и её влияние на Землю.


Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю.

7/3.Физическая природа звёзд.

Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость».

8/4. Переменные и нестационарные звёзды.


На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса.

9/5.Эволюция звёзд.

На основе знаний по физике; описание природы объектов на конечной стадии эволюции звезд. Оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.


10/6. Проверочная работа « Солнце и Солнечная система».


Расширение, углубление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие познавательных интересов учащихся. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Раздел

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

11/1. Наша галактика.


Описание строения и структуры Галактики.

12/2. Эволюция нашей галактики.



Описание процесса формирования галактики и звезд из холодных газопылевых облаков.



13/3. Другие звёздные системы-галактики.


Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Объяснение на основе знаний по физике различных механизмов радиоизлучения. Определение типов галактик.


14/4. Космология начала ХХ в.

Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя,

расположенного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.


15/5. Основы современной космологии.


Применение принципа Доплера для объяснения

«красного смещения».

Раздел

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч)

16/1-17-2

Урок конференция « Одиноки ли мы во Вселенной?»


Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними.

Участие в дискуссии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!