СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Астрономия 10-11 класс"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе авторской программы  Примерная программа по учебному предмету  - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..

Соответствует учебнику:Астрономия 10-11 класс: Чаругин В.М., М.,Просвещение,2017 г.

Срок реализации: 3 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Астрономия 10-11 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Улу-Теляк им. В.Лесунова »

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан




Утверждено

Директор

МБОУ СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова

__________ И.Ф.Закиров

Приказ №____ от___.____.2019 г.



СОГЛАСОВАНО:

_____________/ Т.Б.Кузнецова

Заместитель директора по УВР

«___»______________2019 г.

РАССМОТРЕНО И

на заседании ШМО

Протокол №1 от ___.___.2019 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ


ДЛЯ 10 КЛАССА




Составлена на основе авторской программы Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..

Соответствует учебнику:Астрономия 10-11 класс: Чаругин В.М., М.,Просвещение,2017 г.

Срок реализации: 3 года.






Составитель: учитель физики

Гиндуллина Мадина Иштугановна,

Первая квалификационная категория















с. Улу-Теляк

2019-2022 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1.С федеральным законом № 273 «Закон об образовании Российской Федерации»

2. Приказа МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3.Приказ Минобрнауки России от 7.06.2017 г. И 29.06.2017 г. № 613 о внесении изменения федеральный государственный образовательный стандарт

4.Рекомендадии Минобрнауки России (20.06.2017 ТС-194/08 об организации учебного предмета «Астрономия»

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова

6.Учебный план МБОУ СОШ с.Улу-Теляк им. В.Лесунова на 2019-2020 учебный год

7.Календарный учебный график МБОУ СОШ с.Улу-Теляк им. В.Лесунова на 2019-2020 учебный год

8.Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

знать/понимать

•  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

•  смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

•  смысл физического закона Хаббла;

•  основные этапы освоения космического пространства;

•  гипотезы происхождения Солнечной системы;

•  основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

•  размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

•  приводить примеры: роли астрономии в раз­ витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния сол-нечной активности на Землю;

•  описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера

•  характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

•  находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

•  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

•  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



Содержание курса

Введение в астрономию (2 ч)

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.

Астрометрия (5 ч)

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет



  • на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.

Небесная механика (4 ч)

Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.

Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.



























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УЛУ-ТЕЛЯК

ИМ. В.ЛЕСУНОВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РБ












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО АСТРОНОМИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

составлено на основе авторской программы

Чаругина В.М

на 2019 – 2020 учебный год

















Составитель – учитель физики

Гиндуллина Мадина Иштугановна,

первая квалификационная категория








с. Улу-Теляк

2019 г

35 уроков, 1 час в неделю.

Тема

Дата

примечание

По плану

фактический

Введение

1

Введение в астрономию.

03.09



Астрометрия (5 ч)

2

Звёздное небо

10.09



3

Небесные координаты

17.09



4

Видимое движение планет и Солнца

24.09



5

Движение Луны и затмения

01.10



6

Время и календарь

08.10



Небесная механика (3 ч)







7

Система мира

15.10



8

Законы Кеплера движения планет

22.10



9

Космические скорости и межпланетные перелёты

05.11



Строение Солнечной системы (7 ч)

10

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

12.11



11

Планета Земля

19.11



12

Луна и её влияние на Землю

26.11



13

Планеты земной группы

03.12



14

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

10.12



15

Малые тела Солнечной системы

17.12



16

Современные представления о происхождении Солнечной системы

24.12.



Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

17

Методы астрофизических исследований

14.01



18

Солнце

21.01



19

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

28.01



20

Основные характеристики звёзд

04.02



21

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

11.02



22

Новые и сверхновые звёзды

18.02



23

Эволюция звёзд

25.02



Млечный путь (3 ч)

24

Газ и пыль в Галактике

03.03



25

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

10.03



26

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

17.03



Галактики (3 ч)

27

Классификация галактик

31.03



28

Активные галактики и квазары

07.04



29

Скопления галактик

14.04



Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

30

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

21.04



31

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

28.04



Современные проблемы астрономии (4 ч)


32

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

05.05



33

Обнаружение планет возле других звёзд

12.05



34

Поиск жизни и разума во Вселенной

19.05



35

Обобщение темы «Современные проблемы астрономии»

26.05













Приложение 1

Критерии оценивания:

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.

Критерии оценивания тестового контроля:

Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.

Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.

  4. Небрежное отношение к оборудованию.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

Недочеты Небрежное выполнение записей, чертежей, схем. Орфографические и пунктуационные ошибки.