Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Улу-Теляк им. В.Лесунова »
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Утверждено
Директор
МБОУ СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова
__________ И.Ф.Закиров
Приказ №____ от___.____.2019 г.
СОГЛАСОВАНО:
_____________/ Т.Б.Кузнецова
Заместитель директора по УВР
«___»______________2019 г.
РАССМОТРЕНО И
на заседании ШМО
Протокол №1 от ___.___.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ
ДЛЯ 10 КЛАССА
Составлена на основе авторской программы Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..
Соответствует учебнику:Астрономия 10-11 класс: Чаругин В.М., М.,Просвещение,2017 г.
Срок реализации: 3 года.
Составитель: учитель физики
Гиндуллина Мадина Иштугановна,
Первая квалификационная категория
с. Улу-Теляк
2019-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.С федеральным законом № 273 «Закон об образовании Российской Федерации»
2. Приказа МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 7.06.2017 г. И 29.06.2017 г. № 613 о внесении изменения федеральный государственный образовательный стандарт
4.Рекомендадии Минобрнауки России (20.06.2017 ТС-194/08 об организации учебного предмета «Астрономия»
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова
6.Учебный план МБОУ СОШ с.Улу-Теляк им. В.Лесунова на 2019-2020 учебный год
7.Календарный учебный график МБОУ СОШ с.Улу-Теляк им. В.Лесунова на 2019-2020 учебный год
8.Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения ин-формации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния сол-нечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание курса
Введение в астрономию (2 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет
на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УЛУ-ТЕЛЯК
ИМ. В.ЛЕСУНОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РБ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АСТРОНОМИИ
ДЛЯ 10 КЛАССА
составлено на основе авторской программы
Чаругина В.М
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель – учитель физики
Гиндуллина Мадина Иштугановна,
первая квалификационная категория
с. Улу-Теляк
2019 г
35 уроков, 1 час в неделю.
№ | Тема | Дата | примечание |
По плану | фактический |
Введение |
1 | Введение в астрономию. | 03.09 | | |
Астрометрия (5 ч) |
2 | Звёздное небо | 10.09 | | |
3 | Небесные координаты | 17.09 | | |
4 | Видимое движение планет и Солнца | 24.09 | | |
5 | Движение Луны и затмения | 01.10 | | |
6 | Время и календарь | 08.10 | | |
Небесная механика (3 ч) | | | | | |
7 | Система мира | 15.10 | | |
8 | Законы Кеплера движения планет | 22.10 | | |
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | 05.11 | | |
Строение Солнечной системы (7 ч) |
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | 12.11 | | |
11 | Планета Земля | 19.11 | | |
12 | Луна и её влияние на Землю | 26.11 | | |
13 | Планеты земной группы | 03.12 | | |
14 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | 10.12 | | |
15 | Малые тела Солнечной системы | 17.12 | | |
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | 24.12. | | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
17 | Методы астрофизических исследований | 14.01 | | |
18 | Солнце | 21.01 | | |
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 28.01 | | |
20 | Основные характеристики звёзд | 04.02 | | |
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 11.02 | | |
22 | Новые и сверхновые звёзды | 18.02 | | |
23 | Эволюция звёзд | 25.02 | | |
Млечный путь (3 ч) |
24 | Газ и пыль в Галактике | 03.03 | | |
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 10.03 | | |
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 17.03 | | |
Галактики (3 ч) |
27 | Классификация галактик | 31.03 | | |
28 | Активные галактики и квазары | 07.04 | | |
29 | Скопления галактик | 14.04 | | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) |
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 21.04 | | |
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 28.04 | | |
Современные проблемы астрономии (4 ч) |
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 05.05 | | |
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | 12.05 | | |
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | 19.05 | | |
35 | Обобщение темы «Современные проблемы астрономии» | 26.05 | | |
Приложение 1
Критерии оценивания:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.
Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.
Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.
Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
Небрежное отношение к оборудованию.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.
Недочеты Небрежное выполнение записей, чертежей, схем. Орфографические и пунктуационные ошибки.