СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Азбука дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Азбука дорожного движения» для 1,3 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа "Азбука дорожного движения"»

Приложение к образовательной программе

начального общего образования 1-4 классы

на 2018/2019 учебный год

Приказ № 201 от 30.08.2018г.


ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Азбука дорожного движения»

на 2018/2019 учебный год

для 1-3 класса






Составитель: Бахарева З.Л.

Учитель начальных классов



















1 Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Азбука дорожного движения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г., Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – 2009 г.; Конвенции о правах ребенка, в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения»,

- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.05.2017г. №845 «О реализации шахматного образования в ХМАО-Югра»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.06.2017 № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования ( от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширение вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»»;

- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 18.07.2017г. №1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХМАО-Югры» ( с изменением гот 02.03.2018г. №224);

- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02 марта 2018 г. № 224 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.07.2017 №1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».


с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения, и в соответствии с базисным учебным планом «МБОУ Покурская ОСШ».


На внеурочную работу по правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения» выделено 17 часов в год.

Основная задача курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (скутера) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

- овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

- развитие сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах;

способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;

-обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
    на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Предметные УУД:

  • узнавать историю возникновения ПДД;

  • различать дорожные знаки;

  • объяснять сигналы светофора;

  • различать виды транспорта;

  • объяснять  причины  ДТП;

  • узнавать правила движения на велосипеде и правила движения по дороге.

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;


3. Содержание программы «Азбука дорожного движения».

Знакомство учащихся с улицами посёлка и города. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога.
Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

- тематические занятия;

- игровые тренинги;

- разбор дорожных ситуаций на настольных играх;

- экскурсии;

- конкурсы, соревнования, КВН, викторины;

- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

- разработка проектов по ПДД;

- встреча с работниками ГИБДД;

- просмотр видеофильмов.

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Формы и методы контроля:

- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

- организация игр-тренингов;

- анализ результатов деятельности.


Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Учащиеся узнают:
- правила перехода улиц по сигналам светофора;
- правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
- правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
- правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
- правила езды на велосипеде.

Учащиеся получат возможность научиться:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также -проезжую часть дороги;
- безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);
передвигаться в группе;
- дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

- определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.

4. Тематическое планирование.  


Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

факт

1

Вводное занятие: Дорога в школу и домой.

1

6.09


2-3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

13.09

20.09


4-5

Практическое занятие. Почему на улице опасно? (экскурсия )

2

27.09

4.10


6

Остановочный путь и скорость движения.

1

11.10


7-8

Пешеходные переходы.

2

18.10

25.10


9

Нерегулируемые перекрестки.

1

08.11


10

Регулировщик и его сигналы.

1

15.11


11-12

«Регулируемая дорога».

1

22.11

29.11


13

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

06.12


14

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

13.12


15

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

20.12


16

Дорога в школу.

1

27.12


17

«Твой ежедневный маршрут».

2

10.01


Всего

17