СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Биология и медицина"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Биология и медицина"»



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9)


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2021

Утверждаю

Директор

В.В. Кудельникова

Приказ № 239-ОД от 30.08.2021













Программа элективного курса


«Биология и медицина»

для учащихся 9 классов


Чудовской Анжелики Сергеевны

учителя I квалификационной категории




















2021



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов биологического образования относится биология человека, которая занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, развитии навыков здорового образа жизни.

Данный курс поможет понять учащимся, почему здоровье человека – физическое и духовное, - главное богатство человека, каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и окружающей среды и от того образа жизни, который ведёт человек. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставленных природой человеку. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, умение самостоятельно организовывать свою ежедневную жизнедеятельность, знать возможности своего организма.

Концептуальной основой содержания программы является неразрывная связь особенностей строения организма человека с функциями и процессами, протекающими в нем, предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по оценке своего здоровья, предоставляющая возможности для самопознания, саморазвития учащихся.

Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень. Программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач, уровня активности, заинтересованности и включения в нее обучающихся. Ее содержание направлено на выработку у подрастающего поколения положительных социальных качеств личности: уверенности в себе, определение своего профессионального пути, выносливости, самообладания, желание укрепить свое здоровье, рационально использовать природный потенциал своего организма.


Курс рассчитан на 34 часа учебного времени для учащихся 9 классов.

Цель программы: углубление и расширение знаний по изучению организма человека, укреплению и сохранению его здоровья.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии;

- развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

- - знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни;

- расширение экологических знаний учащихся, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.



Программа курса включает тематику проектных и исследовательских работ, а также перечень практических работ. Содержание курса предполагает также большую работу с разными источниками информации, она вооружает учащихся теоретическими знаниями, которые способствуют выработке навыков решения биологических задач, постановки физиологического эксперимента и выполнения лабораторных работ. Эти знания и практические навыки помогут им в повседневной жизни.


Формы и методы организации учебных занятий:

  • лекции, беседы, рассказы;

  • дискуссии, семинары, диалоги;

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • практические работы;

  • защита проектов,

  • написание рефератов;

  • групповая и индивидуальная работа


В основе программы лежат следующие принципы:

- систематичность

- воспитывающий и развивающий характер занятий

- доступность и добровольность

- поддержка в детях стремления к самосовершенствованию, желания вести

здоровый образ жизни

- принцип актуальности содержания курса, его практической значимости

для ребенка, возможность определиться с профилем


Для реализации указанных принципов, достижение целей программы используются следующие методы:


1. Наблюдение. Проводится по заранее намеченному плану, является основой практических работ. Для регистрации результатов наблюдения учащиеся составляют таблицы, данные, которых могут быть отражены в графике, диаграмме, схеме, т.е. полученная информация перерабатывается.


2. Метод опроса. Беседа, интервью, анкетирование.


3. Метод изучения творческих работ учащихся.


4.Эксперимент. Проведение серии опытов, создание экспериментальных ситуаций, измерение реакций испытуемого. Например, опыт по измерению пульса человека при различной физической нагрузке.


5. Математический и статистический методы применяются в работе для обработки полученных при опросе или эксперименте данных. Наиболее распространенные математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статистических методов получают средние величины показателей.










Структура программы



п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

Из них

Виды занятий

Форма контроля

теории

практики

1.

Введение

1

1

1

Вводная диагностика

Интервью - вопросник

Основы здорового образа жизни

2.

Что ты знаешь о своём здоровье

3

2

1

Лекция,беседа

диагностика

3.

Гигиенические правила

4

2

2

Семинар самонаблюдение

Самостоя-тельная работа, диагностика

4.

Профилактика инфекционных заболеваний

6

2

1

Лекции, беседы

Защита проектов

Анкетиро-вание

5.

Питание и здоровье

4

2

1

Лекции, дискуссии.

Практи-ческая работа

6.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма

3

2

1

Беседа-обсуждение

Тест

7.

Предупреждение употребления психоактивных веществ

2

1

1

Защита проектов

Практич. Занятие «Оказание ПМП»

8.

Физиология человека

10

3

7

Семинар, лекция. беседа

Практич. Занятия

9.

Заключительная часть

1

1


Блиц-опрос



Итого:

34







Примерная тематика проектных и исследовательских работ


  1. Питание и здоровье человека

  2. Вегетарианство

  3. Экология и ЗОЖ

  4. Твое здоровье и курение.

  5. Здоровье и ВИЧ/СПИД.

  6. Здоровье и планирование семьи.

  7. Твое здоровье и ИППП.

  8. Твое здоровье и наркотики.

  9. Твое здоровье и алкоголь.

  10. Твое здоровье и питание.

  11. Твое здоровье и личная гигиена.

  12. Твое здоровье и твой досуг.

  13. Твое здоровье и основы безопасности и жизнедеятельности.






Содержание образовательной программы


Введение (1 ч.)

Основы здорового образа жизни

Что ты знаешь о своем здоровье? (3 часа)

Вводная диагностика (по интервью-вопроснику) - см. приложение.

Значение знаний о гигиене организма, сохранение его здоровья. Порядок проведения занятий по курсу, правила поведения учащихся во время практических занятий, инструкция по технике безопасности. Ткани, органы, системы органов и их функции. Генетика человека. Рост и развитие человека. Старение и смерть человеческого организма)


Гигиенические правила (4 часа)

Кожа: функции, цвет кожи и ее старение, загар, уход за кожей лица, рук, ног, заболевания и их профилактика.

Волосы: строение, типы, уход.

Гигиена полости рта. Питание и здоровье зубов. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

Гигиена труда и отдыха. Способы повышения работоспособности и профилактика утомления. Работоспособность и сон. Профилактика утомления органов зрения и слуха. Экзаменационный стресс - способы его предупреждения.

Практическое занятие: диагностика «Как ты заботишься о своей коже»,

«Как ты ухаживаешь за своими зубами».

Профилактика инфекционных заболеваний. (6 часов)

Микромир человека – микробы в организме. Взаимодействие человека с микромиром. Механизм защиты. Источник возбудителей инфекции. Механизм передачи инфекции. Классификация инфекционных болезней. Диагностика «Соблюдаете ли вы меры профилактики инфекционных заболеваний?» (см. приложение). Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Грипп. Кишечные инфекции. Вирусные гепатиты.

Туберкулез. Инфекции, передаваемые половым путем. Описание болезней.

ВИЧ-инфекция и СПИД. История болезни. Происхождение вируса. Пути передачи. Течение ВИЧ-инфекии. Лечение ВИЧ-инфекции .

Питание и здоровье. (4 часа)

Пищевые вещества и их роль в питании и здоровье школьников. Основные представления о процессе пищеварения. Основные принципы рационального питания. Правила построения меню и выбора блюд. Питание в особых условиях. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу. Питание и болезни. Профилактика загрязнения пищи чужеродными веществами. Ядовитые растения и грибы

«Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (3 часа)

Виды травм (падение с высоты, травмы в лифтовой шахте, травма качелями, при катании на «тарзанке», электротравма). Школьный травматизм. Спортивный травматизм. Зимний травматизм. Холодовая травма. Водный травматизм. Укусы животных. Автотравма. Роллеры. Огнестрельные повреждения. Тупая травма живота. Черепно-мозговая травма. Обращение с лекарственными препаратами. Безопасное хранение и обращение с лекарствами в домашних условиях. Правила употребления и побочные действия медикаментов. Опасность самолечения. ПМП при передозировке лекарственных средств

Предупреждения употребления психоактивных веществ (2 часа)


Общее представление о ПАВ, основные виды. Юридическая и личная ответственность. Виды ПАВ. Социальные, психические, физические и юридические последствия употребления ПАВ. Зависимость от ПАВ. Как отказаться? Курение. Фактическая информация о курении. Вред табачного дыма. Последствия для здоровья. Алкоголь. Фактические данные, касающиеся алкоголя. Социальные и экономические проблемы. Действие алкоголя. Последствие потребления алкоголя на организм. Фактические данные о различных нелегальных наркотиках и формирование зависимости от них. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Возможность выздоровления в случаях зависимости от ПАВ.

Физиология человека (10 часов)


Опорно-двигательный аппарат. Компоненты массы. Гибкость тела. Физическое развитие, способы и методы его оценки. Мышечная сила. Способы и методы оценки телосложения. Нарушения.

Сердечно-сосудистая система.

Система органов дыхания.

Анализаторы. Нервная система.

Высшая нервная деятельность

Практикум:

  1. Антропометрические исследования скелета туловища и головы.

  2. Антропометрические исследования скелета и мышц конечностей.

  3. Вычисление компонентов массы тела.

  4. Оценка показателей физического развития с помощью расчётных формул. Мышечная сила.

  5. Оценка гибкости тела. Определение пропорций тела.

  6. Измерение артериального давления. Оценка работы сердца с помощью формул.

  7. Опыты со зрением и слухом.

  8. Исследование рефлекторных реакций человека.


Заключительная часть (1 час) Подведение общих итогов курса



Календарно тематическое планирование

п/п

Количество часов

Название

и краткое содержание занятий

Дата поведения

план

фактич

1.

4

Введение

Занятие 1 Задачи и содержание курса. Что такое здоровье? Здоровье населения. Самооценка здоровья.

Выбор тем для самостоятельно исследования и проектирования

Основы здорового образа жизни

Тема 1. «Что ты знаешь о своем здоровье?»

Занятие 1

«Значение знаний о гигиене организма, сохранение его здоровья. Правила поведения учащихся во время практических занятий, инструкция по технике безопасности» («Интервью-опрос»).

Занятие 2 Краткое «путешествие по организму (Ткани, органы, системы органов и их функции)

Занятие 3

Генетика человека. Рост и развитие человека. Старение и смерть человеческого организма.




2.

4

Тема 2. «Гигиенические правила

Занятие 1. «Кожа и ее придатки» Функции кожи. Цвет кожи и ее старение. Заболевания кожи. Диагностика «Как ты заботишься о своей коже»

Занятие 2. Строение волоса, цвет, типы. Уход за волосами. Болезни кожи головы.

Уход за кожей лица. Уход кожей рук. Уход за кожей ног. Гигиена тела.

Занятие 3. Гигиена полости рта. Питание и здоровье зубов. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами. Диагностика «Как ты ухаживаешь за своими зубами»

Занятие 4. Гигиена труда и отдыха. Периоды изменения работоспособности. Влияние микроклимата на работоспособность. Утомление. Способы повышения работоспособности и профилактика утомления. Работоспособность и сон. Экзаменационный стресс - способы его предупреждения.



3.

6



















4

Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний.

Занятие 1. Микромир человека – микробы в организме. Взаимодействие человека с микромиром. Механизм защиты.

Занятие 2. Источник возбудителей инфекции. Механизм передачи инфекции. Классификация инфекционных болезней. Диагностика «Соблюдаете ли вы меры профилактики инфекционных заболеваний?»

Занятие 3. Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Грипп. Кишечные инфекции. Вирусные гепатиты. Туберкулез.

Занятие 4. Инфекции, передаваемые половым путем. Описание болезней. ВИЧ-инфекция и СПИД. История болезни. Происхождение вируса. Пути передачи.

Занятия 5 -6 Защита проектов

Тема 5. «Питание - основа жизни»

Занятие 1. Пищевые вещества и их роль в питании и здоровье школьников. Основные представления о процессе пищеварения.

Занятие 2. Основные принципы рационального питания. Правила построения меню и выбора блюд. Питание в особых условиях.

Занятие 3. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу. Питание и болезни. Профилактика загрязнения пищи чужеродными веществами. Ядовитые растения и грибы.

Занятие 4. Практическая работа «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами»







4.

5.

3

Тема 6. «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»


Занятие 1. Виды травм (падение с высоты, травмы в лифтовой шахте, травма качелями, при катании на «тарзанке», электротравма) Школьный травматизм. Спортивный травматизм. Зимний травматизм. Холодовая травма. Водный травматизм.

Занятие 2. Укусы животных. Автотравма. Роллеры. Огнестрельные повреждения. Тупая травма живота. Черепно-мозговая травма. Наложение повязок на голову и живот (практическая часть урока)

Занятие 3. Обращение с лекарственными препаратами. Безопасное хранение и обращение с лекарствами в домашних условиях Правила употребления и побочные действия медикаментов. Опасность самолечения. ПМП при передозировке лекарственных средств.




6.

2

Тема 7. «Предупреждение употребления психоактивных веществ»

Занятие 1. Общее представление о ПАВ, основные виды. Курение. Алкоголь. Последствия для здоровья.

Занятие 2 Защита проектов



7.

10

Тема 8. «Физиология человека»

Занятие 1. Опорно-двигательный аппарат.

Практикум.

«Антропометрические исследования скелета туловища и головы»,

Антропометрические исследования скелета и мышц конечностей»

Занятие 2. Компоненты массы. Гибкость тела. Физическое развитие, способы и методы его оценки. Практикум. «Вычисление компонентов массы тела»

Занятие 3. Мышечная сила. Практикум. «Оценка показателей физического развития с помощью расчётных формул. Мышечная сила»

Занятие 4. Способы и методы оценки телосложения. Нарушения. Практикум. «Оценка гибкости тела. Определение пропорций тела»

Занятие 5. Сердечно-сосудистая система.

Практикум. «Измерение артериального

давления. Оценка работы сердца с помощью формул»

Занятие 6. Система органов дыхания

Занятие 7. Анализаторы. Практикум. «Опыты со зрением и слухом»

Занятие 8. Нервная система

Занятие 9. Нервная система

Занятие 10. Практикум. «Исследование рефлекторных реакций человека»




8.

1.

Заключительная часть.

Подведение общих итогов курса. Анкетирование «Твое отношение к здоровью»






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты обучения

  • устойчивая мотивация здорового образа жизни, самоконтролируемая активностью создание своего здоровья

  • сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих;

  • соблюдение правил здорового образа жизни;

  • соблюдение личной и общественной гигиены.

  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • оценка вредного влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм

  • проведение опытов, наблюдения и самонаблюдения различной степени сложности;

  • проведение некоторых антропометрических исследований

  • проведение оценки показателей физического развития и работы органов с помощью формул;

  • оформление результатов исследования и наблюдений в устной и письменной форме.

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.


Метапредметные результаты обучения

  • самостоятельное оценивание свей деятельности

  • выделение причинно-следственные связей;

  • творческое решение практических заданий.

  • работа с текстом, рисунками, схемами;

  • анализ, формулировка выводов и обобщений.

  • участие в коллективной мыслительной деятельности;


Личностные результаты обучения


  • критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

  • умение управлять своим поведением, настроением, своими потребностями и желаниями

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;










Литература:



  • Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10-11 классы /авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.

  • Биология. Здоровье детей. Издательский дом «Первое сентября»

  • Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. /Л.Г. Воронин, В.Н. Колбановский, Р.Д. Маш и др. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

  • Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека / Л.Г. Воронин, Маш. – М.: Просвещение, 1984. – 215 с.

  • Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье человека /А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. - 234 с.












































Приложения



Интервью-вопросник


  1. Что такое здоровье?

  2. Соблюдаете ли вы режим дня?

  3. Какими качествами должен обладать врач?

  4. Какие привычки могут вредно влиять на организм?

  5. Какие лекарственные травы вы знаете?

  6. Что делать, если вы порезали палец, течет кровь?

  7. Сколько часов вы спите?

  8. Можно ли пить сырую воду из-под крана?

  9. Каких ядовитых животных и «лекарственных» животных Вы знаете?

  10. Что такое СПИД?

  11. Нравится ли вам ухаживать за маленькими детьми?

  12. Есть ли у вас дома любимое животное?

  13. Часто ли вы испытываете усталость после нагрузки?

  14. Что такое гиподинамия? Как ее избежать?

  15. Причины стресса? Как их избежать?



Практическая работа «Оценка гибкости тела»


Цель работы: определить с помощь. Простых физических упражнений

сгибательные возможности вашего тела.


Оборудование: коврик, спортивный костюм.


Ход работы: испытуемый проделывает три простых упражнения. Каждое

упражнение имеет три степени сложности. В зависимости от

степени сложности начисляются очки, которые после

выполнения серии упражнений складываются; определяется

степень гибкости испытуемого.


Упражнение 1. И.П.- вертикальное, ноги соединены. Испытуемый

медленно наклоняется вперед и достает ладонями рук пол.

Если это проделано легко, без особых усилий, то

начисляется 4 очка, если испытуемый достает пол только

кончиками пальцев рук, то 3 очка, если испытуемый не

может коснуться пола, то 0 очков.



Упражнение 2. И.П. – вертикальное, ноги на ширине плеч. Испытуемый

наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе. Если

при выполнении упражнения произошло касание икр ног,

то начисляется 4 очка, если испытуемый может достать до

колен, то 3 очка, если испытуемый не дотягивается до

колен, то 0 очков.


Упражнение 3. И.П. – лежа на спине. Испытуемый заводит ноги за голову

и в таком положении пытается достать ногами пол. Если

упражнение выполнено с помощью. Прямых ног, то

начисляется 4 очка, при согнутых ногах в коленях – 3 очка,

если испытуемый не сожжет достать пола – 0 очков.



Форма отчетности: посчитайте очки и сверьте свои данные с данными по

таблице. Сделайте вывод о собственной гибкости. Предложите пути

ее повышения.



Количество баллов

Состояние организма.

От 12 до 9

У Вас очень хорошая гибкость. Продолжайте активно заниматься спортом.

От 8 до 5

У Вас нормальная гибкость, но помните, что без занятий физкультурой Вы легко ее потеряете

От 4 до 5

У вас очень плохая гибкость! Надо срочно что-то предпринять!