СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА “Что умеют мастера ” авторская, модифицированная, культурологической направленности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА “Что умеют мастера ” авторская, модифицированная, культурологической направленности»














ПРОГРАММА


Что умеют мастера ”



авторская, модифицированная, культурологической направленности


Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся 8-13 лет





Составитель:

Учитель истории и обществознания

Дейникова О.В.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Данная образовательная программа разработана на основе типовых программ : «Школа мастеров». – журнал «Вестник образования», 1998, № 9 и «Культура быта» (кружки по прикладному искусству)-М.: Просвещение,1992. , с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России. Подавляющее большинство программ дополнительного образования предполагает изучение лишь какого-то одного вида декоративно-прикладного творчества. В программе «Культура быта» отводится мало времени изучению народного зодчества, и совсем не уделяется внимания изготовлению моделей домов, церквей и т.д. в народной архитектурной традиции. Программа “Что умеют мастера ” не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики.


Уникальность данной программы в том, что она даёт возможность заинтересовать детей историей своей страны, сделать изучение школьной программы по этому предмету более увлекательным, т.к. позволяет связать основное образование в школе с внешкольным дополнительным образованием, для создания единого образовательного пространства в школе полного дня.

Данная образовательная программа предназначена для практического ознакомления школьников и подростков с традицион­ной русской культурой. Она может помочь познакомить детей с предметами народного бы­та и искусства. В ходе практической работы дети узнают о том, как жили и работали в старые времена жители нашей страны, как строили до­ма, церкви и различные хозяйственные постройки, как изготавливали оде­жду, посуду и орудия труда.

Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве этих вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природ­ных материалов, как совершен­но мастерство народных умельцев. Изготовление макетов домов , амбаров, мельниц и церквей позволит детям узнать, что в основе некоторых современных технологий лежат старые, отработанные веками способы создания предметного мира человека .


Цель программы:

Средствами исторического конструирования сделать историю своей Родины живой, интересной для детей, тем самым связать основное образование в школе с внешкольным дополнительным образованием, для создания единого образовательного пространства в школе полного дня.

Задачи:

1. Научить детей создавать макеты построек относящихся к русскому деревянному зодчеству, ознакомить с крестьянским бытом, с историей народного костюма, с различными ремёслами (плотницким, столярным, гончарным, ткацким), ознакомить с фольклором, обрядами и традициями, сопровождавшими различные виды крестьянского труда, Способствовать расширению знаний по истории России.

2.Осуществлять развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, формирование эстетического и художественного вкуса. Формировать у учащихся готовность к труду и профессиональному самоопределению.

3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, чувство взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда. Воспитывать любовь к родной земле, к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.


Целенаправленная кружковая работа – важное звено связи преподавания с жизнью, соединения обучения с творческим трудом.

Работа по программе “ Что умеют мастера ” осуществлялась с 2005 по 2007 учеб. год. В этот период она претерпевала изменения, вносились некоторые коррективы.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями (технологией, мировой художественной культурой, москвоведением, литературой, черчением, математикой, рисованием). Одновременно с изготовлением макетов изделий традици­онной культуры можно знакомить детей с ритуалами, сопровож­давшими каждый вид крестьянского труда, помогая понять неразрывную связь человека с природой, с верованиями славянских народов, пополняя их знания народного фольклора. Изготовлением макетов и разнообразных изделий позволит детям ознакомиться с обработкой доступных им материалов: бумаги, картона, древесины и природных материалов, а также с приёмами работы некоторыми инструментами (разметочными, колющими, режущими).

Возраст учащихся - 8-13 лет. Группы смешанные.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Первый и второй годы обучения – по 144 часа занятий. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. В группы 2-го года обучения приходят дети, обладающие основными навыками. Количество детей в группах 12 – 15 человек. Режим работы объединения для групп 1-го и 2-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин. В первый год обучения учащиеся знакомятся с основными способами обработки природных материалов растительного происхождения, бумаги и картона, а также основные этапы изготовления полуплоской и объёмной модели избушки, мельницы и т.д., пользоваться описаниями , условными обозначениями, читать схемы и составлять рабочие рисунки самостоятельно.

В течение второго года обучения учащиеся осваивают основные способы изготовления объёмных моделей домов, церквей, мельниц, колодцев и т. д. , знакомятся с внутренним убранством традиционных жилищ, постигают основные этапы и особенности изготовления предметов домашнего обихода крестьян (например, плетение половиков , изготовление мебели и т.д.).

В течении первого и второго года обучения изучают народный фольклор, обычаи и традиции связанные с различными видами крестьянского труда.

Программа рассчитана на реализацию во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Анализируя задачи обучения на занятиях кружка, а также психологические особенности школьников были сформулированы исходные принципы, которыми руководствуемся при организации занятий.

Принципы организации занятий:

1.Знания фундамент творчества. Практическая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Следовательно, надо детям сообщать необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам которые были бы нужны для создания запроектированных продуктов, в том числе и творческих.

2. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. Но повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить

интереса к знаниям.

3.Формирование устойчивого интереса к учению.

Используя метод погружения в определённую историческую среду, проблемно-поисковый метод, игру, изучая фольклор.



4.Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.
Фантазия у детей достаточно богата. Но фантазия и творчество не одно и то же. И если у ребенка развивать только фантазию, не связывая ее с грамотным выполнением работы, то мы можем получить беспочвенных фантазеров, прожектеров, демагогов, которые все знают, но ничего не умеют.

5. Индивидуальный подход. Все дети в силу различных
причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и инте­ресами, и способностями, и психическими качествами, поэтому надо учитывать интересы и возможности каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети, посещающие занятия кружка приобретут знания, умения и навыки позволяющие конструировать макеты различных построек относящихся к русскому деревянному зодчеству, разовьют свои творческие способности, приобретут знания о русских традициях, обрядах и фольклоре. Повысится интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества. Улучшится успеваемость по многим школьным предметами (истории, рисованию, технологии).

Учащиеся, занимаясь творческой работой, приобретают новые знания и умения, в результате у них возникает много вопросов требующих получения дополнительных знаний, умений и навыков, а также потребность самостоятельно ответить на вопросы, решить проблему, поэтому возникает необходимость перехода к проектной деятельности, которая является связующим звеном между основным и дополнительным образованием.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный , рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, метод погружения, познавательная игра, проблемно-поисковый.

Помимо учебной деятельности с учащимися творческого объединения проводится просветительская и досугово-развивающая работа: экскурсии в музеи, на фольклорные фестивали и т.д.

Формы проведения занятий

№ пп

Тема

Формы проведения занятий

1.

Вводное занятие

Беседа, рассказ

2.

Работа с природными материалами

Рассказ, беседа, экскурсии, практика

3.

Изготовление полуобъёмных и объёмных моделей

Рассказ, беседа, практика, работа с литературой, игра, экскурсии, конкурсы, выставки, тестирование

4.

Изучение внутреннего убранства традиционного русского жилища

Беседа, рассказ, экскурсии, практика, конкурсы, игра, тестирование

5.

Итоговое занятие

Конкурсы, выставки


Механизм оценки знаний, умений и навыков:

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

  1. Фронтальная и индивидуальная беседа.

  2. Тесты и терминологические диктанты.

  3. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

  4. Выступление учащихся на уроках истории с докладами и демонстрацией макетов деревянных построек, различных исторических периодов.

  5. Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль предусматривает тестирование, а также выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Формы подведения итогов.


пп

Тема

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Фронтальная беседа.

2.

Работа с природными материалами

Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических заданий.

3.

Изготовление полуобъёмных и объёмных моделей

Фронтальная и индивидуальная беседы, графический и терминологический диктанты, тест, выполнение практических заданий.

4.

Изучение внутреннего убранства традиционного русского жилища

Фронтальная и индивидуальная беседы, игра, тест, выполнение дифференцированных практических заданий.

5.

Итоговое занятие

Конкурсы, выставка.



Техническое оснащение и дидактический материал.

1. Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.

2. Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, пинцет, шило, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые ручки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, стиплер.

3.Материалы: засушенные растения, соломка, кора деревьев, спилы древесины, фанера, ДВП, проволока, воск, калька, бумага, картон, копировальная бумага, миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”, обойный клей, крахмал.

4. Специальная литература: Фрейтаг И.П., Аникина Л. Л. Мельницы. С.-П. СМИО Пресс .2004.

Фрейтаг И.П., Аникина Л. Л.Жилища. С.-П. СМИО Пресс .2004.

5. Наглядно-иллюстративные материалы: схемы изделий; коллекции макетов.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.


1.

Вводное занятие : «Живая история». Экскурсия в Измайловский кремль.(« Город мастеров»).

6

2

4

2.

Работа с природными материалами.

18

6

12

3.

Обработка бумаги и картона.

42

11

31

4.

Изготовление объёмных моделей.

68

16

52

5.

Экскурсия в музейный комплекс «Коломенское».

6

6

-

6.

Итоговое занятие.

4

4

-

ИТОГО:

144

41

103

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

6

6

-

2.

Работа с природными материалами.

4

1

3

3.

Изготовление объёмных моделей.

82

18

64

4.

Внутреннее убранство традиционного русского жилища.

48

8

40

5.

Итоговое занятие.

4

4

-

ВСЕГО:

144

37

107

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I года обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: «Живая история».

Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий. Демонстрация изделий. История – не только пыльное прошлое, но и интересное настоящее. Что такое историческое конструирование? Зачем оно нужно?

Посещение музейного комплекса «Измайловский кремль»- знакомство с народными художественными промыслами.

2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

2.1. ЭКСКУРСИЯ НА ПРИРОДУ

Экскурсия на природу. Знакомство с общим планом строения растений. Использование растений для флористических работ. Сбор природных материалов. Осенние явления в жизни растений.

2.2. ПОДГОТОВКА ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Теоретические сведения. Способы подготовки природных материалов растительного происхождения: плоская, объемная сушка (воздушная, в песке или соли), консервация. Способы обработки соломки: сухой, влажный, отбеливание, тонировка.

Практическая работа. Плоская сушка растений. Объемная сушка; консервация частей растений. Вырезание междоузлий у стеблей злаковых. Разрезание вдоль волокна, разглаживание, создание различных цветовых тональностей.

2.3. АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ

Теоретические сведения. Особенности рисунка в аппликации соломкой. Стилизация рисунка. Виды основы: фанера, ДВП, черная бархатная бумага, картон с приклеенной тканью, стекло. Аппликация соломкой на деревянной, фанерной, бумажной основе.

Практическая работа. Выбор рисунка, нанесение ориентировочных линий приклеивания соломки. Последовательное разрезание рисунка на отдельные фрагменты. Приклеивание соломки. Подготовка фона. Наклеивание рамки. Размещение деталей аппликации.

2.4. ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: ОТКРЫТКА, ИГРУШКИ

Теоретические сведения. Основные правила составления композиции. Виды основы: бумага, картон, ткань, фанера, ДВП, кора деревьев, спилы древесины. Применение засушенных листьев, соцветий, плодов, семян при выполнении декоративной композиции. Способы их расположения.

Практическая работа. Подготовка основ. Расположение фрагментов композиции. Приклеивание. Пространственное расположение компонентов композиции при изготовлении игрушек. Оформление.

3. ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА.

3.1 Общие сведения об обработке бумаги и картона , знакомство со схемами и условными обозначениями.

Теоретические сведения. Бумага и картон – самые распространенные и доступные в обработке материалы. Сведения о производстве бумаги, виды, свойства, применение в быту и технике.

Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов в процессе изготовления изделий. Приемы резания бумаги ножницами, соединение деталей клеем. Разметка деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием.

Начальные сведения о графической грамотности. Общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже. Выполнение разметки по чертежу.



Практическая работа. Подбор образцов картона по виду, цвету и назначению. Разработка и изготовление макетов и моделей объектов на основе готовых форм. Изготовление макетов и моделей объектов на основе выполнения разверток.

. 3.2. Полуобъёмная модель: технология выполнения.

Теоретические сведения.

Технологические приемы выполнения полуобъёмной аппликации.

Ознакомление детей с ритуалами, сопровождающими каждый вид крестьянского труда

3.3. Полуобъёмная модель избушки на курьих ножках.

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории народного фольклора. Особенности жилища «Бабы Яги». Приемы выполнения полуобъёмной аппликации. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа. Освоение техники выполнения полуобъёмной аппликации.

3.4. Полуобъёмная модель мельницы-шатровки.

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории народных ремёсел. Особенности работы мельницы-шатровки. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа. Создание выкройки изделия. Запись условных обозначений в альбом. Освоение техники выполнения полуобъёмной аппликации.

3.5. ПОЛУОБЪЁМНАЯ модель мельницы-столбовки.

Теоретические сведения. Особенности технологии выполнения полуобъёмных макетов. Отсутствие элементов влияющих на объём. Расположение деталей в плоскости. Достижение рельефности за счёт наложения одних частей модели на другие. Выбор и анализ модели. Особенности работы мельницы-столбовки. Запись последовательности выполнения макета. Зарисовка макета.

Практическая работа. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой деталей. Отработка техники выполнения полуобъёмной аппликации.

3.6. Полуобъёмная модель крестьянской избы.

Теоретические сведения. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла, изучение способов обработки различных природных материалов (древесины, металла и др.). Выбор и анализ модели. Подбор материалов.

Практическая работа. Работа с чертежами. Раскрой деталей. Отработка техники выполнения полуобъёмной аппликации.

4.Изготовление объёмных моделей.

Изготовление моделей с применением легкообрабатываемых материалов (картон, фанера, жесть, проволока, деревянные рейки). Детали контурных и объемных моделей: силуэт, рама. Выбор материалов и способы их обработки. Использование заготовок.

4.1. Основные приемы, используемые при изготовление объёмных

моделей.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Знакомство с отработанными веками способами создания предметного мира. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Традиционные инструменты и приёмы строительства домов. Их назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа. Освоение приемов строительства. Освоение техники выполнения объёмной аппликации. Работа по образцу, рисунку, чертежу.

4.2. Изготовление «брёвен» и других заготовок для макета.

Теоретические сведения. Основные приёмы, используемые для изготовления макета «бревна».

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов будущих макетов. Освоение техники выполнения объёмной аппликации.

4.3. Сборка макетов избушки Бабы Яги.

Теоретические сведения. Техника строительства сруба в «обло без остатка» и в «лапу с остатком».

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4.4. Изготовление «брёвен» и других заготовок для макета.

Теоретические сведения. Основные приемы, используемые для изготовления макета «бревна». Изготовление декоративных элементов.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов будущих макетов. Освоение техники выполнения объёмной аппликации.

4.5. Сборка макетов крестьянской избы.

Теоретические сведения. Основные приемы, используемые для сборки сруба. Исторический экскурс.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка моделей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4.6. Сборка макетов колодцев.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Типы колодцев.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка моделей.

5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Рекомендации по работе во время летних каникул. Перспективы работы в будущем году.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II года обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель и задачи объединения. План работы. Знакомство с изделиями. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Другие организационные вопросы.

1.1. Экскурсия в Исторический музей.

Посещение выставки, знакомство с работами декоративно-прикладного искусства, с предметами народного быта. Обсуждение.



2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

2.1. Экскурсия на природу. Заготовка природного материала.

Теоретические сведения. Экскурсия на природу. Знакомство с общим планом строения растений. Использование растений для изготовления макетов. Для создания макетов русского дере­вянного зодчества понадобятся различные дополнительные материалы, солома, чешуйки еловых шишек, кора, мох.

Практическая работа. Сбор природных материалов.

3.ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЪЁМНЫХ МОДЕЛЕЙ.

3.1. Макет северного дома на подклети.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа. Освоение приемов строительства. Освоение техники выполнения объёмной аппликации. Работа по образцу, рисунку, чертежу. Изготовление макета северного дома на подклети.

3.2 Макет амбара.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа. Изготовление макета амбара.

3.3 Внутреннее устройство ветряной мельницы, приспособления для измельчения зерна.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа. Изучение схемы внутреннего устройства ветряной мельницы. Изготовление макета ручных жерновов.

3.4 Макет мельницы – столбовки .

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа. Изготовление макета мельницы – столбовки.



3.5 Макет мельницы – шатровки.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа. Изготовление макета мельницы –шатровки.

3.6 Окно «волоковое», окно косящатое». Варианты оформления окон.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Технология выполнения модели. Материалы и инструменты. Работа с чертежами. Подбор материалов. Раскрой деталей. Сборка и оформление модели. Условные обозначения.

Практическая работа .Создание волоковых и косящетых окон в макетах.

3.7 Конструкции крыльца (на кряжах, на выпусках, на столбах).

Теоретические сведения. Изучение конструктивных особенностей строительства крыльца.

Практическая работа. Изготовление макета крестьянского дома с крыльцом.

3.8 Макет часовни.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. В русском народном зодчестве большой интерес вызывают культовые сооружения. Разберем последовательность постройки и оформления часовен.
Практическая работа. Изготовление макета часовни.

3.9 Макет шатровой церкви.

Теоретические сведения. В русском народном зодчестве большой интерес вызывают культовые сооружения. Исторический экскурс.

Практическая работа. Изготовление макета шатровой церкви.

4. Внутреннее убранство традиционного русского жилища.

4.1. Основа русского жилища-русская печка.

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Знакомство с элементами предметного мира русских крестьян, а именно с русской печкой. Изучение схемы внутреннего устройства русской печи.

Практическая работа. Изготовление макета русской печки.

4.2. Модели крестьянского обихода ( мебель, сундук, половики).

Теоретические сведения. Анализ образцов домашней крестьянской утвари. Зарисовка схем для выполнения предметов домашнего обихода.

Практическая работа. Изготовление предметов домашнего обихода.

4.3« Красный» угол.

Теоретические сведения. Исторический экскурс.

Практическая работа. Оформление « красного угла» в макете крестьянского дома.

4.4. Макеты прялки и люльки

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Поверия и обряды связанные с прялкой., смысловое толкование формы прялки и рисунка орнаментального декора.

Практическая работа. Изготовление макета прялки и люльки.

5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.







СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: “Просвещение”, 1985.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7.

Куликова О.П. Поделки из природных материалов.М.2004.

Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992.

Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.

Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). – М., 1982.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. – М.: Народное образование, 1998.

Фрейтаг И.П., Аникина Л. Л. Мельницы. С.-П. СМИО Пресс .2004.

Фрейтаг И.П., Аникина Л. Л.Жилища. С.-П. СМИО Пресс .2004.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001.

Деревянная изба // Статьи //Клуб мастеров «Сень»

Ополовникова Е. А. Бревенчатый дом: архитектурное причастие к русской вечности // Статьи //Клуб мастеров «Сень» /

Русская изба // Статьи //Клуб мастеров «Сень»

Большая Советская Энциклопедия // Т. 5, 8



.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.

Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.

Деревянная изба // Статьи //Клуб мастеров «Сень»

Ополовникова Е. А. Бревенчатый дом: архитектурное причастие к русской вечности // Статьи //Клуб мастеров «Сень» /

Русская изба // Статьи //Клуб мастеров «Сень»

Большая Советская Энциклопедия // Т. 5, 8

«Искусство- детям» Волшебные коробочки. Издательство «Мозаика-Синтез»2004 г

Твоя мастерская. Л.А.Неменская, Москва «Просвещение»2005 г.

Журнал «Ручная работа» №7 апрель 2006г.









15

Дейникова О.В. Авторская, модифицированная программа «Что умеют мастера».