ШПИКУЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Утверждаю
Директор МБОУ «Жердевская СОШ №2»
________/Г.С. Чернышова /
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Юность»
Программа рассчитана на детей в возрасте 14-16 лет
Срок реализации программы: 1-21 июня 2018 года
с. Шпикулово - 2018 год
Паспорт программы
-
| Полное название программы | Программа весеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Юность» |
-
| Цель программы | В связи с объявлением 2018 года , годом Добровольца, волонтера. В России разработана программа для поддержания волонтерского движения в Шпикуловском филиале МБОУ «Жердевская СОШ №2» Программа направлена на создание благоприятных условий для привлечения детей и подростков к волонтерской деятельности, укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. |
-
| Адрес проектной деятельности (для кого, количество участников) | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе Шпикуловского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2»» с. Шпикулово ул. Школьная д.14. Проект разработан для 20 детей от 14 до 16 лет |
-
| Сроки реализации программы | с 1 – 21 июня 2018 года |
-
| Направления деятельности, направленность программы | 1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ. 2. Расширение кругозора ребёнка, через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня; 3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела волонтеров; 4.Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни; 5.Сплочение детского коллектива; 6.Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи; 7. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе; 8. Наставничество над детьми дошкольного учреждения и начальной школы; 9.Шефство над людьми преклонного возраста ( труженики тыла); 10.уход за пришкольной территорией, озеленение пришкольного участка, шефство над местным святым источником и природными родниками. |
-
| Краткое содержание программы | Программа представляет сочетание разнообразных методик по волонтерскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, командообразующих мероприятий, спортивных соревнований и туристических эстафет. |
-
| Ожидаемые результаты | – участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки механизмов снижения социально – психологической напряженности в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения; – приобретён положительный опыт самоуправления при организации жизнедеятельности детского коллектива; - появление у подростков устойчивого интереса к общественной работе в рамках их социальных потребностей; – повышение у детей активной гражданской позиции; – выработано чувства патриотизма; – развито чувство уважение к родной природе; - создание условий для функционирования подростковых добровольческих команд, участвующих в профилактических и досуговых программах; – выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в объединении, классе, школе. – расширение диапазона знаний, умений и навыков в области волонтерской деятельности; – использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности. – повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной деятельности; – воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического, физического и духовно-нравственного здоровья; – воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа жизни; – приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности; – была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в классе, школе, а также создания волонтерских объединений. |
-
| Название организации, автор программы | Шпикуловский филиал МБОУ «Жердевская СОШ», Плешивцева Т.И – социальный педагог |
-
| Почтовый адрес организации | |
-
| Ф.И.О. руководителя организации | Директор школы: Чернышова Галина Сергеевна Зав.филиала: Родионова Лариса Николаевна |
-
| Телефон, электронный адрес организации | |
Пояснительная записка
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних площадок. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Площадки способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Актуальность программы
2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом добровольца (волонтёра). Указ о проведении в России Года добровольца вступил в силу 6 декабря2017 года.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева подчеркнула, что волонтёрское движение обладает большим потенциалом.
— Волонтёрскому движению сегодня необходимо формировать социально-значимый заказ на массовую подготовку лидеров-волонтёров, которые смогут привлечь в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику.
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Летняя активно - полезная занятость является формой организации свободного времени детей разного возраста, уровня развития интеллектуальных, социальных, творческих способностей ребенка.
Деятельность летнего лагеря «Юность» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, на приобретение навыков самостоятельной деятельности.
Пребывание в летнем лагере особенно важно для современных детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, склонных к пассивному отдыху: компьютерные игры, телевидение.
Для педагогов летний лагерь – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.
Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.
Цели и задачи программы
Цели программы:
Создание благоприятных условий для привлечения детей и подростков к волонтерской деятельности, укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Задачи:
1. Повышение уровня знаний и умений волонтеров для работы в дошкольном учреждении и помощи людям преклонного возраста.
2. Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей.
3.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
4.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.
5.Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой.
6.Укрепление здоровья, закаливание организма детей.
7. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
8. Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем дневного пребывания.
Принципы содержания деятельности:
принцип вариативности – право ребенка на выбор добровольного участия в деятельности лагеря;
принцип либеральности – право детей развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей;
принцип успешности – право, гарантирующее возможность каждого ребенка на успех;
принцип системности – право, гарантирующее воспитание, как на уровне лагеря, так и на уровне отряда;
принцип самоуправляемости – право, обеспечивающее возможность ребенку реализовать свои социальные функции: гражданина, патриота и т.д.;
принцип сотрудничества – право ребенка решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми;
принцип комфортности – право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
принцип адаптивности – право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества;
принцип рекреативности – право ребенка на отдых, игру и развлечения.
Участники программы:
- подростки.
Сроки действия программы:
с 1.06.2018 по 21.06.2018 года.
Основное содержание программы
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по волонтерскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, командообразующих мероприятий, спортивных соревнований.
Образовательный блок
Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для деятельности волонтерского объединения.
Темы занятий объединены по следующим направлениям:
1. Школа юного волонтера:
- развитие волонтерского движения в России;
- акции, проекты, разработки;
- пропаганда ЗОЖ;
2. Краевед:
– изучение окружающей флоры и фауны;
– изучение истории родного края;
– экологическое воспитание.
3. Рождение Лидера:
– искусство публичных выступлений – психологические основы, приемы и
– практика;
– методика организации коллективно-творческих дел;
– теория и практика работы в коллективе;
– разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.
4. Путь к общению:
– культура общения – умение слушать и говорить, правила хорошего тона;
– алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;
5. Игра – дело серьезное:
– методика проведения игр;
– ведение мероприятий и конкурсов;
– уроки развития речи.
Оздоровительно-досуговый блок
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего лагеря «Юность» включены следующие мероприятия:
– утренняя гимнастика;
– организация здорового питания детей с использованием даров природы;
– постоянное пребывание на свежем воздухе;
– физический труд (волонтерство);
– организация спортивно-массовых мероприятий (командообразование, футбол, волейбол).
Общественно-полезная работа:
В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:
– уборка территории лагеря;
–уход за клумбами школы;
–помощь пожилым людям;
–уход за памятникам воинам, погибшим в годы ВОВ.
Работа по созданию коллектива:
– открытие смены лагеря;
– формирование органов самоуправления;
– работа органа самоуправления лагеря;
- проведение командообразующихмероприятий;
– линейки;
– проведение отрядных и общелагерных мероприятий.
Психологическая работа
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:
– коммуникативные игры;
– тренинги;
– дискуссии.
Деловые игры-практикумы
– Деловая игра «Лидер и его команда»;
- Тренинг «Я волонтер»;
- Разработка акций «Я за ЗОЖ».
Досуговые мероприятия:
– Игра «Кто лидер?»;
– Мероприятие «Я+ты+он+она=мы»;
- Конкурс «Я в мире, мир во мне»;
- Конкурс плакатов «Я волонтер»;
– Давайте споем;
– Интеллектуальная игра «Люби и знай свой край родной»;
– Сабантуй;
– Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;
– Игра «Звездный час»;
– Мероприятие «Избушка Бабы-Яги».
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Период адаптации, в течение которого интенсивно идет процесс знакомства ребенка с человеческим окружением, с предстоящей деятельностью; период предъявления четких требований и создание условий, при которых выполнение этих требований для ребенка станет интересным и необходимым; период первоначального становления и сплочения детского коллектива. Формула успеха: «Как пройдет организационный период, так пройдет вся смена».
ИТОГ ОРГПЕРИОДА – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.
Основной этап
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены – развитие волонтерского движения;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективнотворческих дел;
работа кружковых объединений;
пропаганда ЗОЖ.
Период личностной самореализации ребенка, заключающийся в предоставлении свободного выбора тех видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал; период всевозможных мероприятий, игр, соревнований, коллективно-творческих дел.
Заключительный этап
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
сбор отчетного материала;
выбор лучшего волонтера.
Необходимая материально – техническая база
Спортивный зал;
Школьная библиотека;
Игровая площадка;
Спортивная площадка;
Кабинет информатики;
Художественные средства, игры настольные;
Хозяйственный инвентарь;
Канцелярские принадлежности;
Компьютер с выходом в интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
Предполагаемые результаты:
– участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки механизмов снижения социально – психологической напряженности в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;
– приобретён положительный опыт самоуправления при организации жизнедеятельности детского коллектива;
- появление у подростков устойчивого интереса к общественной работе в рамках их социальных потребностей;
– повышение у детей активной гражданской позиции;
– выработано чувства патриотизма;
– развито чувство уважение к родной природе;
- создание условий для функционирования подростковых добровольческих команд, участвующих в профилактических и досуговых программах;
– выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в объединении, классе, школе.
– расширение диапазона знаний, умений и навыков в области волонтерской деятельности;
– использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности.
– повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной деятельности;
- повышена информированность подростков в сфере проблем зависимости от психоактивных веществ.
– воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического, физического и духовно-нравственного здоровья;
– воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа жизни;
– приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности;
– была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в классе, школе, а также создания волонтерских объединений.
Распорядок дня
в летнем оздоровительном лагере
«Юность»
08.30 – 08.45 - Сбор детей в школе, зарядка
08.45 – 09.00 – Утренняя линейка
09.00 – 09.30 – Завтрак
9.30 – 12.30 – Работа по плану отрядов, работа кружков и
секций.
12.30 – 13.00 – Обед.
13.00 - 14.15 – Занятия по интересам.
Игры на свежем воздухе.
Общелагерные мероприятия.
14.15 – 14.30 – Подведение итогов. Уход домой.
Календарно – тематический план
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«Юность»
1 день (01.06) «Здравствуй, лагерь» Открытие лагеря. Знакомство с легендой лагеря. Инструктаж по ТБ. Конкурсная развлекательная программа «Здравствуй, лето». Оформление отрядных уголков. | 2 день (02.06.) «Волонтер – это звучит гордо!» Анализ книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Конкурс плакатов «Я волонтер». Интеллектуальная игра «Своя игра». Весёлые старты. | 3 день (03.06.) «Дорога добра» Акция «Книжкина больница» (библиотека). Тренинг «Я волонтер». Выполнение поделок для дошколят д/c «Солнышко». Конкурсная программа «Самый – самый» |
4 день (04.06.) «Океан Доброты» Акция «Сотвори добро». Мероприятие «Братья наши меньшие». Игра по станциям «Я – спасатель». | 5 день (05.06.) «Сказочный остров» Конкурсно – развлекательная программа «Все сказки в гости к нам» Спортивное мероприятие. Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). | 6 день (06.06.) «Родное село» Изготовление памяток по профилактике ДДТТ и вручение их водителям (на территории села). Конкурс рисунков « Мое село». |
7 день (7.06.) «Детство» Игры с малышами д/с «Солнышко на свежем воздухе. Космический футбол. Конкурс рисунков на асфальте «Все вместе!» Уход за памятником героям ВОВ на территории СДК. | 8 день (8.06) «Ручей прошлого и будущего» Сочинение «Древо моей семьи». Спортивная программа «Весёлые старты». Посещение местного Родника «Кирпичный» Уборка его территории | 9 день (9.06.) «Парк счастливого детства» Конкурс «Самая обаятельная и привлекательная Баба – Яга». Игра по станциям «Я ребёнок». Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). |
10 день (10.06.) «Остров олимпийского огня» Спортивное мероприятие «Малые олимпийские игры». Деловая игра «Лидер и его команда». Сочинение «Кто такой волонтер?» Конкурс рисунков «Эмблема олимпийских игр». | 11 день (11.06) «Огненная гора» Викторина по пожарной безопасности. Путешествие в страну книг. Конкурс на лучшее исполнение песни. Эстафета «Мы пожар потушим сами». | 12 день (12.06) «День России» Весёлые старты «Россия вперёд». Деловая игра «Лидер и его команда»; Конкурс рисунков и поделок «Флаг моей страны». |
13 день (13.06) «Цветик-семицветик» Конкурсно – игровая программа «Загадай желание. | 14 день (14.06) «Лидер» Конкурс отрядных газет «Мы – волонтеры!» «Спортушки». Игра-путешествие по сказкам «Герои-добровольцы». | 15 день (15.06) «Океан звёзд» Конкурсно – игровая программа «Я – звезда». Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). Анкета «Океан добрых дел» |
16 день (16.06) «Солнечный берег игр» Фестиваль подвижных игр. Мероприятие «Я+ты+он+она=мы». Конкурс «Я в мире, мир во мне». Мероприятие «Избушка Бабы-Яги». | 17 день (17.06) «Материк счастливых друзей» Игра «Звездный час». Конкурс рисунков «От улыбки станет всем светлей». Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях. | 18 день (18.06) «Мой цветок счастья» Концертная программа «Мой цветок счастья». Мероприятие «Сабантуй». Уход за местным святым источником.
|
19 день (19.06) «Перекрёсток семи дорог» Мероприятие «Светофор». Спортивное мероприятие «Дорога детства». Выполнение поделок для детей д/c «Солнышко». Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами). | 20 день (20.06) «Материк счастливых друзей» Дискотека. Конкурс рисунков «Вместе веселей!» Акция «Чистая территория». Поиск клада. | 21 день (21.06) «День памяти и скорби» Линейка «Мы помним», посвященная дню памяти и скорби. Экскурсия в школьный музей. Путешествие по станциям «Герои». Закрытие лагерного сезона. |
15