Детская организация «РОДНИЧОК»
ПРОГРАММА
Детского общественного объединения
«РОДНИЧОК»
Старший вожатый:
Дьяченко Т.А.
Пояснительная записка
Программа написана с целью приобщения детей к экологической культуре, концентрирующей ценности отношения к природе.
В настоящей программе представлены доступные детям элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах.
Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание детьми необходимости экологически правильного отношения к природе. Понимание значимости такого отношения достигаются посредством переживания детьми всей палитры гуманных чувств к миру природы.
Важной составляющей является умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности детей, являющейся закономерным результатом их воспитания к экологической культуре в ходе экологического образования.
В программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности.
В программе представлены следующие виды познавательной деятельности:
- наблюдение;
- экологическое моделирование;
- поисковая деятельность.
В результате освоения детьми настоящей программы значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением детей становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – ЖИЗНИ.
Механизмом реализации данной программы является созданная система самоуправления, с целью получить максимально полезного результата в развитии самостоятельности и самодеятельности детей.
Структура самоуправления
Капитан
Совет детского объединения «Родничок»
Общее собрание детского объединения
Руководитель
Модуля «Памятник»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1. Создания условий развития и самореализации детей, воспитания способности принимать самостоятельные решения.
2. Создания благоприятных условий для развития свободного выбора образовательной среды.
3. Воспитание лидеров организаторов.
4. Создание благоприятных условий для:
- развития детских организаций и объединений;
- привлечение и поддержка новых детских организаций и объединений;
- реализация программ деятельности детских организаций и объединений
соответствующих интересам детей.
ЦЕЛЬ: формирование экологической воспитанности у детей.
ЗАДАЧИ.
Развивающие:
- развитие у детей экологических представлений;
- развитие знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;
Обучающие:
- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
Воспитательные:
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе:
- воспитание нравственных ценностей;
- воспитание воли и упорства в достижении цели.
Содержание разделов и тем программы детского общественного объединения «РОДНИЧОК»
Раздел. Тема | Теория | Практика |
Вводное занятие | Знакомство с режимом, целями и задачами детского объединения | |
I. Природа и человек. 1. Правила поведения в природе. 2. Викторины. 3. Экскурсии | Знакомство с правилами поведения в природе. | Осенняя экскурсия. Весенняя экскурсия. |
II. Животный мир. 1. Игры-путешествия. 2. Викторины. 3. Познавательные игры. 4. Игры-турниры. 5. Состязание самоделок. | Ознакомление с правилами проведения игр-путешествий. Беседа о домашних и диких животных Методика изготовления изделий из бумаги. | Проведение игры «Путешествие в мир животных». Проведение викторины «Домашние животные». Игра «Слабое звено» Экологический турнир «В ней есть душа…» |
III. Мир растений. 1. Игры-состязания. 2. Познавательные игры. 3. Викторины. | Изучение правил поведения на играх-состязаниях. Подбор материала к играм. Беседы на темы: «Комнатные растения и уход за ними», «Лекарственные растения» | Подготовка и проведение игр: - «Цветик-семицветик»; - «Поле чудес»; - «Растения и… математика»; Проведение игры - «Тайны зелёного леса». |
IV. Охрана природы. 1. Экологические конференции. 2. Конкурс рисунков | Подготовка и сбор материала для проведения экологических конференций. Беседы на темы: «Экология как безопасность жизни», «Охрана окружающей среды». Текст для чтения | Проведение экологических конференций: «Война как фактор ухудшения среды обитания», «Человек и среда обитания». |
V. Нам вместе весело. 1. Традиционные праздники. 2. Наши праздники. 3. Экологические праздники | Подбор материала по темам: «Осень», «Новый год», «23 февраля», «8 марта». Разработка сценариев. Подбор материала АО темам: «14-е февраля», «День Матери», «День Татьяны». Беседа: «Человек и природа» | Подготовка и проведение праздников: «Осенний бал», «Здравствуй, новый год», «Рыцарский турнир», «А, ну-ка, девочки» Проведение праздников: «Валентин и Валентина», «Поздравляем наших мам», «День Татьяны». Проведение праздников: экологическое лото «В мире флоры и фауны», «Земля – наш Дом, но мы не одни в нём живём», «Волшебный сад» |
VI. Мы проверяем, что умеем и знаем. | Итоговая конференция | Подведение итогов за год. Награждение дипломами и грамотами. |
План работы детского общественного объединения Казачелокнянской общеобразовательной школы «РОДНИЧОК»
№ | Наименование мероприятия | Месяц |
1. | Первый сбор (планирование работы на I четверть) | Сентябрь |
2. | Участие в районной выставке плодов и овощей | Сентябрь |
3. | Осенняя экскурсия | Сентябрь |
4. | Конкурс стенгазет и плакатов на тему «Сохраним планету голубой и зеленой» | Октябрь |
5. | Планирование работы на II четверть | Ноябрь |
6. | Фотоконкурс «Мир, в котором мы живем» | Ноябрь |
11. | Планирование работы на III четверть | Январь |
12. | Выставка декоративно-прикладного творчества «Чудеса своими руками» | Февраль |
13. | Участие в районной выставке «Природа и мы» | Март |
14. | Акция «Сад памяти» | Апрель |
16. | | Май |
Механизмы реализации программы
1. Организация сотрудничества Совета детского объединения «Родничок» с классными руководителями
2. Проведение собраний
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к природе.
Метапредметные результаты:
- овладение формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Список литературы
Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. – М.,2006.
Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М.,1998.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М., 2004.
Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
Двораковский М.С. Экология растений. – М.,2003.
Искать сердцем: воспитание экологической культуры. Программа "Маленький принц Земли". Президентская программа "Дети России". Федеральная целевая программа "Организация летнего отдыха детей".
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
Кофман Ф.Б. Азбука туриста-эколога. –М.,1991.
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.,2005.
Лихачев Б.Т. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. –М.,2004.
Материал по теме "Опыты и эксперименты с неживой природой".