ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: Развитие правовой культуры посредством повышения уровня знаний об основных правах и свободах человека и гражданина, формирование активной жизненной и гражданской позиции учащихся
Задачи:
Формирование знаний основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина среди учащихся;
Воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к закону;
Освоение практических умений в области применения права в повседневной жизни для решения конкретных жизненных ситуаций, защиты своих прав и свобод;
Формирование навыков самостоятельной работы с правовыми документами, анализа и сравнения;
Развитие личностных качеств учащихся;
Создание условий для формирования и развития профессиональных навыков будущих юристов;
Организация просветительской работы через участие в деловых играх, круглых столах, олимпиадах и научно-практических конференциях.
Количество часов: Программа гражданско-правового клуба «Рубикон» рассчитана на 306 часов (9 часов в неделю).
Возраст учащихся: 12-13 лет (6-7 классы)
Формы деятельности:
Заседания клуба – теоретические и практические занятия, проводимые с целью изучения и закрепления нового материала, а также подготовки к проведению открытых мероприятий.
Занятие-дискуссия – рассмотрение наиболее важных правовых вопросов путем обмен мнениями, идеями, суждениями участников.
Социологический опрос – исследование общественного мнения по определенному вопросу путем проведения устного или письменного анкетирования
Акция – массовое мероприятие (или комплекс мероприятий), проводимое с определенной социальной целью и посвященное какому-либо значимому событию, дате, проблеме и т.д.
Правовая (деловая) игра – изучение и закрепление материала в игровой форме; имитация профессиональной деятельности, моделирование реальных жизненных ситуаций.
Круглый стол – обсуждение одной-двух проблем по заданной теме в ходе аргументированной дискуссии.
Открытое мероприятие – торжественное заседание гражданско-правового клуба «Рубикон», посвященное какой – либо значимой дате, событию и т.д.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся должны знать:
Понятия «Право», «Правовой статус», «Конституция», «Закон», «Преступление», «Юридическая ответственность», «Правоохранительные органы», «Экономика», «Экономическая сфера общества», «Бюджет», «Рынок», «Труд», «Предпринимательство», «Политика» «Политическая сфера общества», «Государство», «Избирательное право».
Права и обязанности человека и гражданина, основные положения Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), Устава школы, процедуру проведения выборов в Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
Самостоятельно работать с юридическими документами
Применять нормы права в конкретных жизненных ситуациях
Метопредметные
Учащиеся должны уметь:
Ставить перед собой цели и формулировать задачи для их достижения;
Правильно и аргументированно излагать свое мнение, анализировать и рассуждать;
Устанавливать конструктивные взаимоотношения с окружающими, работать индивидуально и в группе;
Работать с информацией, использовать различные способы ее сбора, обработки, анализа и передачи
Слушать собеседника и вести диалог;
Личностные
Формирование ценностных ориентаций, чувства патриотизма, социально ориентированного взгляда на мир;
Развитие самостоятельности и умения нести ответственность за свои действия;
Формирование лидерских качеств.
Содержание
Данная программа содержит в себе 4 раздела: «Основы права. Права и обязанности человека и гражданина», «Подросток и закон», «Роль права в экономике», «Политика и право».
В первом разделе изучаются основные понятия («право», «обязанность», «гражданин» и т.д.), права и обязанности подростка, ключевые положения Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Устава школы.
Второй раздел определяет место закона в жизни подростка, последствия его нарушения, отличительные признаки преступления, их виды, понятия «преступление», «юридическая ответственность», а также изучает структуру правоохранительных органов Российской Федерации и их полномочия.
Третий раздел рассматривает место права в экономике, основные права подростка в экономической сфере общества, такие как право на труд и свободу труда, право на предпринимательскую деятельность, право на частную собственность.
Четвертый раздел посвящен изучению политической сферы общества, государственного устройства страны, процедуры проведения выборов и основ избирательного права, а также краткой истории Республики Саха (Якутия) и ее места в Российской Федерации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Название раздела | Темы и формы занятий | Кол-во часов | Дата |
Сентябрь | Основы права. Основы государственности Республики Саха (Якутия) | 1. Вводное занятие. Знакомство с Положением и программой гражданско-правового клуба «Рубикон» | 6 | 11.09 13.09 |
2. Занятие-дискуссия «Что такое право?» | 3 | 15.09 |
3. Теоретические занятия, посвященные Дню Государственности Республики Саха (Якутия), проведение анкетирования «Что ты знаешь о Якутии?», анализ полученных результатов. | 9 | 18.09 20.09 22.09 |
4. Оформление стенда «Правовой уголок», «27 сентября – День Государственности Республики Саха (Якутия)» | 3 | 25.09 |
5. Проведение открытого мероприятия, посвященного Дню Государственности Республики Саха (Якутия) | 3 | 27.09 |
6. Проведение акции « День мира» | 3 | 29.09 |
Октябрь | | 1. Теоретические занятия по теме «Конституция Республики Саха (Якутия). Изучение основных положений, оформление стенда | 9 | 02.10 04.10 06.10 |
2. Теоретические занятия «Права и обязанности подростка» | 9 | 09.10 11.10 13.10 |
3. Проведение социологического опроса «Знаешь ли ты свои права и обязанности?». Анализ полученных результатов, оформление стенда | 6 | 16.10 18.10 |
4. Правовая игра «Права и обязанности школьника» | 3 | 20.10 |
5. Теоретические занятия «Конвенция о правах ребенка». Работа с документом. Изучение основных положений Конвенции | 6 | 23.10 25.10 |
6. Круглый стол «Защитим свои права» | 3 | 27.10 |
7. Подготовка к НПК «Шаг в будущее» | 9 | |
Ноябрь | 1. Теоретические занятия по теме «Подросток как гражданин» | 9 | 01.11 03.11 10.11 |
2. Деловая игра «Платить налоги – твоя обязанность» | 3 | 08.11 |
3. Практические занятия «Правовой статус человека и гражданина» | 9 | 13.11 15.11 17.11 |
4. Оформление стенда «Подросток как гражданин» | 3 | 20.11 |
5. Участие в проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности» | 6 | 22.11 24.11 |
6. Подготовка к НПК «Шаг в будущее» | 6 | |
Декабрь | 1. Теоретические и практические занятия по теме «Конституция – основной закон страны» | 9 | 01.12 04.12 06.12 |
2. Проведение социологического опроса «Насколько хорошо ты знаешь Конституцию?», анализ полученных результатов, оформление стенда | 6 | 8.12 11.12 |
3. Правовая игра «Конституция – основной закон страны» | 6 | 12.12 |
4. Участие в проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности» | 12 | 15.12 18.12 20.12 22.12 |
5. Подведение итогов I полугодия работы клуба «Рубикон», награждение активных участников. | 3 | 25.12 |
Январь | Подросток и закон | 1. Теоретические занятия «Закон в жизни подростка» | 6 | 12.01 15.01 |
2. Оформление стенда «Подросток и закон» | 3 | 17.01 |
3. Круглый стол «Опасный путь преступной жизни» | 6 | 19.01 |
4. Участие в проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности» | 6 | 22.01. 24.01 |
5. Правовая игра «Детективное агентство» | 3 | 26.01 |
6. Теоретические занятия «Правоохранительные органы» | 6 | 29.01 31.01 |
Февраль | 1. Организация экскурсий в правоохранительные органы | 12 | 02.02 05.02 07.02 09.02 |
2. Проведение социологического опроса «Подросток и закон» | 3 | 09.02 |
3. Оформление стенда «Кто нас защищает?» | 6 | 12.02 14.02 |
4. Круглый стол «Безопасность в сети» | 6 | 16.02 |
5. Участие в проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности» | 9 | 19.02 21.02 23.02 |
6. Правовая игра «Встать! Суд идет!» | 6 | 26.02 28.02 |
Март | Роль права в экономике | 1. Теоретические занятия по теме «Что такое экономика?». Роль права и закона в экономической сфере общества. Понятия «бюджет», «предпринимательство» | 9 | 02.03 05.03 07.03 |
2. Проведение социологического опроса «Мои финансы», анализ полученных результатов | 6 | 12.03 14.03 |
3. Урок финансовой грамотности | 3 | 16.03 |
4. Оформление стенда «Как распоряжаться своим бюджетом?» | 3 | 19.03 |
5. Занятие-дискуссия «Права потребителей» | 3 | 21.03 |
6. Участие в проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности» | 9 | 23.03 26.03 28.03 |
7. Правовая игра «Юный предприниматель» | 3 | 30.03 |
Апрель | | 1. Практическое занятие «Карманные деньги: «за» или «против?» | 3 | 02.04 |
2. Проведение социологического опроса «Карманные деньги: «за» или «против?». Анализ полученных результатов | 3 | 04.04 |
3. Круглый стол «Труд и подросток с точки зрения закона» | 3 | 06.04 |
Политика и право | 4. Теоретические занятия «Что такое политика?». Политическая сфера общества. | 9 | 09.04 11.04 13.04 |
5. Участие в проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности» | 6 | 16.04 18.04 |
6. Теоретические занятия по истории образования Республики Саха (Якутия), проведение анкетирования, оформление стенда ко Дню Образования Республики Саха (Якутия) | 9 | 20.04 23.04 25.04 |
7. Открытое мероприятие «Якутия – край наш родной», посвященное Дню Образования Республики Саха (Якутия) | 3 | 27.04 |
Май | 1. Теоретические занятия по теме «Избирательное право» | 6 | 02.05 04.05 |
2. Открытое мероприятие, посвященное 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне | 3 | 07.05 |
3. Участие в проекте «Образовательная организация высокой социальной ответственности» | 9 | 11.05 14.05 16.05 |
4. Подготовка к выборам Президента гражданско-правового клуба «Рубикон» | 9 | 18.05 21.05 23.05 |
5. Деловая игра «Я – избиратель». Выборы Президента гражданско-правового клуба «Рубикон» | 6 | 25.05 |
6. Подведение итогов года. Награждение активных участников. | 3 | 28.05 |