ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Богучарский многопрофильный колледж»
(ГБПОУ ВО «БМК»)
ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03.ТЕХНИЧЕСКая МЕХАНИКа с ОСНОВАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Для профессии
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
2021 г.
Программа ОП 03. Техническая механика с основами технических измерений разработана на основе Федерального образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «БМК»
УТВЕРЖДЕНО
Директором ГБПОУ ВО «БМК»
_______________Л.И. Пугаченко
Программа рассмотрена на заседании УМО ГБПОУ ВО «БМК»
протокол № 1 от 30.08.2021 г.
Разработчик программы:
М.М. Коломойцев, преподаватель ГБПОУ ВО «БМК»
СОДЕРЖАНИЕ
| |
Общая характеристика рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ | |
условия реализации учебной дисциплины | |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ТЕХНИЧЕСКая МЕХАНИКа С ОСНОВАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы освоения учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | читать кинематические схемы; | виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; | типы кинематических пар; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | производить расчет прочности несложных деталей и узлов; | характер соединения деталей и сборочных единиц; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | подсчитывать передаточное число; | принцип взаимозаменяемости; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом; | основные сборочные единицы и детали; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | | типы соединений деталей и машин; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | | виды движений и преобразующие движения механизмы |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | | виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | | передаточное отношение и число; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | | требования к допускам и посадкам; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | | принципы технических измерений; |
ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1 - ПК 2.2., ПК 3.1- ПК 3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 | | общие сведения о средствах измерения и их классификацию. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем дисциплины и виды работы.
Вид учебной работы | Объем в часах |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 23 |
практические занятия | 27 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
ОП.03 ТЕХНИЧЕСКая МЕХАНИКа С ОСНОВАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Виды компетенций и личностных результатов |
Введение | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Краткая характеристика и содержание предмета «Техническая механика с основами технических измерений». Связь с другими предметами, значение для подготовки квалифицированных рабочих различных профессий. Требование техники безопасности. | 2 | ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1- 2.2., ПК 3.1-3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 |
Тема1. Детали и механизмы машин. | Содержание учебного материала: | 8 | ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1- 2.2., ПК 3.1-3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 |
1 | Основные сведения о машине и ее деталях. Виды машин и механизмов, принцип действия. Кинематические и динамические характеристики. Кинематические пары Виды движения и преобразующие движения механизмы. Краткие сведения о стандартизации и взаимозаменяемости деталей машин. | 2 |
2 | Основные сборочные единицы и детали. Типы соединения деталей машин. Основные сведения о расчете прочности несложных деталей и узлов. Растяжение. Сжатие. Расчет прочности. Сдвиг. Кручение. Расчет прочности. Изгиб. Расчет прочности. | 2 |
3 | Классификация деталей и сборочных единиц общего назначения. Оси и валы. Опоры осей и валов. Муфты. Пружины. Характер соединения деталей и сборочных единиц. Разъемные соединения: резьбовые; шпоночные; шлицевые. Неразъемные соединения: заклепочные; сварные. | 2 |
4 | Виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Фрикционные передачи. Зубчатые и червячные передачи. Передачи винт-гайка. Передаточное отношение и число. Ременные передачи. Цепные передачи. Передаточное отношение и число. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника, учебного пособия; | 10 | |
Тема 2. Допуски и посадки. Понятие о взаимозаменяемости. Стандартизация. Волнистость и шероховатость поверхностей. | Содержание учебного материала: | 6 | |
1 | Основные сведения о размерах и сопряжениях. ЕСДП (ГОСТ 25347-82). Понятие о взаимозаменяемости. Принцип взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления деталей при взаимозаменяемости. Допуски и посадки. | 2 | ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1- 2.2., ПК 3.1-3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 |
2 | Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадок. Стандартизация. Показатели качества. Контроль качества. | 2 |
3 | Основные параметры волнистости и шероховатости. Условное обозначение на чертежах. Влияние волнистости и шероховатости на эксплуатационные показатели машин. Нормирование параметров волнистости и шероховатости. Средства контроля. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника, учебного пособия; | 10 | |
Тема 3. Основы технических измерений. | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 01-08, ПК 1.3., ПК 2.1- 2.2., ПК 3.1-3.6 ЛР18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22 |
1 | Понятие о метрологии. Принципы технических измерений. Общие сведения о средствах измерений и их классификация. Понятие о погрешностях и классах точности. Универсальные средства измерения. Масштабные линейки. Общие сведения, классификация и правила пользования. | 2 |
2 | Штангенинструмент. Общие сведения, классификация и правила пользования.Микрометрические инструменты. Общие сведения, классификация и правила пользования. | 2 |
3 | Индикаторные инструменты. Специальные средства измерения. Общие сведения, классификация и правила пользования. Выбор измерительных средств. | 2 |
| Практические занятия | 27 |
1 | №1.Вычисление погрешностей | 4 |
2 | №2. Классификация средств измерений. | 2 |
3 | №3Измерения масштабными линейками | 2 |
4 | №4.Измерения штангенинструментом. | 4 |
5 | №5.Измерения микрометрическими инструментами | 4 |
6 | №6.Измерения индикаторными инструментами | 4 |
7 | №7Измерения специальными инструментами | 3 |
8 | №8 Измерения специальными средствами измерения | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся. - повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника, учебного пособия; - работа с информационными ресурсами Интернет для подготовки к практическим занятиям, подготовка к практическим занятиям; | 5 | |
|
Дифференцированный зачёт(тестирование). | 1 | |
Всего: В том числе -обязательная аудиторная учебная нагрузка | 75 50 | |
3. условия реализации дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины проводится в учебном кабинете «Техническая механика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты деталей и механизмов машин;
- червячные и зубчатые передачи;
- подшипники скольжения, подшипники качения;
- штангенциркуль - 1шт;
- штангенглубиномер - 1шт;
- микрометр – 1шт;
- кинематические пары;
- рычажные механизмы;
- кривошипно-шатунный механизм: кривошип, шатун, ползун, коромысло.
- плакат «Червячные передачи»;
- плакат «Зубчатые передачи»;
- плакат «Планетарный механизм передач»;
- плакат «Клиноременный вариатор»;
- плакат «Механизмы преобразования движения».
Коллекция цифровых образовательных ресурсов:
- электронные учебники;
Технические средства обучения:
- компьютер и проектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы учебной дисциплины библиотечный фонд имеет печатные и информационные ресурсы
3.2.1 Основная литература:
1.Опарин И.С. Основы технической механики: Учебник для нач. проф. образования/ И.С. Опарин.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 144с.
2. Дукмасова, И. В. Основы технической механики: Учебное пособие / Дукмасова И.В. - Минск :РИПО, 2018. - 166 с.: ISBN 978-985-503-753-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/977800
3.2.2. Информационные ресурсы
1. https://znanium.com
2. http://www.fcior.edu.ru - информационные, тренировочные и контрольные материалы.
3. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
4. www.fipi.ru
6. http://www. ortech. ru
Дополнительная литература
Вереина Л. И. Техническая механика. Учебник для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.-224с.-Серия: Начальное профессиональное образование.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Умения: -читать кинематические схемы; -проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером деталей и сборочных единиц; -производить расчет прочности несложных деталей и узлов; -подсчитывать передаточное число; -пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Оценка результатов выполнения практических заданий, заданий на самостоятельную работу. |
Знания: -виды машин и механизмов, принцип действия кинематические и динамические характеристики; -типы кинематических пар; -характер соединения деталей и сборочных единиц; -принцип взаимозаменяемости; -основные сборочные единицы и детали; -типы соединений деталей и машин; -виды движений и преобразующие движения механизмы; -виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; -передаточное отношение и число; -требования к допускам и посадкам; -принципы технических измерений; -общие сведения о средствах измерений и их классификацию | Оценка результатов тестирования, заданий на самостоятельную работу. Устный опрос. |