Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
«Согласованно» Директор МБОУ ДОД ДДТ "Утверждаю" "____" _________ 2018 года
методист ДДТ
Дополнительная общеразвивающая
программа
"Дизайн-студия-Вдохновение "
Вид :дополнительная общеразвивающая программа
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Педагог дополнительного
образования : Шамян А.С
2018 год
Содержание
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание дополнительной образовательной программы .
Методическое обеспечение программы.
Список литературы.
1. Пояснительная записка.
Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета.
Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертёж», «проект», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Проектирование каждого объекта предполагает учет многих сторон, например технологии упаковки объекта, условий доставки на транспорте, как и где хранится, как используется, какова окружающая световая и цветовая среда и т. д.
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.
Данная программа включает комплекс этих вопросов и направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. Главное учащиеся должны как можно глубже изучить основы дизайна.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего того, что так или иначе окружает нашу жизнь.
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). Это является актуальностью данной программы, где подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Педагогическая целесообразность образовательной программы будет состоять в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (декупаж, квиллинг, витраж,скрапбукинг).
Весь курс делится на беседы и практические работы. Как правило, беседы предшествуют практическим работам - всё зависит от темы задания и задач всего курса.
Практические работы выполняются при помощи бумаги, картона и других материалов. При необходимости используются чертёжные инструменты, клей, ножницы, пластилин, обрезки досок, фанеры и др. Но в основном для эскизов. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей.
Время на беседы, практические занятия распределяются в зависимости от темы задания, его сложности, уровня подготовки.
На практические занятии отводится подавляющее количество учебных часов (не менее трёх четвёртых всего времени).
Очень важно на занятиях художественного конструирования активно использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства и черчения.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к дизайну используются разнообразные типы занятий, формы и методы проведения занятий.
Сообщение новых знаний (занятия-лекции, беседы, занятия с элементами выступлений учащихся и т.д.).
Комбинированные занятия (сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями; сообщение новых знаний + практикум: импровизация и т.д.).
Обобщающие (викторины, тематические кроссворды, занятия-путешествия).
Организуются экскурсии на заводы, в конструкторское бюро, проектные мастерские, к памятникам архитектуры, в центры народного творчества, на выставки различных технических средств связи, автомобилей, мебели, бытовых предметов. А также приглашаются для встреч с учащимися художники-дизайнеры, конструкторы, искусствоведы. Организовываются фотовыставки, вечера-лекции, вечера-беседы, посвященные проблемам дизайна.
Многие учебные работы выполняются коллективно. Коллективное выполнение проектов, объемно-плоскостных моделей, художественных конструкций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой, желание успешно завершить работу.
Очень важно чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребёнка, для этого нагрузка и задания для школьников дифференцируются с учетом способностей личностных пристрастий и возможностей.
В течение года с целью отслеживания качества усвоения школьником программы проводится диагностическое исследование:
Основная цель обучения – всестороннее развитие мышления школьников, их пространственного воображения.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
способствование эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;
ознакомление школьников с первым представлением о дизайне как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека;
ознакомление с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
ознакомление с основными методами художественного проектирования;
развитие у учащихся графической грамотности, способствование формирования у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
формирование простейших умений и навыков в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование ).
Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности.
Отличительные особенности данной программы от других программ по дизайну заключаются в том, что объединение предполагает обязательное использование моделирования и дизайна элементов интерьера, рекламы, а также изучение различных способов и подходов к изготовлению объемно-планировочных элементов декора интерьера, аксессуаров. Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовление деталей декора, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.
Методическое обеспечение программы
Особенностью программы является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
Обучение построено по принципу «от простого – к сложному». От вырезания простых и симметричных форм с элементами бумагопластики – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке объемных форм.
Срок реализации программы - данная программа предполагает занятия со всей группой возраст детей: 7-8 лет. Весь курс рассчитан на один год обучения. Занятия проводятся 1 год – 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.
В результате реализации программы учащиеся будут знать:
основы техники безопасности и противопожарной безопасности;
правила организации рабочего места;
краткую историю возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
теоретические сведения об изученных технологиях, о конструировании (составление рисунков, эскизов );
Уметь:
использовать в работе знания по технике безопасности;
применять основы конструирования, моделирования на практике;
выполнять простые и средней сложности изделия в изученных видах декоративного творчества;
В течение года с целью отслеживания качества усвоения школьником программы проводится диагностическое исследование:
Формами подведения итогов станут коллективные работы, выставки, соревнования.
Задачи:
Знания, умения навыки по итогам обучения:
Знать основные направления и понятия дизайна: основы цветоведения, композиции, проектирования.
Уметь создавать эскиз, применять витражную, декупажную, декорирование природными и бросовыми материалами для художественно-эстетического оформления.
Этапы контроля обучения:
- промежуточный (в течение года)– зачетные работы по каждому виду
- итоговый (в конце года) - защита проекта
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такие виды прикладного творчества как квиллинг, витраж, декупаж, скрапбукинг. Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Ведь в наше время большим успехом пользуются вещи «ручной работы» каждое такое изделие неповторимо оно хранит тепло человеческих рук. И вот, поддавшись свежему веянию, мы начинаем с досадой обнаруживать, что делать красоту своими руками не всегда получается. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь рисовать. Вот тут-то и выручит техника декупажа, так называемая "салфеточная техника", техника «витража» и скрапбукинга, поможет реализовать художественные задумки и фантазии детей. Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней объединены четыре очень популярных в настоящее время вида декоративно-прикладного творчества квиллинг, витраж, декупаж и скрапбукинг. Витраж (фр.vitrage остекление, от лат. vitrum стекло) произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проема, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Декупаж это вид прикладного творчества, название которого происходит от французского слова decoupage, что в переводе значит вырезать. Если говорить проще, декупаж это вид аппликации. Чаще всего для аппликации используют салфетки с рисунком, распечатки, декупажные карты, и т.д. Декупаж несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками. Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки всѐ можно преобразовать с помощью этой техники. Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что данный вид деятельности наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, стеклом, красками, кистью доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты. Декупаж открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну интерьера. переводится с английского как «книга из вырезок» вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приѐмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Данная программа удовлетворяет потребности детей и их родителей в развитии личности ребенка, в учебно-воспитательном процессе, выполняя творческие задания, учащиеся имеют возможность развивать фантазию творческое мышление, воображение, прививает интерес и уважение к истории искусства, создает условия для самореализации. Творчество процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
2. Учебно-тематический план.
№ | Содержание учебного материала. Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное организационное занятие. Правила техники безопасности и противопожарной защиты. Организация рабочего места. | 2 | 2 | |
2. | Введение в предмет. История возникновения дизайна. | 4 | 3 | 1 |
3. | Основы цветоведения. | 6 | 3 | 3 |
4. | Основы композиции, техника создания эскизов. | 6 | 4 | 2 |
5. | Квиллинг. | 28 | 3 | 25 |
6. | Квиллинг. Коллективная работа. | 22 | 2 | 20 |
7. | Декупаж. | 20 | 2 | 18 |
8. | Скрапбукинг. | 24 | 4 | 20 |
9. | Витраж. | 30 | 4 | 26 |
10. | Итоговая выставка. | 2 | 1 | 1 |
| Количество часов | Всего | Теория | Практика |
144 | 28 | 116 |
Содержание программы.
Организационное занятие. 2 часа. Знакомство с техникой безопасности, правилами и условиями обучения в объединении.
Введение в предмет . 4 ч. Знакомство с основными понятиями дизайна. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Создание коллажа из журнальных вырезок «Комната моей мечты»
Основы цветоведения. 6 ч. Цветовой тон. Насыщенность цвета. Светлота. Темные и холодные цвета. Светотень. Монохромные, родственные, контрастные цвета. Цветовые решения в интерьере. Символика цвета. Создание открыток в монохромной гамме. Обложка для тетради или общий коллаж «Летние наслаждение» или «Весенний пейзаж»
Основы композиции. Техника создания эскизов. 6 ч. Симметричная и ассиметричная композиция. Композиционная доминанта. Композиция в интерьере. Приемы создания эскизов: работа с простым карандашом, с цветными карандашами, с акварелью.
Квиллинг. 20ч. Знакомство с историей квиллинга, техникой исполнения. Творческая работа на тему «Летние узоры», «Весенние узоры»
Квиллинг. Коллективная работа. 24 ч. Разработка и выполнение совместного проекта.(тема свободная)
Декупаж. 16 ч. История декупажной техники. Материалы и инструменты. Творческая работа – бутылки, баночки под сыпучие продукты,шкатулки ,новогодние венки.
Скрапбукинг. 12 ч. Знакомство с техникой, материалами, изготовление различных видов бумаги ручной работы, элементов скраб-букинга. Творческая работа – открытки, рамки, подарочные конверты, оформление обложки .(открытки на 23 февраля,8марта)
Витраж.24 ч. Знакомство с новыми понятиями. Творческая работа-оформление окна, вывески. История витражной техники. Материалы и инструменты. Творческая работа: Зеркало, картины, наклейки на окно, роспись ваз и т.д.
Подготовка и участие в итоговой выставке. 4 ч. Отбор и оформление лучших работ.
Список литературы.
1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004г.
2. Изобразительное искусство. М., Дрофа, 2000г
3. В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
4. Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.
5.Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
6.Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.
7.Юртакова, Юртакова: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент, Издательство «Эксмо-пресс»,Москва 2012 г.
8. Анна Зайцева: Объемный квилинг: создаем фигурки из гофрокартона, Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2012 г.
9.Клавдия Моргунова: Цветы в технике квиллинг. Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2013 г.
10.Борисов М. Витражи. Руководство по технологии изготовления. Энциклопедия. Арт-Родник, Воронина Г.
11.Оригинальные подарки в техниках скрапбукинга. ЭКСМО, Городецкая М. Изысканное стекло своими руками.
12.Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. АСТ-Пресс Книга, Зайцева А. Модный декупаж.
13.Декупаж. Иллюстрированная энциклопедия. ЭКСМО, Ковалицкая В.М.
Список рекомендованной литературы для детей и родителей
1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.
2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.