Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 173
с углубленным изучением отдельных предметов
«Согласовано»
с учебной частью
зам. директора по УВР
___________
от « » _______2018 г.
«Рассмотрена» и «принята» школьным методическим объединением учителей начальных классов Протокол №1 от « » _______2018 г. . | . | «Утверждаю» Директор МБОУ ШКОЛА № 173 _________ И.В.Довгаль « » _____________2018г. |
Рабочая программа
по музыке7классы
на 2018-2019учебный год
Рабочую программу разработала учитель музыки Михеева Е.О.,
на основе учебной программы музыка 5-9 классы - авторов:Е.Д Критской , Г.П Сергеевой «Просвещение»2016г.
г. Нижний Новгород
2018 год
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-8 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2016 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: по программе ФГОС
1.Е.Д Критской , Г.П Сергеевой , «Музыка»: Учебник для учащихся 5-7 классов начальной школы – М.: Просвещение, 2016
2.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5-8 кл.: М.: Просвещение, 2017;
1.Пособие для учителя /Сост. Е.Д Критская , Г.П Сергеева , Шмагина М.: Просвещение, 2016;
3.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка»5.-8 классов mp3,М., Просвещение, 2017г.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2017;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Актуальность изучение данного курса «Музыки» знакомит с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: по программе ФГОС
1.Е.Д Критской , Г.П Сергеевой , «Музыка»: Учебник для учащихся -7 классов начальной школы – М.: Просвещение, 2016
2.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: М.: Просвещение, 2017;
1.Пособие для учителя /Сост. Е.Д Критская , Г.П Сергеева , Шмагина М.: Просвещение, 2016;
3.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».-7 классов mp3,М., Просвещение, 2017г.
Составитель: Михеева Е.О.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования»: |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии , как пониманию чувств других людей и сопереживание им. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования»: |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | -адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования»: |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. | -осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования»: |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
развитиемузыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
о знакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);
выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;
высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;
создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;
изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;
использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;
поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;
приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.
Специфика курса музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
2.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
3.развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
4.освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
5.овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целомпознавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: о знакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);
выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;
высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;
создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;
изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;
использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;
поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;
приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.
Специфика курса музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.
3.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка5-8 классов mp3,М., Просвещение, 2017г.
Составитель: Михеева Е.О.
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта для 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Рабочая программа ФГОС по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 7-х классов.
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
• «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Музыка» в современной школе.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Задачи изучения курса
о знакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);
выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;
высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;
создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;
изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;
использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;
поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;
приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.
Специфика курса музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.
1.Е.Д Критской , Г.П Сергеевой , «Музыка»: Учебник для учащихся -7 классов начальной школы – М.: Просвещение,
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
2.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
3.развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
4.освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
5.овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целомпознавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Место курса «Музыки» в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов 1ч. в неделю.
Предмет «Музыка» изучается в -7классах в объёме не менее 102 часов .
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
в формировании основ художественного мышления;
в ориентации на успешную социализацию растущегочеловека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Содержание курса
7 КЛАСС (34 ч) Учебный план по музыке для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего Часов 35ч. | Из них | Примечание |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии |
I. | Тема №1. «Особенности драматургии сценической музыки» | 17ч. | | | | |
II. | Тема №2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 ч. | | | | |
| Итого | 35ч. | | | | |
Раздел 1. « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»
(17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
(18 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
В 7 классе на уроках музыки сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся к музыкальному искусству и к музыкальной культуре в целом. Характерно для учащихся этого возраста проявление собственной позиции, чаще всего не совпадающей с общепризнанной, что требует особого внимания к поиску противоречий в явлениях искусства и жизни, что становится движущей силой развития художественно-образного мышления и самоопределения подростка в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Основополагающими являются установки на раскрытие интонационно-образной природы.
форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской»
симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драма-
тургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь
Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драма-
тургии.
Формула красоты.
Формы контроля уровня обученности
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Требования к уровню подготовки учащихся
понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы.- Просвещение .2016
2.Учебник: Е , Д Критской, Г.П.Сергеевой . 7 класс – М.: Дрофа. 2015.
3.Дневник музыкальных размышлений. Е.Д. Критской,, Г.П Сергеевой 7 класс – М.: Дрофа. 2016
4. Фонохрестоматия. Музыка. К , Д Критской , Г.П. Серггеевой, Шмагиной 7 класс – М.: Дрофа. 2015
Печатные пособия
1.Атласы музыкальных инструментов.
2.Портреты композиторов.
3.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
1.Карточки с признаками характера звучания.
2.Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
3.Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2016г.».
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Дополнительные элементы | Домашнее задание | Дата проведения урока |
| | | | | | | | | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки |
1 | Классика и со- временность | 1 | Вводный | Значение слова «клас- сика». Понятия класси- ческая музыка, класси- ка жанра, стиль. Раз- новидности стилей. Интерпретация и обра- ботка классической му- зыки прошлого | Знать понятия: класси- ка, классическая музы- ка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидно- сти стиля. Уметь приводить при- меры | Беседа. Устный контроль. Слуша- ние музыки. Хоровое пение Надежда- интонационная работа | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальная драма- тургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сцени- ческого действия, либ- ретто, составляющие оперы (ария, песня, ка- ватина, речитатив, ду- эт, трио, ансамбль, дей- ствие, картина, сцена). Уметь: - приводить примеры оперных жанров; - называть имена из- вестных певцов, дири- жеров, режиссеров; - определять роль ор- кестра в опере | Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной му- зыки Хоровое пение Надежда- интонационная работа | | Запись на- званий опер и музыкаль- ных жанров, характери- зующих действую- щих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестро- вые номера» | | |
3 | Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Расширение и углубление знаний | Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев | Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Хоровое пение Песня о тревожной молодости- интонационная работа | | Рисунки с эскизами костюмов героев или декораций | | |
4 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний ' | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний ' | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
6 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | Знать: - понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио | Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование Хоровое пение Песня о тревожной молодости- интонационная работа | | Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров | | |
7 | Балет Тищенко «Ярославна» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструентов; | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тем- бров музыкальных инструментов. Хо- ровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
8 | Героическая тема в музыке | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструентов; | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тем- бров музыкальных инструментов. Хо- ровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
9 | В музыкальном театреи.Мой народ –американцы. Опера ДЖ.Гершвина « Порги и Бесс» | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Бессмертные произве- дения русской музы- ки, в которых отраже- на героическая тема защиты Родины и на- родного патриотизма | Уметь: - приводить примеры музыкальных произве- дений, в которых отра- жена героическая тема; - рассуждать на постав- ленные проблемные во- просы; проводить сравнитель ный анализ музыкаль- ных и художественных произведений | Беседа. Устный, письменный кон- троль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и ху- дожественных про- изведений | Националь- но-патриоти- ческие идеи в песенно- музыкаль- ном творче- стве казаков | Запись на- званий ху- дожествен- ных произ- ведений, в которых отражены образы ге- | | |
10 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Знать: - жизнь и творчество Дж. Гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Хоровое пение Я люблю тебя жизнь- интонационная работа Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
11 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Знать: - жизнь и творчество Дж. Гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Хоровое пение Я люблю тебя жизнь- интонационная работа Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
12 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать во- площением каких-либо жизненных событий. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -называть полное имя композитора - Ж. Бизе | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | | Словесное описание образа Кар- мен; отли- чие образов главных ге- роев в литературе | | |
13 | Сюжеты и образы духовной музыки | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | Знать: - драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать во- площением каких-либо жизненных событий. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -называть полное имя композитора - Ж. Бизе | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав- нительный анализ. Вокально-хоровое интонирование Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | | Словесное описание образа Кар- мен; отли- чие образов главных ге- роев в литературе | | |
14 | Музыкальное зодчество России» Всенощное бдение»»С Рахманинов | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | Знать: -драматургию развития балета; -понятие транскрипция. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балери ны - М. М. Плисецкая; -выявлять средства му зыкальной выразитель ности | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование | | «Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» | | |
15 | Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. | Знать понятия: месса, всенощная. Уметь: - называть полные имена композиторов: | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности. | | «Мои размышления». Письменное рассуждение о словах | | |
16 | Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» | 1 | Расширение и углубление знаний | | | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности. | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
17 | » Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка | 1 | | Музыкальные образы оперных героев «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; сравнинительный анализ музыки; - называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевского | Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | Знать понятия: сюита, полистилистика. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки; -определять тембры музыкальных инстру ментов, музыкальные жанры; -выявлять способы и приемы развития му зыкальных образов; -называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке | Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
|
19 | Музыкальная драматургия -развитие музыки | 1 | Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
20 | Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка | 1 | Расширение и углубление знаний | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка | Знать понятие духовная и светская музыка Уметь приводить музыкальные примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
21 | Камерная и инструментальная музыка: этюд | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа | Знать понятие этюд | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
22 | Транскрипция Ф Листа | 1 | Расширение и углубление знаний | Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений | Знать понятие транскрипция. Уметь: -выявлять средства музыкальной вырази тельности и определять форму музыкальных произведений; -называть полные имена композиторов: Ф. Лист, М. А. Балакирев, Ф. Бу- зони | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке | Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь: - приводить музыкаль ные примеры;. - определять тембры музыкальных инстру ментов | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
24 | Соната Патетическа Л.Бетховена | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих | Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определе- | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
25 | Соната Моцарта | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов. | Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
26 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
27 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
28 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
29 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
30 | Симфоническая музыка Празднества Дебюсси | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь: -проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ; -определять тембры музыкальных инстру ментов; -определять приемы музыкального развития и жанры; -называть полные име на композиторов-симфо нистов; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и изобразитель ного искусства | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
31 | Симфоническая картина «Празднества» КДебюсси Инструментальный концерт. Хачатуряна | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. Уметь:-анализировать состав ляющие средств выра зительности; -определять форму пьесы; -проводить интонаци онно-образный анализ музыки; -выявлять связи в сред ствах выразительности музыки и живописи; -называть полное имя композитора - К. Дебюсси | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
32 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна | Знать: -понятие инструментальный концерт; -строение инструментального концерта. Уметь: -проводить интонационно-образный анализ; -определять принципы музыкального развития; -называть полное имя композитора – А. И. Хачатурян | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение | | Письменное рассуждение о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» | | |
33 | Музыка народов мира | 1 | Расширение и углубление | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз | Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. | Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
34 | Пусть музыка звучит! Популярные хиты. | 1 | Расширение и углубление знаний. Повторительно-обобщающий урок | Углубление и расши- рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность Знать понятия: фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь: определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов | Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения | | |
35 | Урок-концерт «Наполним музыкой сердца» Пусть музыка звучит | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |