Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31»
Согласовано: Протокол заседания МО № ____ «___» _____________20___г. | Принята: Протокол заседания педсовета № ____ «___» ____________20___г. | Утверждена. Директор средней школы ___________________ Т.Н.Алешина Приказ № _______________________ от «____» ________________20____ г. |
Общекультурного направления
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Рукодельники»
Возраст обучающихся 7-11 лет.
Срок реализации 1 год.
Автор-составитель:
_____________________________
педагог
дополнительного образования
Ярославль, 2019 г.
1.Оглавление.
Пояснительная записка __________________стр.3
Учебно-тематическое планирование ________стр.5
Содержание ___________________________стр.6
Обеспечение __________________________ стр.8
Оценочные материалы __________________ стр.9
Список информационных источников______ стр.9
Приложения __________________________ стр. 10
2. Пояснительная записка
Данная программа кружка «Рукодельники» в начальных классах составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения, значительно расширились границы краеведческого материала с учетом национально-регионального компонента.
Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Выполняя поделки и сувениры из различных материалов, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
Актуальность программы: В современном мире, в век развития новых информационных технологий, ускорения темпа и образа жизни, учащиеся младшего школьного возраста, в процессе усвоения данной программы получают знания по экономике, учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений.
Направленность (профиль) программы: общекультурная.
Вид программы: общеразвивающая.
Категория обучающихся: 7-11 лет.
Цель данного курса:
Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству и древнейшим видам рукоделия.
Освоение программы направлено на решение следующих задач:
- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий;
- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию; прививать любознательность;
- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;
- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;
- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.
Задачи программы:
ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;
ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;
вырабатывать у учащихся интерес выполнять несложные плоские игрушки своими руками.
воспитание любви к прекрасному;
воспитание уважения к народным традициям;
воспитание аккуратности, трудолюбия, ответственности, деловитости, коммуникабельности.
развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
нравственное, интеллектуальное развитие личности;
развиваются:
ощущения - зрительные, кожные, кинетические;
восприятия - зрительное, осязательное;
представление - визуальные, абстрактно-логические;
воображение;
память - тактильная, зрительная, эмоциональная, образная;
внимание - произвольное и послепроизвольное;
мышление;
мелкая моторика;
Процесс обучения делится на 3 этапа:
1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении;
2 этап – расширение знаний и умений;
3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение профессиональных работ.
Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов.
По окончании реализации программы выпускники должны знать:
правила техники безопасности;
начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;
иметь представление о пропорции;
начальные сведения о цветовом сочетании;
композиционное построение узоров;
По окончании реализации программы выпускники должны уметь:
Пользоваться различными инструментами;
пользоваться схемами, описанием рисунка;
изготавливать сувенирные изделия;
работать по рисунку;
в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Делать зарядку для глаз
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического собеседования, активность работы учащегося на протяжении обучения.
Режим организации занятий: …..
Форма образовательного объединения: кружок.
Форма организации занятий: занятия проводятся во внеурочное время.
Формы аттестации обучающихся и определения результативности:
3.Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование темы | Количество часов |
| | Теория | Практика | Всего |
1 | Работа с бисером. | 2 | 2 | 4 |
2 | Работа с крючком и нитками. | 2 | 2 | 4 |
3 | Работа с шелковыми лентами. | 2 | 2 | 4 |
| Всего часов: | 6 | 6 | 12 |
4. Содержание программы «Рукодельники»
Программа кружка «Рукодельники» разработана для учеников младших школьников. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей обучения каждого ребенка.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.
В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности и здоровье сберегающим технологиям. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.
Основные формы и методы обучения:
эвристическая беседа;
метод проблемного изложения материала;
иллюстративный;
практическая работа;
индивидуальная форма художественного творчества;
коллективный анализ творческих работ.
Тема 1. Работа с бисером. (4 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с программой занятий. Презентация (история зарождения бисероплетения, инструменты и материалы). Техника безопасности при работе с бисером и инструментами. Изготовление браслета из цветочков в 5 бусин.
Тема 2. Работа с крючком и нитками (4 ч.)
Теоретические сведения. Презентация (история зарождения вязания крючком, инструменты и материалы). Техника безопасности при работе с крючком. Изготовление аппликации с помощью клея ПВА и воздушных петель.
Тема 3. Работа с шелковыми лентами (4 ч.)
Теоретические сведения. Презентация (история зарождения вышивки лентами, инструменты и материалы). Техника безопасности при работе с ленами и инструментами. Изготовление игольницы.
Поурочное планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Теоретические сведения. Знакомство с программой занятий. Презентация (история зарождения бисероплетения, инструменты и материалы). | 1 | 1 | |
2 | Техника безопасности при работе с бисером и инструментами. Составление схемы узора. Начало работы над браслетом. Нанизывание бисера на леску или проволоку. | 1 | | 1 |
3 | Продолжение работы над браслетом из цветочков из 5 бисерин. Прикрепление застежки на браслет. | 1 | | 1 |
4 | Защита творческого проекта. Выставка готовых работ. | 1 | 1 | |
5 | Теоретические сведения. Презентация (история зарождения вязания крючком, инструменты и материалы). | 1 | 1 | |
6 | Техника безопасности при работе с крючком и нитками. Начало работы над аппликацией. Набор цепочки из воздушных петель. | 1 | | 1 |
7 | Продолжение работы над аппликацией. Приклеивание клеем ПВА цепочки из воздушных петель на бумажную основу. | 1 | | 1 |
8 | Защита творческого проекта. Выставка готовых работ. | 1 | 1 | |
9 | Теоретические сведения. Презентация (история зарождения вышивки лентами, инструменты и материалы). | 1 | 1 | |
10 | Техника безопасности при работе с ленами и инструментами. Начало работы над игольницей. Раскрой ткани для игольницы. Вышивка розочек-паутинок. | 1 | | 1 |
11 | Продолжение работы над игольницей. Декорирование игольницы. Сшивание частей игольницы и набивание ее синтепоном. | 1 | | 1 |
12 | Защита творческого проекта. Выставка готовых работ. | 1 | 1 | |
| Итого | 12 | 6 | 6 |
5. Обеспечение программы «Рукодельники».
Методики и технологии обучения и воспитания:
Определить форму изделия и его размеры.
Продумать в целом его конструкцию и художественное решение
Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.
Разработать эскиз изделия
Выбрать технику плетения
Составить схемы изделия и его элементов
Выбрать или разработать орнамент
Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях
Подобрать цветовую гамму бисера
Сочетание цветов бисера, ниток, лент.
Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.
Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.
Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.
Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.
В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор.
Занятия проводятся в кабинете математики, оснащенном доской и экраном.
Реализация данной программы обеспечена соответствующими кадрами (высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория).
6. Оценочные материалы
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. М.: Просвещение, 1991. 95 с.
Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. М.: Просвещение, 1984. 143 с.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Под ред. Терехова И.М. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 640 с.
Интернет ресурсы.
Приложение 1
Полезные советы.
Работать легче крупным бисером, используйте бисер №8 и меньших номеров.
Чтобы рисунок из цветного бисера был хорошо виден, используйте матовый бисер, потому, что из - за блеска парчового или радужного рисунок потеряется.
Светлый рисунок из бисера лучше виден на темном фоне, чем темный узор на светлом фоне.
Полупрозрачный или прозрачный бисер померкнет, если при плотном низании поместить среди темного бисера. Это особенно важно, если вы делаете глазки, какой – нибудь игрушке из бисера.
Часто при работе с синтетическими нитками их концы лохматятся, в таких случаях окуните конец нити в клей (ПВА, БФ) или лак, сплющите ее, оставьте сушиться. Подрежьте наискосок подсохший конец нити.
Перед началом работы выполните образцы, пробуя разные сочетания бисера и ниток. Фантазируйте.
Приложение 2
Упражнения для глаз снимающие утомление
Первый комплекс
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.
Второй комплекс
Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.
Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт.
Приложение 3
Техника безопасности при выполнении ручных работ
Опасности в работе:
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
убрать рабочее место.
16