СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для медиацентра. "Медиатворчество"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа для медиацентра. "Медиатворчество"»

Управление образования администрации Кемеровского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 25»







Принята на заседании

педагогического совета

от «____» __________________ 2023 г.

Протокол № _________

Утверждаю:

Директор МБОУ №Гимназия № 25»

____________/Дырдин М.А.

от «30» августа 2023 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-гуманитарной направленности

«Медиатворчество»


Возраст обучающихся: 11-18 лет

Срок реализации: 1 год




















Разработчик:

Матвеева Полина

Васильевна




Кемерово,2023



СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации / контроля

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ



3-4

5

6-9

10



11-12

13

14

14

14-15

16

17-21





















РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиатворчество» имеет социально-гуманитарную направленность и составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  • Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Устав МБОУ «Гимназия № 25»;

-Локальный нормативный акт №11-01 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по ДООП в «Гимназия № 25»;

- Локальный нормативный акт № 11-02 Положение о разработке, принятии и утверждении ДООП «Гимназия № 25»;

  • Локальный нормативный акт № 11-03 Положение о режиме занятий обучающихся при обучении по ДООП «Гимназия № 25».


Уровень программы: стартовый


Актуальность программы


Получили новое развитие средства информации. Средства массовой информации должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия.


В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.


Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы , где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.


Отличительные особенности программы


Введение данной программы в образовательное учреждение, позволит выявить и обучить активных учеников среди каждого класса, который в дальнейшем сможем проявить себя в роли «репортера». «Репортер»-человек, который собирает, обрабатывает и помогает освещать события не только школы, но и своего класса.


Адресат программы

Учащиеся 5-11 классов (11-18 лет)


Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год (34 часа)


Режим занятий, периодичность и продолжительность

1 Занятие в неделю длительностью 1 час.


Форма обучения: очная



Особенности организации образовательного процесса

Занятия проходят в двух группах. Количество детей в группе – 12-15















1.2. Цель и задачи программы


Цель программы:

Создание единого образовательного пространства для успешной социализации и творческой самореализации личности учащегося в условиях современных информационных технологий.

Задачи:


Образовательные:

  1. Обучать основным понятиям медиасферы.

  2. Обучать навыкам фото и видеосъемки, написанию текста.

  3. Обучать обработке фото, видео, текстовых материалов.

4. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.

5. Учить работать с профессиональной техникой.


Развивающие:

  1. Способствовать повышению работоспособности учащихся.

2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности, креативность, насмотренность. Умение видеть композицию кадра.

3.Развивать способность мыслить критически, анализировать содержание сообщений.

4. Развивать способность общаться с разными типами людей, снимать психологическое напряжение.


Воспитательные:

1.Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

2.Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации.

3.Воспитывать дисциплинированность.

4.Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.















1.3. Содержание программы


Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Фотоискусство.

13

7

6


2

1.1 Появление фотографии. Устройство фотоаппарата и основные настройки.

2

1

1

Тестирование.

3

1.2 Жанры фотографии. Великие фотографы.

1

1


Опрос.

4

1.3 Виды света. Композиция. Цветовой круг.

2

1

1

Выставка.

5

1.4 Особенности репортажной съемки. Разбор частых ошибок.

2

1

1

Презентация.

6

1.5 Работа с оборудованием. Свет, штативы, фон.

2

1

1

Анкетирование.

7

1.6 Работа с моделями. Этика, позирование, психологический настрой.

2

1

1

Выставка.

8

1.7 Обработка фотографий. Цветокоррекция, ретушь.

2

1

1

Защита проекта.

9

Раздел 2. Видеоискусство

16

8

8


10

2.1 Композиционное построение кадра. Точка съемки. Порядок фрагментов.

2

1

1

Практическая работа.

11

2.2 Программы для монтажа. Основные инструменты.

2

1

1

Тестирование.

12

2.3. Особенности работы со светом. Цветокоррекция.

2

1

1

Практическая работа.

13

2.4 Внешний вид при съемке. Речевая разминка.

2

1

1

Собеседование.

14

2.5 Звук. Микрофоны, шумоизоляция.

2

1

1

Практическая работа.

15

2.6 Музыка. Авторские права. Титры.

2

1

1

Анкетирование.

16

2.7 Добавление эффектов. Кинематографичность.

2

1

1

Практическая работа.

17

2.8 Развитие насмотренности. Эстетичность. Разбор знаменитых русских фильмов.

2

1

1

Защита проектов.

18

Раздел 3. Копирайтинг

5

3

2


19

3.1 Понятие копирайтинг. Базовые навыки редактуры. Лексические и стилистические приемы.

1

1


Тестирование.

20

3.2 Типы и форматы текста. Копирайтинг для социальных сетей.

2

1

1

Пост для социальной сети.

21

3.3Креативный копирайтинг. Основные принципы верстки текста.

2

1

1

Защита проекта.

ВСЕГО:

34

18

16




Содержание учебно-тематического плана


Раздел 1. Фотоискусство ( 13 ч.)

Тема 1.1. Появление фотографии. Устройство фотоаппарата и основные настройки. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Как появился фотоаппарат? Как устроена камера. Какие настройки бывают»

Практика: Практическая работа по настройке фотоаппарата в разных условиях.

Форма аттестации: Тестирование по основным терминам.


Тема 1.2. Жанры фотографии. Великие фотографы (1 ч.)

Теория: Виртуальная экскурсия «Жанры фотографии. Работы великих фотографов»

Форма аттестации: Опрос по теме.


Тема 1.3. Виды света. Композиция. Цветовой круг. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Какой свет используется при фотосъемке. Что такое правильная композиция. Правило «золотого сечения». Что такое цветовой круг и для чего он нужен.»

Практика: Работа с разными источниками света. Практическая работа по построению кадра с моделью и предметами.

Форма аттестации: Выставка работ.


Тема 1.4. Особенности репортажной съемки. Разбор частых ошибок. (2 ч.)

Теория: Презентация-разбор «Репортажная съемка»

Практика: Репортажная съемка.

Форма аттестации: Презентация своей работы.



Тема 1.5. Работа с оборудованием. Свет, штативы, фон. (2 ч.)

Теория: Заочная экскурсия на студию. Обзор оборудования.

Практика: Работа со студийным оборудованием. Настройка.

Форма аттестации: Анкетирование.


Тема 1.6. Работа с моделями. Этика, позирование, психологический настрой. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Этика в работе с моделями. Позинг – язык тела. Как настроить себя и модель на хорошую работу»

Практика: Работа в парах «фотограф-модель»,съемка для портфолио.

Форма аттестации: Выставка парных работ.


Тема 1.7. Обработка фотографий. Цветокоррекция, ретушь. (2 ч.)

Теория: Обзор программ для обработки фотографий. Показ инструментов и способов их применения.

Практика: Практическая работа: Обработка фотографии из портфолио.

Форма аттестации: Защита проекта.


Раздел 2. Видеоискусство. (16 ч.)

Тема 2.1 Композиционное построение кадра. Точка съемки. Порядок фрагментов. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Вспоминаем понятие композиции. Точка съемки. В каком порядке должны располагаться кадры?»

Практика: Съемка фрагмента видео с учетом правила композиционного построения кадра.

Форма аттестации: Практическая работа.

Тема 2.2 Программы для монтажа. Основные инструменты. ( 2 ч.)

Теория: Обзор программ для монтажа роликов. Показ инструментов и способов их применения.

Практика: Установка программы на устройство, тестирование разных инструментов.

Форма аттестации: Тестирование на знание способов применения инструментов программы.


Тема 2.3 Особенности работы со светом. Цветокоррекция. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Чем свет для фото отличается от света для съемки видео? Особенности применения разных источников света. Какая бывает цветокоррекция и как ее использовать.»

Практика: Съемка короткого ролика и коррекция света.

Форма аттестации: практическая работа.




Тема 2.4 Внешний вид при съемке. Речевая разминка. ( 2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Внешний вид при съемке. Зачем нужна речевая разминка и как ее проводить.»

Практика: Выполнение упражнений на развитие артикуляции.

Форма аттестации: Собеседование.


Тема 2.5 Звук. Микрофоны, шумоизоляция. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Виды микрофонов для видеосъемки. Как обеспечить качественную запись звука. Для чего нужна шумоизоляция и как ее добиться»

Практика: Озвучка видео. Съемка видео в шумном месте.

Форма аттестации: Практическая работа


Тема 2.6 Музыка. Авторские права. Титры. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Что такое авторские права и что бывает за их нарушение? Какую музыку подбирать для ролика и где взять музыку без авторских прав. Правила вставки титров.»

Практика: Создание видеоролика с титрами.

Форма аттестации: Анкетирование.


Тема 2.7. Добавление эффектов. Кинематографичность. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Что такое кинематографичность и как ее добиться. Какие бывают эффекты и как их добавить.»

Практика: Добавление эффектов на видео.

Форма аттестации: Практическая работа.


Тема 2.8. Развитие насмотренности. Эстетичность. Разбор знаменитых русских фильмов. (2 ч.)

Теория: Мини-лекция «Как и зачем развивать насмотренность? Что такое эстетичный кадр?».

Практика: презентация-разбор знаменитых русских фильмов.

Форма аттестации: защита проектов.


Раздел 3. Копирайтинг. (5 ч.)

Тема 3.1 Понятие копирайтинг. Базовые навыки редактуры. Лексические и стилистические приемы. ( 1 ч.)

Теория: мини-лекция «Что такое копирайтинг? Какие есть навыки редактуры и как их развивать. Лексические и стилистические приемы»

Форма аттестации: тестирование.


Тема 3.2 Типы и форматы текста. Копирайтинг для социальных сетей. (2 ч.)

Теория: мини-лекция «Типы и форматы текста. Как писать тексты для социальных сетей?»

Практика: написание текста для группы Вконтакте.

Форма аттестации: пост для социальной сети.


Тема 3.3 Креативный копирайтинг. Основные принципы верстки текста. (2 ч.)

Теория: мини-лекция «Как написать креативный текст? Что такое верстка текста. Основные принципе верстки текста.»

Практика: Написание и верстка текста.

Форма аттестации: защита проекта.












1.4. Планируемые результаты


По окончанию обучения учащийся будет знать:

- Основные понятия медиасферы.

- Принципы композиции.

- Как развить креативность, насмотренность.


Будет уметь:

- Обрабатывать фото, видео, текстовые материалы.

- Создавать свои собственные проекты на основе полученных знаний.

- Выражать свои мысли четко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.


Будет владеть:

- Навыками фото и видеосъемки, написания текста.

- Навыками общения, снятия психологического стресса при съемке.

- Навыками работы с профессиональным оборудованием.






























РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Количество учебных недель –34

Количество учебных дней – 34

Продолжительность каникул – Осенние — 10 дней с 29 октября по 7 ноября 2023 г.;

зимние — 15 дней с 24 декабря по 7 января 2024 г.;

весенние — 8 дней с 24 марта по 31 марта 2024 г.;

летние — 92 дня с 1 июня по 31 августа 2024 г.

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 4.09.23- 31.05.2024

п/п

Месяц,

год

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

 1

 09/23

Раздел 1.

1.1 Появление фотографии. Устройство фотоаппарата и основные настройки.

2

 Мини-лекция

 Кабинет

 Тестирование.

2

09/23

1.2 Жанры фотографии. Великие фотографы.

1

Виртуальная экскурсия

Кабинет

Опрос.

3

10/23

1.3 Виды света. Композиция. Цветовой круг.

2

Мини-лекция

Кабинет

Выставка.

4

10/23

1.4 Особенности репортажной съемки. Разбор частых ошибок.

2

Презентация-разбор

Кабинет

Презентация.

5

11/23

1.5 Работа с оборудованием. Свет, штативы, фон.

2

Заочная экскурсия

Кабинет

Анкетирование.

6

11/23

1.6 Работа с моделями. Этика, позирование, психологический настрой.

2

Мини-лекция

Кабинет

Выставка.

7

12/23

1.7 Обработка фотографий. Цветокоррекция, ретушь.

2

Обзор программ

Кабинет

Защита проекта.

8

12/23

Раздел 2.

2.1 Композиционное построение кадра. Точка съемки. Порядок фрагментов.

2

Мини-лекция

Кабинет

Практическая работа.

9

01/23

2.2 Программы для монтажа. Основные инструменты.

2

Обзор программ

Кабинет информатики.

Тестирование.

10

01/23

2.3 Особенности работы со светом. Цветокоррекция.

2

Мини-лекция

Кабинет

Практическая работа.

11

02/23

2.4 Внешний вид при съемке. Речевая разминка.

2

Мини-лекция

Кабинет

Собеседование.

12

02/23

2.5 Звук. Микрофоны, шумоизоляция.

2

Мини-лекция

Кабинет

Практическая работа.

13

03/23

2.6 Музыка. Авторские права. Титры.

2

Мини-лекция

Кабинет

Анкетирование.

14

03/23

2.7 Добавление эффектов. Кинематографичность.

2

Мини-лекция

Кабинет информатики

Практическая работа

15

04/23

2.8 Развитие насмотренности. Эстетичность. Разбор знаменитых русских фильмов.

2

Мини-лекция

Кабинет

Защита проектов.

16

04/23

Раздел 3. Копирайтинг.

3.1 Понятие копирайтинг. Базовые навыки редактуры. Лексические и стилистические приемы.

1

Мини-лекция

Кабинет

Тестирование.

17

05/23

3.2 Типы и форматы текста. Копирайтинг для социальных сетей.

2

Мини-лекция

Кабинет

Пост для социальной сети.

18

05/23

3.3 Креативный копирайтинг.Основные принципы верстки текста.

2

Мини-лекция

Кабинет

Защита проекта.











2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо:

- наличие помещений: кабинет для лекций, кабинет информатики.

- аудио и видео оборудование, МФУ, музыкальная аппаратура;

- маркерная доска, флипборд,

- компьютер, экран

- фотоаппарат, штатив, штативы для фона, фон, софтбоксы.

  1. Информационное обеспечение:

Сайт МБОУ «Гимназия №25» gimnaz25.ru

Официальная страница в ВК https://vk.com/ginmaz25

  1. Кадровое обеспечение:

Общие требования к педагогам:

По данной программе может работать педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального и квалификацией в соответствии с занимаемой должность, обладающий компетенциям в области фотографии, видеосъемке, копирайтинге.













2.3. Формы аттестации / контроля


  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- Проектная работа;

- Портфолио.

  1. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

-Выставка;

-Презентация;

-Защита проекта;

-Пост для социальной сети.


2.4. Оценочные материалы


Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.


2.5. Методические материалы

Методы обучения, широко применяемые в рамках реализации данной программы: беседа, дискуссия, интервью, коллективное творческое дело, проектная мастерская, поисковая работа, дидактическая игра и другие.

Форма организации учебного занятия: круглый стол, дискуссионная площадка, творческая мастерская, ситуативно-ролевая игра и другие.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативная технология, технология критического мышления, проектная технология, игровые технологии, кейс-технологии, технология творческих мастерских, педагогика сотрудничества.

Алгоритм учебного занятия:

1 – Организационный

2 – Подготовительный (мотивационный)

- анализ предыдущего учебного занятия;

- определение темы;

- постановка целей и задач.

3 – Основной этап

- усвоение новых знаний и способов действий.

- первичная проверка понимания, закрепление знаний;

4 – Контрольный этап 5 – Итоговый этап

6 – Рефлексивный –


п/п

Наименование разделов



Дидактический материал

Информационн о-

методический материал

1

Фотоискусство.

Публикации на тему фотографии, брошюры фотографов и фотошкол.

Интерактивные экскурсии по фотостудии.

Инструкции к программам для обработки фото.

2

Видеоискусство.

Публикации на тему видеосъемки, брошюры видеооператоров.

Инструкции к программам монтажа.

3

Копирайтинг.

Публикации на тему копирайтинга, написания текстов.





2.6. Список литературы


Список литературы для педагогов:


1.Зверева, В.В. Настоящая жизнь в телевизоре. Исследование современной медиакультуры. / В.В. Зверева; Изд-во РГГУ, 2012 г. – 112 с.- ISBN: 978-5-7281-1267-9

2. Кириллов, Н.Б. Медиакультура. Словарь терминов и понятий / Н.Б. Кириллов; Изд-во Флинта, 2022 г. – 54 с. - ISBN: 978-5-9765-3871-9

3. Черникова Е.Н. Азбука журналиста. / Е.Н. Черникова; Изд-во RUGRAM, 2022 г. – 215 с. - ISBN: 978-5-519-01476-2

4. Левкина, А.Н. Техника и искусство фотографии. Учебное пособие / А.Н. Левкина; Изд-во ИНФРА-М, 2022 г. – 178 с. - ISBN: 978-5-16-013790-2

5. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура. Экспрессия рекламного видео. Учебное пособие / И.Б. Шубина; Изд-во Планета музыки, 2022 г. – 77 с. - ISBN: 978-5-507-44118-1


Список литературы для учащихся


1.Сарычева, Л.А. Уступите место драме. Как писать интересно. / Л.А. Сарычева; Изд-во Бомбора, 2021 г.- 153 с.- ISBN: 978-5-04-105075-7

2. Смит, Й.Х. Главное в истории фотографии. Жанры, произведения, темы, техники. / Й.Х. Смит; Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2021 г. – 201 с. - ISBN: 978-5-00117-388-5

3. Кораблев, Д.В. Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов / Д.В.Кораблев ; Изд-во Корона-Принт, 2021 г. – 201 с.- ISBN: 5-7931-0198-5

4. Чиксентмихайи, М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений / М. Чиксентмихайи; Изд-во Карьера Пресс, 2019 г. – 95 с. - ISBN: 978-5-00074-049-1

5. Счастливая, Е. Фотография для детей и подростков / Е. Счастливая ; Изд-во Фордевинд, 2014 г. – 67 с.- ISBN: 978-5-904736-21-7













ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Д орисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.





















Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.


Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки: · рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения. · рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название. · осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея. «Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.

Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»: Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл. ·

Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека. ·

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10. 1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко. 2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры). 3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды. 4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры). 5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда. 6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры). 7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш). 8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок. 9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных. 10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного. ·

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3. · 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п. ·

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п. ·

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»… ·

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов. · 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов. · 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов. · 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов. «Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки: · 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок. · 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п. · 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет. · 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов. Интерпретация результатов теста Торренса. Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу: 30 — плохо 30—34 — ниже нормы 35—39 — несколько ниже нормы 40—60 — норма 61—65 — несколько выше нормы 66—70 — выше нормы 70 — отлично