СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для обучающихся 5-го класса по ФГОС с ТМНР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа для обучающихся 5-го класса по ФГОС с ТМНР»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УВР Директор школы

___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова «____» ____________ 2020 г. «____» _____________ 2020 г.




Рабочая программа

психологической работы

по коррекции развития обучающегося с глубокой умственной отсталостью

для обучающихся 5-х классов

«Я могу»




Педагог – психолог Тишимова Мария Владимировна











2020г

Пояснительная записка

Дети с выраженной умственной отсталостью нуждаются в специальной психолого – педагогической реабилитации. Для них характерно недоразвитие всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы. У умственно – отсталых детей страдает процесс восприятия. Для них требуется больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить практические действия, обучиться действию с игрушкой.

Особенности психических и физических функций умственно – отсталых детей носят стойкий характер. В процессе специального обучения можно добиться положительной динамики в их развитии.

Многие исследователи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.А.Мишина,

Л.Б.Баряева, Е.А.Стребелева и др.) обращали внимание на то, что в раннем возрасте приоритетным и базисным для интеллектуального развития ребенка является сенсорное развитие, обогащение его чувственного опыта, формирование представлений о свойствах предметов.

С первых дней жизни ребенка игрушка занимает значительное место в его деятельности, помогает развиваться. Игры и занятия с игрушками оказывают сильное и разностороннее воздействие на развитие ребенка. Во время таких занятий ребенок учится выполнять различные действия с игрушками, происходит понимание и выполнение речевых инструкций взрослого, подражание речевым высказываниям, формируется эмоциональная сфера, предпосылки воображения.

Данная программа коррекционного развития с использованием игрушки для коррекции нарушения развития детей, составлена с учетом индивидуальных, психофизических состояний воспитанников. Задачи программы по каждому разделу состоят из трех этапов, так как дети разного уровня развития. Если один ребенок может преодолеть задачи трех уровней за учебный год, то другой ребенок за этот же период сможет освоить только первый этап.

Цель коррекционно-развивающих занятий: формировать базу для адаптации в социуме, базу для теоретического (академического обучения). Основные

направления работы и уровень сложности заданий определяются после диагностического этапа. Кроме того, во внимание принимаются пожелания по работе с ребёнком от родителей и педагогов. Количество часов отведённых на выбранное направление очень индивидуально и исходит из динамики освоения их каждым отдельным ребёнком.

В основном, тематика в программе идёт от простого к сложному. Однако перед началом работы с ребёнком необходимо выяснить, что действительно у

ребёнка получается легче, а что даётся сложнее. Практика показывает, что на первый взгляд, более лёгкие задания, по каким-то причинам у ребёнка

могут не получаться, а легко получаются более сложные. Особенно ярко эта особенность проявляется у детей с нарушениями аутистического спектра,

где какие-то навыки могут быть развиты на высоком уровне, а какие-то глубоко западать.

Анализируя процесс освоения ребёнком программы, важно сравнивать ребёнка с ним самим и его индивидуальным прогрессом, а не с какими-либо

нормативами. Начинать работу необходимо с зоны ближайшего развития, т.е. с тех навыков, которые ребёнок может освоить при помощи взрослого.

В программу включена часть упражнений, помогающих процессу сенсорной интеграции ребёнка, восприятию себя, своих телесных ощущений, границ

тела и т.п. Эти упражнения являются основой для развития всех остальных когнитивных и коммуникативных навыков, а также способствуют развитию

эмоционально-волевой сферы. При выполнении данных упражнений необходимо опираться на ответные реакции ребёнка, идти за тем, что он сам

предлагает. Переходить к работе на каждом следующем уровне необходимо только при достаточной отработке первого.



Задачи

1. Улучшение учебного поведения.

2. Большая способность к концентрации произвольного внимания.

3. Стабилизация эмоционально-волевой сферы.

4. Улучшение переработки сенсорной информации.

5. Улучшение коммуникативных навыков или возникновение желания общаться, пользоваться речью.

6. Формирование большей самостоятельности ребёнка.

7. Расширение спектра игровых видов деятельности.

8. Появление большей ловкости в мелкой и крупной моторике.

9. Появление и совершенствование зрительно-моторной координации.

10. Улучшение познавательных навыков.

11. Увеличение работоспособности.

Данный курс осуществляется с обучающимися 5-х классов с глубокой умственной отсталостью и рассчитан на 34 часа, по 1 занятию в неделю. На каждое занятие отводится по 20 минут учебного времени.


Общая схема проведения коррекционных занятий:

1.разминка:

Цель:

  • Создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В этой части занятия используются:
- упражнения на моторику,
- сохранение зрения,
- дыхательные упражнения,
- стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).

2. Основная часть: работа по теме.

Коррекция психических процессов ”

Цель:     Коррекция когнитивной сферы.

1) Работа по теме (Тематические игры и упражнения):

  • Упражнения для развития познавательной деятельности и наглядно-действенное мышление

  • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)

  • Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка)

  • Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.

  • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.

  • Формирование у обучающегося целостного восприятия представлений об окружающем мире.

  • Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора.

  • Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве.

  • Упражнения на развитие формы, цвета, величины.

2) Физкультминутка

3) ИЗО-деятельность.


3. Заключительная часть.

Цель: 1. Проверка полученных знаний и навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы.
3. Подведение итогов занятия.

Численность группы не более 3 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп  для занятий с учётом структуры дефекта, уровня развития психических процессов;

Контроль над усвоением программы у обучающихся, осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала.

Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых  и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного развития обучающихся.

Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).

Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.

Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся

Структура содержания программы:

-коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования,

-индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы,

-принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом,

-преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся.


На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психических процессов обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год), а так же в «Дневники наблюдений». В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня развития когнитивной сферы. Диагностика проводится по методике С.Д. Забрамная, О.В. Боровик

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психических процессов обучающихся. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровняразвития психических процессов.



































УЧЕБНО – МЕТАДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А.В. Белошистая Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики.

2. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. «Времена года. Мастерим и играем». Пособие для работы с детьми.

Дрофа, 2007.

3. А. В. Белошистая. «Играем и конструируем». Книга для родителей и детей 3–4 лет. М: Дрофа, 2008.

4. А. В. Белошистая. «Играем и конструируем». Книга для родителей и детей 4–5 лет. М: Дрофа, 2008.

5. А. В. Белошистая. «Играем и конструируем». Книга для родителей и детей 5–6 лет. М: Дрофа, 2008.

6. А. В. Белошистая, В. В. Левитес. «Задания для развития логического мышления». 1 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа, 2005.

7. А. В. Белошистая, В. В. Левитес. «Задания для развития логического мышления». 2 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа, 2005.

8. А. В. Белошистая, В. В. Левитес. «Задания для развития логического мышления». 2 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа, 2005.Часть 1, 2. М: Ювента, 2011.

9.Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.

10Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.

11.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.

12.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.

13. Глушакова М.В., Максимова Е.В. сочинение сказок и историй с особыми детьми. описание методики «жила – была

девочка лиза…» // Инновации и традиции специального (дефектологического) образования. материалы научно-исследовательской работы

молодых ученых дефектологов. - М.: ЛОГОМАГ, 2012

14.Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение,2009.- 175с.

15. Максимова Е.В. Обучение детей основам математики. Формирование понятия ряда.

16. Максимова Е.В., Глушакова М.В. Методика постановки двигательной синкинезии письма «Ритмичные палочки» для детей с дисграфией,

задержкой психического развития и детей со сложными сочетанными нарушениями развития.

17.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –М.,2000.

18.Маркова А.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. –М.,2000

19.Особые дети. Эксперементальная программа «Посох» г.Новгород 1996.

20. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Авторы: Забрамная С.Д., Боровик О.В. Издательство:

ВЛАДОС Год издания: 2008 Страниц: 115 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации.

21.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом. М: Айрис, 2001.

22.Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007.

23.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007.

24.Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М.,2007.

25.Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. – М.,2010.

26.Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006.



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 5 «В» КЛАСС), 34 ЧАСА



п/п

Тема

Кол-во

часов


Iчетверть – 9 часов


1

Развитие мелкой моторики

5

2

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

4

II четверть -7 часов

4

Развитие временных представлений.

2


Развитие зрительно- моторной координации.

2


Развитие воображения

1


Развитие внимания

2

III четверть – 10 часов

5

Развитие внимания

5

6

Развитие памяти

5

IV четверть – 8 часов

7

Развитие мышления

8


Всего: 34 часа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!