СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для работы с одаренными детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для работы с одаренными детьми на несколько лет с 5 по 11  класс. Включает цели, задачи, формы работы, планирование.

Просмотр содержимого документа
«Программа для работы с одаренными детьми»

















Программа дополнительного образования:



«Работа с одаренными детьми



по математике».



Возраст обучаемых : 5-11 класс



Срок реализации : 7 лет



Составитель:





Перевалова Оксана Ивановна,

учитель математики первой квалификационной категории





пгт. Селенгинск



2014 г.

Пояснительная записка

    • соответствии с требованиями воспитания человека с новым интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности



  • самостоятельному получению необходимых знаний, возникла необходимость разработать программу дополнительного образования для работы с одаренными детьми, которая направлена на углубление знаний , развитие системно-деятельностного подхода к обучению, формирование потребности в непрерывном самообразовании . Для ее реализации не достаточно знаний и умений, полученных в основной и старшей школах.

Программа включает в себя то, что она поможет расширить и углубить знания учащихся по всем разделам математики, алгебры и геометрии. Программа направлена на формирования познавательных УУД учащихся по данным предметам, реализации интеллектуальных и творческих способностей у учащихся. Содержание материала, представленного в программе, значительно дополняет учебный материал общеобразовательной школы.



Актуальность программы определяется следующими факторами:


  1. материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся;

  2. способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся;

  3. ориентирует на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка.



Целесообразность предлагаемой программы объясняется следующими мотивами:

  • недостаточность времени на уроках для занятий с одаренными детьми;

  • углубление материала по всем разделам математики, алгебры и геометрии;

  • удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения



Цель:

  • углублять и расширять содержание школьного образования,



  • ориентировать на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка;

Задачи:

  1. Создание системы дополнительного образования учащихся.



  1. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности.



  1. Организация системы исследовательской работы учащихся.



Программа отличается от образовательной тем, что:

    • обобщает материал по всем разделам математики, алгебры и геометрии;

    • способствует формированию познавательных УУД учащихся;

  • применима для различных групп школьников, в том числе и не имеющей хорошей математической подготовки.



Форма занятия:

  • урок-лекция;

  • урок-практикум;

  • учебно-исследовательская конференция;

  • факультатив;

  • кружки;

  • предметная неделя;



  • индивидуальная работа с учащимися в исследовательской и проектной деятельности.



Ожидаемые результаты :

Сформированная система работы с одаренными учащимися.

Возможность каждому одаренному ребенку реализовать себя.

Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

Увеличение количества детей - победителей олимпиад и других

конкурсах по математике на различных уровнях.



Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Уровень достижений учащихся определяется в результате:

  • наблюдения активности на практикумах;

  • участие в олимпиадах различного уровня;

  • беседы с учащимися;

  • анализа проектных работ;

  • участие в научно-практических конференциях различного уровня, в тос числе и дистанционного.



Основные формы дополнительной образовательной деятельности учащихся школы



Цель: привлечь детей в различные формы образовательной деятельности, чтобы они полностью раскрылись и проявили все свои умения и навыки.

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам

  • Формирование информационной культуры учащихся

Предметная неделя математики

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области

  • Развитие творческих способностей учащихся

Индивидуальная работа с учащимися в исследовательской и проектной деятельности

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований

Кружки

  • Развитие творческих способностей учащихся

  • Содействие в профессиональной ориентации

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе







Планирование работы с одаренными детьми



Цель: обеспечить непрерывную и систематизированную работу с одаренными детьми.

Месяц

Мероприятие

Март – май предыдущего года

  • Анкетирование учащихся по методике «Карта одаренности» (А.И.Савенкова)

  • Выявление одаренных по следующим видам одаренности: интеллектуальная, академическая, техническая

  • Формирование групп на следующий год

Сентябрь

  • Подбор материала для научной работы

  • Проверка и редактирование теоретической части исследовательской работы для учащихся, получивших задание на лето

  • Проверка задания, выданного на каникулы

  • Решение олимпиадных задач

Октябрь

  • Проведение школьных математических олимпиад

  • Решение олимпиадных задач

  • Выполнение исследовательской части научной работы

  • Подведение итогов школьной олимпиады

  • Подготовка к проведению предметной недели

  • Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Ноябрь

  • Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников тез учащихся, кто стал победителем школьного этапа

  • Корректировка научной работы, создание презентации и первое выступление на школьном уровне научно-практической конференции «Шаг в будущее» - на заседании МО учителей математики

  • Подготовка к общественным слушаниям научной работы на школьной конференции - для учащихся

  • Проведение предметной недели

Декабрь

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников – участие

  • Подготовка и оформление работы на муниципальный этап научно-практической конференции

Январь

  • Решение олимпиадных задач

  • Выступление с работами и проектами на школьной научно – практической конференции «Шаг в будущее»

Февраль

  • Решение олимпиадных задач

  • Подготовка 5 –х классов к математической олимпиаде

  • Выступление на научно-практической конференции «Шаг в будущее» на муниципальном уровне – те учащиеся, чьи работы прошли экспертизу учителей математики района и получили рекомендацию на районную научно-практическую конференцию

  • Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Март

  • Решение олимпиадных задач

  • Участие в дистанционной олимпиаде «Ростконкурс» и др.

Апрель

  • Составление плана работы с учащимися, выбравшими на следующий год тему научной работы, подбор литературы

  • Подготовка к всероссийским олимпиадам на следующий год

Май

  • Подведение итогов года

  • Индивидуальные консультации для описания теоретической части исследовательских работ и проектов(корректировка и задание на лето)

  • Задание на лето – решение нестандартных задач



Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)



Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:



  • - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;



(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;



(0) - оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях



редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.



Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.



Лист вопросов:



  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.



  1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.



  1. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».



  1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.



  1. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.



  1. Любит сочинять рассказы или стихи.



  1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.



  1. Интересуется механизмами и машинами.



  1. Инициативен в общении со сверстниками.



  1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.



  1. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.



  1. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.



  1. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.



  1. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.



  1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.



  1. Интересуется актерской игрой.



  1. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.



  1. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.



  1. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.



  1. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.



  1. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).



  1. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.



  1. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.



  1. Хорошо поет.



  1. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.



  1. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  2. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».



  1. Легко общается с детьми и взрослыми.



  1. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.



  1. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.



  1. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.



  1. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.



  1. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.



  1. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.



  1. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.



  1. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.



  1. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.



  1. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.



  1. Бегает быстрее всех в классе.



  1. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.



  1. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.



  1. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.



  1. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.



  1. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.



  1. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.



  1. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.



  1. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.



  1. Часто руководит играми и занятиями других детей.



  1. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.



  1. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.



  1. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.



  1. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.



  1. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.



  1. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.



  1. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.



  1. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.



  1. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.



  1. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.



  1. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.



  1. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.



  1. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

  2. Умеет делать выводы и обобщения.



  1. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.



  1. В пении и музыке стремится выразить вой чувства и настроение.



  1. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.



  1. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.



  1. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)



  1. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.



  1. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.



  1. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.



  1. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.



  1. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)



  1. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.



  1. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.



  1. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.



  1. Любит игры- драматизации.



  1. Быстро и легко осваивает компьютер.



  1. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.



  1. Физически выносливее сверстников.



Обработка результатов

1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


22

23

24

25

26

27

28

29

30

31


32

33

34

35

36

37

38

39

40

41


42

43

44

45

46

47

48

49

50

51


52

53

54

55

56

57

58

59

60

61


62

63

64

65

66

67

68

69

70

71


72

73

74

75

76

77

78

79

80

1


2

3

4

5

6

7

8

9

10



Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная

  2. Творческая

  3. Академическая

  4. Художественно-изобразительная

  5. Музыкальная

  6. Литературная

  7. Артистическая

  8. Техническая

  9. Лидерская

  10. Спортивная



Список предлагаемой литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: учеб. пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

  3. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.

  4. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Издательский центр Академия», 2008.

  5. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч. в 6 т. М., 1994

  6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010

  7. Давыдов В.В.Развивающее обучение. М., 1992

  8. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. – Изд. 3-е, стер. – М.: Академия, 2010

  9. Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

  10. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. Спб., 1997.

  11. И.С. Кон Ребенок и общество. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

  12. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2010.

  13. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины: сб. науч. тр. – М.: Истоки, 2010– (Отечественное образование; т. 4).

  14. Информационно-методическое письмо. О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году /Науч.ред. В.И.Безруков, Е.П.Бельчикова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010

  15. Кондратьев, М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений современной семьи / М.Ю. Кондратьев, Н. Лукьянченко // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / отв. ред. М.Ю. Кондратьев; предисл. и заключение М.Ю. Кондратьева. – Вып. 8. – М., 2010.

  16. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Р-н-Д, Феникс, 1995

  17. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: избр. пед. тр. / Л.И. Новикова; под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. – М.: ПЕР СЭ, 2010.

  18. Панов, В.И. Критические ситуации в развитии одаренности детей школьного возраста / В.И. Панов, Т.В. Хромова, С.Н. Котягина // Критические ситуации в жизни одаренных детей: коллектив. монография. – М.: Школ. книга, 2009.

  19. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000

  20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика, Спб. 2002.

  21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

  22. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике: монография / Н.Л. Селиванова. – Тверь: ООО «ИПФ Виарт», 2010.

  23. Столяренко Л.Г. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999

  24. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник