Просмотр содержимого документа
«Программа для работы с одаренными детьми»
Программа дополнительного образования:
«Работа с одаренными детьми
по математике».
Возраст обучаемых : 5-11 класс
Срок реализации : 7 лет
Составитель:
Перевалова Оксана Ивановна,
учитель математики первой квалификационной категории
пгт. Селенгинск
2014 г.
Пояснительная записка
самостоятельному получению необходимых знаний, возникла необходимость разработать программу дополнительного образования для работы с одаренными детьми, которая направлена на углубление знаний , развитие системно-деятельностного подхода к обучению, формирование потребности в непрерывном самообразовании . Для ее реализации не достаточно знаний и умений, полученных в основной и старшей школах.
Программа включает в себя то, что она поможет расширить и углубить знания учащихся по всем разделам математики, алгебры и геометрии. Программа направлена на формирования познавательных УУД учащихся по данным предметам, реализации интеллектуальных и творческих способностей у учащихся. Содержание материала, представленного в программе, значительно дополняет учебный материал общеобразовательной школы.
Актуальность программы определяется следующими факторами:
материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся;
способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся;
ориентирует на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка.
Целесообразность предлагаемой программы объясняется следующими мотивами:
недостаточность времени на уроках для занятий с одаренными детьми;
углубление материала по всем разделам математики, алгебры и геометрии;
удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения
Цель:
Задачи:
Создание системы дополнительного образования учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Программа отличается от образовательной тем, что:
обобщает материал по всем разделам математики, алгебры и геометрии;
способствует формированию познавательных УУД учащихся;
Форма занятия:
Ожидаемые результаты :
Сформированная система работы с одаренными учащимися.
Возможность каждому одаренному ребенку реализовать себя.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Увеличение количества детей - победителей олимпиад и других
конкурсах по математике на различных уровнях.


Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
наблюдения активности на практикумах;
участие в олимпиадах различного уровня;
беседы с учащимися;
анализа проектных работ;
участие в научно-практических конференциях различного уровня, в тос числе и дистанционного.
Основные формы дополнительной образовательной деятельности учащихся школы
Цель: привлечь детей в различные формы образовательной деятельности, чтобы они полностью раскрылись и проявили все свои умения и навыки.
Форма | Задачи |
Факультатив | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам Формирование информационной культуры учащихся |
Предметная неделя математики | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области Развитие творческих способностей учащихся |
Индивидуальная работа с учащимися в исследовательской и проектной деятельности | Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований |
Кружки | Развитие творческих способностей учащихся Содействие в профессиональной ориентации Самореализация учащихся во внеклассной работе |
Планирование работы с одаренными детьми
Цель: обеспечить непрерывную и систематизированную работу с одаренными детьми.
Месяц | Мероприятие |
Март – май предыдущего года | Анкетирование учащихся по методике «Карта одаренности» (А.И.Савенкова) Выявление одаренных по следующим видам одаренности: интеллектуальная, академическая, техническая Формирование групп на следующий год |
Сентябрь | Подбор материала для научной работы Проверка и редактирование теоретической части исследовательской работы для учащихся, получивших задание на лето Проверка задания, выданного на каникулы Решение олимпиадных задач |
Октябрь | Проведение школьных математических олимпиад Решение олимпиадных задач Выполнение исследовательской части научной работы Подведение итогов школьной олимпиады Подготовка к проведению предметной недели Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах |
Ноябрь | Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников тез учащихся, кто стал победителем школьного этапа Корректировка научной работы, создание презентации и первое выступление на школьном уровне научно-практической конференции «Шаг в будущее» - на заседании МО учителей математики Подготовка к общественным слушаниям научной работы на школьной конференции - для учащихся Проведение предметной недели |
Декабрь | |
Январь | |
Февраль | Решение олимпиадных задач Подготовка 5 –х классов к математической олимпиаде Выступление на научно-практической конференции «Шаг в будущее» на муниципальном уровне – те учащиеся, чьи работы прошли экспертизу учителей математики района и получили рекомендацию на районную научно-практическую конференцию Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах |
Март | |
Апрель | Составление плана работы с учащимися, выбравшими на следующий год тему научной работы, подбор литературы Подготовка к всероссийским олимпиадам на следующий год |
Май | |
Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях
редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
Лист вопросов:
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
Интересуется механизмами и машинами.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
В пении и музыке стремится выразить вой чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Любит игры- драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
Интеллектуальная
Творческая
Академическая
Художественно-изобразительная
Музыкальная
Литературная
Артистическая
Техническая
Лидерская
Спортивная
Список предлагаемой литературы:
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: учеб. пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Издательский центр Академия», 2008.
Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч. в 6 т. М., 1994
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
Давыдов В.В.Развивающее обучение. М., 1992
Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. – Изд. 3-е, стер. – М.: Академия, 2010
Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. Спб., 1997.
И.С. Кон Ребенок и общество. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.
Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2010.
Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины: сб. науч. тр. – М.: Истоки, 2010– (Отечественное образование; т. 4).
Информационно-методическое письмо. О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году /Науч.ред. В.И.Безруков, Е.П.Бельчикова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010
Кондратьев, М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений современной семьи / М.Ю. Кондратьев, Н. Лукьянченко // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / отв. ред. М.Ю. Кондратьев; предисл. и заключение М.Ю. Кондратьева. – Вып. 8. – М., 2010.
Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Р-н-Д, Феникс, 1995
Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: избр. пед. тр. / Л.И. Новикова; под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. – М.: ПЕР СЭ, 2010.
Панов, В.И. Критические ситуации в развитии одаренности детей школьного возраста / В.И. Панов, Т.В. Хромова, С.Н. Котягина // Критические ситуации в жизни одаренных детей: коллектив. монография. – М.: Школ. книга, 2009.
Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика, Спб. 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике: монография / Н.Л. Селиванова. – Тверь: ООО «ИПФ Виарт», 2010.
Столяренко Л.Г. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник