СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Школа любящих родителей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель программы: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений

Просмотр содержимого документа
«Программа для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Школа любящих родителей»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска

Чувашской Республики





Программа для родителей и детей

старшего дошкольного возраста

«Школа любящих родителей».



Разработчик программы:

Дунаева Надежда Александровна,

педагог-психолог МБДОУ Детский сад №16

«Красная Шапочка» города Новочебоксарска,

Чувашская Республика





2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В семье закладываются базисные основы и оттачиваются грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Актуальность. На сегодняшний день одна из наиболее частых причин обращения к психологу – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Так как, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит психологическое благополучие ребенка.

Программа составлена на основе адаптированного материала автора-составителя: Волобуевой И.В. «Дружная семейка»: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получения дошкольного образования. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006, стр. 45.

Цель программы: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  • создать условия для раскрытия личности каждого ребенка, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции: формировать адекватную самооценку, уверенность в себе и обучить приемам саморегуляции психического состояния;

  • способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей;

  • тренировать навыки социального общения, обучить участников группы социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение;

  • содействовать повышению уровня компетентности родителей в области психологических новообразований детей старшего дошкольного возраста.

  • способствовать развитию внутренней позиции детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по реализации программы.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родителями, испытывающими трудности в воспитании детей.

  • Противопоказаниями для посещения групп являются умственная отсталость, тяжелая форма заикания, психотические состояния у детей; выраженная интеллектуальная неспособность к овладению необходимыми навыками, асоциальное поведение у взрослых.

  • Оптимальное число участников в группе не должно превышать 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек), так как детям дошкольного возраста еще не свойственна высокая степень саморегуляции и рефлексии. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, они могут меняться. Это могут быть бабушка, дедушка, но обязательно тот, кто занимается воспитанием ребенка непосредственно. В тех случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.

  • Группы формируются на добровольной основе. Предпочтительны разнополые группы.

  • Продолжительность занятия составляет от 20 до 30 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности.

  • Цикл занятия включает 8 занятий, 1 раз в месяц.

  • Занятия рекомендуется проводить в просторное помещение или в музыкальном зале, разделенном на несколько зон: рабочая зона с удобными стульями, где участники могут удобно расположиться в кругу; «мастерская» для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр и ковер для телесно-ориентированных упражнений.

Общая структура занятий включает в себя следующие элементы:

- приветствие;

-разминка или «разогрев» (упражнения, способствующие эмоциональной настройке);

- проверка домашнего задания;

- основное содержание занятия по заявленной теме;

- рефлексия прошедшего занятия;

- ритуал прощания.


Предварительная работа

После того как группы сформированы, с родителями необходимо провести вводное занятие, на котором обсуждаются основные принципы групповой работы, обговариваются некоторые дополнительные условия, необходимые материалы. Предварительная процедура знакомства позволяет активизировать родителей, а иногда и задает общий ритм дальнейшей работе. На данном этапе, кроме сведений о себе, можно предложить участникам рассказать о своих ожиданиях от занятий. Работа с ожиданиями во многом определяет эффективность занятий, ведь значимость любого приобретения человека (и нового опыта в том числе) связана с его собственными целями и ожиданиями.

Правила работы в группе

1. Каждая детско-родительская пара не опаздывает на занятия и работает в группе от начала до конца.

2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.

3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.

5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.

6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников группы

1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со своими проблемами.

2. Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе.

3. Взаимодействие в группе повышает чувство собственной значимости, помогает преодолеть фиксацию на своих проблемах.

4. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять психоэмоциональное напряжение, способствует раскрытию и переработке личностных проблем.

5. В ситуации занятия участники более подготовлены к конструктивному восприятию обратной связи, которая позволяет взглянуть на себя со стороны.

6. Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения, мотивов и эмоционального реагирования, своей роли в конфликтах и других особенностей своего поведения.

Диагностические срезы (оценка эффективности)

При проведении исследования родителям предлагается «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) (см. Приложение 2). Предполагается, что извлекаемая из теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей, замене стратегии родительского поведения.

В диагностической работе с детьми с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (враждебность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, благоприятная семейная ситуация) с детьми используется проективная методика «Моя семья» (см. Приложение 3). Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции нарушенных детско-родительских отношений. Наиболее распространенным методом диагностики детско-родительских отношений является метод наблюдения за взаимодействием родителей и ребенка.

После завершения работы группы, проводится повторная психодиагностика эмоциональной сферы детей и анкетирование взрослых участников занятий с целью отследить эффективность работы и предоставить возможность родителям еще раз осознать происшедшие изменения и приобретенный ими опыт.

Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Предполагаемый результат реализации программы.

В результате реализации коррекционно-развивающий программы для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Школа любящих родителей» ожидается положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми. Сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка.

Эффективность работы измеряется по качественному анализу рисунков детей и положительной динамикой в оценках родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тематический план реализации программы


Наименование темы

/форма работы/

Содержание материала

/этапы занятия/

Предварительная и последующая работа

1.

Занятие «Давайте познакомимся», /групповое занятие, консультация, анкетирование/

Цель занятия: создание условий для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей.

  1. 1.Ритуал приветствия

  2. - Упражнение «Здравствуйте»

- упражнение «Я и моя семья» 

  1. – подвижная игра «Встаньте те, у кого (кто)…»

  1. 2.Основная часть

  2. – упражнение «Опиши своего родителя» 

- Консультация для родителей «Эмоциональный мир ребенка» Приложение 1

- Диагностическое обследование детей рисуночная методика «Моя семья»

3.Заключение.

Упражнение «Вокруг света» 

  1. Ритуал прощания

  2. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…» 

Д/з «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) (Приложение 2).


2.

Занятие

«Мы вместе», /групповое занятие/

Цель занятия: развитие интереса друг к другу активизация эмоционально-телесных связей, релаксация.

  1. 1.Ритуал приветствия

- Упражнение «Зеркало»

  1. 2.Основная часть

- Упражнение-медитация «Портрет»

- Арт-техника «Маска»

- Игра «Похвалилки»

3.Заключение.

- Игра «Царская семья» 

Ритуал прощания»

- Рефлексия

Ознакомление с маской, кто и при каких обстоятельствах ее одевают.


3

Занятие «Учимся сердиться»,

/групповое занятие/

Цель занятия: формирование навыков конструктивного взаимодействия и отреагирование скрытой негативной энергии.

  1. 1.Ритуал приветствия

- Игра «Давайте поздороваемся»

2. Основная часть

- Игра «Кто быстрее?»

- Игра «Снежный бой»

- Игра «Обзывалки»

- Аппликация «Снежная картина»

3. Заключение

- Упражнение «Снеговички»

Ритуал прощания

Рефлексия

Рассматривание картины на тему зима

4.

Занятие «Эффективное взаимодействие

/групповое занятие/


Цель занятия: формирование навыков конструктивного взаимодействия, развитие саморегуляции.

1.Ритуал приветствия

- Приветствие

- Игра «Да и нет»

2. Основная часть

- Игра «Черепахи»

- Упражнение «Эффективное взаимодействие»

- Арт-техника «Рисунок в круге»

3. Заключение

- Упражнение «Маленькая птичка»

Ритуал прощания

Рефлексия

Д/з прочитать любимую сказку, обсудить какие герои встречаются, какие они по характеру.

5.

Занятие «Пойми меня»,

/групповое занятие/


Цель занятия: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания между родителями и детьми.

1. Приветствие.

Упражнение «Связующая нить»

Упражнение «Закончи предложение»

2 Основная часть

- Игра «Маски»

- Упражнение «Волшебные средства»

- Игра «В тридевятом царстве»

- Игра «Волшебные заросли»

3. Заключение

- Рефлексия.

Ритуал прощания

- Игра «Волшебный мешочек»

Побеседовать с детьми о пройденном дне

6.

Занятие

«В гостях у сказки»,

/групповое занятие/


Цель занятия: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия, развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми.

1. Ритуал приветствия

- Приветствие

Упражнение «Передай по кругу»

2. Основная часть

Упражнение «Сочиняем сказку»

Драматическая инсценировка

3. Заключение

Упражнение «Водный карнавал»

Ритуал прощания

Рефлексия

Рассматривание картин «Карнавал»

7.

Занятие «Счастливая семья», /групповое занятие/


Цель занятия: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.

1. Ритуал приветствия

- Приветствие.

- Упражнение «Пожелания»

2. Основная часть

- Игра «Умные вопросы»

- Игра «Калейдоскоп»

- Игра «Исследователи»

Игра «Помоги Золушке»

3. Заключение

- Панно «Подарок для Золушки»

Ритуал прощания

- Рефлексия

Д/з подготовить совместно с родителями выступление на 5 минут. Презентовать семью.

8.

Занятие итоговое «След на память»,

/групповое занятие, беседа, анкетирование/


Цель занятия: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия между родителями и детьми.

1. Ритуал приветствия

- Приветствие.

- Упражнение «Родители и дети глазами друг друга»

2. Основная часть

- Игра «Жмурки»

- Самодеятельное представление

- Арт-техника «Ладошки»

- Анкетирование родителей (Приложение 4)

- Для детей проектированный рисунок «Моя семья»

3. Заключение

- Вручение дипломов «Дружная семейка»

- Рефлексия

Ритуал прощания

- Завершение программы

Подготовить дипломы

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Основные цели и задачи, поставленные перед программой, реализованы. Так как итоги работы групп в целом были оценены положительно. Многие родители отмечали, что впервые смогли по-другому посмотреть на своего ребенка, получили возможность задуматься над своими поступками, суетностью своей жизни, увидели себя и своего ребенка с новой стороны. У детей также наблюдалась положительная динамика. Некоторым участникам группы была оказана индивидуальная консультация.

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Дидактический материал и оборудование: бумага форматов А4, А3, А2, цветная бумага различной фактуры, фольга, газеты, картон; ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, пластилин; цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель и гуашь); различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, макароны, природный материал; секундомер; атрибуты костюмов сказочных героев; клубок шерстяных ниток; записи релаксационной и веселой музыки.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001.

  2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб., 2005.

  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. — СПб., 2002.

  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.

  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л.М. — СПб., 2003.

  6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.

  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

  8. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. — Мн., 2003.

  9. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М., 1989.

  10. Франке-Грикш М. “Ты с нами!” — М., 2005.

  11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

  12. Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. — Мн., 2003.

Интернет ресурсы:

http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000815

http://dou-1.unosmirnih.ru/images/doklad_3.pdf

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200402809

https://studfiles.net/preview/5576297/page:4/

http://sonyaclub.ru/emocionalnyj-mir-rebenka/























Приложение























Приложение 1

консультация для родителей «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА»


Мы часто употребляем в речи выражения «эмоциональный человек» или «ему не хватает эмоциональности», но не задумываемся о том, что же это такое – эмоция? А это психический процесс, длящийся недолго, но отражающий субъективную оценку человеком происходящего.

Вот и эмоциональный мир ребенка наполнен переживаниями, волнениями, радостью, страхами. Отсюда порой непредсказуемое поведение, шокирующее окружающих, неуемный смех или неожиданные слезы.

Психологи и педагоги обращают внимание родителей на необходимость бережного влияния на эмоциональную сферу детей, потому что от этого зависит их самооценка, отношение к учебе и даже к противоположному полу.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ

Формирование эмоций начинается в раннем детстве и продолжается почти всю жизнь. Есть даже понятие «эмоциональный возраст», которое характеризует внутреннюю зрелость человека. Если эмоциональная сфера бедна, то говорят, что этот мужчина (или женщина) «психически не созрели», то есть биологический возраст намного опережает эмоциональный. Странно бывает видеть взрослого дядю, который истерично спорит с женщиной из-за пустяка, или даму почтенного возраста, ведущую себя как капризная девочка.

Вот почему развитие эмоционального мира детей подразумевает формирование у них адекватного восприятия ситуации и сообразного поведения в ней.

Для этого нужно

  • давать детям возможность в раннем возрасте самим справляться со сложными ситуациями, а не спешить им на помощь сию минуту

  • демонстрировать на собственном примере, как следует реагировать на трудности, неудачи, как радоваться успехам

  • разговаривать с детьми, помогая им осмысливать свои переживания и воспринимать все, что с ними происходит, как опыт

  • не оставлять без внимания неадекватное поведение ребенка, случаи жестокости, желания причинить кому-то физические или моральные страдания

  • проявлять к детям разумное сочувствие, поддерживать их и просто – любить!

Время от времени полезно проводить «диагностику» эмоционального состояния ребенка. Для этого достаточно посмотреть на его рисунки. Неравнодушные педагоги в садике и школе время от времени дают им задание нарисовать свою семью. Тут – то все и открывается…

Одни детки изображают яркие фигуры членов своей семьи, не забывают даже про кошку и собаку, аккуратно прорисовывают все мелочи и детали. Другие размашистыми небрежными мазками темной краски рисуют схематичные фигуры без признаков пола. Чаще всего второй пример иллюстрирует недостаточное развитие эмоционального мира детей, нехватку любви, ласки со стороны родителей и близких, возможно – пренебрежительное отношение к ним, что делает существование любого ребенка невыносимым.

Для коррекции эмоциональной сферы нужны усилия, как со стороны учебного заведения, так и со стороны семьи.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ МАМ И ПАП

Общаясь с детьми, старайтесь не использовать таких выражений:

– В сотый раз повторяю тебе…

– У меня язык отвалится, столько раз тебе говорить…

– И на что ты только рассчитываешь!

– И что – это так сложно запомнить?

– Ты ровно такой, как (твой папа, дедушка, «сосед-придурок» с первого этажа и т.д.)

– Отстань!

– Почему у других это получается, а у тебя нет?

Будет лучше, если вы скажете:

– Какой же ты умный (сообразительный, красивый, смелый и т.д.)!

– Здорово, что ты у меня есть!

– Сегодня ты молодец!

– Я тебя очень-очень люблю!

– Хорошо у тебя получается! А меня научишь?

– Если бы не ты, я бы ни за что не догадалась (не справилась, не узнала бы и т.д.)

Для развития эмоционального мира детей полезно теплое, доверительное общение с родителями, когда нет запретных тем и не страшно обсудить переживания и новый опыт. Чаще советуйтесь с ними, хвалите их, признавайте достоинства, помогайте пережить и принять негативный опыт, оцените успехи. Только в этом случае вам удастся вырастить эмоционально зрелого человека.

Источник: http://sonyaclub.ru/emocionalnyj-mir-rebenka/

Приложение 2


ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ

(А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)


Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентирован­ный на выявление родительского отношения у лиц, обращаю­щихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стерео­типов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприя­тия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного по­люса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель Воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» - социально-желательный образ родитель­ского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оцени­вает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зре­ния в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистан­цию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать; что родитель стремится к симбиотическим от­ношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощу­щает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ре­бенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Трево­га родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо про­сматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка без­оговорочного послушания и дисциплины. Он старается навя­зать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, при­вычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» - отражает особенности воспри­ятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях, по этой шкале в Родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социаль­ную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, от­крытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка..

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по Отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы доса­дить мне.

17. Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку, «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немно­го стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свобод­ное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мне­ние ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1.«Принятие-отвержение»: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60.

2.Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,33,34,35,36.

3. «Симбиоз»: 1,5,7,28,32,41,58.

  1. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2,19,30,48,50,57,59.

  2. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение,

2 – социальная желательность,

3 – симбиоз,

4 – гиперсоциализация,

5 – инфантилизация.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1 шкала

«сырой балл»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Процентный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,6

90,5

«сырой балл»

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Процентный ранг

92,4

93,67

94,3

95,5

97,46

98,1

98,73

98,73

99,36

100

100

100

100

100

100

100

100


2 шкала

«сырой балл»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,33


3 шкала

«сырой балл»

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

95,65


4 шкала

«сырой балл»

0

1

2

3

4

5

6

Процентный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,3

83,79

95,74


5 шкала

«сырой балл»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентный ранг

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

99,83

100






Приложение 3

РИСУНОЧНАЯ МЕТОДИКА «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: диагностика внутрисемейных отношений.

Материал: стандартный лист бумаги (формат А4), набор цветных карандашей, стиральная резинка.

Инструкция: “Пожалуйста, нарисуй свою семью”. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: “Можешь рисовать, как хочешь”.

Ход работы: При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 мин (при групповом выполнении теста время чаще ограничивается в пределах 15-30 мин).

Когда дети отговариваются тем, что они не умеют рисовать, необходимо успокоить их, сказать, что здесь не важна красота рисунка.

Во время рисования делайте вид, что занимаетесь своими делами (например, написанием чего-либо), но незаметно для ребенка наблюдайте за тем, как он рисует, что рисует, где рисует... Записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования, паузы более 15 сек. и стирание деталей.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа. Обычно задаются следующие вопросы:

  • Скажи, кто тут нарисован?

  • Где они находятся?

  • Что они делают?

  • Им весело или скучно (грустно)? Почему?

  • Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

  • Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса призваны вызвать ребенка на открытое обсуждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.

При опросе исследователь должен попытаться выяснить у ребенка смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему он не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).

Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может инициировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются вопросы проективного характера (например: “Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?”, “Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?”, “Кого мама позовет идти с собой в … ?” и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: три из них должны вызвать негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные:

  1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты взял с собой?

  2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас должен остаться дома. Кто он?

  3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь платье для куклы), и тебе не везет (не получается). Кого ты позовешь на помощь?

  4. Ты имеешь … билетов (на один меньше чем членов семьи) в театр. Кто останется дома? (Почему?)

  5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел жить там?

  6. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села играть. Но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для анализа детского рисунка семьи также надо знать:

  • Возраст обследуемого ребенка.

  • Состав его семьи, возраст братьев и сестер.

  • Сведения о поведении ребенка в семье, детском саду и школе.

На практике для удобства анализа и оценки результатов проведения теста “Рисунок семьи” используются различные табличные методики, сгруппированные по симптомо-комплексам.

Симптомо-комплексы детского рисунка семьи

Симптомо-комплекс

Симптомы

Благоприятная семейная обстановка

Изображение всех членов семьи

Отсутствие показателей агрессии, враждебности (руки в стороны, длинные пальцы и т. д.)

Спокойные, четкие линии

Отсутствие изолированных членов семьи

 

Тревожная семейная обстановка

Наличие штриховки

Линия основания – пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажатием

Стирание

Много деталей

Двойные или прерывистые линии

Подчеркивание деталей

 

Конфликтность в семье

Барьеры между фигурами

Стирание

Отсутствие частей тела у отдельных фигур

Изоляция отдельных фигур

Несоответствие вербального описания и рисунка

Преобладание на рисунке вещей

Отсутствие некоторых членов семьи

Член семьи, стоящий спиной

 

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Автор рисунка непропорционально маленький

Расположение фигур в нижней части листа

Линия слабая, прерывистая

Изоляция автора от других

Маленькие фигуры

Неподвижная фигура автора

Отсутствие автора

Автор стоит спиной

Враждебность семейной обстановки

Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

Агрессивная позиция фигуры

Зачеркнутая фигура

Деформированная фигура

Руки раскинуты в стороны, длинные пальцы

Обработка данных: Затем проанализируйте данные рисуночной пробы по нижеприведенной схеме.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд следующих деталей:

  1. Последовательность выполнения задания.

Как правило, после получения установки ребенок сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие рисунок детали. Если же вдруг художник по непонятной причине акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи, "забывая" нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения второстепенных объектов и предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает и что кроется за всем этим. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен и художник.

  1. Сюжет рисунка.

Чаще всего сюжет предельно прост. Ребенок изображает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, почему-то лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут кустики и деревья. Некоторые дети размещают своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безусловно, самым важным - ребенок. Эти рисунки, как правило, переполнены экспрессией и динамизмом. Как уже было сказано выше, иногда дети просто отказываются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи. Но это только на первый взгляд. Рисунок семьи "без семьи" - крик протеста ребенка и подаваемый им, таким образом, сигнал бедствия - SOS. Если рисунок семьи у ребенка ассоциирует с чем-то приятным, с теплыми, нежными воспоминаниями, он освещает всех членов семьи или кого-то из них ярким солнцем - символом ласки, добра и любви. Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, то, вероятнее всего, это связано с дискомфортом ребенка.

  1. Последовательность расположения членов семьи.

Обычно первым ребенок изображает или самого любимого им члена семьи, или, по его мнению, самого значительного и авторитетного в доме. Если самым значительным ребенок считает себя, он, не скрывая это, рисует свою фигуру первой. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее, на их роль в семье в глазах ребенка или на отношение их, по мнению рисующего, к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у ребенка. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет. Поэтому, если ребенок интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.

  1. Размеры фигур членов семьи.

Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергнутые дети изображают себя обычно едва приметными, низкорослыми, крошечными мальчиками-с-пальчик или Дюймовочками, подчеркивая всем этим свою ненужность и незначительность. В противовес "отвергнутым" кумиры семьи не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой и даже выше их.

  1. Величина пространства и ее размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ребенок часто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц. При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену. Когда ребенок считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других.

  2. Место расположения ребенка на рисунке- источник важной информации о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если на рисунке ребенок изобразил себя после своих всех братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего просто признак ревности его к другим живущим в семье детям, по отношению к любимым маме или папе, а может быть, обоим вместе, и, отдаляя себя от всех остальных, художник сообщает нам, что он считает себя лишним и ненужным в доме.

  3. Когда ребенок почему-то "забывает" вдруг нарисовать себя, ищите вескую причину в семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя - сигнал конфликта между ним и кем-то в вашем доме или семьей всей в целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с другими близкими ему людьми. Своим рисунком таким способом художник выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье.

  4. Когда ребенок почему-то "забывает" вдруг нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов своей семьи, то, вероятнее всего, не кто иной, а именно "забытый" родственник ребенка и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. Умышленно "забыв" включить такого близкого в состав своей семьи, ребенок как бы нам указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом художник "устраняет" конкурентов, пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям своего пола. Особенно упорно "мстит" ребенок и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: "Где этот член семьи?" - ребенок, продолжая "мстить" ему, несет в ответ сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде того, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу…

  5. Когда ребенок почему-то "дополняет" вдруг свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко дети заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, "моделируя" состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-нибудь другим вариант. Помимо посторонних лиц, художник часто "дополняет" свою семью животным миром: мы видим птиц, зверей, но больше всего преданных и нужных человеку кошек и собак. И если в этих "дополнениях" нет никакой идентификации с реальным членом семьи ребенка, и если кошки и собаки... просто выдуманные, их нет на самом деле у художника, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что ребенок жаждет быть кому-то нужным.

  6. Когда ребенок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, "забыв" нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места. Довольно часто на рисунках одного себя неприятие ребенка членами семьи видно через эмоциональный фон и сумрачную цветовую гамму. Одиночество отвергнутого в возрасте, когда еще дети не способны обходиться без родителей, - грозный признак неблагополучной ситуации в семье для вашего ребенка. Иногда художник при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры семьи или дети, не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых такой ребенок отличается невольным любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второстепенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.

  7. Чтобы провести подробнее анализ, детально рассмотрите, как ребенок вырисовывает лица и другие части тела. Особенно информативен рисунок головы. Когда вы видите, что автор почему-то пропускает на рисунке известные ему части лица или вообще изображает лицо "без лица", то есть, помимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни носа...), то это чаще всего - выражение протеста художника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого ребенок, очевидно, постоянно переполнен негативными эмоциями. Когда художник так изображает свое лицо, лицо без глаз, без рта, без носа, то это признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми. Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза, то, вероятнее всего, ребенок вас осведомляет, что этот член семьи все время наблюдает и следит за ним, не допуская никаких его проступков, ребячьих шалостей и баловства. И этот родственник "все вижу" - источник большинства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть рисунок близкого "все слышу", на котором автор поглощен изображением ушей, превышающих размеры ушей Чебурашки. Когда из всех частей ребенок выделяет лишь рот, то, вероятнее всего, "хозяин рта", как прессом, давит на художника, "воспитывая" его бесконечными нотациями, нравоучениями в рамках собственной морали, и культивирует в нем страх. Когда вы видите, что на рисунке художник больше всего акцентирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, ребенок лишний раз показывает вам, как для него значителен изображенный им таким путем ближайший родственник. А если ребенок так изображает самого себя, то это просто любование собою или один из признаков, свидетельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Нередко этим способом художник скрашивает собственный физический "дефект". А если так свое лицо рисует девочка, то чаще всего она просто подражает своей матери, которая из-за кокетства постоянно на ее глазах подкрашивает губы, припудривает нос, приглаживает волосы. Помимо головы, большую информацию вам могут дать и нарисованные руки. Когда длина их сразу же бросается в глаза, то, вероятнее всего, они принадлежат тому из близких членов семьи ребенка, который агрессивно относится к нему. Такого родственника автор иногда изображает вообще без рук, пытаясь хотя бы символически, но погасить агрессию. Когда безруким на рисунке мы видим самого ребенка, то, вероятнее всего, таким путем художник хочет нас осведомить о том, что он совсем бессилен, и не имеет права голоса в семье. Когда ребенок на рисунке подчеркивает длину не чужих, а своих рук или рисует их приподнятыми вверх, то этим он показывает свою агрессивность или свое желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.

  8. Цветовая гамма рисунка- своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемых ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает. Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке дети, об этом не догадываясь сами, "выпячивают" ярким, сочным цветом, невольно привлекающим ваш взор. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы, приснившейся в волшебном сне. И если даже ваш ребенок не использует всю гамму красок, имеющихся у него, он все равно, желая того или не желая, но выделяет хоть одним неординарным, бросающимся вам в глаза мазком любимого им родственника среди всех остальных. Особенно нарядны мамы. Свою любовь к ним дети выражают конструированием для них таких моделей фантастической одежды, патенты на которые, наверно бы, закупили у них модные журналы. Помимо платьев, юбок, блузок, где рюшки, вышивки, воланы, у многих мам в ушах сережки, на шеях бусы и заколки в волосах. Почти все мамы в модной обуви и с необычными прическами. А если вы вглядитесь в цвет волос их, то чаще всего скажете: так не бывает - с каких пор волосы оранжевые, желтые и даже синие. Так не бывает в жизни, но бывает на рисунке, когда ребенок в половодье нежных чувств, выплескивающихся этим способом наружу. Любимым папам тоже есть во что одеться. И очень часто их наряды практически не уступают маминым. Ребенок также ярко наряжает и всех других не безразличных ему родственников, рисуя самые мельчайшие детали их одежды. Когда ребенку в семье хорошо, он также празднично наряжен и излучает теплые тона. Холодные тона, изображенные ребенком, - как красный цвет на светофоре, сигнализирующий "стоп". Холодные тона, как правило, свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет, обычный черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. И это неприятие бывает явным или скрытым. Если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. Сигналом бедствия и неблагополучия для ребенка может служить и контурное рисование им отдельных членов своей семьи или семьи всей в целом даже тогда, когда художник изображает контуры различными цветами, а не простым карандашом.

Какими же средствами, деталями, нюансами художник сообщает о своей роли в собственной семье и о сложившихся в ней отношениях между другими членами семьи.

    1. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие между родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая юному художнику своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Чтобы родитель выглядел еще внушительнее, нередко дети помещают его на специально выдуманный ими пьедестал. Родитель, обожаемый ребенком, не только тщательно им вырисовывается, но и наряжен в самые волшебные наряды, которые по яркости цветов гораздо ярче самых ярких одежд художника. Бывают случаи, когда наряд художника и самой лучшей для него на свете мамы или самого прекрасного на свете папы идентичны. В период первой романтической любви к родителям обычно девочки рисуют себя рядом с папами, а мальчики - поближе к мамам. В период подражания ребенка родителям своего пола закономерность эта изменяется и девочки уже находятся вплотную к мамам, а мальчики - вплотную к папам. Причем родитель, обожаемый ребенком, не нарисован контурами и штрихами, а вырисовывается буквально до деталей. Когда ребенок почему-то, вдруг рисуя себя рядом с обожаемым родителем, невольно между этим "рядом" оставляет пустой промежуток, то, вероятнее всего, этот промежуток - отражение невидимого нам барьера между двумя любящими людьми. Чаще всего этот барьер - черты характера родителя, отталкивающие от себя ребенка и заставляющие юного художника придерживаться при общении с родителем определенной, как на поводке, дистанции. Свое неудовлетворение ребенок обычно выражает черным цветом или хотя бы одним сумрачным мазком.

    2. Отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие).Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье, он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью, или рисует ее, позабыв нарисовать себя. В отдельных случаях художник размещает свою маленькую и невзрачную фигурку вдали от всех, подчеркивая этим свое одиночество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами его семьи находятся какие-то ненужные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко дети пустой промежуток вдруг заполняют теми родственниками, которых нет, или реально существующими, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки. Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным в своей семье, его фигура меньше всех, одежда мрачная и незаметная. Такой ребенок часто просто изображает себя контурами и штрихами, не останавливаясь на деталях, рисуя себя в завершении сюжета. В тех случаях, когда ребенок, вопреки всему, привязан все-таки к кому-то из родителей или к обоим сразу, он их рисует теплыми тонами, не скупясь на ласковые краски. И эти теплые тона в контрасте с теми холодными тонами, которыми изображен художник, свидетели уже образовавшейся или начавшей образовываться пропасти взаимоотношений между ребенком и его семьей. Как правило, отверженные дети обычно "забывают" нарисовать того из членов своей семьи, который, по их мнению, их отвергает.

    3. Конфликтная ситуация в семье.Известно, что чем младше и чувствительней ребенок, тем чаще он считает себя виновником конфликтов в своей семье, расценивая их в виде расплаты за баловство, непослушание и детские грехи. Ребенок, чувствуя себя виновным, отвержен в собственных глазах, поэтому его рисунки почти всегда напоминают аналогичные рисунки при эмоциональном неприятии детей в семье. Чаще всего художник "забывает" нарисовать того из близких, из-за кого, как он считает, возник конфликт. А если все-таки ребенок рисует того человека, он, чтобы привлечь к нему внимание, изображает его выше или ниже всех, стоящих рядом, в холодных, траурных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родственники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены все друг от друга ненужными предметами, пустыми промежутками, как будто существуют не все вместе, а каждый сам с собой. Когда ребенок при конфликтах "забывает" вдруг нарисовать себя, то этим как бы он наказывает самого себя. Когда ребенок неожиданно для вас изображает себя рядом с теми родственниками, к которым не питает теплых чувств, то этим способом он чаще всего хочет уменьшить, нейтрализовать, а может быть, и полностью замять конфликт.

    4. Ревность к одному из родителей в семье.Когда ребенок ощущает ревность к кому-то из родителей, то он пытается ее завуалировать тем, что внезапно "забывает" вдруг нарисовать "ненужного" родителя или, рисуя его, оттесняет всеми способами на задний план. Как правило, "мешающий" родитель намного ниже всех, невзрачен и неряшливо одет. Нередко у ребенка хватает терпения лишь на то, чтобы изобразить его хотя бы контурами. "Мешающий" родитель на рисунке чаще всего "бездействует", в то время как любимый занят с ребенком общим делом.

    5. Ревность к братьям и сестрам. Обычно тот ребенок, к которому ревнуют, рисуется вблизи с родителями или вплотную к ним. Нередко с этого ребенка и начинается рисунок, чтобы привлечь ваше внимание к "любимчику"; ревнивец или тщательно, буквально до деталей, вырисовывает всю его фигуру, увеличивая рост и наряжая в броские одежды, лишний раз подчеркивая этим, как "любимчику" живется хорошо в семье, или же, забыв обо всех предосторожностях и "расправляясь" со своим "мучителем" хотя бы на бумаге, изображает его контурами в траурных тонах, чтобы дать понять вам, как "любимчик" неприятен самому художнику. Если ревность так сильна, что ребенок сам не в силах справиться с собою, он нечаянно вдруг "забывает" включить в круг своей семьи то брата, то сестру, а то обоих сразу, хотя помнит о существовании их в доме. Есть еще один вариант. Чтобы привлечь к себе внимание родителей, ревнивец, тщательно рисуя братьев и сестер, не оставляет себе места на рисунке или же изображает свою хрупкую фигурку в отдалении от всех, подчеркивая этим, что он - лишний.

    6. Неполная семья.Обычно на рисунке присутствуют все члены семьи, если даже они уже бывшие. Причем родитель, не живущий в доме, изображается последним, после длительных раздумий, пауз. Ребенок, словно Гамлет, должен сделать выбор: "быть или не быть"... нарисовать... или не стоит... И если выбор сделан, чтобы все-таки нарисовать, отсутствующий член семьи рисуется как будто он реальный и очень часто даже имеет много сходства с самим художником. Нередко такой член семьи изображается неясным контуром, а между ним и всеми остальными присутствуют различные предметы, домашние животные, соседи, родственники и друзья или приветливые незнакомцы - явления волшебных грез ребенка, короче говоря, все те, кто сможет смягчить участь юного художника. Когда ребенок уже привыкает и по-своему смиряется, что у него неполная семья, он все рисует так, как есть на самом деле. И чтобы лишний раз нам показать, что ему это безразлично, он компенсирует отсутствие родителя какими-то другими, важными для данного момента для него деталями. Как правило, неполная семья, изображенная ребенком, почти всегда имеет буферную зону на рисунке, зону надежды, зону домысла и грез ребенка, поэтому в любой момент неполная семья способна превратиться в полную.

    7. Единственный ребенокочень часто рисует себя между мамой и папой. Когда в семье нет никаких конфликтов, он - главное звено объединения родителей. Чем меньше расстояние между ребенком и родителями, тем ближе члены всей семьи друг к другу, тем крепче родственные чувства, связывающие их. Когда в семье не все благополучно или в период романтической любви к родителям, семейная идиллия в виде триады - мама, ваш ребенок, папа или папа, ваш ребенок, мама - претерпевает крах. И на рисунке юного художника последовательность расположения всех членов семьи может иметь множество вариантов. А при хронической конфликтной ситуации, при резко выраженном дефиците общения в семье ребенок, словно инопланетянин, ищет новые контакты вне семьи и "дополняет" свою семью теми, кто никогда не жил в их доме, но с кем он сможет в трудную минуту отвести хотя бы душу. Чаще всего единственный ребенок, рассказывая о семье, изображает тип родительского воспитания.

Распознавание типов воспитания по рисункам
  1. Кумир семьи.При этом типе воспитания ребенок чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими нарядами, на голове его нередко красуется корона. А маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для сравнения. На этом фоне выглядит кумир, как будто праздник среди будней.

  2. Гиперопека.Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше всего его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда ребенок на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спуская с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ребенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него - своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

  3. Гипоопека.При этом типе воспитания ребенок чаще всего выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг "забывает" среди всех нарисовать себя. А на вопросы: "Где ты?", "Почему забыл?" - придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг его отсутствие: "В детском саду", "Гуляю во дворе", "Учительница задержала в школе". Полярный этому варианту вариант, когда ребенок почему-то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом, утверждая, что никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы... Когда ребенок все-таки рисует полностью свою семью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя полностью свою семью, себя ребенок размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия - отсутствия его среди других. Довольно часто при гипоопеке дети изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других даже тогда, когда эти "другие" реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания, боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя же ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

  4. Безнадзорность.Безнадзорные дети чаще всего отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет этих тонов - словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.

  5. Воспитание по типу "Золушки".При этом типе воспитания ребенок начинает рисовать семью обычно с того брата или с той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего, монументальнее, значительнее. Он - или в центре, в окружении родных, или же - первый среди всех. Им восхищаются, любуются... особенно когда он что-то делает. И если даже "Золушка" во сто крат лучше его делает какие-то задания, родители не придают "ее" заданиям особого значения. При этом типе воспитания ребенок не умеет и не в силах скрыть его подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами. И, мстя сопернику, художник часто наряжает его прозаичнее и будничнее, чем себя, нередко этим затрудняя ваш анализ и трактовку данного рисунка.

  6. "Ежовые рукавицы".При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из родителей или обоих сразу, он хочет "нейтрализовать" свой страх хотя бы на бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто держит его в этих "рукавицах". Зато себя ребенок окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то мере, но способен, пускай даже на время, смягчить его участь, уменьшив степень дискомфорта. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае, не раскрывает истинной причины. При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на рисунке намного ниже, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а умышленно занижен. Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в "ежовых рукавицах", изображен им с необычно большим ртом, чаще всего раскрытым, или с огромными когтистыми руками. Когда ребенок таким типом воспитания родителями буквально доведен до белого каления и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет "позабыть" нарисовать "мучителя", то он рисует его чаще всего без какого-либо рта вообще или совсем без рук, чтоб хотя бы таким наивным способом уменьшить пленивший его страх. Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы на каплю облегчая этим его жизнь.

  7. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких детей - всего лишь навсего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности художник точно так же, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтоб обратить хотя бы на это часть нашего внимания. Однако, сам того не сознавая, как правило, ребенок высветляет в таких рисунках все нюансы и оттенки родительского воспитания в семье. И если при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой разной. Однако чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем есть всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный - своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им члену своей семьи. Простой, обычный индикатор, срывающий все маски.

  8. Воспитание "в культе болезни".Как и кумир или как при гиперопеке - ребенок на таком рисунке чаще всего в центре. Вокруг него те, кто ухаживает постоянно за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто дети даже на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто опекает их постоянно. Но как бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет, "больной" предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами.

  9. Воспитание по типу "кронпринца"."Кронпринцы" первыми рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сторон буквально с самого рождения, мир вещизма, а не мир людей. Затем "кронпринц" обычно на рисунке изображает самого себя, играющего с этими вещами. Родителей он вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей, которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким "кронпринцем" его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи, когда "кронпринцы" "заменяют" рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами.

  10. Противоречивое воспитание.Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего "группирует" отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто ему "мешает", обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде "буфера" рисует своих бабушек и дедушек даже тогда, когда их нет уже в живых.

  11. Смена образцов воспитания. Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип, собственно которого и нет. При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно "забывает" нарисовать его среди родных или, изображая малыша рядом с родителями, не оставляет места для себя. Когда из дома навсегда уходит папа, ребенок еще долго продолжает рисовать его в семье, как будто ничего и не произошло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца.

Модификация рисуночной методики "Моя семья" - "Семья, которую хочу"

Чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, можно воспользоваться также вариантом этой пробы, модификацией ее в методику "Семья, которую хочу".

Для этого, после того как ребенок закончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону и дайте ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря - "Семью, которую хочу".

Обычно на рисунке "Семья, которую хочу" нередко "исчезает" кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или "укорачивает", или "удлиняет" свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе "Моя семья". Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в "ежовых рукавицах" и из-за этого был первым на рисунке "Моя семья", то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда ребенок все-таки решает в новой семье "оставить" даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех.

Тот родственник, которого ребенок почему-то "забывает" изобразить в "Семье, которую хочу", как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, "исключив" его самостоятельно из членов собственной семьи и таким образом свершив свой "суд", художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и "намекает", как его осуществить.

Полученные результаты могут стать основой для психокор­рекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо он субъективно-личностный, либо имеет объ­ективные причины в семье или школе и т.д.





























Приложение 4

АНКЕТА

Фамилия, имя, отчество_____________________________

1. Произошли ли, по вашему мнению, какие-то изменения в результате занятий (если произошли, то какие):

• в поведении или эмоциональной сфере вашего ребенка ____________________

• в ваших взаимоотношениях с ребенком___________________________________

• в ваших взаимоотношениях в семье______________________________________

• в вас самих___________________________________________________________

2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас и вашего ребенка? _____________________________________________________________

3. Какие упражнения, игры, задания показались бессмысленными, непонятными, бесполезными? ________________________________________________________

4. Оцените (по 5-бальной шкале) эффективность такой форма работы, как детско-родительские занятия:

• для детей___________________________________________________________

• для родителей_______________________________________________________

• для гармонизации внутрисемейных отношений____________________________

• другое_______________________________________________________________

5. Какие открытия для себя вы сделали в ходе работы в группе?___________________

6. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга (содержание и проведение занятий, оборудование, место и время проведения, частота встреч) ___________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!