Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика рабочей программы
3. Описание места внеурочной деятельности
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
5. Содержание внеурочной деятельности
6.Тематическое планирование
7.Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения
8. Планируемые результаты внеурочной деятельности «Квилинг».
9. Календарно-тематическое планирование
1.Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности по направлению декоративно-прикладного искусства «Квиллинг» разработана в соответствии с нормативными документами , определяющимися в рамках реализации федерального образовательного стандарта общего образования, образовательную деятельность, осуществляемую в рамках, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Планирование внеурочной деятельности разработано на основе законодательства в сфере образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:
Федеральный уровень
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2.Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
3.О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
4.Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
5.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
6.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
7.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
8.Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
9.О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
10.О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
1.Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2.Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Муниципальный уровень:
Школьный уровень:
школьный учебный план на 2016-2017 уч. год,
годовой учебный график,
положение о рабочих программах
2. Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного обучающимися при обучении в начальной школе.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи курса:
Организация досуга обучающихся во внеурочное время.
Сохранение и преумножение традиций школы.
Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.
Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии..
Развитие конструктивного мышление и сообразительности;
Привитие учащимся настойчивости в достижении цели;
Обогащать и активизировать словарный запас;
Вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;
научить экономному и разумному использованию материалов;
тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
способствовать формированию образного мышления, творческого воображения,
Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Формировать устойчивый интерес к творчеству.
Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности.
Продолжать совершенствовать художественные направленности детей.
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями(круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.) Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Принципы организации внеурочной деятельности
1. Включение учащихся в активную деятельность.
2. Доступность материала и наглядность.
3. Учёт возрастных особенностей.
4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)
6. Использование разнообразных форм занятий.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)
Программа «Квиллинг» разработана в соответствии с проектом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Программа «Квиллинг» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Идея создания данной программы основана на запросах учащихся и их родителей с целью формирования учащихся устойчивого интереса к видам искусства, что позволит выявить и способствовать развитию их творческих способностей.
В основу программы положены:
единство воспитания и образования, обучение в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать окружающую действительность;
система практических заданий на основе межпредметных связей (познание мира, самопознание, литературное чтение), что позволяет почувствовать направленность курса, их связь с жизнью;
направленность программы на активное развитие учащихся эмоционального эстетического и нравственно — оценочного отклика на красоту окружающих предметов.
Процесс обучения организован, дифференцировано, используя технологию педагогического сотрудничества, что позволяет обеспечить каждому ученику условия для реализации творческих способностей.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Квилинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
3.Описание места внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Квиллинг», ведётся в 6 классах 2 часа в неделю,70 часов в год.
4.Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Квиллинг»
Освоение данной программы создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного творчества.
Метапредметные:
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Регулятивные:
выбирать художественные материалы для создания творческих работ. учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в декоративно-прикладном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать красоту .
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным видам декоративно-прикладного искусства
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникативные:
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты:
Создание композиции в процессе практической творческой работы;
осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора.
5.Содержание внеурочной деятельности
Раздел № 1 ВВОДНЫЙ БЛОК(1 ЧАС).
Инструменты и материалы .ПТБ при работе с инструментами.
Раздел № 2 МАТЕРИАЛ — БУМАГА (6 ЧАСА).
Общее понятие о бумаге. История возникновения бумаги. Пр ТБ при работе с бумагой. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Раздел № 3 КОНСТРУИРОВАНИЕ (23 ЧАСОВ).
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Конструирование из основных форм квиллинга : ”капля”. Конструирование из основных форм квиллинга : ”долька”, ”квадрат”. Конструирование из основных форм квиллинга : ”треугольник”. Основные формы. “Тугая спираль”. Техника изготовления. Применение формы в композициях. Конструирование из основных форм квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга ’’тугая спираль’’. Изготовление цветка в форме ’’тугая спираль’’. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Технология изготовления.
Применение формы в композициях. Конструирование из основных форм квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга: “спирали в виде стружки”. Цветок из формы “спирали в виде стружки”. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Выбор композиции. Распределение и подготовка деталей. Изготовление деталей. Выполнение композиции. Сборка композиции.
Раздел № 4 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГА (12 ЧАСОВ).
Конструирование из основных . Изготовление простых, несложных цветов василёк. Изготовление простых, несложных цветов ромашка. Изготовление простых, несложных цветов гвоздика. Изготовление простых, несложных цветов одуванчик. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Пр Изготовление более сложных цветов. Коллективная работа. Композиция из цветов. Выбор композиции. Распределение и подготовка деталей. Изготовление деталей. Сборка композиции.
Раздел № 5 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГА (12 ЧАСОВ)
Базовые формы. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом. Гофрированный картон. Отличительные свойства гофрированного картона. Занимательные игрушки из гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона. Коллективная работа. Композиция из фигурок. Распределение и подготовка деталей.
Изготовление деталей. Сборка композиции.
Раздел № 6 ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (4часов) .
Коллективные работы. Выбор творческой работы и форм. Распределение и подготовка деталей. Изготовление деталей. Сборка композиции.
Раздел № 7 ПРАЗДНИКИ И ПОДГОТОВКА К НИМ ( 12 часов).
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение. Изготовление сувениров к праздникам. Правила оформления итоговой выставки. Подбор вариантов оформления выставки. Оформление итоговой выставки. Подготовка к защите. Защита проекта. Подведение итогов.
6. Тематическое планирование(70ч)
Разделы и темы | Количество часов |
| 6 класс | |
Раздел № 1 Вводный блок | 1 |
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 |
Раздел № 2 Материал — бумага | 6 |
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников | 3 |
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга | 3 |
Раздел № 3 Конструирование | 23 |
3.1 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | 3 |
3.2 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. | 5 |
Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга. | 5 |
Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. | 5 |
Коллективная работа. Композиция из основных форм | 5 |
Раздел № 4 Изготовление цветов в технике квиллинга. | 12 |
4.1. Изготовление простых, несложных цветов. | 4 |
4.2. Изготовление бахромчатых цветов | 4 |
4.3 Коллективная работа. Композиция из цветов | 4 |
Раздел № 5 Изготовление животных в технике квиллинга. | 12 |
5.1 Базовые формы | 4 |
5.2 Гофрированный картон. Занимательные игрушки. | 4 |
5.3 Коллективная работа. Композиция. | 4 |
Раздел № 6 Цикл творческих работ. | 4 |
6.1 Коллективные работы с использованием техники квиллинга | 4 |
Раздел № 7 Праздники и подготовка к ним. | 12 |
7.1 Изготовление сувениров к празднику. | 6 |
7.2 Оформление итоговой выставки | 6 |
Резервное время | 2 |
Итого: | 70 |
7. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности «Квиллинг»
Содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.
Большая роль в обучении технологии отводится самостоятельной работе учащихся. В связи с этим основное внимание уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу учащихся. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения.
Учебно-методического и дидактический комплекс
внеурочной деятельности «Квиллинг»
Предмет | Класс | Программа | Кол-во часов по программе (год/ неделя) | Учебник | Методический, дидактический комплекс |
Учебные материалы для учащихся | Методические материалы для учителя |
Внеурочная деятельность | 6 | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Квиллинг». | 70/2 | | 1.Мосин И.Г. «Рисование»,Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 1996г. 2.Мосин И.Г. «Рисование-2»,Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 2000г. 3.Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек» Москва Мой Мир 2008г. 4.Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2009г. 5.Жданова Л. «Подарки к празднику»ООО «Хатбер – пресс», 2008г. | 1. Горяева Н.А., Островская О.В«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва «Просвещение» 2000г. 2.Никологорская О.А. «Волшебные краски», Москва «АСТ – ПРЕСС» 1997г. 3.Соколова Н.М. «Основы композиции 5-8 класс». Обнинск «ТИТУЛ» 1996г. 4.Соколова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск «ТИТУЛ» 1996г. 5.Черныш И.В. «Поделки из природных материалов»,Москва «АСТ – ПРЕСС» 1999г. 6.Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Величкина Г.А. «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 2003г. 7.Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. 8.Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.10.Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент» 9.Издательство «Ниола-Пресс» 2006г. |
8. Планируемые результаты внеурочной деятельности «Квилинг».
В результате обучения учащиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагокручения;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
В результате изучения независимо от изучаемого блока или раздела обучающиеся получают возможность познакомиться:
иметь начальные знания по работе с бумагой;
уметь ориентироваться в схемах для выполнения своей работы;
уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;
уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
правила безопасности труда;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
17